Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литератрной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Владимир Бучинский "Обида" ПрозаОтветить
   Слухи о том, что их ресторан вот-вот получит новых хозяев, бродили давно. Уже с полгода. Но на этот раз, похоже, всё складывалось по-взрослому - слишком часто расстроенную мордашку подкрашивала Карина, слишком усердно лютовал её шеф, Вазген Георгиевич. Директор вообще на себя не походил… оно и понятно – новая метла… то, что верхний этаж администрации будет заменён, ни у кого не вызывало сомнений.
   А вот на что надеяться ему? Руководителю, так сказать, среднего звена? Копнёт ли новый фельдмаршал настолько глубоко, чтоб зацепить арт-менеджера и всю его немногочисленную рать – оператора, повелителя звука Гошу и подсобных дел мастера… как его… Лёху?
   Не хотелось бы. За четыре года место нагрелось. Сформировалось и устоялось.
   
   Даманский запарковал машину на свой номер, под навес. Вообще-то, по уму, стоянку следовало поменять – всё-таки плестись через полмассива… или - рядом, за бульваром… есть разница?! Ну да, дороже. Зато – рядом. Это сейчас июль и светло, а в декабре, часика в два ночи, да под вьюгу…
   За долгие десять лет, маршрут от стойла автомобиля к дому, выработался в совершенстве: можно было забрать левее, вдоль забора, и тогда, хочешь - не хочешь, а приходилось идти мимо всем известного пивбара. Геометрически, этот путь был раза в два короче, но временные затраты вырастали немеряно.
   А можно было идти прямо, через шесть больших дворов стандартных девятиэтажек, что было несколько дальше, но практически гарантировало отсутствие всяческих соблазнов и неожиданностей.
   Сергей Леонидович выбрал второй вариант.
   
   К серьёзной приставке «Леонидович», он привык достаточно быстро, за пару месяцев. Да и пора бы… тридцать пять лет, солидная внешность, должность, опять же… нет, терять эту работу совсем не хотелось. Музыкант он, надо признать, был никакой, а вот организаторская жилка – за четыре года - проявилась, окрепла, и обещала ещё многое.
   Даманский прошагал уже почти полдороги и вышел к небольшому пустырю, заставленному металлическими коробками гаражей – штук десять. Обходя их по периметру справа, остановился прикурить, и тут сначала услышал, а потом и увидел кое-что интересное.
   В промежутке между гаражами шла драка.
   
   Надо сказать, что сам, в молодости, он не отличался спокойным нравом и костяшки его пальцев были сбиты достаточно часто. Нет, ни хулиганом, ни «братком» он не был, но в житейских потасовках – в школе, во дворе – его не надо было упрашивать принять участие. Это попозже, когда музыкальная круговерть захватила всерьёз, и Сергей начал беречь руки, рассматривая их как отдельный инструмент, без которого клавиши не нажимались – тогда он несколько остепенился. Ну, и возраст…
   
   В гаражах «махались» человек пять... нет, четверо. Дело житейское. Он уже совсем было собрался пройти мимо, как вдруг понял, что это не драка, а избиение. Трое сопляков - впрочем, один из них не такой уж и сопляк - молотили четвёртого.
   Ещё секунду назад жертва пыталась закрыться от ударов, но самый мелкий из банды рез-ко вскинул руку, в которой что-то блеснуло, и пацан завалился в пыль дороги. Теперь его добивали ногами, то ли озверев от вида крови, то ли – так и было запланировано.
   - Эй, уроды! Стоять, блин!!! Вы что тут… - не думая об опасности, Сергей бросился вглубь гаражей.
   По старому опыту улицы, он знал, что стоит «вырубить» главаря, и остальные шакалята кинутся наутёк. Но вожак на то и есть вожак, чтоб иметь лучшую реакцию и бойцовский навык…
   Старший бандит, с характерным азиатским лицом, резко повернулся к нему и Даманский просто налетел на грамотный удар в пах. Да, тридцать пять – не двадцать, и дрался он, последний раз, годочков этак…
   На ногах устоял, но согнулся комом, подставив под руку свежестриженный затылок. В голове что-то хрустнуло, и герой ткнулся носом в сухую июльскую пыль.
   
   ***
   - Да шо ж це таке, господи… шо ж воно робыться… - на козырьке гаража сидела ворона с открытым клювом. Неужто это она причитает… да ещё и на классическом суржике?
   Сергей Леонидович поморгал глазами, тряхнул головой и частями, как складной метр, поднялся на ноги.
   Толстая тётка суетилась возле второго тела. Ну-у… там дела были, похоже, неизмеримо плачевнее. Парень – да нет, скорее – подросток, лет пятнадцать, - лежал без сознания. Лицо в крови, левая рука неестественно вывернута.
   
   - Скорую… скорую – вызывали?
   - Та я ж и кажу, шо они як брызнуть отсюда… я ж до Вас… а тут…
   - Скорую, я говорю – вызывали?! – на удивление, он понял, что чувствует себя совсем да-же неплохо. Немного тянуло низ живота, и, пожалуй – всё.
   - Вызывали, вызывали! Другое дело, когда приехать соизволят… - оказывается, зрителей прибавилось. Худой старик в дореволюционных очках, две студентки, глазеющие на неподвижное тело, мамаша с коляской. Занятно… он точно помнил, что когда остановился прикурить, в округе метров на пятьдесят никого не было.
   - Хосподи! А Вы-то – шо? Ничего? – тётка подошла к Даманскому, и тут он её узнал. Толстуха продавала очищенную воду в киоске прямо под его балконом. Это тоже, кстати, - номер… человек внутри ларька выглядит совсем не так, как на улице. Годами здороваешься, разговариваешь, а как встретишься в другом месте, начинаешь вспоминать: « Что-то лицо знакомое… где-то видел…».
   - Да нет, нормально… всё порядке… - он рассеяно провёл рукой по затылку, наблюдая, как со стороны проспекта к ним медленно, переваливаясь через вековые колдобины дворовой дороги, плывёт микроавтобус с красными крестами на бортах.
   
   И тут парень очнулся.
   Он застонал, попытался встать, но только перевернулся на спину и опять затих.
   Народу прибавилось. Кто-то уже бежал к «Скорой», махая руками и тыча пальцем в сторону гаражей, кто-то давал советы, как вытащить пострадавшего на дорогу.
   Сергей выбрался из толпы и пошёл домой.
   
   ***
   - Да что ты глупости несёшь? Ничего я не знаю… что я могу знать? – Карина затушила сигарету. – Вазген ходит, как туча… работайте, работайте! А сам… Нет, то, что Кацуба продаёт заведение – это точно, но когда и кому… не нуди, Серж! Мне-то однозначно вещички собирать…
   
   Утро, людей нет. Они курили на летней площадке ресторана.
   - Ладно. – Даманский встал, потянулся. – Поеду я… сегодня и контракт с этими гениями местного калибра подписывать, и аппараты привезут… ну, ты если чего-то, где-то…
   - Давай, продюсер, давай… - секретарша махнула рукой, - плоди своих Пугачёвых… вместе с лабудой всякой…
   Весь день он мотался по делам.
   
   - Вадька! Есть будешь? – Сергей продублировал жену, призывающую мужиков на ужин. Сынуля сидел перед компьютером, в наушниках, полностью отрешившись от реальности. Ну – как знаешь, как знаешь…
   Рита накрывала на стол. У неё новая прическа… шестнадцать совместных лет не упрости-ли их отношений, он по прежнему смотрел на жену… э-э-э… как бы это… небезразлично, вот!
   - Да, слышишь… - она неожиданно прервала рассказ о какой-то подруге, вернувшейся из Эмиратов, - чуть не забыла! К тебе следователь приходил… сказал, что ещё зайдёт. Это, наверно, по той истории? С дракой?
   - Следователь? Ну – да, наверное… - Даманский скривился. Прошла уже почти неделя. Быть свидетелем… суета вся эта… как они, интересно, его вычислили?
   
   - Знаешь, следователь – это он представился так, а вообще, скорее всего – стажёр. Очень уж молоденький мальчик… хорошенький… - жена хитро зыркнула на своего повелителя, явно провоцируя.
   - Я тебе дам – хорошенький… о доме думать надо! – Сергей сграбастал хрупкую фигурку. - И о муже! Пошли, я тебе покажу… там… кое-что…
   - Сумасшедший! Вадька же…
   Запиликал входной звонок.
   
   И действительно – пацан.
   Адонис. Восемнадцатилетний. Да-а… ещё не одна Персефона вцепится за него в гриву современной Афродите… ему бы в актеры… ха! – помощник следователя… друг министра…
   Они разговаривали минут двадцать. Адониса звали Константином Феликсовичем!
   
   - Сергей Леонидович, Вы единственный, кто может их опознать. Это ж не мелкое хулиганство, у парня сломана челюсть, три ребра, черепно-мозговая… и всё - из-за обычной мобилки и ста десяти гривён…
   - Так вы их взяли?
   - Задержали…
   - А что потерпевший… как его? – Юрий… они ж знакомы?
   - Да нет… обыкновенный «гоп-стоп».
   Быть свидетелем… муторное дело, и неблагодарное. Бумаги, показания, опознание… потом – суд. Время, суета…
   
   - Да с чего Вы решили, что я их хорошо разглядел?
   - Так это… Мария Коробко утверждает, что Вы с ними дрались, стало быть – разглядели…
   - Какая ещё - Коробко?
   - Тоже свидетель… она Вас хорошо знает, но вот лиц задержанных - не видела.
   - Это тётка такая… толстая?
   - Да. Киоскёр… так – что? Сможете опознать?
   
   Сергей взял сигарету и отошёл к окну.
   Надо же! Действительно, всё в этом мире завязано, зациклено и замотивировано. Сюжеты возвращаются, логические цепочки, как бы хитроумно они не переплетались, рано или поздно распрямятся, аналогии займут подобающие места.
   - Да. Смогу. По крайней мере, двоих. Третьего рассмотрел плохо… недосуг, сами понимаете, было…
   
   Когда служивый Костик - Феликсович! - ушёл, Даманский взял из холодильника запотевший «Славутич» и вышел на лоджию. Закурил. Сел в кресло. События почти двадцатилетней давности всплывали уверено и настойчиво, а картинки воспоминаний стали приобретать цвет и яркость, резкость и звук…
   
   ***
   - Алло, Даманский! Не спеши, иди сюда!
   Сергей поднял брови. Что значит – иди сюда? Орёл, понимаешь…
   - Тебе чего?
   Гармаш стоял за углом школьного забора. Местная курилка.
   
   Генка был старше на год. Крепкий, наглый, самоуверенный. С необъяснимой кличкой Чингиз – ничего азиатского в его лице не прослеживалось. Они не были ни друзьями, ни приятелями, хотя пару раз гуляли в общих компаниях.
   - Ты вот что… - Гармаш отвёл глаза и мастерским щелчком отправил сигарету за десяток метров в кусты. – Что б я не видел тебя возле Ленки… понял? Здоровее будешь. Тёлок валом, так что не раздражай меня, менестрель…
   
   Внешне, разницы в год между ними не было, Сергей выглядел даже постарше.
   - А то – что? В угол поставишь? – Даманский принял отработанный перед зеркалом нагло-насмешливый вид, после которого настоящие самцы либо наносят первый удар, либо потихоньку отваливают.
   - Вот так, значит… не проникся… - Чингиз, прищурясь, смотрел куда-то мимо него. – Лады. Я тебя предупредил.
   Сплюнул сопернику под ноги, повернулся и ушёл.
   
   Сцепились они через два дня, прямо в школьном коридоре. Елена Прекрасная звонко хохотала над Серёгиным умничаньем, тот и старался, как мог. А Чингиз, судя по всему, заработал свою кличку именно благодаря резкости принятия решений… не обращая внимания на обстановку, не видя ничего, кроме торжествующего соперника, он просто подошёл, и нанёс грамотный апперкот.
   Через пару секунд, бойцы катились по широкой парадной лестнице, хрипя, как матёрые лоси в период гона. А внизу, вскочив на ноги, Даманский неожиданно легко и эффектно добыл победу – то ли не такой уж спец оказался Генка, то ли класс Сергея был действительно выше… короче, Гармаш утёрся и, обесчещенный, сгинул зализывать раны. Победа, красавица и значительно выросший рейтинг остались за триумфатором.
   
   Прошла неделя.
   Сергей возвращался с репетиции, мурлыча звёздам очередной блюз, пришедший в голову на уроке химии, и не имеющий с ней, химией, ничего общего.
   Ни кто бил, ни самого удара, он не разглядел – просто шагнул из-за угла в родной двор, и покатился по неостывшему ещё асфальту, сдирая локти, колени и музыкальные пальцы. Встать не дали – носок кроссовки хоть и скользнул по скуле, всё же опрокинул тело опять на землю… и резкая боль в животе. Нападавших, ясное дело, не видел, удары сыпались непрерывно - хлёстко и продуманно, успеть бы закрыть голову - это была не обычная драка. Как минимум, его хотели положить в больницу, а, скорее всего – покалечить. Чёрной жути добавляло то, что избиение проходило в полной тишине, никаких «твою мать» и прочих «сука… урою!».
   Деловое сосредоточенное хеканье.
   
   Наконец экзекуция прекратилась, тёмные силы сгинули. Сознание он не потерял, но и встать не мог – рядовая боль полностью перекрывалась огнём в животе и правом боку. Спустя пару минут, Даманский всё же дополз до стены здания. Закусив нижнюю губу, поднялся на колени, передохнул, и, царапаясь о кирпич, встал на ноги.
   Двор пуст… ну да, около двенадцати.
   
   Голова… мир покачивался. Светится лампочка его подъезда, десяток метров не дошёл. Горят окна, горит одинокий уличный фонарь, освещая скамейку и грубо сколоченный стол, на котором в светлое время доминошники забивают своего «козла». Насмерть.
   А за столешницей сидит тёмная фигура… курит.
   Докурил, сплюнул, и мастерским щелчком отправит бычок в его сторону. Окурок ударился о стену, о плечо и упал к ногам.
   
   Две недели Сергей провалялся в койке – сначала больничка, потом дома. Сотрясение, ключица, два ребра… могло быть хуже.
   Родители подали заявление, но дело было тухлое. Обыкновенное ограбление, гоп - стоп… исчезло портмоне с десятком гривен, ещё какая-то чепуха… а времечко-то было – о-го-го! – начало девяностых! Не такие «глухари» зависали…
   И главное – никто ничего не видел. Вечер, пустой двор… нет свидетелей.
   Не было их, свидетелей.
   
   ***
   Даманский вынырнул из прошлого, допил пиво и вернулся в реальность.
   Да… протоколы, подписи. Ладно, завтра…
   
   Опознание прошло, на удивление, быстро. Третьего, правда, он так и не вспомнил – ну, не зафиксировала память длинное, невыразительное лицо с маленькими, близко посаженными глазами. Эти двое – совсем соплячьё, шакалята, только-только отращивающие мелкие зубки, загривки, и жёлтые глаза с щелевидными зрачками. Натаскиваются.
   А вот вожак – тот ещё волчонок! Что-то в нём дикое, средневековое… от половцев-степняков и хазаров неразумных… Угрюмый, смотрит из подо лба. Этот далеко пойдёт.
   
   Следователь и сопутствующая ему группа правозащитников, к процедуре отнеслись скучающе. Безучастно. Зато юный Феликсович был явно на подъёме, азартен и возбуждён. Стажёр!
   - Спасибо, Сергей Леонидович! – он проводил Даманского до крыльца. – Спасибо! Жаль, что не помните третьего! Если бы все… - и тра-та-та, и тра-та-та…
   - А как там хлопец этот…
   - Хлопец? А – потерпевший… да ничего, выживет.
   Сергей поехал на работу.
   
   Он припарковался возле центрального входа, и ещё не выходя из машины, увидел бегущего к нему Гошу. Его «правая рука», был как всегда, растрёпан.
   - Леони… дыч… Леонидыч!
   - Тихо, тихо… до двадцать первого декабря ещё полгода! И вообще - по новостям передали, что Верховная Рада конец Света отменила, а Президент указ подписал.
   - Ни хрена они не отменили! Вон – Черти понаехали, в кабинете Вазгена сидят…
   Понятно. Новая метла. Со своими вениками, швабрами и прочей уборочной техникой. Ну – что ж… Даманский уже давно плюнул, и решил, что чему быть – тому не миновать!
   - Представительный такой мэн, солидный. И свита – пять человек… - Гоша распахнул двери, - а Михалыча уже уволили! Что это, говорят, за внешний вид, а особенно – бакенбарды? Сейчас швейцары этакого не носят…
   
   Карина сидела за своим столом, гордая, но с красными глазами.
   - Ясно, Монро… ясно. Кого-нибудь вызывали?
   Она махнула рукой.
   - Тебя – нет.
   - Ну и ладушки. Так кто купил – Сергеев или Матецкий?
   - Не-а. Новый какой-то… фамилия… - она полезла в бумаги, - фамилия…
   Внезапно ожил динамик.
   - Карина, одын кофе и одын чай, – кавказский акцент у шефа явно обострился. – И найди Даманского… пусть зайдёт.
   Сергей состроил рожу – вот так, мол! – поправил галстук и прошествовал в кабинет.
   
   - Добрый день! – несколько секунд и… да-а… изменился Генка, Геннадий Николаевич… изменился… нет, ну надо же! Судьба играет человеком, а человек играет на трубе!
   Гармаш здорово погрузнел. Этак за соточку потянет… и полысел. Не полностью, не полностью… но залысины, безусловно, причёску формировали.
   Школьный враг тоже узнал. Глаза сузились, он побагровел… столько лет! – а откровенная злость и неприязнь тут же проявились на лице. Сидящие за столом с удивлением уставились на Босса.
   - Даманский… - Гараш взял себя в руки и вернул лицу прежнее величественное выражение. – Реконструкция заведения будет полной, включая и кардинально новое отношение к развлекательным программам… формировать которую будут не дилетанты, а настоящие профессионалы. Вы свободны, Ваши услуги не требуются!
   - Да. Я понимаю… - Сергей принял отработанный в юности нагло-насмешливый вид. - Давай, Гендос, руководи… - он повернулся и вышел, аккуратно прикрыв дверь.
   
   ***
   Через два дня неожиданно позвонил Константин Феликсович.
   Даманский валялся на диване, под вентилятором (кондиционер поломался), пил пиво и решал, что лучше: опять давить клавиши в среднезанюханном кабаке, куда звали старые друзья, или идти младшим арт-менеджером в приличное заведение… но на такие деньги, что курить придётся или бросать, или переходить на сигареты без фильтра.
   После недолгих приветствий выяснилось, что помощник следователя хочет встретиться, а говорить по телефону – не хочет. Пиво в доме заканчивалось, и, исходя из ситуации, было решено встретиться на проспекте, возле продуктового маркета.
   
   Костик выглядел несколько не в своей тарелке, смущён и застенчив.
   Выяснилось, что всё-таки, было бы хорошо, если б свидетель опознал и третьего бандита, всю, можно сказать, преступную группировку в целом.
   - Так… я его действительно не видел… не помню.
   - Но их же было трое? И взяли мы их вместе, троих! Вы – что, сомневаетесь, что этот…э-э-э… Горюнов участвовал в драке?
   - Да нет… скорее всего – конечно, участвовал… только я его не запомнил.
   - Ну – вот! – Феликсович утвердительно кивнул. – Так это… опознаете?
   - Нет.
   Юный Адонис был явно расстроен. Что-то не складывалось, чьё-то задание провалено…
   - Минуту… - он набрал номер, поговорил. Подумал, набрал ещё один.
   
   - Хорошо… тогда я Вас попрошу - поговорите с отцом потерпевшего. Юрий в тяжёлом состоянии, родители требуют сурово наказать всех троих. А без Ваших показаний Горюнов может уйти «чистым».
   - Да зачем мне с ними встречаться?! И – где?
   - Они сейчас подъедут, никуда не надо…
   - Но… - Сергей не знал, что сказать, пауза затянулась.
   - Да, конечно! – Костик истолковал заминку по-своемому. Лицо прояснилось, ему стало легче. – Само собой, конечно… они отблагодарят!
   Поворот оказался неожиданным. Сергей закашлялся и полез в карман, за сигаретами.
   Позади взвизгнули тормоза.
   
   - Добрый день! – кто-то здоровался, выходя из машины.
   Даманский обернулся.
   В полуметре от него, протягивая руку для приветствия, стоял Геннадий Николаевич Гармаш.
   
   ***
   
   Вечернее шоссе…
   Гитарный перегруз,
   Несётся Чёрный Пёс… из Ада или Рая?!
   На все? Давай – на все!!!
   И полуночный блюз
   Накручивает ночь, мне фишки подвигая…
   
   Суд был назначен на четверг. Оставалось два дня.
   
   - Ну?! И что ты решил? – приятель Борька с неподдельным интересом смотрел на собутыльника. Уже третий день, по инициативе Даманского, двое «временно безработных» встречались в пивбаре. Необъяснимый, но проверенный поколениями, славянский способ решения проблем…
   
   Да что же это я?!
   Забыл швырнуть пятак…
   Затёртая Судьба – орёл там, или решка?
   Хозяин декабря
   Всё сделает не так…
   Он не подскажет мне, где проходная пешка…
   
   - Что решил… да если б что решил, то не сидел бы здесь!
   
   Нет, с опознанием третьего бандита и обещанной благодарностью, всё решилось тут же, по месту. Реакция у него была лучше… щелчком послав так и не зажжённую сигарету в живот Гендосу, застывшему с протянутой рукой, он плюнул под ноги, повернулся и ушёл. Тут всё понятно.
   Вопрос стоял по-другому: крамольная мыслишка прийти в суд, и вообще не опознать этих подонков, всё чаще и настырней всплывала на поверхность. С другой стороны – с каких это дел пострадавший хлопец Юрка должен гасить долги урода-отца?
   - Да. Правильно. – Сергей отхлебнул из бокала. – Но как же тогда – «… до третьего колена»? А в некоторых вариантах – даже до седьмого. И вообще…
   
   - Всё! – Даманский встал с кресла. – Домой. Хватит.
   - Так решил-то – что?
   - Решил… В суд – пойду. Пойду! А там… монету кину… пятак, блин!
   Он повернулся, и, ссутулившись, зашагал по проспекту.
   
   ***
Александр Граков (Лекса)[15.10.2013 17:37:36]
   Рецензия
   
   Николая Бурмистрова
   
    на рассказ В. Бучинского "Обида"
   
   По законам жанра, рецензент должен представить публике автора обсуждаемой работы. Владимир Бучинский, судя по его авторской странице, на Литпортал пришёл не так давно. Об этом свидетельствует дипломы Литературного конкурса «ДЕБЮТ ГОДА- 2012» в номинациях поэзии и прозы.
   Более подробно Владимир Бучинский рассказывает о себе на сайте:
   http://www.bards.name/person949
   Родился 6 января 1959 г. Днепропетровск, Украина
   Автор (ст. и муз.), Исполнитель, Участник коллектива.
    Он же - замдиректора по очень общим вопросам...
   Жизненный разгон начал в днепропетровской школе с физико- математическим уклоном. Уклон был мощным, пришлось вкатиться в ДХТИ (76г.), пролететь его насквозь (81г.) и выпасть на просторы Великой и Могучей Страны, остро нуждающейся в талантливых химиках. Заблуждение на счёт "талантливого" держалось долго (88г.).
    Очнулся в Днепре (89г) с острой нелюбовью к аммиаку, тремя недописанными повестями, тетрадкой стишей, двумя - песен и с восторгом от родного города. Коренной днепропетровчанин. "Химик" по убеждениям. Не печатался, не привлекался и опять не печатался (до 2009г).
   Поэзию понимаю, а если нет - не признаюсь. Беззастениво пользуясь дружескими связями, выпустил аудио-книгу "Полтинник" (2010г.), диск авторских песен "Марево" (2012г.) Член Днеропетровского клуба АП "Алые паруса", "Арт-бард-клуб". Участник ряда фестивалей АП. Пишу прозу, печатаюсь в местной прессе и лит-журналах ("Вокзал", СПб). Лауреат нескольких литературных конкурсов (проза, поэзия) - Украина, Россия.
   
   Такое резюме упрощает мою задачу: надеюсь, что найду взаимопонимание с человеком, который уже знаком и со сладким словом «успех», и с «муками творчества».
   В знакомых нашим читателям рассказах «Реинкарнация», «Первый снег», «Законченный список» и других, Владимир показал своё умение работать в жанре рассказа. И отзывы он получает хорошие: «Читается очень легко, язык легкий и одновременно яркий, события развиваются динамично и только поддерживают желание узнать, что будет в конце. Сергей Малашко о «Шансе». Меня Владимир убедил в том, что способен вжиться в образ эмигранта в рассказе «Законченный список». Очень важно, что автор умеет овладеть материалом из биографий своих персонажей.
   
   В рассказе «Обида» главным героем выступает коллега автора – музыкант, руководитель небольшого ресторанного оркестрика. Но не музыкальные нюансы рассматриваются в рассказе. Его ЛГ мог бы работать, где угодно.
   О чём же повествует автор?
   Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:
   1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;
   2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий.
   По естественному ходу событий фабула, вкратце, такова.
   В школьный роман Елены Прекрасной – Ленки - и Сергей Даманского, то ли музыканта, то ли певца (сказано, что «менестрель» и ходит на репетиции), вторгается хулиган «с необъяснимой кличкой» Чингиз, он же – Генка (Гендос) Гармаш. «Отбить» Ленку у Сергея он пытается сначала угрозами, а потом набрасывается на него с кулаками. Но побеждает в драке Сергей. Каким образом не уточняется, но сказано, что Гармаш «обесчещенный, сгинул зализывать раны».
   Однако через неделю Сергея жестоко избивают дружки Чингиза-Генки, которого узнаём по «мастерски брошенному» окурку.
   Вспоминает об этом Сергей Даманский после другой драки, в которой он вступился за незнакомого юношу Юрку, который оказался сыном Гендоса Гармаша, который купил ресторан, в котором работал Даманский и из которого новый хозяин его уволил.
   Словом, перипетий накручено немало.
   В них не осталось места для Елены Прекрасной, бесследно исчезнувшей. Появилась жена Ритка, априори обожаемая. По ходу действия возникают персонажи – Карина, шеф Вазген, вожак бандитов, с азиатским лицом, враг Чингиз-Гендос, не азиатской внешности, следователь Костик – «юный Адонис».
   Рассказ «Обида» автором преднамеренно составлен из «кусков». Их несколько:
   1. Тема ресторана, работы.
   2. Случайная драка у гаражей, спасение Юрика.
   3. Эпизод с женой Риткой, семейная идиллия.
   4. Появление следователя Костика, его непонятная настойчивость в опознании свидетеля.
   5. Воспоминание Сергея о школьном романе со Светкой и о драке с Чингизом-Генкой.
   6. Третья драка. Избиение Сергея дружками Гендоса.
   7. Случайная покупка Г. Гармашем ресторана и увольнение Сергея.
   8. Еще одно появление следователя и Гармаша, который случайно оказывается отцом спасенного Юрика.
   9. Терзания Сергея о том, должен ли он на суде опознать преступников.
   
   Оценивая сюжет и композицию рассказа, я остановился на словах автора о том, что «всё в этом мире завязано, зациклено и замотивировано». И пример метафоры в прозе из К. Пустовского, вдруг звучит оценкой к сюжету:
   «…Сколько я ни бился, книга просто рассыпалась у меня под руками. Мне никак не удавалось спаять материал, сцементировать его, дать ему естественное течение.
    Материал расползался. Интересные куски провисали, не поддержанные соседними интересными кусками. Они одиноко торчали, не связанные с тем единственным, что могло бы вдохнуть жизнь в эти архивные факты, — с живописной подробностью, воздухом времени, близкой мне человеческой судьбой».
   
   Мне кажется, что автор решил отойти от «шаблона» в композиции рассказа, внести, так сказать, свежую струю. Его не устроила и модная сегодня «Структура Трёх Актов». Ей не придаётся особого значения в русскоязычной литературе. Но зарубежом, особенно в англоязычных странах, этот метод весьма популярен. Схема метода такова.
   Акт 1. Время и место действия, главные герои, закрутка сюжета/интриги. К концу акта происходит первый конфликт, который меняет направление истории.
   Акт 2. Середина и, собственно, развитие истории. В конце первой половины Акта 2 происходит второй конфликт. Он должен быть серьезнее первого.
   Под конец Акта 2 происходит третий конфликт. Стоит ли говорить, что он должен быть еще более волнительным, чем предыдущие.
   Акт 3 - или конец, есть логическое завершение истории и подтягивание всех «хвостов».
   
   Не призываю слепо следовать модным схемам. Но, как говорил мой первый редактор: прежде, чем отвергать шаблон, его нужно освоить.
   Можно прислушаться и к Аристотелю, который заметил, что у каждой истории есть начало, середина и конец. Если какой-либо из этих составляющих нет, то нет и истории.
   Не могу сказать, что в рассказе «Обида» нет истории. Она есть, но изложена несколько сумбурно. Мне читать рассказ было трудно и приходилось неоднократно возвращаться из конца в начало. В жанре «Просто о жизни» такого не ждёшь.
   Поэтому, мне кажется, ещё рано оценивать работу по классической схеме:
   
   1. Определить тему и идею (главную мысль) данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;
   2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;
   3. Рассмотреть субъектную организацию произведения (художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей);­
   4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;
   5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выраз­ительных­ средств языка;
   6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
   
   Оставлю эту работу для Владимира. А мне придётся высказать построчные замечания.
   
   Начало по стилистике изложения не совсем доработанное:
   Слухи о том, что их ресторан вот-вот получит новых хозяев, бродили давно. Уже с полгода. Но на этот раз, похоже, всё складывалось по-взрослому - слишком часто расстроенную мордашку подкрашивала Карина, слишком усердно лютовал её шеф, Вазген Георгиевич. Директор вообще на себя не походил… оно и понятно – новая метла… то, что верхний этаж администрации будет заменён, ни у кого не вызывало сомнений.
    А вот на что надеяться ему? Руководителю, так сказать, среднего звена? Копнёт ли новый фельдмаршал настолько глубоко, чтоб зацепить арт-менеджера и всю его немногочисленную рать – оператора, повелителя звука Гошу и подсобных дел мастера… как его… Лёху?
    Не хотелось бы. За четыре года место нагрелось. Сформировалось и устоялось.
   
   Уже с полгода. Но на этот раз, - «с полгода» - лишнее уточнение и не согласуется с «на этот раз» ( время и событие)
   .слишком часто расстроенную мордашку подкрашивала Карина, - часто расстроенную? или часто подкрашивала?
   Правильно:
   слишком часто Карина подкрашивала расстроенную мордашку. –
   Но кто такая Карина? Персонаж не представлен.

   
   слишком усердно лютовал её шеф – усердно лютовал? Стилистическая небрежность.
   
   Путаница:
   лютовал её шефДиректор вообще… оно и понятно – новая метла… А вот на что надеяться ему?–
   «Кто здесь кто» (проще – «ху из ху?») – сложно понять.
   
   «как его… Лёху?» – [i]такая забывчивость очень негативно характеризует ЛГ. Автор этого не уловил? Какой же он умелый менеджер, если за четыре года не запомнил имени.

   
   Плохо:
   запарковал машину на свой номер, под навес.
   Вообще-то, по уму, стоянку следовало поменять – всё-таки плестись через полмассива… или - рядом, за бульваром… есть разница?! Ну да, дороже. Зато – рядом. – сумбурно. Текст авторский, а стиль разговорный, как от лица ЛГ.
   маршрут от стойла автомобиля к дому, выработался в совершенстве – от стойла – сленг, нужны кавычки;
   «выработался в совершенстве» - стил. ошибка и канцеляризм. То же – «временные затраты вырастали немеряно».
   
   Геометрически, этот путь был раза в два короче – вычурно и стил. неверно. Проще: «этот путь был раза в два короче»;
   
   привык достаточно быстро, за пару месяцев.
   Музыкант он, надо признать, был никакой – зачем без нужды давать главному герою такую убийственную характеристику?
   заставленному металлическими коробками гаражей – штук десять
   В промежутке между гаражами шла драка.- «промежуток» - 0.5-1 метр. Править надо.
   
   Вычурно и казенно:
   в молодости, он не отличался спокойным нравом и костяшки его пальцев были сбиты достаточно часто; во дворе – его не надо было упрашивать принять участие.
   вдруг понял, что это не драка, а избиение. Трое сопляков - впрочем, один из них не такой уж и сопляк - молотили четвёртого.
   самый мелкий из банды; и пацан завалился
   Старший бандит, с характерным азиатским лицом – далее читаем: «Чингиз – ничего азиатского в его лице не прослеживалось». Такие шаблонные «портреты» путают читателя.
   
   тряхнул головой и частями, как складной метр, поднялся на ноги.
    Немного тянуло низ живота, и, пожалуй – всё.
   когда остановился прикурить, в округе метров на пятьдесят никого не было.
   Толстуха продавала очищенную воду в киоске
   человек внутри ларька выглядит совсем не так, как на улице
   И тут парень очнулся… и опять затих. Народу прибавилось.- зачем это сказано?
   
   
   На этом остановлюсь. Если у автора будет желание дорабатывать рассказ, то оставшиеся 14 тыс. знаков он критически оценит самостоятельно.
   
   К сожалению, мне не удалось поговорить о литературно-художест­венных­ достоинствах работы, так как она, на мой непросвещенный взгляд, ещё не стала произведением. И я не смог решить для себя вопрос: а в чём «Обида»?
   Автор Владимир Бучинский в достаточной мере владеет слогом и способностями к работе в прозе, в чем убеждают его лучшие рассказы. Радует, что и в поэзии у Владимира есть удачи.
   Надеюсь, что автор воспримет мою критику только как желание подсказать и помочь коллеге.
   
   Николай Бур,
   рецензент от Когорты Критиков
Владимир Бучинский[15.10.2013 21:42:33]
   Николай, добрый вечер!
   
   Спасибо огромное. Я действительно недавно пишу - пару лет, и таких смысловых, объёмных рецензий ещё не получал. Согласен не со всем - что делать! - но многие, очень многие "нестыковки и нелогичности" высветились благодаря вашей работе.
   Рассказ у меня самого вызывает сложно объяснимый дискомфорт, поэтому я и попросил "Платона...", который нам, говорят - друг. Дорабатывать не буду - Вы правы, слишком много осколков, а связывающая идея - слаба. Свежей струи не получилось.
   Безусловно я ещё не раз просмотрю замечания, дабы не "наступать" в дальнейшем.
   
   Её раз спасибо - за потраченное время, за "коллегу", за доброжелательный тон рецензии.
Александр Граков (Лекса)[15.10.2013 18:32:30]
   БИГ
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на рассказ «Обида». Автор: Владимир Бучинский
   
   Первое.
   Название рассказа должно определять сюжет. “Обида” натягивается на сюжетную линию как колготки, размером XXL, на холодильник “Бирюса” – с треском. Ну и пусть, на то воля автора. На мой взгляд, даже банальные “Выбор” или “Орлянка” подходят лучше. Ибо о них и речь.
   Второе.
   На второе я приготовил автору горчайшее блюдо, поскольку горько мне было откушивать текст, и бочком не прилепившийся к литературе.
   Итак, поехали. Что я увидел, пропутешествовав по тексту, неоправданно изобилующему ретроспекциями (такой сюжет можно было подать почти без скачков).
   Сергей Леонидович Даманский (следуя тексту, худ.рук. некоего арт.коллектива в безымянном заведении неясного формата, но со швейцаром в верноподданнических баках) волею случая становится свидетелем группового ограбления с нанесением ТТП. Пострадавший юноша – сын заклятого школьного врага ГГ Генки Гармаша, трансформировавшегос­я­ за два десятилетия из хулигана Гендоса в нувориша Геннадия Николаевича, который (аккурат на тот момент) прибирает к рукам житницу, исправно кормившую Даманского, то бишь, ресторацию. “Смена мётел” (вольно цитирую штамп автора) предполагает поголовное увольнение персонала, включая мохнорылого швейцара. Сергей Леонидович может избежать расчета и даже нажиться, стоит лишь согласиться на дачу показаний (в общем-то, ложных) в отношение одного из грабителей, тем самым оказав услугу нехорошему Гармашу, но, памятуя о прошлом, не делает этого, швыряет “так и не зажженную сигарету” в пузо Геннадию Николаевичу и остается без работы. Мало того, он помышляет вовсе отказаться от прежних признаний, отмстить, стало быть, но… совесть, она блуждает по организму ГГ, вызывая раздрай устремлений. На этом-то перепутье, с припасенным пятаком (сыграть в орлянку с совестью и правосудием), и оставляет автор отставного арт-директора.
    Идея рассказа не нова. А где их нынче сыскать, свежие идеи? Это я принимаю как данность. Всегда. Другое дело, как подать эту данность? Федор Михайлович из неоригинальных фантазий несостоявшегося студента вывел ТАКОГО гуся… Но то – крайность правая, недостижимая, здесь же – крайность левая. Предваряя разбор текста, скажу: мнится мне, что вперед курицы тут зародилось яйцо, что сюжет подогнан под стихотворение, всплывшее ближе к финалу. Это не есть грех, но первые шесть строф я так и не смог сопрячь с сюжетом. Впрочем, возможно я ошибаюсь касаемо первородства.
    По тексту. Слишком тяжкие преступления совершил с ним автор. Однако автор хороший, а хорошему автору и похвала, и колотушки – всё впрок.
   
    “Слухи о том, что их ресторан вот-вот получит новых хозяев, бродили давно. Уже с полгода. Но на этот раз, похоже, всё складывалось по-взрослому
   
    А полгода в куличики играли? Неудачный контраст.
   
    “…то, что верхний этаж администрации будет заменён, ни у кого не вызывало сомнений”.
   
    Моё решительное “нет!” поэтажной градации руководства. Это НЕ литературно и идет вразрез со СНИПом. Расхожий “эшелон” тоже не подойдет, не такое уж великое подразделение ресторан, чтобы оперировать подобными терминами.
   
    “За четыре года место нагрелось. Сформировалось и устоялось”.
   
    Первое предложение – боль зубная. Второе – боль поясничная, оно вообще лишнее.
   
    “За долгие десять лет, маршрут от стойла автомобиля к дому, выработался в совершенстве
   
    Предложение выглядит официозом. Даже сленговое “стойло” не спасает положения. Обе запятых лишние.
   
   “Геометрически, этот путь был раза в два короче, но временные затраты вырастали немеряно”.
   
    Не меряно.
   
    “А можно было идти прямо, через шесть больших дворов стандартных девятиэтажек, что было несколько дальше, но практически гарантировало отсутствие всяческих соблазнов и неожиданностей”.
   
   1. Немедленно изымите корявую прибавку “практически” из своей лексики, и выбросьте словцо на помойку!
   2. Это смело! Утверждать, что существует на Земле некий оазис, гарантирующий отсутствие соблазнов, и тем более, неожиданностей.
   
    “К серьёзной приставке «Леонидович», он привык достаточно быстро”.
   
   Приставкой был катушечный магнитофон “Нота”, “приставляемый” к “серьезному” электрофону “Арктур-007”. Зачем превращать отчество в железо? Предложение необходимо полностью переделать.
   
   “Музыкант он, надо признать, был никакой, а вот организаторская жилка – за четыре года - проявилась, окрепла, и обещала ещё многое”.
   
   1. Кухонное определение профессионализма. Такое допустимо лишь в прямой речи.
   2. Стиснув зубы, следил за эволюцией организаторской жилки, но когда, окрепнув, она еще и наобещала с три короба - отправился глотнуть коньячку. С горя.
   
   “В промежутке между гаражами шла драка”.
   
   В “промежутке” и “между” - суть одно. Тавтология.
   
   “Надо сказать, что сам, в молодости, он не отличался спокойным нравом и костяшки его пальцев были сбиты достаточно часто”.
   
   1. Не достает запятой после “нравом”.
   2. Три слова, загромождающих предложение, лучше бы заменить “кулаками”.
   3. И вообще – мне не нравится, как построено предложение… это тошное “достаточно часто”… в предложении нет жизни, оно выдернуто из протокола.
   
   “Но вожак на то и есть вожак, чтоб иметь лучшую реакцию и бойцовский навык…
   
   Ах! Какая банальщина и канцелярщина!
   
   “Старший бандит, с характерным азиатским лицом, резко повернулся к нему и Даманский просто налетел на грамотный удар в пах”.
   
   Не встречал НЕ характерных азиатских лиц.
   Налетел не “просто” но сам.
   
   “На ногах устоял, но согнулся комом, подставив под руку свежестриженный затылок. В голове что-то хрустнуло, и герой ткнулся носом в сухую июльскую пыль”.
   
   1. Как это? Не могу представить согнутый ком.
   2. В этом контексте читателю по барабану, каков затылок у Сергея. Зачем загромождать текст?
   3. “Герой” – это громко.
   
   “Парень – да нет, скорее – подросток, лет пятнадцать, - лежал без сознания”.
   
   Не следует ставить взаимоисключающие слова в паре. Распространенная в тексте ошибка.
   
   “…на удивление, он понял, что чувствует себя совсем даже неплохо. Немного тянуло низ живота, и, пожалуй – всё”.
   
   Предложение чудовищно! И потом, низ живота тянет ежемесячно у женщин, или я слишком испорчен, ежели на ум прилезла такая ассоциация.
   
   “Худой старик в дореволюционных очках”.
   
   Интересно, кто из фигурантов и зевак был современником Октября либо служащим краеведческого музея? Я бы нацепил на деда допотопные очки. Слово имеет два значения, не придерешься.
   
   “А Вы-то – шо?”
   
   Вы, Вас, Вам… ошибка, прошившая текст. “Выкать” с заглавной буквы можно лишь в эпистолярном жанре, либо письменно обращаясь к кому-либо.
   
   “…человек внутри ларька выглядит совсем не так, как на улице
   
   А в мавзолее выглядит так же, как в ларьке? Наверное, “как вне его”.
   
   “- Да нет, нормально… всё порядке… - он рассеяно провёл рукой по затылку, наблюдая, как со стороны проспекта к ним медленно, переваливаясь через вековые колдобины дворовой дороги, плывёт (переваливается) микроавтобус с красными крестами на бортах.”
   
   1. О сладкой парочке “да” и “нет” уже говорено.
   2. Вековые колдобины возможны в Риме или Иерусалиме, но не в спальном районе современного города.
   3. Ненужное многословие для определения мед. авто.
   
   “Вазген ходит, как туча
   
   Корявенько. Туча тучей.
   
   “Вадька! Есть будешь? – Сергей продублировал жену, призывающую мужиков на ужин”.
   
   Ну что это, в самом-то деле?
   
   “Рита накрывала на стол. У неё новая прическа… шестнадцать совместных лет не упрости-ли их отношений, он по прежнему смотрел на жену… э-э-э… как бы это… небезразлично, вот!
   
   Э-э-э… как бы это… очень плохо, вот!
   
   “Очень уж молоденький мальчик…
   
   Есть, разумеется, понятие “олдбой”, но это другая история. Мальчика нужно опустить (понимать дословно).
   
   “Сюжеты возвращаются, логические цепочки, как бы хитроумно они не переплетались, рано или поздно распрямятся, аналогии займут подобающие места”.
   
   1. Сюжеты повторяются.
   2. Цепочки расплетутся, коли угораздило их переплестись.
   3. Аналогии займут подобающие места в бельэтаже. Ассоциации – в партере.
   
   “Третьего рассмотрел плохо… недосуг, сами понимаете, было…”
   
   Лучше – не до того.
   
    “Гармаш отвёл глаза и мастерским щелчком отправил сигарету за десяток метров в кусты. – Что б я не видел тебя возле Ленки… понял? Здоровее будешь. Тёлок валом, так что не раздражай меня, менестрель…
   
   1. Наверное, в книге рекордов Гиннеса зарегистрированы мастера щелчком отправлять сигареты в тридевятое царство, но здесь не тот случай, чтобы поминать о мастерстве. Балаганов шикарно плевался, однако в мастера не попал, лишь в торпедисты.
   2. Не верю!!! Не мог фулюган знать значение слова менестрель.
   
   
   “Через пару секунд, бойцы катились по широкой парадной лестнице, хрипя, как матёрые лоси в период гона”.
   
   1. Не исключаю школ, имеющих парадные лестницы. Но сам таковых не видывал. К чему уточнять? Что изменится, ежели парни скатятся просто по лестнице?
   Я слышал, как орет лось, и шибко улепетывал (я), аж грибы растерял. Встреча со зверем опасна. Крайне неудачное сравнение.
   
    “Сергей возвращался с репетиции, мурлыча звёздам очередной блюз, пришедший в голову на уроке химии, и не имеющий с ней, химией, ничего общего”.
   
    ‘А что общего может быть у блюза и химии? Нужно подсказать Евгению Маргулису написать тему с названием “Валентность”.
   
   “Чёрной жути добавляло то, что избиение проходило в полной тишине”.
   
   Жуть!
   
   “Наконец экзекуция прекратилась, тёмные силы сгинули”.
   
   Мрак!
   
   “…рядовая боль полностью перекрывалась огнём в животе и правом боку
   
   Автор обскакал самого Платонова. Но у того корявость – стиль.
   
   “Горят окна, горит одинокий уличный фонарь, освещая скамейку и грубо сколоченный стол, на котором в светлое время доминошники забивают своего «козла». Насмерть”.
   
   Лубок из обоймы “зябко куталась в шаль”.
   А ввечеру – чужого.
   Перебор со смертью. Набоков тоже расписывался так, что у него “свеча умирала от разрыва сердца”, но в контексте это слышится, как 40-я Моцарта.
   
   
   “Две недели Сергей провалялся в койке – сначала больничка…
   
   “Больничка” – лагерный термин, и не применим ко времени, о каком идет речь.
   
   “Сотрясение, ключица, два ребра… могло быть хуже”.
   
   С сотрясением ясно, а вот дальнейшее перечисление частей человеческого скелета, без пояснений в рамки художественной прозы не лезет.
   
   “Даманский вынырнул из прошлого, допил пиво и вернулся в реальность”.
   
   Ну, неказисто же! Как Вы себе хОчете, а неказисто!
   
   “Третьего, правда, он так и не вспомнил – ну, не зафиксировала память длинное, невыразительное лицо с маленькими, близко посаженными глазами”.
   
   По этим деталям УЖЕ можно составлять фоторобот.
   
   “Эти двое – совсем соплячьё, шакалята, только-только отращивающие мелкие зубки, загривки, и жёлтые глаза с щелевидными зрачками”.
   
   Глаза невозможно отрастить, как зубки и загривки. Вчитайтесь.
   
   А вот вожак – тот ещё волчонок! Что-то в нём дикое, средневековое… от половцев-степняков и хазаров неразумных…
   
   1. А у половцев, стало быть, в сравнение с неразумными хазарами – было ума палаты. И имелись средь них не степняки.
   Эпитет “неразумные” применен Поэтом по конкретному поводу. В данном контексте употреблять (pardon за гастрономию) его нельзя.
   
   
   “Следователь и сопутствующая ему группа правозащитников, к процедуре отнеслись скучающе”.
   
   Юные бандюги были детьми особых родителей? Ибо – аж группа правозащитников. Впрочем, я несведущ в Украинском судопроизводстве. Плюс к тому – всё предложение мертво.
   
   “Внезапно ожил динамик”.
   
   И вместе с ним ожил махровый штамп.
   
   - Карина, одын кофе и одын чай, – кавказский акцент у шефа явно обострился. – И найди Даманского… пусть зайдёт.
   
   А кавказец-то ненастоящий! (упёр реплику из “Ивана Васильевича”).
   
   
   …и найды Даманскава, пуст зайдот. Вот теперь ОК, и стиль выдержан.
   
   “Судьба играет человеком, а человек играет на трубе!
   
   Нужно бы заковать бессмертную фразу. Скрытие цитат не приветствуется.
   
   “После недолгих приветствий выяснилось, что помощник следователя хочет встретиться, а говорить по телефону – не хочет. Пиво в доме заканчивалось, и, исходя из ситуации, было решено встретиться на проспекте, возле продуктового маркета”.
   
    Снова покойник, снова официоз.
   
   “Костик выглядел несколько не в своей тарелке
   
   No comment.
   
   “Даманский… - Гараш взял себя в руки и вернул лицу прежнее величественное выражение. – Реконструкция заведения будет полной, включая и кардинально новое отношение к развлекательным программам… формировать которую будут не дилетанты, а настоящие профессионалы. Вы свободны, Ваши услуги не требуются!”
   
   1. Заклинаю Вас и всех, кто меня слышит! Заклинаю тремя ТолстЫми и Агнией Барто: с сего дня не позволяйте персонажам “брать себя в руки”, не используйте в лит. обиходе этот двусмысленный монашеский каламбур.
   2. Чересчур статУйно.
   3. Чересчур кардинально.
   4. Чересчур профессионально.
   
   “Необъяснимый, но проверенный поколениями, славянский способ решения проблем…
   
   Поколениями проверено – пьянство не способ решения проблем, мираж и только, своего рода “халиф на час”.
   
   Итак, обозначены наиболее важные, на мой взгляд, огрехи работы.
   Вывод: работа безнадежна.
   Но это всего лишь мнение стороннего лица.
   
   БИГ,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
   
   
   
   
   --
Владимир Бучинский[16.10.2013 01:42:55]
   Добрый день, господин БИГ, он же КРУПНЫЙ!
   
   Хочу сказать большое спасибо - такого "Вечера Смеха" не было давно... читали всей семьёй, вслух, перечитывая самые удачные пассажи по несколько раз! В самом деле, у Вас ( я так привык, с большой буквы) есть какой-то общий подход с Александром Ивановым...
   
   Нет, я согласен со многими Вашими Постулатами, а так же леммами и базовыми категорическими Утверждениями... увы, рассказ действительно не тянет на Нобелевку. Но стоять на одной линейке с Фёдором Михайловичем, пусть даже крайним слева - уже почётно, многие с этой линейки падают... бывает, что и справа - Время отсевает...
   Натягивал я "Обиду" на глобус (до холодильника не додумался...) более года назад. Вы ничего не сказали - видимо, упустили, - о нереальности событийного ряда и профессиональных моментах, а они тоже есть. Один знакомый адвокат мне пару часов объяснял невозможность... впрочем, неважно. Дело в другом: недочёты и огрехи видны любому литератору, только один посоветует, что делать, а другой будет упражняться в едкой словесности, изящно упоминая СНИПы (это - литературно...) и не ленясь переходить на латиницу, дабы написать никому не известное французское слово "пардон". Впечатляет.
   Судя по слогу, Вы талантливы. Некоторые замечания-варианты неоспоримы - конечно, "туча тучей" удачнее, "допотопные" - тоже, "да нет" - плохо, если часто... хотя в прямой речи...
   Но беда в том, что львиная доля замечаний - я уже молчу за пафос подачи и самолюбование - граничит с демагогией.
   
   - "Поколениями проверено – пьянство не способ решения проблем, мираж и только, своего рода “халиф на час”... - да кто ж спорит? Свежая мысль...
   
   - "Взял себя в руки" - двусмысленность давно утеряна, обиходное выражение.
   
   - А причём анализ уровня IQ половцев и хазаров? Ума не приложу...
   
   Вообще, многие реплики (не все! Есть совершенно справедливые) подтверждают старую истину: докопаться и до столба можно. Было б желание:
   
   - "... По этим деталям УЖЕ можно составлять фоторобот" - можно, когда рассматриваешь в спокойной обстановке, а не махаешься с тремя сразу;
   - "Больничка" - может, и неудачно... но так говорят многие, в частности - моя бабушка. Не сидела, в ВОХРе не служила;
   - "Блюз "Валентность". Это - спасибо, эт я и без Маргулиса... только чем фраза-то не угодила?
   - " Моё решительное “нет!” поэтажной градации руководства!" - как лозунг - пожалуйста, даже поддерживаю;
   - Во всех трёх моих школах была внутренняя парадная лестница, широкая. Спорить не буду, может, назвал неправильно, но - так говорили;
   - То, что хулиган не знает слово "менестрель" я расскажу другу детства Серёге, который чуть не сел по малолетке, а первая его песня называлась "Менестрель";
   - Ну, а стыковка моих "хрипя, как матёрые лоси" и Вашего: "... аж грибы растерял. Встреча со зверем опасна..." - до сих пор улыбает... (знаю - не литературно);
   
   А с выводом - согласен! Безнадёжна. Кроить не буду.
   Спасибо.
Игорь Бекетов[19.10.2013 07:31:38]
   Здравствуйте, Владимир.
   Простите, что припоздал с ответом. Рад, что Вами поняты и приняты хотя бы некоторые мои замечания. Стало быть, я не напрасно потратил время, удовлетворив просьбе одного из руководителей этого проекта. Не обижайтесь на колкость реплик; Ваш слуга ядовит, но не ехиден.
   До встречи.
Владимир Бучинский[19.10.2013 16:49:41]
   Да, Игорь, добрый день, рад слышать!
   Я действительно благодарен за ряд замечаний, которые, безусловно, помогут мне в дальнейшем. Наверное, должен извиниться за вольный стиль моего ответа, но "отзеркаливание" в диспуте - мой давний любимый инструмент...
   
   Спасибо руководителю проекта, который предоставил возможность узнать Ваше мнение.
   Обижаться не буду - Вы слишком хорошо пишете, а разумная доля яда может рассматриваться как лекарство...
   Спасибо. До встречи.
Галина Пиастро[19.10.2013 19:14:45]
   Владимир. Игорь.
   
   "Один из руководитлей проекта" очень рад, что предоставил возможность Первому узнать мнение Второго о рассказе "Обида" (Первого).
   А ещё я весьма благодарна Игорю, о чём успела сообщить ему лично, за то, что я теперь с ещё большим старанием стараюсь отлавливать и уничтожать деревянности слога, которые обнаруживаю в своих постах.
   
   Итак. Смотрю выше на не уничтоженное:
   -" узнать мнение" - не слишком живо,
   - "сообщить ему лично" - стол канцелярский, 1 шт.
   
   Быстренько сообщу, что мне не понравился рассказ "Обида" - был внутренний разочарованный вскрик: "И это стиль Бучинского? Того самого, который написал "Реинкарнацию"? В рассказе слишком много плоскообыденных выражений."
   
   Но вот увидела у Игоря - а теперь я высматриваю подобное -
   "махровый штамп". Да ведь это же махровый штамп!
   
   Или "О сладкой парочке..."
   
   Нет-нет. Ни в коем случае я не пытаюсь подловить Игоря на примерах, типа "Сам такой!":).
   
   Мне интересно:
   - насколько мы не замечаем в своей речи клише,
   - насколько мы попали в рабство к фразеологизмам и даже к крылатым фразам.
   
   Как часто я морщусь, читая или слыша их.
   Как они незаметно норовят вклиниться в тексты.
Владимир Бучинский[19.10.2013 23:07:38]
   Галина, спасибо!
   
   Да, штампы, штампы... привычки, слух "замыленный"... неспособность донести интонацию без смайлика, а мысль - без пояснения.
   
   А хочется.
Людмила Шилина[24.10.2013 00:19:32]
   Владимир, а мне Ваши рассказы нравятся :) Если их так жестоко не препарировать, можно разглядеть за "неправильными" попытками подачи текста правильную суть. Но это нужно уметь и хотеть разглядеть. Легкое перо, своеобразный стиль... Пишите дальше, я бы Вас почитала.
Владимир Бучинский[25.10.2013 20:05:01]
   Людмила, спасибо.
   
   Знаете, Ваш отзыв очень к месту - в поддержку вроде. Когда на очередном конкурсе не попадаешь даже в шорты... не говоря о штанах... начинаешь изучать поведение кошек и хорьков...
   Вообще, занятно - что читатели или жюри! - на разных сайтах отношение к одному и тому же рассказу - диаметрально противоположное. По разному видят... наверное.
   
   Спасибо. Я действительно очень рад.
Людмила Шилина[26.10.2013 20:18:59]
   Владимир, я сначала тоже было бросилась по разным конкурсам, и даже побеждала, а сейчас притормозила. По многим причинам, но одна из них - решила направить свою деятельность в более конструктивное русло. И хотя я могу профессионально рассуждать о книге или рассказе как редактор и критик, я в своей жизни руководствуюсь только лишь простецким "нравится - не нравится". И мне это никак не мешает писать и издаваться. И читать то, что к примеру, не нравится остальным. Это простая философия жизни. Да и в творчестве тоже помогает.
Владимир Бучинский[28.10.2013 14:44:23]
   Людмила, спасибо.
   Да я, собственно, именно на этой позиции - на вкус и цвет... о ВКР это так, к слову...
   Я не пишу специально для конкурсов. За редким исключением - новеллу сделал под ПУ. Остальное - из текучки, под настрой.
   
   Удачи Вам!
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта