Дорогие друзья! Открываем первое заседание Гостиной Крупной Прозы! Сегодня у нас рассказ Николая Виноградова «Ты не кляни свои года напрасно» http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=342989 К сожалению, очень мало нашлось желающих написать рецензию, поэтому рецензий этих сегодня только три. Может, дальше будет лучше? Тут же объявляю следующее заседание. Повесть будет весьма объёмная, поэтому срок дадим – три недели, заседание состоится в пятницу, 26. 06. 2015. Рассматривать мы будем повесть Виктора Фёдорова «Матросский вальс», http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=313191&pid=0 Очень большая просьба ко всем авторам АК и гостям, поддержите работу ГКП хотя бы небольшой рецензией! А сейчас – рецензии на рассказ Н. Виноградова. Вадим Сазонов Мнение о рассказе Николая Николаевича Виноградова «Ты не кляни свои года напрасно»: Рассказ о любви немолодых людей. Вспыхнувшая страсть привела к настоящему чувству. Я так понял идею рассказа. Естественным выходом из сложившейся ситуации был бы развод героя с женой, благо малых детей уже нет, взрослые дети живут своей жизнью. Затем второй брак и счастливая жизнь. Не было бы расстояние, которое мешало бы герою хоть каждый день обнимать своих детей, при необходимости помогать бывшей жене и т.д. Но тут автор накрутил индийских страстей, вплоть до стерилизации, продажи имущества и бизнеса, попытки сбежать в другой город. К чему так было все усложнять в часто встречающейся житейской ситуации? Финал, на мой взгляд, перечеркнул весь рассказ своей неестественностью и надуманностью. Теперь по тексту: Очень затянутые, повторяющиеся диалоги. Можно посчитать, сколько раз в рассказе звучит предложение выпить кофе. Герои очень многословны, мне кажется, большинство диалогов лучше заменить текстом автора. Хорошо бы было рассказ сократить раза в два. Событий мало, а текста много. Не надо читателю все разжевывать, лучше дать ему самому подумать. Диалоги многие неестественны, мы так в жизни не говорим, все проще. Слишком много пафоса, высоких и громких слов, будто герои со сцены призывают зрителей к чему-то. Несколько конкретных замечаний: «переваливший по возрасту за черту средних лет» Неоднозначно, то ли перевалил за черту средних лет, т.е. достиг этих лет, то ли перевалил за черту, т.е. покинул период средних лет. Поэтому и не понятно про какой возраст женщин в дальнейшем рассуждает герой. «в связи с развалом в стране старой и строением новой экономики» Не удачно. Страна старая противопоставляется экономике новой. Более понятно, если развал страны старой и строительство страны новой, либо тоже самое про экономику. «ему приходилось работать и на стройках, и в частных фирмах» А что стройка не может проводиться частной фирмой? «Потом таких людей становилось всё больше, и сама жизнь продиктовала ему такие условия для выживания.» Какие? «Дети у него выросли, живут своими семьями» «приехал Сергей Владимирович на первую встречу с хозяйкой квартиры — нового объекта, где он должен производить замену электропроводки» «представляя из себя серую посредственность, не составит» Неожиданные переходы в настоящее время. «Стройная фигурка, даже чересчур, пожалуй!» - ЭТО КАК? «стариком со старухой стали» - в пятьдесят три года? Как-то странно такое читать в наше время. «Работаю с утра до ночи.» - говорит героиня, сидя целыми днями дома. А через пару абзацев она себе противоречит: «там всё и без нас хорошо крутится, только наведуемся иногда». «так увлёкся своими мыслями и мечтами о Наташе со всевозможными постельными вариациями, что полностью закончил штробить своими перфораторами в обоих комнатах.» А как же на прежних объектах? Там же не было Наташи, не мечтал о постельных вариациях, значит там не заканчивал штробить. Очень много в тексте предложений, в которых связываются несвязанные вещи, где противопоставляются вещи, которые нельзя противопоставить. «нагнувшись перед ним задом» - Куда же она свой зад нагнула? «Пожертвовавшей много счастья, женской нежности, ласки.» Может лучше «Подарившей мальчишке нежность и ласку». Что же это она жертвовала? «- Ой, как приятно-то, мамочки! Сто лет не целовалась. Можешь ещё, если хочешь!.. Ах!.. Ещё!.. Дай я тебя теперь поцелую!.. - Ах, Наташенька, девочка... ноги аж затряслись... ещё, пожалуйста!.. - Присядь, отдохни, не надо всё сразу... Я не хочу, чтобы ты сегодня работал. Сделай себе выходной сегодня, побудь со мной! - С удовольствием! Только об этом и мечтаю, как только увидел! Можно я ещё поцелую?.. - Хочу пригласить тебя в мою комнату. У меня ноги подкашиваются, лёжа хочу тебя целовать. Пойдём!.. - … Любимый... любимый мой!.. А-а!.. - Наташенька, что с тобой, милая моя? Господи! Что с тобой?.. На, водички, выпей! Что, что с тобой такое? - Счастье моё, радость моя! Любимый! Я женщина! Впервые в жизни! Два раза. А в последний раз мы вместе, одновременно. Я чуть сознание не потеряла от счастья. - Не плачь, моя хорошая! Какая же ты прелесть! Божественно красива!» Не слишком ли много диалога в такой ответственный момент? Особенно про водичку понравилось :) На кухню сбегал, или, когда в спальню шли, то с собой прихватили? Удивительно: С одной стороны: «Потом сразу на швейную фабрику, вместе с Мариной, своей близкой школьной подругой и сегодняшней компаньонкой по бизнесу. Они часто откровенничали.» А с другой: длинный монолог героини. Так рассказывают свою жизнь человеку, которого долго-долго не видел, которого не было рядом долгие годы, без которого жизнь прошла. И при этом еще: «Они давно рассказывали друг другу свои сокровенные секреты и тайны.» «Природа не подарила ей даже женской возможности рожать» - а бывает мужская возможность рожать? К чему здесь уточнение про женскую? «Она отличается от любви в браке не только тем, что сладка, как запретный плод. У неё нет границ, она свободна!» А какие границы у любви в браке? Беда с фразами такого типа - звучат красиво, а вот со смыслом возникают проблемы. Что такое несвободная любовь? По принуждению что ли? Из той же области: «Нам обоим постоянно придётся теперь доказывать друг другу, что именно мы самые лучшие. Я для тебя, а ты для меня! В этом-то и вся прелесть свободной любви.» Какая же свобода, если «придется», это уже не свобода. «У меня таких молодых и красивых женщин, глядя на которых у каждого мужика моего возраста слюни потекут, больше никогда не будет в жизни.» Нельзя зарекаться, кто знает, что будет еще в жизни, уж мудрому-то это должно быть понятно. «Мы настолько «наелись» за эти годы друг другом с однообразием постельных поз» Что ж не разнообразили? Странное какое-то для мужика рассуждение. «У меня не уйдёт! Никогда!» такие утверждения, как в Индийском фильме, всегда вызывают недоверие. Никогда не говори: никогда. «так приспичила страсть» не очень удачное выражение. «Я готов не только крощеным стать, я жизнь свою положу ради детей!» Жизнь за детей положить – это понятно, но калечить свою жизнь ради детей – это зачем? «Мне совсем не хочется, чтобы они обгадили мою могилу, когда я умру.» Странно, что герой такого низкого мнения о своих детях. «даже разогреть поесть себе не могу» противоречит фразе в начале рассказа: «Я сам себе разогрею». Зачем же врать? С уважением Вадим Рецензия Виктора Фёдорова на произведение Николая Николаевича Виноградова «Ты не кляни свои года напрасно» Не мудрствуя попусту, скажу - порадовал, Николай, от души! С удовольствием читал, узнавая и понимая очень и очень многое (и в ремонте в том числе - сам только что во всей квартире менял проводку на трехпроводную медь, т.е. штробил и пр…), а главное – понравилось, как все подано. И перестроечное выживание, и застойно-штилевая жизнь вечного «подкаблучника», и остро-сладкое искушение, и поздняя любовь, и все остальное. Вся эта «седина в бороду» - очень распространенная тема, и встреча той, которая вдруг показалась, а может быть и не только показалась, второй половинкой самого себя, стоит особняком в этом ряду. И тема бесконечна, и взгляд на нее тоже, а суть – одна. Об этом и сказано в тексте. Каждый, кто сталкивается с таким в жизни, воспринимает это, исходя из того, что он сам представляет из себя, каков его жизненный опыт, что приобрел и чего достиг к этому моменту. Вот, исходя из этого восприятия, каждый сам для себя и решает эту задачу со многими условиями. Однако вопрос не в том, кто и как это делает, а в том, что человек чувствует, что начинает или заканчивает понимать в жизни. И, как апофеоз или даже финал – принятие или непринятие решения. Не каждому это дано - умение принимать серьезные решения, а приняв – исполнять их. От этого умения зависит, кого человек оставляет вокруг себя и за собой - несчастных, разбитых или счастливых, свободных людей. 0но, это решение, обычно тяжко в любом варианте, вопрос только - насколько и для кого… Однако непринятие решений гораздо хуже – это вечный «Осенний марафон», горе и страдание для всех, пустыня из несчастных людей вокруг. Похоже, именно так и будет в жизни ГГ, ведь стоит лишь Светлане снова показаться на горизонте, и он немедленно и искренне повторит свои «подвиги»… И точно так же не примет решение в нужный момент. Было очень много пространных рассуждений ГГ, философии, но… Народная мудрость гласит: «Кто много говорит, тот мало делает». Я не имею в виду секс – тут все гораздо более, чем на высоте, аж завидно!)) И еще, так была ли любовь? Мне показалось, что была. У нее. У него, ИМХО, это была всего лишь принятая за любовь ярчайшая вспышка, осенний синдром предклимаксного, внутренне озабоченного этим мужчины, который еще в силах, но уже почти пуст - не способен оторваться от той «печки», которую создавал всю свою жизнь... Все это замечательно показано в прочитанном только что произведении. По крайней мере, я его прочёл именно так. И грустно, и жаль всех, и хотелось бы иных поворотов, но… Это - Жизнь, и она продолжается! У каждого – своя. А теперь – немножко дегтя. Запятые совсем не трогаю. Сразу же скажу об очень серьезной зацепке, о которую много раз спотыкался глазами, особенно в самом начале текста. Это – неправильное оформление мысленной речи. Ее нельзя оформлять так же, как прямую речь, произнесенную вслух. Однако через 5-6 страниц началось вполне нормальное оформление. Не углядел, наверное, автор. Или наоборот, углядел, но не всё исправил. «Сам никогда особенно не старался во чтобы то ни стало добиться какой-то…» В данном случае «что бы» раздельно пишется. «…всегда оценивал внешность женщин по пяти бальной системе.» Пишется «по пятибалльной». «Ох ты, какая «всплескнулась»!» Правильно без буквы «К». «- Муж объелся груш! Когда так говорят, то подразумевают нетрадиционную сексуальную ориентацию.» Разве?! Впервые слышу такую трактовку. Эта старинная поговорка всегда означала, что мужа, как такового, в наличии не имеется (либо вообще не было, либо был, да сплыл) или есть, да толку с него мало. О нетрадиционных «шалостях» в старину очень мало говорили в обществе ))) «Не засиживайся только до позна опять…» Пишется «до поздна». «…в памяти о тех, никому ненужных мимолетных связях…» В данном случае «не нужных» следует писать раздельно. «Но, воспитанный социалистической системой, так и не понял до конца, как же их делать, - «А что же, где и как тогда можно будет выкрасть время для души?» - недоумаевал он.» Компот из авторского текста и неправильно оформленной мысленной речи. После «как же их делать» следовало бы поставить точку, а дальше – мысленная речь с новой строки. В слове «недоумевал» описка - лишняя буква «а». «…науськивал сам себя Сергей.» Как-то уж совсем не подходит это слово. Вот «убеждал, уговаривал, настраивал и т.п.» было бы правильнее. «Так даже неинтересно, я так не привык.» В данном случае пишется «не интересно». «…всё и без нас хорошо крутится, только наведуемся иногда.» Должно быть «наведываемся» (что делаем?), а «наведуемся» используется только в будущем(что сделаем?) времени. «Я так давно не смеялась, даже не улыбалась от души, только тебе это удаётся как-то.» В таком виде получается, что только ему как-то удается смеяться и улыбаться от души. Пропущено что-то вроде «заставить меня делать это» или подобное. «Надо ехать! Пока-то доберусь!» Как-то странно звучит. Вместо «пока-то» было бы лучше, ИМХО, «пока еще» или «когда еще». «…никому ненужная, оставшаяся невостребованной…» В данном случае д.б. «не нужная». «Когда Оля сняла халат, Сергею было уже далеко ненормально.» В данном случае д.б. «не нормально» «Когда-то они горько обе плакали, делясь своими печалями и горькими судьбами.» Горькими – горькими. «…Щикотно только...» Слово пишется «щЕкотно». «Если это любовь, а не просто одноразовый секс для здоровья, то она, как насморк, неизлечима - сама приходит, сама когда-нибудь и уйдет». Ну, о-очень спорная мысль. И относительно логичности, легкости и приятности (особенно для дамских ушей) сравнения пары «любовь- насморк», и относительно неизлечимости, при которой, однако, болезнь «сама когда-нибудь пройдет». «…а банк мы с тобой всё-таки грабонули.» Пишется «грабАнули». «У мужчин с неё эрекция увеличивается.» «От нее» было бы правильнее. Да и не говорят обычно так женщины мужчине… «Сила мужская» или что-то в этом роде вместо прямого «эрекция». «Не успев даже попробовать глазуньи, что-то взорвалось в сознании Сергея.» Получается, что это «что-то», живущее в сознании Сергея, не успело попробовать глазуньи и взорвалось почему-то. «Уже обоих так приспичила страсть, что и до постели не добежать.» Так не говорится. Есть применение слова «что-то приспичило кому-то», а такое использование, как «что-то приспичило кого-то» неправильно. «Совсем мозги на бекрень съехали.» Слово «набекрень» пишется слитно. «Начнём всё с ноля!» Пишется «с нУля» Итак, выводы. Главный – это то, что сюжет понравился. Неоднозначный, но… Как говорится, все как в жизни - запутано и неоднозначно. А еще, показалось, что последняя треть произведения написана как бы второпях, немножко иначе, чем первые две. Ну, да это все мои ощущения, не более того. В любом случае, Николай, спасибо за то удовольствие, которое получил от чтения и от попыток понять все и пережить вместе с героями Вашего произведения. Александр Сороковик Можно сказать, что этот рассказ типичен для творчества Николая. Сюжет его обыден и много раз повторяем – классический треугольник, выбор между любимой женщиной и семьёй. Это не упрёк автору – все мы пишем про одно и то же. Николай сумел показать взаимоотношения с женой ГГ, его работу, все душевные терзания. Концовка логична, естественна – я так до конца и не верил, что Сергей уедет с Наташей, это было бы неправдоподобно. Поэтому финал рассказа мне очень понравился своей жизненностью. Ну, может, и не побежал бы он за поездом, а просто спрятался, но это не так важно. Теперь о том, что мне не понравилось. Первое. Если отношения Сергея с женой и дочкой показаны весьма правдоподобно, то в отношениях с Наташей я любви не увидел. Это больше похоже на страсть, похоть, плотское влечение, но не Любовь. Чем они занимаются всё время? Сексом, разговорами о сексе. О чём говорят кроме секса? О новых встречах, о возможности быть вместе, как можно чаще. Для чего – опять для него, родимого. Какие книги любит Наташа, какое кино, какие цветы? Какие жесты характерны для неё, как она улыбается, о чём думает? Впрочем, возможно, у автора и была задача показать, что любви как раз-то и не было, а была только страсть… Второе. Натурализм. Кто сколько раз это… ну, завершил процесс. Каким именно способом это происходило. Воспоминания о первом юношеском опыте, это вообще рассказ из серии ХХХL. И ещё, о натурализме. С любимой женщиной не говорят о цвете её, пардон, трусиков, да ещё на одной из первых встреч, когда ещё ничего не началось. И уж точно не допустят такой «шедевр»: «если на втором этаже бабулька «пукнет», на девятом люди будут готовы носы затыкать в ожидании неприятного «амбре». Впрочем, и с нелюбимой женщиной такое, по-моему, недопустимо. Третье. Затянутость. Множественные диалоги ничего не дают для понимания характеров героев, для раскрытия их образов. А если и дают, то их можно смело сократить раз в пять. Мелкие ошибки я отправлю в личку, там можно нагляднее это сделать. В целом скажу так. Я прочитал рассказ с интересом, несмотря на замечания, он мне понравился. Но не настолько, чтобы назвать его удачным. Мне кажется, эту историю можно было подать в лучшем варианте. |