Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
КО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Гостиная № 1 Зала Прозы. Тексты размещать может только Председатель Зала!
К темам проекта
Автор:Игорь Колесников 
Тема:Заседание №54 от 17 октября 2014 г. Александр СороковикОтветить
   Как время летит! Раз – и снова пятница! А значит – здравствуйте! Я рад приветствовать вас на нашем очередном Заседании, друзья!
   
   Сегодня не все… Почему-то пропал Макс Осипов. Не отвечает на письма, во «второй жизни» тоже не появляется. Странно…
   
   Зато у нас гостевая рецензия от Ольги Немежиковой – спасибо, Ольга!
   
   Несмотря на вялый интерес авторов, завтра стартует первый Чемпионат Клуба. http://litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=454797&project=758 Ура! Пользуясь случаем, приглашаю всех читать и голосовать. Неважно, участвуете вы или нет, мнение каждого очень ценно! Голосуй!
   
   Состав нашей Гостиной не изменился:
   
    1. Макс Осипов http://www.litkonkurs.com/?dr=17&luid=51949
    2. Александр Сороковик http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=17&luid=51146
    3. Иван Габов http://www.litkonkurs.com/?dr=17&luid=24934
    4. Мария Гринберг http://www.litkonkurs.com/?dr=17&luid=8391
    5. Ольга Лесовская http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=17&luid=50611
    6. Игорь Колесников http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=17&luid=52619 (Председатель Гостиной №1)
    7. Виктор Федоров. http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=17&luid=55774
    8. Вадим Сазонов. http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=17&luid=56851
    9. Надежда Сергеева. http://www.litkonkurs.com/?dr=17&luid=21721

   
   Сегодня мы читаем рецензии на нашего Александра Сороковика со своим рассказом "Прощальный ужин" http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=325750&pid=0
   
   А Иван Габов будет чуть позже. У нас снова гость – гостю и почётное место! В следующую пятницу обсуждаем рассказ Вячеслава Гранта «Маэстро не уходят» http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=333640
   
   Адрес нашей Гостиной не изменился: akproza@mail.ru
   Жду ваши рецензии и ссылки на свои рассказы от гостей.
   
   Ну, не буду больше томить! Поехали!
   
   ********************­********************­********************­*****************­
   
   Рецензия Виктора Федорова:
   Рецензия
   На рассказ Александра Сороковика «Прощальный ужин»
   Дочитал я рассказ и долго приходил в себя, а если быть точнее - вспоминал себя в немного похожей ситуации. Наверное, многие из нас проходили подобное. Проходил и я, только все иначе сумел обустроить в своей жизни. Однако суть не в том, что узнаваемо.
   Суть – в том, что автор крупными мазками, но очень достоверно показал все, и прежде всего – поведение героев. Через это совершенно прозрачно видны чувства и мотивы всех персонажей рассказа. Проблема невыносимой любви мамы-диктатора не нова. Проблема, закончившаяся трагедией невестки и безвольным преступлением против своей молодой семьи сына, выросшего в такой любви безответственным, инфантильным человеком, неспособным защитить свою жену, семью, и в результате потерявшего любовь. Ситуация не нова. Однако всё, что касается любви, дает неисчерпаемые нюансы вокруг одних и тех же сюжетов.
   Есть в тексте немного вопросов по запятым, но главное – не в них. Главное – есть хороший рассказ, который легко читается, да нелегко отпускает от себя, заставляет думать, вспоминать, переживать. Одним словом, спасибо автору!
   
   ********************­********************­********************­*****************­
   
   Рецензия Надежды Сергеевой:
   
   «Прощальный ужин»
   До чего ж узнаваемая жизненная ситуация. Мама – деспот, безвольный сын. Читаешь, и возникает желание встряхнуть этого Викочку за шкирку! А потом думаешь, разве достоин он ЛЮБВИ? Той любви, что подарила ему судьба, той любви, за которую нужно бороться. Не достоин, он сделал свой выбор и не вызывает никакого сочувствия.
   После чтения рассказа осталось печальное послевкусие, с горчинкой.
   Хороший рассказ, хорошо написан, и если бы не досадные блошки….
   1.Вещи бабушки – телевизор, проигрыватель, стиральная машинка предназначались бабе Нине – за уход. и к радости бабы Нины, заполучившей кроме вещей, старую, но хорошую бытовую технику. – повтор
   2.Не совсем понятна ситуация с книгами – предполагается, что книг много или хотя бы несколько, а упоминается только одна. Неплохо было бы еще хоть парочку книг упомянуть. Посуду с отбитыми краями нельзя держать в доме, лучше просто «любимую вазу бабушки».
   3. Ну всё – НУ всегда обособляется запятой.
   4. включил, поставил пластинку на диск. Надо же, работает… – мне кажется, в этой фразе надо поменять место «НАДО ЖЕ». включил - надо же, работает - поставил пластинку на диск.
   5. не звал её Настей. Анастасия, Настасья, Стася – почему в этот список попала Стася? Здесь надо после Настасьи поставить точку.
   6. в строго определённый момент кипения! – для лучше восприятия фонетически В лучше поставить после слова СТРОГО. Смысл от этой перестановки не изменится, а читать будет легче.
   7.эдакое – может, эТакое? Так как-то легче говорить
   8. когда наконец, вроде бы, – запятую пропустили КОГДА, НАКОНЕЦ
   9. молчащую Стасю. – молчаВшую
   
   ********************­********************­********************­*****************­
   
   Рецензия Ивана Габова:
   
   Несколько слов о произведении Александра Сороковика «Прощальный ужин».
   Если применить критерии оценки школьного сочинения к рецензируемому рассказу, я бы поставил Александру:
   - за грамотность - «пять с минусом»:
   /«Она убежала в комнату, где так и пролежала, молча завернувшись в одеяло и плача. Молча» - например/;
   - за содержание - «пять с минусом»:
   - /«Она убежала в комнату, где так и пролежала, молча завернувшись в одеяло и плача. Молча»/;
   - /Эпизод с прощальным ужином Стаси и Витеньки (не Вика, не Викочки, а – Витеньки) не вписан органично, а, на мой взгляд, искусственно притянут для соответствия сюжетной линии и словам песни:
   «Отлив лениво ткёт по дну
   Узоры пенных кружев.
   Мы пригласили тишину
   На наш прощальный ужин».
   Почему?
   И потому, что ужин приготовлен, но его нет:
   «Она убежала в комнату, где так и пролежала, молча завернувшись в одеяло и плача. Молча».
   И потому, что Виктор после этого общался некоторое время с Анастасией:
   «…а сколько Стаська может дуться, молчит только в трубку и плачет!»
   И потому, что последние воспоминания Виктора о Вике в финале повествования более вписываются в понятие «прощальный ужин»:
   «Бывший Вик никогда больше не видел Стасю, не знал, что с ней. Эта страница его жизни закрылась, осталась в прошлом. На полчаса он вынырнул из сладкой спячки, но дольше противиться этому сну уже не мог. Снял пластинку с диска, положил в конверт, бросил в стопку. Придвинул к себе пиво и, блаженно жмурясь, предвкушая удовольствие, начал чистить копчёную рыбку…»
   Но автор хочет убедить читателя, что последняя совместная сцена главных героев соответствует его задумке и названию, сознательно идет на повтор, употребляя (напоминая нам) две строчки из песни:
   «Она убежала в комнату, где так и пролежала, молча завернувшись в одеяло и плача. Молча.
   …Мы пригласили тишину
   На наш прощальный ужин»/.
   Рассказ - не «школьное сочинение».
   И за сюжет положительной оценки для «Прощального ужина» у меня нет.
   /Любое восприятие индивидуально.
   Кто-то говорит:
   - «Скромные намерения рискуют быть удачными»;
   - «Важнее ремесло, чем оригинальность»/
   «Великое ничто» здесь я не увидел, к сожалению.
   Благодарю за внимание.
   Иван Габов.
   15.10.2014
   ********************­********************­********************­*****************­
   
   Рецензия Ольги Немежиковой (гостевая):
   
   
   Рассказ построен на романтической рефлексии ГГ Виктора к событиям молодости. На ночь он приезжает в бабушкину квартиру, чтобы забрать оттуда последние нужные вещи, а оказалось, откидывает в пачку ненужного хлама самого себя...
   Разбирая вещи, рука Виктора непроизвольно вытянула старую пластинку Вертинского «Прощальный ужин», которую он поставил на воспроизведение и Виктор с удивлением заметил, что не только комната изменилась. Он тоже стал другим – исчез его живот, распрямились плечи, потемнели волосы. А музыка осталась прежней.
   И Виктор вспоминает свою первую жену. Это Стаська открыла для него немного наивные, но такие щемящие песни Вертинского. Вообще, приучила к стихам, которых он раньше не понимал. (…) Как всё было наполнено жизнью, ярко, насыщенно! Они жили, словно взахлёб, совсем не так, как он раньше – дома, с родителями: скучновато, размеренно… но ведь так привычно!
   Обычная бытовая история, когда свекровь развела сына с нелюбимой невесткой.
   Бывший Вик никогда больше не видел Стасю, не знал, что с ней. Эта страница его жизни закрылась, осталась в прошлом. На полчаса он вынырнул из сладкой спячки, но дольше противиться этому сну уже не мог. Снял пластинку с диска, положил в конверт, бросил в стопку. Придвинул к себе пиво и, блаженно жмурясь, предвкушая удовольствие, начал чистить копчёную рыбку
   Грустная история почти по чеховским, то есть вечным, мотивам. Маленькие люди ненадолго просыпаются, а потом опять возвращаются в сомнамбулическое состояние. Для Александра Сороковика тема маленького человека и бытописания очень близка. Рассказ, с точки зрения старших классов средней школы, написан на пятерку с плюсом. Но хотелось бы поближе к Чехову. Почему этот рассказ явно от него далек?
   Во-первых, слишком все однозначно, причем с самого начала. Интриги нет, все как на ладони. Впрочем, у Чехова тоже нет интриги. Повествование наивно-реалистическо­е,­ герои узнаваемы. Но в жизни все не так просто, и мы это понимаем. В сюжете почти, ну, почти(!) идеальная Стася. Театр, музыка, поэзия... И мы тоже любим Стасю. А кто Виктор? Что мы знаем о нем, кроме того, что он — собственность авторитарной мамочки? Ничего. И возникает вопрос: что Стася нашла в этом Викторе, который за свое «солнышко» даже не боролся? Да и еще и жила с ним не один год! На что она рассчитывала? Тайна... Понятно, в реальности это вполне могло иметь место и нас бы не смущало — чужая душа потемки, но художественное произведение требует комментариев, а по поводу ГГ еще и развернутых. У Стаси явно был какой-то его возвышенный образ, который на чем-то родился, явно «зафиксировался» в ее восприятии, но разрушился окончательно с неудачной беременностью. И если этот образ ввести в повествование, оно потеряет лубочность и приобретет глубину.
   Во-вторых, по большому счету, рассказ по объему повествования посвящен взаимоотношениям свекрови и невестки, и ничего нового из мамочкиных «театров» мы для себя не узнали, смело можно сокращать эти эпизоды, не жалея — они имеют общий характер. Только драконят читателя. Нас же, по большому счету, интересует душа человека, ее глубины, а не низменные собственнические инстинкты. Да и аллюзия названия не только дает нам другую тему — любовь мужчины и женщины (разве что в «роли» женщины ГГ Вертинского выступает Вик, что тоже просто замечательно!), но и указывает на кульминацию - «Прощальный ужин». Прощальных ужинов в рассказе два (отличный ход!) — это романс Вертинского, возвращающий Виктора в счастливые годы и сам по себе последний сухой прощальный ужин-объяснение между Виком и Стасей. И в этом месте я позволю себе небольшое лирическое отступление. Как раз перед написанием рецензии слушала по радио отрывок из «Фиесты» Хемингуэя. Человек погиб, участвуя в традиционном забеге быков и сторонние люди обсуждают эту ситуацию. Мир стоял и стоит, ничего не изменилось, дело привычное, но ситуация из банальной переведена в художественную за счет пересказа ее от от эпизодического героя, который, что называется, пропустил ситуацию через себя. Он озвучил через свой монолог, смысл, казалось бы, совершенно бестолковой гибели! Именно из его восклицаний стало ясно (по умолчанию), что у человека, по большому счету, и нет в жизни другой встряски, как пробежать раз в год перед разъяренными быками! Да, рискуя жизнью. И эта встряска совершенно бесцветной жизни стоит того, чтобы жизнь поставить на кон. Хотя сам возмущенный «такой бессмысленной потерей жизни за ради игры» обыватель придерживается абсолютно противоположного мнения, что с точки зрения писательского мастерства — высший пилотаж! Из отрывка мы узнаем, что комментатор смерти всю жизнь служит уборщиком в кафешке без надежды на что-либо иное.
   Так вот, мне не хватило в рассказе Александра именно такого отлета драматизма ситуации. Виктор вернулся к мамочке, стал примерным сыном, он совершенно правильно (по сюжету) откинул в ненужный хлам когда-то дорогую ему пластинку... Но мы не почувствовали из текста, что он, по большому счету, не должен был так поступить! Да, он стал жирным боровом, которого интересует лишь кормушка, но ведь душа его когда-то не просто касалась — жила с высоким! Сама летала! Или не летала? Вот в этом месте, где живет чуть-чуть, рождается литература! Ведь Вик когда-то искренне любил Стасю, в то время как с текущей женой, считай, просто сожительствует! То есть, какая-то заноза в душе от настоящей любви остаться была должна, и она должна была быть показана в символической детали. Пусть он сам ее еще не видит, но нам, как читателям, она должна быть показана. Вот тогда, мне кажется, рассказ будет ого-го!!! И эта деталь, конечно, должна быть вынута из текста романса. Ну, не знаю, быть может, его дочь учится в музыкальной школе, и … тут много вариантов. То есть ситуация вполне могла повториться трижды, но в последний раз — в приеме умолчания, к примеру. Но этот третий раз и должен сталь апофеозом, пусть и молчаливым.
   И еще замечание. Врач не должен был сообщать мужу, что у женщины не будет детей. Во-первых, он давал клятву Гиппократа, во-вторых, она же не была радикально прооперирована, а это значит, что надежда на выздоровление потенциально остается.
   
   
   ********************­********************­********************­*****************­
   
   Рецензия Марии Гринберг:
   
   Пожалуй, лучшее из того, что доселе довелось читать у Александра — просто за душу взяло!
   Хотя нет здесь ни криминала, ни даже каких-то экстремальных ситуаций, обыденная жизнь, узнаваемая ситуация, все мы похожее наблюдали не раз.
   «Два медведя в одной берлоге, два клинка в одних ножнах, две хозяйки на одной кухне — вещи невозможные», говорит испанская пословица.
   А две женщины для одного мужчины, эта дьявольская необходимость делать выбор между матерью и женой — двумя, каждая из которых по определению всех дороже? Многие, думаю, поторопятся осудить Вика — Витеньку, а мне, честное слово, его жальче всех, даже больше, чем Стасю.
   Вот на неё скорее досада, сама ведь виновата: ну так ли уж было необходимо посвящать мужа в подробности своих артистических похождений до встречи с ним, похвастаться захотелось? — а это ведь та самая область, где каждое твоё слово рано или поздно будет использовано против тебя.
   И что мешало ей признаться в своей беременности накануне этого злосчастного семейного обеда? Всё бы, скорее всего, тогда изменилось в её пользу, сама же свекровь её бы сторону приняла — нет, надо было интриговать, хранить стр-р-рашную тайну в стиле телесериалов (хорошо тут вплетено «по первой программе вечером фильм интересный»)?
   К матери, несмотря на её вроде бы неблаговидную роль, всё же сочувствия больше: ну не могла она иначе, хоть и взрослый уже мужик сын — а для неё всё ребёнок, которого защищать надо, несмышлёного, и кусочек сам собой ему положится посытнее.
   Что ж, получилось, как получилось — и не самое, пожалуй, худшее?
   Неизвестно ещё, что бы было, останься Вик со Стасей, а для нынешнего его положения автор находит очень душевные слова: «покой, пиво с копчёной рыбкой, уютная сдобная Алллочка», не без юмора, впрочем, отмечая и такой штрих, «не перечит ему, хоть и делает всё по-своему» — как и должно быть в правильной семье. Не слышит он, правда, больше романсов Вертинского и монологов Офелии, да и чай заваривается неправильно — но, право, вовсе это неважно!
   И верится, что «бывший Вик» даже не интересуется, что сталось со Стасей (к некоторому, однако, моему неудовольствию как читателя — мне-то как раз это было бы очень интересно).
   Вполне соответствует избранной теме и язык повествования, обычный, порой даже нарочито приземлённый, с вроде бы и ненужными подробностями (что квартира сдаётся, причём, чтобы побольше взять, надо провести интернет и купить телевизор и стиралку-автомат). Но мне как раз эти подробности показались очень кстати для создания атмосферы, ощущений героя в этой выморочной квартире, где завтра появятся иные люди, потечёт совершенно новая жизнь…
   …А интересно, кто-то её снимет?
   Ведь скорее всего, такие же молодые, стремящиеся укрыться от строгих маминых глаз, чтобы разделить на двоих это чудо:
   «…чумные, пробивались к реальности сквозь звон будильника. Мчались на работу, досыпая на ходу. Время любви…»
   Хорошо бы, если так!
   ********************­********************­********************­*****************­
   
   Рецензия Ольги Лесовской:
   Рецензия на рассказ Александра Сороковика "Прощальный ужин".
   
   Рассказ "Прощальный ужин" - одно из лучших произведений Автора, прочитанных мною.
   Чувствуется, что герои симпатичны Автору, он сопереживает им, ему понятны и близки их чувства, желания. Сюжет, казалось бы, простой: двое, была любовь, в силу жизненных причин не удалось ее сохранить, расстались. Бывает. Но вдруг нахлынули воспоминания.
   Интересен переход от настоящего к прошлому: вот "полупустое, холодное, заброшенное жилье, неживое, лишившееся хозяев". И вдруг воспоминания меняют обстановку и перед читателем - такое уютное, жилое, родное гнездышко, словно Двое все еще живут здесь. Вслед за обстановкой меняется и ГГ: из толстого, обрюзгшего к своим сорока пяти годам, увальня снова превращается в подтянутого, темноволосого молодого человека, с расправленными плечами. Что делает любовь!
   Автор изящными штрихами рисует картину счастья. Имена необычные, Стася и Вик. Такие только у них одних! Песни Вертинского; слова проникают в сердце и создают атмосферу утонченности и таинственности. Рецепт заваривания чая, который пьют непременно без сахара и только из чашек тонкого китайского фарфора. Стихи, которые до Стаси Вик не понимал. Столько чудесных, непрактичных мелочей, которые украшают жизнь Двоих. Как китайский фарфор счастье хрупко. Растаяли воспоминания и опять перевоплощение:"плеч­и­ сгорбились, футболка натянулась привычным пивным животом"... Рядом с Витенькой вместо Стаси, которая пряталась на груди у Вики от всего мира словно "тучка золотая", практичная Алла, "как всегда мягка, но непреклонно гнет свою линию". "Так спокойно жить, ..., без страстей, без скандалов".
   Рассказ очень понравился.
   Спасибо, Автору! С уважением, Ольга Лесовская.
   
   ********************­********************­********************­*****************­
   
   Рецензия Вадима Сазонова:
   
   Рецензия на рассказ Александра Сороковика «Прощальный ужин»
   
   Печальный жизненный рассказ. Сколько таких искалеченных «любящей» мамой мальчишек так и не становятся мужчинами.
   Странно, что герой вообще придался таким воспоминаниям. Более логично, мне кажется, если бы он просто мимоходом вспомнил, что когда-то жил с первой женой в этой квартире, без деталей, без чувств. Такие «неудобные» детали человек пытается задвинуть в самые дальние уголки памяти.
   Зх, чуть бы раньше состоялся бы этот разговор застольный, до беременности. Не такой большой ценой пришло бы прозрение к Насте. Избежала она, конечно, жизни с «пивным животом», который лишил ее права на детей.
   Рассказ понравился, единственное сомнение в том, что могли к герою прийти такие воспоминания.
   С уважением
   Вадим.
   
   ********************­********************­********************­*****************­
   
   Рецензия Игоря Колесникова:
   
   Да… Знакомая проблема. В чём-то знакомая и мне. Может, поэтому так аукнулось в сердце. Свекровь и невестка – две женщины, не поделившие одного мужчину. Мужчина должен сделать выбор. Как ни странно, обычно выбор падает на мать. Не знаю почему, но знаю множество подобных случаев. Рано или поздно, но «первая женщина» победит. И спасение от этого только одно – бежать. А для этого нужна смелость, которой мало кто обладает.
   Но вернёмся к рассказу. Тему Александр выбрал, как выяснилось, животрепещущую. Но этого мало – он ещё и написать сумел так пронзительно, что рассказ проглотился на одном дыхании и оставил после долгие раздумья. Меня не на шутку взволновала судьба героев. Как можно было исправить ситуацию? К сожалению, никак. Дебют известен, эндшпиль предрешён, а миттельшпиль ничего не меняет. Эти шахматные фигуры неизбежно пришли бы к такому же финалу, независимо от своих ходов. Дело в самих фигурах.
   Но… Вернёмся, всё же, к рассказу. Я начал читать очень внимательно и обнаружил пару лишних запятых и странность в постановке тире. Но очень скоро сюжет настолько захватил меня, что я уже перестал обращать внимания на такие мелочи. Думаю, Александру не мешает ещё раз прошерстить свой рассказ на предмет знаков препинания. Хотя, это такая мелочь… Мысли невольно опять возвращаются к судьбе героев. Они выдуманы, но так реальны! Не особо вдаваясь в подробности, не тратя время на описание портретов и характеров, автор сумел увлечь читателя, заставить его переживать и сочувствовать героям. Отлично! Более того, браво, Александр!
   Но у такого правдоподобия есть и другая сторона. На каком-то этапе начинаешь воспринимать героев, как реальных людей, словно не читаешь рассказ, а слушаешь исповедь друга. И вот тогда очень щепетильным становится чувство реальности описываемых событий. То есть, малейший нюанс, намёк на неправдоподобие, и сразу выпадаешь из рассказа друга. Такие моменты были. Почему врач так уверенно заявил о возможной бездетности Стаси? Для этого нужно много анализов и исследований, но и тогда нельзя дать однозначного ответа. Приурочение выкидыша к результатам семейной ссоры выглядит слишком трагическим, надуманным, книжным. Мелодраматичным, если точнее. Киносериальным.
   Образы хрестоматийны. Маменькин сынок, отец-подкаблучник, мама-генерал, любимая – невинная жертва. Всё это встречается, конечно, и в жизни, но редко характеры героев бывают так утрированы.
   Впрочем, в рассказе показана и обычная жизнь. Вот она, обрюзгшая, чистит рыбу, вожделеет пиво. Поневоле делаешь вывод: не достоин. Не достоин герой такой любви, вот и не смог её удержать. А с другой стороны, не будь такого финала, не о чём было бы писать. Ведь любовь счастливая не вызывает такого сопереживания, как любовь потерянная или отвергнутая. Опять же, закон сериалов.
   Подумав, решил добавить, что мне немного не хватило в рассказе красивости. Художественных описаний картинок, заставляющих восхищённо вскинуть бровь предложений. Суховато как-то, но, при этом, цепляет. А может и не надо это. Усложнять, ну его… Метко и точно описаны основные типажи, остальное додумает, дорисует в воображении сам читатель.
   В конце-то концов, главное – результат. Рассказ заставил сопереживать, вызвал много грустных мыслей. Спасибо, Александр, было очень здорово читать Ваше произведение!
Глушенков Николай Георгиевич[17.10.2014 21:07:46]
   Думаю, что любой читатель получит удовольствие от прочтения рассказа, все-таки удается Вам «зацепить» читателя, хотя сюжет обычный: много таких случаев в жизни. Все зависит от того, как его этот сюжет изложить, а Вам это удается сделать успешно.
   Примите некоторые мои замечания:
   
   *- Ну-у… мы же(,) вроде(,) всё нужное забрали, - «вроде» не вводное слово
   *Наташе – только пятнадцать, ещё несколько лет будет с [ними] родителями – в предыдущем предложении Вы говорили о вещах. Смущает, кто они: вещи или родители
   *ВСПЫХНУЛА яркая ЛАМПОЧКА ЗПТ И на долю секунды ВСЁ вдруг СТАЛО ПРЕЖНИМ
   *СТАСЯ БЫЛА с ним особенно НЕЖНА(,) И при этом СОСРЕДОТОЧЕННА
   *Они соединились тогда, как никогда ТРЕПЕТНО(,) И в то же время СТРАСТНО.
   * да и вообще(,) лучше бы вдвоём сходили куда-нибудь!» - «да и вообще» это присоединительный союз
   *КОГДА он уступает жене(,) и они пропускают обязательный «семейный обед», мать начинает обрывать телефон:
   *Несмотря на то(,) что Стася совершенно не соответствовала её идеалу, мама настаивала, - сложный союз в начале предложения не рекомендуют разделять запятой
   *Правда, вначале почти год они обретались у Стаськиных родителей, потому(,) что там до института – рукой подать.
   * когда наконец, вроде бы, иссякла долгая, вязкая ТЕМА БЕРЕМЕННОСТИ дочери маминой подруги(,) И РОЖДЕНИЯ внука у соседки;
   *СКОЛЬКО артистов в твоей постели побывало(,) ДА СКОЛЬКО раз ты аборты от них делала!
   * Как вы на гастроли ездили(,) и какие оргии там устраивали!
Александр Сороковик[17.10.2014 23:15:17]
   Прочитал все рецензии внимательно, всем - огромная благодарность!
   Как всегда: перевариваю, коплю, обязательно всем отвечу!
Макс Осипов[18.10.2014 00:28:27]
   Господа, видимо опять накладки в отделении электронной почты, т.к. рецензия я выслал в срок. Но не беда, выложу свои пять копеек сейчас.
   
   Прощальный ужин - это самое сильное произведение прочитанное мной у Александра. В нем нет сюжетных провисаний, лишних героев и реплик. Только немного сбил с ритма переход в воспоминания, не с первых строк понятно о ком речь. Сама история стара и банальна как мир, но рассказана она очень качественно и последовательно. И пусть с середины рассказа концовка уже угадывается. И не важно, что характеры персонажей не оригинальны (зато невероятно правдивы). И конечно это не открытие новых горизонтов в литературе. Зато отличный образчик того, как оттачивается мастерство. И конечно, хороша концовка: нет пафосной рефлексии чувств, нет слез и страданий. А есть сожаление, которое с прожитыми годами становится все меньше и меньше. И есть равнодушие, в первую очередь к самому себе. Ведь именно равнодушие – главный враг любви.
   
   ИТОГ: Очень качественный образчик любовной прозы. Еще один шаг вверх по ступеням мастерства.
Игорь Колесников[18.10.2014 19:33:13]
   Спасибо, Макс! А то я Вас, честно говоря, потерял...
Ольга Немежикова[18.10.2014 07:39:37]
   Марии Гринберг
   
   Очень понравился взгляд на героев рассказа! Пожалеть мамочку - это тема!!! И тема - кто снимет квартиру. Тут же возникла вставная новелла в заключительном абзаце, которая и могла бы, например, как следует шевельнуть занозу любви Вика к Стасе. И, вообще, квартира-то - счастливая! У Вика и Стаси именно там счастье было, конечно, тут и энергетика бабушки поработала. Выехали оттуда молодые - и под горку... И вдруг снимают квартиру (квартира ожить захотела) ...Виктор с Анастасией... Только он - обрюзгший, пиво, рыбка, а тут вдруг - Вертинский под руку попал из брошенного наследия... В общем, рецензия Марии меня как на крыльях, куда только не понесла! Виктор приходит за деньжатами, а там - чай, Вертинский, Вик без живота... Анастасия беременная... Магия! И перенести такое, согласитесь, невозможно!
   С уважением, Ольга.
Глушенков Николай Георгиевич[18.10.2014 10:20:50]
   Надежде Сергеевой
   
   <8. когда наконец, вроде бы, – запятую пропустили КОГДА, НАКОНЕЦ
    9. молчащую Стасю. – молчаВшую>
   
   Перед словом "наконец" запятая не нужна, т.к. в данном случае это не вводное слово и имеет значение по словам автора "в итоге"
   
   "молчаЩАЯ" и "молчаВШАЯ" - а в чем Вы видите здесь стилистическую/грамм­атическую­ ошибку? Оба несовершенного вида.
Александр Сороковик[21.10.2014 02:18:58]
   Добрый всем вечер (или утро)!
   Ещё раз благодарю всех откликнувшихся на мой рассказ, и перехожу к персональным ответам.
   
   Виктору Федорову
   
   Спасибо, Виктор, за добрые слова! Здесь, как и во многих моих рассказах, всё из жизни. Правда из жизни нескольких разных людей. И образы, увы, типичны, этого добра у нас… С запятыми буду разбираться с помощью нашего уважаемого Николая Георгиевича Глушенкова.
   
   Надежде Сергеевой
   
   Да, про жизненность уже говорил! Очень радует, что рассказ оставляет послевкусие – это для меня один из основных критериев творчества. По конкретным замечаниям:
   П.п. 1-4 – практически со всем согласен.
   П. 5 – Анастасия - Стася – это реальная цепочка имён. Когда-то у меня была соседка, которая так звала свою внучку, девочку лет пяти. Мне очень понравилось это имя. Надеюсь, что у реальной Стаси всё в жизни сложилось по-другому.
   П. 6 – согласен.
   П. 7 – как по мне, легче, наоборот, «эдакую» :)
   П.п. 8 -9 – тут я больше согласен с Николаем Георгиевичем…(см. его доп. пост [18.10.2014 10:20:50] )
   Большое Вам спасибо не только за рецензию, но и за предметные замечания!
   
   
   Ивану Габову
   
   Иван, понятие «ужин» в этом рассказе не только включает в себя понятие ужина, но и аллегорично по смыслу. Судя по всему, рассказ Вам не очень понравился: ««Великое ничто» здесь я не увидел, к сожалению» (наверное, всё же «великое нЕчто», или я ошибаюсь?).
   Впрочем, по Вашему же выражению, «Любое восприятие индивидуально», с чем совершенно согласен.
   Спасибо за рецензию.
   
   
   
   Ольге Немежиковой
   
   Как всегда, Ваша рецензия заставляет задуматься, взглянуть на своих героев немного отстранённо, как бы со стороны.
   Конечно, тешит авторское самолюбие отсылка к Чехову. Даже просто то, что автору надо быть к нему поближе. С одной стороны, трезво понимаешь, где автор, а где Чехов. Но, с другой стороны, плох тот солдат… помните?
   Да, интриги нет, это я делал осознанно. Узнаваемые герои? Почти идеальная Стася? Да, я согласен, несколько утрированно. Но ведь это же короткий рассказ, не повесть. Здесь герои показаны в определённый момент, для кого-то ставший моментом истины. Тут во всей «красе» проявились их характеры… Почему Стася полюбила своего Вика? Не знаю, любовь – чувство иррациональное. А может, увидела в нём некий росток, то, что могло вырасти в очень большое Чувство – если бы ещё шажок, если бы Вик смог сделать выбор! Нет, конечно, родителей надо любить, безусловно! Но он мог дать понять матери, что он любит не только её, но и свою жену! Стася мудрее своего мужа, она надеялась, что он сможет также принять мудрое решение, и сообщить о своей беременности хотела именно вот так, вдвоём, когда Вик был только с ней и с их будущим ребёнком. Не очень хочу расставлять оценки и развешивать ярлыки, как в китайских пьесах времён Культурной революции – мои герои всё же, неоднозначны. Хотя, я всё же больше на стороне Стаси. Наверное, Вы правы, нужно немного это всё прояснить.
   И – основная мысль Вашей, Ольга, рецензии, про отлёт драматизма, символическую деталь. Вы говорите, что «Вот в этом месте, где живет чуть-чуть, рождается литература!».
   Да, тут надо мне ещё учиться! Вот Вы написали, я вроде понял, какая деталь нужна, думаю сейчас над этим. С одной стороны, раз понял – то не всё ещё безнадёжно:)! С другой – ведь мог бы и сам догадаться!
   По поводу врача – согласен, хоть и не до конца. Наверное, об этом сообщит мужу Стася, а не доктор.
   В общем, спасибо Вам огромное, Ольга! Во-первых, я понял, ЧТО именно нужно добавить в рассказе (ещё, правда, не знаю, КАК это сделать), а во-вторых, после Вашей рецензии у меня родилась идея и сюжет некоего рассказа, на другую тему…
   
   Пока всё, друзья мои.
   Продолжение следует!
Ольга Немежикова[21.10.2014 09:15:51]
   Александру Сороковику
   
   Уважаемый Александр!
   Конечно, все мы учимся в ВАШЕМ (НАШЕМ!) Английском Клубе! Конечно, это душа - потемки, а тест ЧУЖОЙ - он как на ладони, и видеть в нем ошибки не очень сложно, это собственный текст ослепляет. А меня, так еще и оглушает, и вырубает... Так что буду благодарна, если по моему экспериментальному тексту Вы, и у кого есть желание, в эту пятницу пару строк черкнете в Гостиную №3 Проза.
   Главное требование, на мой взгляд, к текстам, чтобы они рождали мысль у читателя, послевкусие оставляли, и такое же требование к рецензиям. Мария написала, и у меня отклик в душе - фейеверк мыслей через Ваш текст пробило! Видите, какая завязка плодотворная получилась! Вы думаете, я в своем бы тексте увидела то, что разглядела в Вашем? Увы, пока нет, не научилась еще как следует отстраняться, но, однозначно, стремлюсь овладеть. Поскольку писать (мне) надо со страстью, а себя редактировать уже в отрешенно-гармоничес­ком­ состоянии. А есть авторы, которые пишут уже отрешенно - у них этот прием дает фантастические результаты! Вы же со страстью пишете. И мне это очень близко, понятно и симпатично. Поэтому я чувствую, как Вам сложно свое творчество препарировать. Но живы будем - не помрем, научимся все, раз такой Клуб есть!
   У Чехова тоже рассказы небольшие, так что абзац на образ Вика у Стаси вполне выдумать не помешает, и места много не займет.
   Конечно, тема выбора между матерью и любимой - вечная, на все времена. Не зря во всех культурах, в том числе и примитивных, разделение (и в христианстве тоже - муж прилепляется к жене) между этими женщинами - ритуальное, жесткое, четкое, без сомнений в дальнейшем - мужчина выбрал, а ритуал скрепляется законом, иначе характер мужчины, да и женщины тоже, не повзрослеет, бардак в обществе получится. В этой теме есть куда двигаться, особенно с Вашим опытом и наблюдательностью, и умением взять интересную линию подачи!
   С уважением, Ольга.
Александр Сороковик[22.10.2014 00:47:35]
   Спасибо, Ольга! Дам рассказу отлежаться, подумаю, что и как исправить! Непременно постараюсь зайти на заседание с Вашим рассказом!
Александр Сороковик[22.10.2014 00:33:58]
   Марии Гринберг
   
   Спасибо, Мария, за похвалу в адрес рассказа! Да, ситуация очень распространённая, усугубляемая тем, что и деваться молодым обычно некуда. Ви́ка, конечно, жаль, ведь, чтобы жить в любви с женой, сохранив при этом хорошие отношения с матерью, нужна мудрость, которой у него нет. Так же, как и у Стаси. Зачем она рассказала о своём прошлом мужу? Наверное, считала, что не должно быть между любящими супругами тайн, тем более, что знал он, что не девственница, да и то, что долго забеременеть не могла… И то, что не рассказала сразу о своей беременности – написал в ответе Ольге Немежиковой. Более взрослая женщина нашла бы, как это всё обставить, а Стася – ещё неопытна в таких играх.
   И, да, так и получилось, что Вик и Стася, как в той песне, не пара. Может, сделай он шаг тогда в сторону Стаси, откажись от семейного обеда, выбери жену – всё бы сложилось по-другому. Может, он сейчас по-своему и счастлив. А Стася?
   Интересный поворот со снятием квартиры… Если бы это была повесть, так и сделал бы. В рассказе же этот ход пока не вижу.
   
   
   Ольге Лесовской
   
   Ольга, Вы очень точно прочувствовали атмосферу рассказа, все эти милые мелочи, которых нет сейчас у героя, они остались в прошлом, куда ему больше нет хода. Из таких вот мелочей и создаётся счастье. Спасибо Вам за понимание!
   
   
   Вадиму Сазонову
   
   Вадим, Вы пишете, что вряд ли герой предался бы таким воспоминаниям. Не знаю, воспоминания сами пришли к нему, другое дело, что он не дал им проникнуть вглубь, вспомнил и сразу забыл. Так что, по-моему, всё логично!
   Спасибо Вам за рецензию!
   
   
   Игорю Колесникову
   
   Запятые – моя болячка. Пытаюсь учить правила, тяжело, ведь грамотность в словах я соблюдаю по наитию, правил не знаю. Про врача уже писал, про хрестоматийных героев тоже. Красивости, показалось, здесь не нужны. Прошу прощения, что получилось так куце, просто второй раз не хочется повторяться!
   Спасибо Вам за рецензию!
   
   
   
   Глушенкову Николаю Георгиевичу
   
   Большое Вам спасибо! Ваши грамматические разборы всегда к месту и по делу! Обязательно всё поисправляю!
   
   
   Максу Осипову
   
   С благодарностью прочитал Вашу рецензию! Согласен, именно равнодушие – главный враг любви. Спасибо!
Иван Габов[23.10.2014 08:06:33]
   Константин Бальмонт
   
   Великое ничто
    1
   
   Моя душа — глухой всебожный храм,
   Там дышат тени, смутно нарастая.
   Отраднее всего моим мечтам
   Прекрасные чудовища Китая.
   Дракон — владыка солнца и весны,
   Единорог — эмблема совершенства,
   И феникс — образ царственной жены,
   Слиянье власти, блеска и блаженства.
   Люблю однообразную мечту
   В созданиях художников Китая,
   Застывшую, как иней, красоту,
   Как иней снов, что искрится, не тая.
   Симметрия — их основной закон.
   Они рисуют даль — как восхожденье,
   И сладко мне, что страшный их дракон -
   Не адский дух, а символ наслажденья.
   А дивная утонченность тонов,
   Дробящихся в различии согласном,
   Проникновенье в таинство основ,
   Лазурь в лазури, красное на красном!
   А равнодушье к образу людей,
   Пристрастье к разновидностям звериным,
   Сплетенье в строгий узел всех страстей,
   Огонь ума, скользящий по картинам!
   Но более, чем это всё, у них
   Люблю пробел лирического зноя.
   Люблю постичь сквозь легкий нежный стих
   Безбрежное отчаянье покоя.
   
    2
   
   К старинным манускриптам в поздний час
   Почувствовав обычное призванье,
   Я рылся между свитков — и как раз
   Чванг-Санга прочитал повествованье.
   Там смутный кто-то,— я не знаю кто,—
   Ронял слова печали и забвенья:
   «Бесчувственно Великое Ничто,
   В нем я и ты — мелькаем на мгновенье.
   Проходит ночь — и в роще дышит свет,
   Две птички, тесно сжавшись, спали рядом,
   Но с блеском дня той дружбы больше нет,
   И каждая летит к своим усладам.
   За тьмою — жизнь, за холодом — апрель,
   И снова темный холод ожиданья.
   Я разобью певучую свирель.
   Иду на Запад, умерли мечтанья.
   Бесчувственно Великое Ничто,
   Земля и небо — свод немого храма.
   Я тихо сплю,— я тот же и никто,
   Моя душа — воздушность фимиама».
   <Февраль 1900>
Александр Сороковик[23.10.2014 19:14:55]
   Спасибо, Иван! Я не был знаком с этим стихотворением.
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта