Процесс Литературного проекта "Вердикт" | Жанр "Просто о жизни" Давно это было, в первой половине прошлого столетия. После Великой Победы страна как будто начала новое летоисчисление. Я был тогда еще совсем маленьким, «мальком», – как говорили дедовы приятели. В то время Волга была значительно уже, чем теперь, с быстрым, сильным течением и мощными водоворотами. Переплыть ее отваживался далеко не каждый: а те, кому удавалось, гордились собственной удалью. Дед сдал этот экзамен на мужество. В городе его многие знали – как бывшего оперного певца; он переписывался с Александровым, был знаком с Шаляпиным и Козловским. Балагур, не дурак выпить, он был душой любой компании и поэтому имел друзей в различных слоях общества, в том числе и среди отчаюг-рыбаков, не все они жили в ладу с законом. Выехали мы как-то на так называемой двухпарке: здоровенной четырехвесельной лодке, в которой могли одновременно грести двое. Накупили выпивки, еды, взяли несколько пустых мешков, в один из них затолкали бредень. Прибыли на пляж ближе к вечеру, разделись, но купаться не стали: уселись в кружок закусывать и играть в карты. Выпивкой не увлекались. Когда народ стал разъезжаться с острова, двое из компании, взяв топор, пошли в лесок – вырубать клячи – такие палки для бредня, за которые снасть заводят в воду и вытягивают на берег. Быстро стемнело, потянул легкий ветерок. Волга, словно засыпающий большой зверь, тихо ворочалась в берегах, изредка вздрагивая. Неслышно набегали и откатывались легкие волны. Карточные страсти улеглись, но мужики почему-то продолжали сидеть, задумчиво курили и смотрели на воду. Прошло около часа, ветерок улегся, Волга словно уснула, стала похожа на темное зеркало, а из-за далекого берега выкатилась огромная луна, поднималась все выше, уменьшаясь в диаметре, одновременно разгораясь ярче и ярче. Я впервые видел, как по воде к берегу протянулась сверкающая широкая дорожка. Подойдя к воде, я лег на песок и посмотрел на нее еще раз. Казалось, дорожка света незаметно переходит в небо и тянется до самой луны. Лежать на песке было приятно: он медленно отдавал дневное тепло. Между тем рыбаки оживились и после короткого спора сбросили одежду. Двое из них полезли с бреднем в воду, остальные отошли по берегу вниз по течению. Двое с бреднем зашли в воду, один – по самую шею, другой по пояс. Бредень был расположен почти перпендикулярно течению, затем его развернули под острым углом к берегу. Остальные тихо зашли в воду, выстроились цепью параллельно бредню и стали приближаться к нему цепью. Те, у кого был бредень, начали движение к берегу. Вдруг остальная толпа как бы взорвалась. Все заорали, захлопали ладонями по воде, кто-то побежал, а кто-то с ревом поплыл к бредню. По берегу метался дед и командовал. Наконец, все разом ухватились за клячи и потащили снасть. Вначале мне показалось, что ничего не поймалось, но когда стекла вода, показались какие-то странные рыбы, я таких еще не видел: небольшие, с вытянутыми носами, колючие на ощупь. Стерлядь. Примерно с полведра. Мужики выбрали добычу и мусор из сетки, сели перекурить. Я еще раз потрогал рыбок и опять пошел смотреть на лунную дорожку. Она стала поуже и поярче, и мне очень хотелось встать на нее и шагать к луне. Удивительное дело: идешь по берегу, и дорожка за тобой, входишь в воду, она убегает, ляжешь у самой кромки воды – опять придвигается. Я отошел от рыбаков метров на пятьдесят и шагнул в воду по колено, встал на начало лунной дорожки. Удивительно теплая вода ласково обнимала ноги. Сквозь нее проглядывал песок, и мне не было страшно одному. Вдруг кто-то легонько клюнул меня в ногу. Я сдержал крик и увидел в лунном свете рыбок, они тыкались носами в песок прямо у моих ног, словно слепые: стерлядки, поменьше пойманных. Я медленно опустил руки в воду и попытался схватить рыбок, но ничего из этого не получилось: те вовсе меня не боялись, уворачивались, будто играли со мной и приглашали поплавать наперегонки. Конечно, это интересно, но вдруг стало как-то не по себе от их настойчивости. Осторожно пятясь и не отрывая глаз от воды, я вышел на берег и с криками: «Деда, деда – там их полно!» помчался к отдыхающим рыбакам. Дед выслушал меня и повел свою голую компанию по отпечаткам моих ступней. Рыбаки завели бредень, вытащили, и рыбы оказалось больше, чем в первый замет. После похвалы во мне проснулось то, что есть в сердце каждого рыбака, независимо от возраста – азарт. Я бегал по берегу, искал стерлядь. Рыба льнула к лунной дорожке, а та оказывалась именно там, где я остановился. Но я об этом никому не рассказывал, не выдал свою главную тайну. Мужики деловито заводили бредень, и как-то само собой получилось, что я стал полноправным членом команды. Меж тем наползали тучи, лунная дорожка потускнела, снизу по Волге потянуло ветерком и бредень раз за разом оказывался пуст. – Все, отловились, – сказал дед, – пора домой собираться. Как-то вдруг схлынуло общее возбуждение, мне стало скучно. Я почувствовал усталость и захотел спать. Мужики оделись, погрузили в лодку спрятанный в мешок бредень, мешок со стерлядью, накрыли парусиной, сверху уложили меня, заботливо укрыв телогрейкой, сели на весла и погребли на саратовский берег. Что было дальше, помню смутно. Но в памяти сердца осталась тихая ночь на Волге, лунная дорожка на воде, стерлядь, тычущаяся острыми носами в песок и ощущение таинственности и счастья. |
| С самого начала зацепился за первые два предложения. " Давно это было, в первой половине прошлого столетия. После Великой Победы страна как будто начала новое летоисчисление" В первой половине прошлого столетия? Наверное, так можно сказать, к примеру, про тридцатые годы, но уж не послевоенные. И к чему так глобально "начало нового летоисчисления"? Это же просто воспоминания ребенка о рыбалке. Следующее: Накупили выпивки, еды, взяли несколько пустых мешков, в один из них затолкали бредень. Звучит так, будто ребенок тоже принимал в этом участие. "уселись в кружок закусывать и играть в карты. Выпивкой не увлекались" - может, стоило уточнить, что всем этим занимались старшие? Не считая еды, конечно )) А абзац, где рассказывается, как рыбаки начали свое дело, вообще производит впечатление невычитанного. Подряд двое лезут в воду дважды. "Бредень" рядом звучит несколько раз. ( пять предложений подряд, в каждом слово бредень) Ну и последнее, "показалось - показались" в одном предложении. А в целом, рассказ неплохой, но доработки требует. |
| Николай, большое спасибо за дельные замечания и за оценку. Непременно учту. Хотя слово "бредень" не хотелось замещать синонимом (снасть напрамер). Я однажды переводил научную орнитологическую статью с английского на русский. Там на одной странице более 20 раз встречалось слово яйца. Аж глаза все измозолило. Но чем заменишь, небольшие овальные произведения самок птиц? А то, что мужики лезли в воду, так они это делали регулярно при каждом замете, просто коряво написано. Ваш ЕС |
| Рассказ интересно написан. Очень существенные замечания сделал уже Николай Кондратьев - присоединяюсь к этому. Но вот ещё немного: "я вышел на берег и с криками: «Деда, деда – там их полно!» Интересно вот что: реально, возможно, криков было несколько. Но они оформлены одним "закавычиванием" - потому, формально, это один крик. "Удивительное дело: идешь по берегу, и дорожка за тобой, входишь в воду, она убегает, ляжешь у самой кромки воды – опять придвигается. Я отошел от рыбаков метров на пятьдесят и шагнул в воду по колено, встал на начало лунной дорожки". Мальчик понял, что дорожка "убегает", потому не очень точны его же слова, что, зайдя в воду, он "встал на начало лунной дорожки". И конец, мне кажется, не содержит даже воспоминаний мальчика об открытой им тайне лунной дорожки - только об осетрах, а ведь именно это изюминка рассказа. |
| Галя, спасибо за оценку и замечания. Давно хотел с Вами познакомиться и поэтому рад вдвойне Вам, как рецензенту. Хочется только отметить, что речь идет о стерлядках, а не об осетрах. Но большинство замечаний по делу. Еще раз спасибо за труд, Ваш Евгений. |
| Отличный рассказ, и замечания присяжных верные. Если автор прислушается, будет блеск! ------------- Можно поправить: Выехали мы как-то(очень по-взрослому сказано) Взял меня как-то отец на рыбалку. (на так называемой (казённо) Плыли на остров, на (двухпарке) здоровенной четырехвесельной лодке-двухпарке, в которой могли одновременно грести двое. Рыбаки (На)купили выпивки, еды, взяли несколько пустых мешков, в один из них затолкали бредень. Прибыли на пляж ближе к вечеру, разделись, но купаться не стали. Взрослые уселись в кружок закусывать и играть в карты. Выпивкой не увлекались. ----------- В прямой речи внутри авт. слов после восклицательного и вопросительного знака ставится тире: и с криками: «Деда, деда – там их полно!» - помчался... "С криком" - точнее. |
| Николай, спасибо за высокую оценку! Замечания обязательно учту замечания присяжных и Ваши тоже. Профессионала сразу видно и что самое главное - доброжелательного. Ваш Евгений. |
| Еще вот такое возникло замечание, уважаемый автор: "Выехали мы как-то...на четырехвесельной лодке..." Само собой напрашивается вопрос- откуда выехали? Наверное, это какая-то пристань, либо рыбацкий поселок. Может быть в первых абзацах и описать это место - откуда выехали. А про героизм и победу может быть и не обязательно в этом рассказе уточнять. Понимаю, что Вам дорого все, что связано с дедушкой, но начало-зачин не очень вяжется с последующим текстом. За Волгу - отдельное спасибо, сама её очень люблю, полностью разделяю и поддерживаю восхищение и любование автором этой рекой. Но все же еще один вопрос: ночью вода в Волге - черная, блестит как смола. А вдобавок - лунная дорожка, вряд ли мальков можно разглядеть в ночи. Можно, но если используешь фонарик, подсвечиваешь, тогда их (рыбок) точно увидишь. Может быть добавите фонарик, или что-то другое, для достоверности? Уж очень мне понравился Ваш рассказ, доведите его ювелирно, пожалуйста. В остальном со всеми замечаниями предыдущих ораторов согласна и поддерживаю, обязательно их учтите, Евгений Сычов. |
| Дорогая Алла, чувствую родственную душу. Вы сами не с Волги? Спасибо за делные замечания и поддержку! Теперь пояснения. Ночью вода в Волге темная, но не черная, а луна её на малых глубинах просвечивает так, что видно свей. И стерлядка это далеко не мальки. Самая маленькая размером с вытянутую ладонь. Следовательно фонарик не нужен. Ваше пожелание обязательно выполню и отшлифую рассказ. Ктсати, он один из первых и был написан в 2005 году. С уважением, ВВаш ЕС |
| Приведенные присяжными замечания могут быть спорными .Автор может с ними согласиться или нет -это его законное право.Но я хочу сказать о другом-работа захватывает сразу и удерживает не в напряжении ,а в удовольствии . Скорее не описанные .а нарисованные автором картины ночной рыбалки создают эффект погружения в события. Ты видишь этот блеск ,ощущаешь прикосновение к ногам стрелядок ,слышишь командующего деда.Такое удается не часто. Работа читается легко,но не возникает желания дочитать до конца сразу и быстро. Её стоит читать неспешно,внимательно вчитываясь . По моему вина автора просматривается ,как бы сказал известный политик "Однозначно'.Даже если бы автор захотел амнистии- вряд ли дождется. Получит в строгом соответствии с содеянным.Новых удач.Сергей |
| По-моему, насчет "захватывает сразу и удерживает", Вы погорячились. Как раз начало не соответствует остальному рассказу, выпадает, что ли, из него. |
| Николай ,добрый день. ей Богу не горячился. Даже не пытался.Это вопрос индивидуального восприятия работы .главное другое-при разице взглядов на начало работы ,главное ,что мы ее прочли и получили от этого удовольствие. А вот что делать сначалом-Автору виднее.Сергей |
| Спасибо, Сережа, буду стараться, большинство пожеланий присяжных четкие и по делу, самое главное, что писали явно не равнодушные люди! Евгений |
| ...Наверное было бы более верно назвать эту работу примерно так:"Записки сына браконьера",))) Впрочем если отбросить уголовную подоплеку происходившего некогда с героем рассказа(учитывая что срок давности уже наверняка истек), сам по себе рассказ очень хорошь. Владимир. |
| Владимир! А уж если точнее, то внука браконьера, поскольку в рассказе об отце нет ни слова. Он, кстати, погиб в 1945 и воспитывался я у деда. А Саратов всегда, как и Астрахань, славился рыбой. Просто волжских осетров и стерлядь лопали в Москве и грех был самим не попробовать своей же рыбы! Я сейчас уже более 40 лет живу на Севере и своими глазами видел, как в море просто вываливают десятками тонн рыбу, поскольку в очереди на пловучий завод рыба теряет товарный вид. Это браконьерсвом не считалось! И в тоже время рыбохрана, как гончие собаки рыщет по нашим рекам и по морю. Отлавливают "злостных браконьеров", которые поймали на 1-2 кг рыбы для себя и семьи сверх так называемого лимита. Это не ода браконьерам, просто уточнение. А за оценку рассказа душевное спасибо, Евгений |
| Слово имеет Вердикт-Прокурор ФЕРАПОНТ КАНЦЕЛЯРЗОН Лунная дорожка. Автор Евгений Сычев _____________________________________ Уважаемые Присяжные! Уважаемый Судья! Уважаемый Подсудимый! Настоящим сообщаю, что после тщательнейшего изучения материалов процесса по работе Сычева Евгения установлено следующее. Присяжными проведена скрупулезная и продуктивная работа по всестороннему изучению данного произведения, позволившая определить, что автор, безусловно, виновен в наличии в его произведении индивидуального авторского стиля, виновен во владении словом, позволяющим ярко и образно, словно кистью и красками, нарисовать живую объемную картину. Следует отметить, что Подсудимый прекрасно чувствует природу, если ему удалось увидеть (и это является для него в этом случае смягчающим обстоятельством ) интересное природное ночное явление. Мало того, ведь он не просто подсмотрел, но и сумел тонко описать его. Описание лунной дорожки является одним из лучших фрагментов в работе – это одна из удач автора. Картинка яркая, осязаемая и надолго запоминающаяся. Осязаемо и образно описаны впечатления ЛГ, когда его ног касаются мелкие стерлядки. Цитирую: “ Волга, словно засыпающий большой зверь, тихо ворочалась в берегах, изредка вздрагивая. Неслышно набегали и откатывались легкие волны” – сравнение Волги с засыпающим зверем, по-моему, тоже одна из находок автора. В относительно небольшой объем работы ему удалось вместить массу событий и деталей, позволивших создать цельную, законченную работу Замечания и советы всех без исключения выступивших в Процессе Присяжных сделаны по делу, с указанием конкретных мест, требующих доработки рассказа, доведения его до, практически, совершенства. Вот несколько замечаний Присяжных, которые грех не привести здесь: «После Великой Победы страна как будто начала новое летоисчисление" В первой половине прошлого столетия? Наверное, так можно сказать, к примеру, про тридцатые годы, но уж не послевоенные. И к чему так глобально "начало нового летоисчисления"? Это же просто воспоминания ребенка о рыбалке». (Кондратьев Николай) «А про героизм и победу может быть и не обязательно в этом рассказе уточнять. Понимаю, что Вам дорого все, что связано с дедушкой, но начало-зачин не очень вяжется с последующим текстом». (Алла Райц) «И конец, мне кажется, не содержит даже воспоминаний мальчика об открытой им тайне лунной дорожки - только об осетрах, а ведь именно это изюминка рассказа». (Галина Пиастро) Отмечу, правда, что Присяжная слегка попутала породу рыбок: не осетры, а стерляди, но что ей вежливо намекнул автор. Дельные замечания сделали также Сергей Малашко и Николай Бурмистров. Обстоятельством, увеличивающим вину автора, является его адекватное поведение и позитивная и доброжелательная реакция на замечания. Как говорится в правохоронительных литературных органах, отсутствие шероховатостей в авторских работах не есть их заслуга, зато их наличие – наша недоработка, поэтому остановимся на выявленных недостатках. Цитирую работу: 1. “Переплыть ее отваживался далеко не каждый: а те, кому удавалось, гордились собственной удалью”. В данной фразе применение двоеточия неверно. Необходимо исправить на запятую. 2. “Балагур, не дурак выпить, он был душой любой компании и поэтому имел друзей в различных слоях общества, в том числе и среди отчаюг-рыбаков, не все они жили в ладу с законом”. Знаки препинания и здесь требуют внимания. А вообще, целесообразно разбить фразу хотя бы на две. Предложение длинное, в таком виде читается тяжело. 3. “Выехали мы как-то на так называемой двухпарке”. Фраза “так называемой’ может быть исключена без ущерба. Что это такое расшифровывается дальше. 4. “Накупили выпивки, еды, взяли несколько пустых мешков, в один из них затолкали бредень“. Вопрос автору: верно ли, что ЛГ уже в раннем возрасте принимал деятельное участие в приобретении спиртного? Если понимать написанное буквально, получается именно так, и это не есть хорошо. 5. ”Прибыли на пляж ближе к вечеру, разделись, но купаться не стали: уселись в кружок закусывать и играть в карты. Выпивкой не увлекались“. Очень здорово, что малек с мужиками выпивкой не увлекался и в карты с мужиками не играл. Хотя, это не факт! 6. “Двое из них полезли с бреднем в воду, остальные отошли по берегу вниз по течению. Двое с бреднем зашли в воду, один – по самую шею, другой по пояс”. Есть просматриваемый повтор – фразу можно построить иначе, без ущерба для стиля и содержания текста. 7. “Остальные тихо зашли в воду, выстроились цепью параллельно бредню и стали приближаться к нему цепью” – Опять повтор, уже про цепь. 8. По поводу частого применения слова “бредень” присяжные уже высказывались. От себя могу добавить, что, возможно, есть смысл автору попытаться поискать синонимы типа “ловушка”, “бредешок “или “спиннинг в клеточку”. После устранения замечаний работа избавится от указанных чисто технических недостатков и заиграет новыми красками. Тем не менее, наличие этих неточностей и недоработок не позволяет выставить высшую из возможных оценок. А посему: предлагаю по совокупности изложенного лишить права Подсудимого на совершенно не заслуженную им амнистию, ни при каких обстоятельствах. В соответствии со сказанным рекомендую вынести следующий вердикт: 3. ВИНОВЕН В ПРОЯВЛЕНИИ МАСТЕРСТВА И ВЫПУЩЕН НА САМОПОРУКИ! Произведение не признано состоявшимся, несмотря на проявленное автором мастерство. Автор имеет право подать апелляцию, т.е. заявку на пересмотр произведения и изменение вердикта. Апелляция принимается не ранее чем через месяц после суда и при условии, что Автор значительно переработал текст с учётом замечаний Присяжных и Прокурора. Вердикт-Прокурор ФЕРАПОНТ КАНЦЕЛЯРЗОН |
| СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СУДЬЯМ ____________________________ Господа Присяжные. Господа Прокуроры. Господин Секретарь. Господа свидетели, авторы портала и гости. Сегодня мы завершаем слушания по произведению "Лунная дорожка" автора Евгения Сычева. За время следствия и предварительных слушаний официальных протестов или жалоб в адрес Суда не поступало. Суд принял к сведению мнения Присяжных заседателей, заслушал комментарии Автора, отказавшегося от услуг Адвоката, и речь опытного Прокуроров.. Рассмотрев все материалы обвинительного и защитного характера, Суд пришёл к выводу, что произведение "Лунная дорожка" в представленном виде нельзя назвать состоявшимся, несмотря на проявленные Автором признаки мастерства. Принимая во внимание замечания, высказанные Присяжными и Прокурорами, Суд выносит следующий вердикт: ВИНОВЕН В ПРОЯВЛЕНИИ МАСТЕРСТВА И ВЫПУЩЕН НА САМОПОРУКИ Автор имеет право подать апелляцию, т.е. заявку на пересмотр произведения в рамках проекта Вердикт и изменение вердикта Суда. Апелляция принимается не ранее чем через месяц после окончания нынешних процессов и при условии, что Автор значительно переработал текст с учётом замечаний Присяжных и Прокурора. На этом слушания по произведению "Лунная дорожка" считать закрытыми. Любые комментарии в теме исключаются. Желающие высказаться по закончившемуся процессу приглашаются в Курилку. Благодарим всех участников процесса. Судьи: Гралекс Пигалина |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |