«До свиданья, год минувший!» - проза (рассказы, миниатюры, юморески) | Тяжело... Вроде и недалеко ушёл, километров пять-шесть от зимовья, но силы тают, словно снег на горячих щеках. Сначала — вниз с кручи, потом змеящейся тропинкой вдоль шумящей Ехэ-Усу, вниз по течению, и снова, как ком с горы — к парящему озеру без названия. Ключи там бьют. Посидишь минут пять в кипящей воде, и хворей как не бывало, но с болячками и сила уходит, ватным становишься. Потому что тело человека снаружи всегда холоднее, чем внутри, и распаренная требуха выпирает из организма, вызывая лёгкое головокружение и подташнивание. Тяжело назад, всё время вверх. Дыхание сбивается, левое плечо оттягивает «Сайга» и подсумок, а правое... Ничего, дотянем. Он наткнулся на Неё в распадке у озера: придавленную свалившимся с горы камнем, со сломанной ногой, окоченевшую, засыпанную снегом. И, бормоча под нос ласковые ругательства, с трудом сдвинув впечатанный в снег валун, взял на плечо неудобное, не подающее признаков жизни тело. А тут ещё ветер, словно пьяный мужик — то покружится на месте, то вихляющей походкой рванёт в сторону, увязнет в сугробах, и бегом назад, толкая попеременно в грудь, в спину, швыряя снежной пылью в лицо. Ресницы заиндевели и репейно цепляются друг за друга, мешая глядеть на дорогу; кожа, натянувшись на лбу и скулах, покраснела и сухо саднит. Ничего, дойдём... Снег под лыжами не скрипит, налипает пудово на крепления. Это к теплу. Подъём здесь почти незаметен, и если бы летом, да налегке, Он бы его и не почувствовал. Но то летом... Время от времени Он останавливается и, встав на колено, бережно кладёт свою ношу в снег; отвернувшись от ветра и сняв рукавицы, оттирает лицо, поправляет шапку. Отдышавшись, снова поднимает Её на плечо. Вот уже и знакомый крёж впереди, до зимовья рукой подать, пара остановок. Ничего, близко... Сняв лыжи, Он плечом толкнул дверь, и боком, боком, чтобы не зацепиться, протиснулся в избу, аккуратно положил Её на пол и сам прилёг рядом, тяжело дыша. Хороша избушка, подумал, долго тепло держит. Нашарил рукой поленницу и, зарядив топку чурками, чиркнул спичкой. Сухие дрова приняли в себя слабый, дрожащий огонёк, затрещали о чём-то, разгораясь, пустили дымок сквозь разошедшиеся волокна. Почувствовав тепло, Она шевельнулась еле заметно, издав негромкий, похожий на скрип, стон. Выпроставшись из тулупа, Он погладил Её шершавой ладонью, поднял, прислонил к стене. Встав на колени, вытащил из-под грубо сколоченного топчана ящик с жёлтыми латунными и красными бумажными гильзами разного калибра, плохо гнущимися пальцами принялся наряжать Её, насаживая гильзы на упругие, колючие ветви. А Она распрямилась горделиво, оттаивая, задышала влажно, и, смешиваясь с прыгающими по стенам красноватыми отблесками от печурки, пополз по зимовью густой, смолистый запах ели. И Он назвал Её — Праздник. |
| Прочитал на одном дыхании этот короткий рассказ, и показался мне , что написан чьей-то ну очень знакомой рукой – то ли это Шукшин писал, то ли… Предполагаю, что ЛГ – бывалый камчатский охотник, отсюда такое откровенно выразительное: «…распаренная требуха выпирает из организма…» Написано легко и живо, перед читателем, происходящее видится словно кадры короткометражного фильма. Что вызвало сомнение. Обычно большая ель, сломанная упавшим валуном редко бывает полностью оторванной от комля ствола. Её ещё ой как трудно оторвать! И ещё: суди по тем усилиям, с которыми ЛГ довелось тащить эту ель, она была не малых размеров, а охотничьи избушки делаются заведомо небольшого размера и высоты, для экономии тепла. Как же её можно было там поставить… И всё же да простит меня автор: Мне кажется, что это – отрывок какого-то большОго произведения, о чём свидетельствует последнее предложение («И Он назвал Её – Праздник», предложение, которое каким-то образом привязывает произведение к теме конкурса. В Лонг Судья Я.К. |
| Нет, это хорошо написано… Даже очень хорошо написал неизвестный Автор - мастер пера… Авторский стиль, авторский язык – все мне понравилось… И с началом я не поспорю – допускаю, что можно вот так, без объяснений: кто, что и где – сразу в дело: «Тяжело…» И далее гладко и складно все сложено, и интрига есть, и загадка – но понимаем, в конце концов, что нашел Он – ёлочку! И что Он назвал её – Праздник! И вот тут я понимаю, что у меня, после прочтения последнего слова рассказа - состояние стоящего перед обрывом… Слово «Праздник» - как указатель входа на мост – иди смело вперед – далее будет о Новом годе, о Празднике… Тема же такая, тема конкурса! Ради этой темы и затеяно все… А тут обрыв! О, конечно, достоинства произведения настолько велики, что вне Лонга никак нельзя оставить, но в «Шорт» я не включу, и только по формальной стороне – по недосказанности по теме. Но, уверен, что обиды у Автора не будет: - это явно отрывок или этюд к большой форме: роман или повесть - все уже в окончательном виде с удовольствием оценим; - но комплементов, искренних, и от меня и от других, прочитавших рассказ – будет много. |
| Одна из немногих работ, о которой можно сказать: да, это художественное произведение. Идея, исполнение – все на хорошем литературном уровне. Мне, в отличие от коллег, работа показалась вполне цельной. Это может быть как отрывок из повести или романа, так и самостоятельное произведение. Читатель не знает ни обстоятельств отшельника в сибирской тайге, ни продолжения истории, но ведь речь и не об этом. А о том, что сделал ЛГ для того, чтобы праздник состоялся даже в таких суровых условиях. С помощью случайно найденной сломанной ели и разноцветных гильз (ничего себе!) он творит этот праздник. Весь рассказ – одушевление Ее, причем от имени ЛГ. Поэтому делаю вывод, что красавица призвана не только украсить дом, исполнив роль символа Нового года или Рождества. Она исполнит роль живой души, друга, скрасит таежное одиночество. То, что пришлось для этого преодолеть герою, в самом деле, достойно быть запечатленным, и Автор сделал это красиво. Что же нужно для последнего аккорда? Автор подарил ей имя, отчасти отразившее ее назначение. Ведь преодоление состоялось именно ради Праздника. Единственное – сама идея не показалась мне такой уж глубокой. Возможно, для глубины как раз и не хватило еще каких-то деталей, неких обстоятельств… В Лонг Судья Е.Валиева |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |