Встречи. Студия поэзии | Уважаемые дамы и господа! Студия Поэзии Литературной мастерской «Облик» приглашает авторов и гостей портала на ВСТРЕЧУ №8 с Ольгой Немежиковой! В мастерской «Облик» собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки»! В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения! «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гете Состав Студии Поэзии (в скобках указана текущая очередность рецензирования): 1. Блинов Андрей (7) 2. Бородина Елена (1) 3. Карапетян Наринэ (2) 4. Лунева Наталия (6) 5. Немежикова Ольга (8) - ведущий 6. Сташевска Инга (4) 7. Уваркина Ольга (5) 8. Шорскин Дмитрий (3) Подробную информацию о нашей деятельности вы можете получить в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании! Сегодня рецензируем стихотворения Ольги Немежиковой! Ольга Немежикова: сейчас вновь активно занимаюсь теорией стихосложения с самых азов, на этот раз более углубленно. И меня очень интересует, в первую очередь, конечно, динамика "мастерства" - пока в кавычках, так как я еще, конечно, поэт совсем начинающий. Но ровно год прошел с момента активными занятиями стихосложения. Всерьез я их просто не принимала, думала, оно по пути прозы, но получилось (сама не ожидала), что именно сейчас решила взяться-таки, всерьез. И сподвигло меня на подвиги эти участие в турнире "Остров Сокровищ" и выступление на фестивале литературных авторских театров. И еще. С прошлого рецензирования я уделяла особое внимание во всех последующих стихотворениях, в первую очередь, рифмам, как наиболее "провисшему" техническому моменту. Конечно, жду ваших рекомендаций - во что мне теперь, в первую очередь, надо вглядеться пристальней, чтобы сделать очередной, пусть небольшой, но шажок вперед. "Письмо" Я помню... Ты слышишь, милый? Тот вечер... А как иначе? (Жгутом затянуло. Вилы Под рёбра. Но я не плачу.) Вот только мозги немножко Свихнулись, куда — не знаю. Но там, наверху, дорожка Средь звёздных течёт мозаик. В фиалковом небе — строчка. То спутник летит, наверно. Да! Замуж выходит дочка. Всё в мире ...не так и скверно. Ракурс: насколько удалось передать эмоциональное состояние ЛГ? Удалось читателя взволновать? Образный ряд. Все комментарии, которые считаете уместными. Проблема: любовной лирики всюду представлено довольно много. Но что каждый из вас ищет для себя и ценит в этом жанре? По каким критериям решает для себя - состоялось стихотворение или "ну, что-то булькало..." "Не отдам, не проси - я жадная" Не отдам, не проси — я жадная! Забери лучше всё блестящее... Нет! Без солнца в тени наряд на мне Не увидеть. Да только в чаще я Бесконечной — ни сна, ни роздыха, В горизонт унеслась, зловещая... Мне бы крылья, тебе бы — воздуха: Верю — нам благодать завещана. Не отдам, не проси! Измерен мир. Только мера — кому? Апостолам, Что рыдают в своём безверии. Отдаю... И — помилуй... Господи... Ракурс: о чем это стихотворение - как вы поняли? Уместность образного ряда. Конечно, замечания-ошибки. Проблема: с чего у вас начинается стихотворение как творческий процесс? Обычно у меня есть чувство, которое надо выразить - поднять, очертить, придать форму содержанию. И начало процесса работы уже со словом (когда чувства воплощаются языком) начинается с "пойманной первой строчки" - обычно. Главное - верно ее "вытащить". А следом добывается-нанизывается все остальное. Но она задает размер-настрой, в ее ауре все случается. В принципе, она сама коррекции подлежит, но часто идет "готовая" - в данных стихотворениях именно так. Читала, Цветаева как раз "первую" строчку вставляет вниз. Она сразу знает, что "над ней" будет надстройка. То есть, она как бы знает, к чему придет, но лишь в процессе творчества становится явно - как и через что. Я никогда не знаю, к чему приду - лишь в конце вижу, "чего хотела". Но это только в конце. И тогда наступает ...неземное облегчение - воистину, камень с души - взлетаю! Но я все к тому, что - это только мне важно для работы поймать строчку, которая как семечко для дерева? А что для вас есть "семечко"? Сообщения. 1. Огромная благодарность и восхищение подвижничеству Наталии Луневой! Перед тем, как улететь на отдых, она приготовила и заранее мне отослала обе рецензии - на мои работы и Дмитрия Кастреля! Мы ВСЕ желаем Наталии приятного отдыха и многих радостных впечатлений! Очень ждем ее возвращения! Рецензии Елены Бородиной подойдут несколько попозже. Мы, конечно, их дождемся!!! |
| Инга... Потрясена количеством слов ТВОЕЙ рецензии... Те несколько строчек, что тебе понравились — ну, не время я теряла, как минимум... Спасибо!!! Да, думала о скобках, но решила ограничиться «взятием» лишь третьей и четвертой строк, с пытками. Насчет свихнутых мозгов убедить тебя непросто — ты не из тех, кто берет на веру. Но я рассчитываю на спонтанность изложения — а больше-то ни на что рассчитывать и не приходится, так что оставила просторечие вслед за вилами. (Кстати, Дмитрий! Вилы — не только «Война и мир», еще и картошка, копку которой никто не отменял, а делать это удобнее, конечно же, вилами! Понятно, сено сейчас больше ворошат и собирают машинами. Но 1812 год мне тоже больше нравится! У гусаров была такая красивая форма - первая ассоциация - Денис Давыдов, потом - Наполеон!!! Еще больше нравится полет собственного воображения! Впрочем, вилы там где-то теряются, поскольку на медведя ходили с рогатиной.) Звездные мозаики — это созвездия, Зодиак, так что тут множественное число вполне уместно: каждое созвездие по-своему выложено! ЛГ пишет письмо ночью, так что спутник — нормально. В тоскливой задумчивости глядеть на небо возможно. Знаешь, когда голова опирается лбом на ладошку, локоть на столе, поворачивает голову в окно, в нем — звезды, среди них — спутник летит, долго летит, строчку успевает написать — ЛГ путь его прослеживает. Взгляд на небо, конечно, успокаивает. Любая стихия нас успокаивает - силу передает. Потому полезно жить у моря, у реки, у горы. Ну, а небо — всюду. Насчет лексического состава. Здесь он таков. Все рубленое, даже содержание, довольно крупное, фактурное, выпуклое, экспрессивное. На любителя. В таком виде пришло — мне понравилось. Верю (себе). За «как-то органически вписан(н)ы(е)» рифмы спасибо! Старалась! Втрое стихотворение. Жадная — и система ценностей очень даже ранжирована. Мне наряд важен. До чрезвычайности. Соответственно, моей ЛГ — тоже. В ночи наряд — как увидеть-то?! А потому Солнце, как ни крути, нельзя отдавать. Потому что если Солнце отдать, останется только тень (полумрак) — Венера и звезды не особо освещают, а Луна лишь отражает. Само-собой, все аллегорично. Мир измерен — потому что измерен и все давно описано, взвешено, разнесено. Но человеку нет меры, единственному в космосе. Если он, конечно, проявляет волю, что весьма нечасто случается. Апостолы — как наиболее святые, но и они — всего лишь люди. Да, конечно, это все — мировоззрение чужое. Оно либо принимается, либо не принимается. Либо интересно, либо не интересно. Эклектика? Нет, для меня — не эклектика. Порядок, уровень, масштаб — соразмерно. На мой взгляд, конечно. Понятно, о любви можно говорить в разной лексике. Вот, такую предлагаю. Но, на самом деле, многим неясно — уже показывала. С абстракциями сложновато у народа. А я, действительно, так и мыслю. Но посмотрим, что из этого получится. Спасибо, Инга! |
| Рецензия Андрея Блинова * * * Письмо Взволновать, заинтриговать — да, удалось. Эмоциональное состояние — земной хаос (мыслей) в противовес космическому порядку. Здесь и обращение, и мысли вслух, и даже ирония («мозги немножко // Свихнулись, куда — не знаю»). Если бы стихотворение называлось «Встреча», было бы впечатление, что ЛГ реальная во втором катрене поднимает глаза к небу и отшучивается, чтобы скрыть слезы... Потому что все могло быть совсем иначе, если бы... и так далее. С письмом все чуть запутаннее, так как в письменной речи автор послания старается подать информацию более структурированно. Свихнулись, куда — не знаю. // Но там, наверху, дорожка Вторую строку можно прочитать как продолжение первой: куда? - не знаю - но там. Может, лучше было бы «Смотри: наверху дорожка»? Что тут еще просится? К «строчке» — продолжение ассоциации «небо — текст». Какой-то эпитет, показывающий, что небо (Космос) — разум, текстовое полотно... Еще просится «меж» вместо «средь». Чисто по звучанию. Но возможно, семантически что-то пропадет (средь — это в контексте, а меж — обособленно). В любовной лирике, как и во всех стихах, важны искренность, новизна и техника. * * * Не отдам, не проси — я жадная Во-первых, хочется поздравить автора: дольник (здесь и в прошлом стихотворении) освоен, не каждый этому так быстро учится. В отличие от предыдущего стихотворения, здесь больше своего, внутреннего восприятия и, хотя образы все знакомые (солнце, чаща, крылья и т. д.), интерпретировать текст можно с многими поправками, а лучше вообще не вдаваться в детали, оставив лишь ассоциации. О чем стихотворение? Как обычно, ЛГ испытывает противоборство двух начал — приземленного (бытового) и воздушного (идеального). Ко второму относится и любовь, в широком смысле, которую отдать не жаль, но есть некоторые сомнения («Мне бы крылья, тебе бы — воздуха...»). По «проблеме»: заметил, что все мои последние стихи, включая конкурсные и юмористические, также зарождаются с первой «пойманной» строки, но, в отличие от Цветаевой, эти строки так и остаются в дебюте. |
| Спасибо, Андрей, за потрясающее прочтение! Насколько точно Вы уловили настрой! Правда, с мозгами, скорее, не ирония, а — отчаяние, ну, на время, конечно. Иногда даже очень сильным людям свойственно впадать в состояние тоски, а потом возвращаться к привычной жизни. Потому что всегда быть в состоянии тоски неконструктивно, как ни крути, даже упадочно. Можно быстро постареть, испортить характер и даже жизнь бедным соседям и сослуживцам одним только видом унылым испортить... ЛГ все это понимает, дает себе волю в тоске, и, ею надышавшись, заканчивает письмо более-менее позитивно. Дорожка-строчка наверху противопоставляется хаосу в голове, потому - «но». «Небо — текст» - это Вы очень верно подметили, древние небо воспринимали именно как текст. Появление любого неожиданного тела (кометы) вещало изменения, то есть ничего хорошего. Но времена изменились — и спутник может и должен вызывать лишь положительные ассоциации даже самим наименованием - «спутник». В общем-то, я и писала небо как текст! И Вы верно это уловили! Потому как звезды — конечно, текст, транзит планет — текст. Но наречие «наверно» передает, скажем так, слабую читаемость этого текста самой ЛГ — она погружена в свои переживания. И держится, больше, за замужество дочки, да за надежду, что небо чего-то, да значит, как и этот спутник, которые она неожиданно разглядела. Действительно, спутник летит ПО мозаикам, СРЕДЬ них, В СРЕДЕ мозаик. Между ними пролетать он, конечно, не в состоянии — по орбите движется, а ЛГ видит, понятно, проекцию звездного неба. Хотя «меж» созвучнее, согласна. По ритмике. По дольникам мало информации, потому заитересовалась и подняла «Семинар Юрия Петровича», дабы уточнить размерность. Поскольку все строки у меня соразмерны — в дольнике засомневалась. Юрий Петрович предлагает ЭТО считать (строчным) амфибрахическим логаэдом: два амфибрахия плюс хорей. Его пример: Какая зима по счету Приходит, рассыпав снег? А мне словно шепчет кто-то: «Замри, придержи свой бег!» Только у него во второй-четвертой строках подрезанные последние стопы. Пишет, что амфибрахический логаэд — очень редкое явление. Честно — об этом даже не задумывалась. Вообще, сочиняю на своем дыхании с самого начала. Размер стараюсь соблюдать по первой пришедшей строке и далее — по благозвучию (начала уже даже экспериментировать и тогда, действительно — дольники). Но, все-равно, приятно увидеть свое творение среди чего-то неизбитого!!! Отлично! Конечно, «случайно»(?) ошиблась! Разобралась — убирать уже не буду — пусть останется! Второе стихотворение «Не отдам, не проси — я жадная» — дольник безусловно! 0010010100 0010010100 1010010100 1010010100 Андрей, спасибо! Приятно было вновь окунуться немножко в теорию ритма! |
| Дорогие друзья! Спасибо за рецензии! Как всегда, всем отвечу с удовольствием! Действительно, год достаточно плотной работы с поэзией навел на многие мысли в отношении именно восприятия текстов. Для себя уловила следующее: текст и не должен быть прозрачен семантически для читателей - эти принципы соцреализма поэзию превращают в мумию... Но и набрасывать клочья образов-символов, в надежде, что хоть что-то зацепит, и читатель сам нафантазирует - тоже не дело. Конечно, автор поэтизирует лишь ему известную ситуацию, причем, для него самого сплошь и рядом неясную, именно в поэзии она и должна проясниться. А потому, мне кажется, надо просто больше работать по озвучиванию чувств и впечатлений, пытаясь их понять, а рано или поздно, мастерство придет и сам автор это почувствует, да и читатели чувствуют, просто ощущают - настоящее автор выдает или "красуется" способностью подбора-перебора образных рядов. Но ясно мне одно: в поэзии каждый читатель ищет себя в гораздо большей степени, чем в прозе. В идеале восприятие отличного стихотворения, мне кажется, должно быть уникально-личностным. То есть понято может быть очень по-разному, но ощущение мастерства, даже если ты не понял (а нам не все дано понять - чужая душа потемки), должно быть устойчиво. Поэзия должна читаться сердцем, конечно. Это я все к тому, что очень рада, как по-разному вы все прочитали! Интересно, что наиболее (да полностью, считай!) мне близка интерпретация Андрея Блинова! А ведь мы с ним такие разные! Чудо, не иначе! Чудо поэзии! |
| "Письмо" Да, взволновало. Увидела женщину, уставшую от одиночества и любящую своего мужчину, которого нет. Умер? Крик в холодное звездное небо - это... пронзительно. Стих состоялся, потому что не из категории "мелодично журчащих". Смущают жгут и вилы. Один образ усиливает другой, и получается конкретный перебор. И восприятие теряет градус накала предыдущих строк. Но все равно - понравилось. "Не отдам, не проси - я жадная" Про любовь. Видно невооруженным взглядом) Понравился ритм - похоже на плач-причитание. Что-то народное, фольклорное. Замечания есть. Для меня образный ряд непременно базируется на реальных событиях и объектах, поэтому бесконечная зловещая чаща, уносящаяся в горизонт, меня насторожила. Не складывается у меня цельная картина. По поводу процесса стихосложения. Я почему-то всегда знаю, какой будет последняя строчка) А вот каким будет само стихотворение - загадка до последнего) |
| Елена, Вы очень интересно ситуацию увидели по "Письму", о которой я даже не предполагал после прочтения, в связи со своим юношеским оптимизмом (о таких ситуациях не думается, как-то хочется уйти от быта в с торону романтики)! Возможно такое виденье более правильно. А возможно Ольга права, и стих дает много равнозначных вариантов. Однако ж тут казалось все ясно, а потом - как вилы под ребра. Интересно. |
| Дмитрий! На самом деле вариантов - уйма! Предлагаю такой еще - "как будто умер". Ну, по тем или иным обстоятельствам, а она продолжает обращаться к фиксированному последней встречей ("я помню") образу, отказываясь принимать последующие. И мозги здесь тоже свихиваются к месту. Но с тем же самым "успехом" - живой, образ вполне в развитии, просто не рядом здесь и сейчас. Собственно, описывала тоску без тормозов - насквозь. А тоска - она и в Африке тоска, и может быть при любом положении дел. Человек в командировке, элементарно, разве что замужество дочки какой-то временной период (не менее двух месяцев - срок заявления на регистрацию брака в ЗАГСе) предполагает. Но главное здесь - тоска по любимому. Так отражена. Вместе с натуралистичностью, просторечием в сердцах и обращением взора к вечному - все одновременно нас пронизывает, а на письме как-то структурируется. Ну и жизнь продолжается - "Все в мире ...не так и скверно". Надо просто стоять, не падать, держаться надо и верить, что бы ни случилось. |
| Уважаемая Елена! «Крик в холодное звездное небо - это... пронзительно.» - спасибо! Так и хотелось — пронзительно! Какое красивое слово и точное слово!!! Жгут и вилы... Перебор?... Да нет, драма не должна казаться недосказанной в данном случае — чувственная женщина ЛГ. Хотя — не плачет. По второму стихотворению. Чаща — это как в сказке, когда кинули за собой расческу и вырос дремучий лес, который Баба Яга, почему-то, должна перегрызть, а не перелететь на ступе своей. Аллюзия к сказке, к зловещей чаще, ну, ЛГ ее вполне обозревает. Опять же, чащу эту надо пройти и в ней темно — густая. Так что в ней наряда, скорее, и не увидеть — не до наряда в ней. Но лучше — перелететь. Сказочный внутренний мир, много в нем разных превращений, метаморфоз. Действительно, лучше брать чувственно. Собственно, на то и расчет. В сказках ведь тоже логике не так много и места — там сплошь и рядом по уровню души — внутренней силе - счастье герою или смерть. С уважением, Ольга. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |