«Наше независимое мнение» - критические отзывы к конкурсным работам | http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=388791&project=659 Стихотворение выбрано не совсем наугад, стало обидно, что, судя по комментариям, работу не сочли новогодней и праздничной. Но почему? Новый год – праздник неоднозначный, своего рода рубеж, и у каждого свои переживания на этом рубеже. Тематика стихотворения оригинальностью не отличается – это размышления ЛГ о детстве, о невозможности возврата в прошлое, и в конце стихотворения он задает себе сакраментальный, но тоже не слишком оригинальный вопрос : «Не от себя ли я бегу?». Многие из нас частенько предаются ностальгическим воспоминаниям и делятся ими с читателями, родными, близкими – словом, со всеми, кто способен почувствовать схожие эмоции, поэтому мне понятно желание автора просто ПОДЕЛИТЬСЯ переживаниями. В какой-то мере я могу сказать, что переживания наши схожи, значит, донести свои ощущения до меня, как читателя, автору удалось. Возможно, мы с ним в чем-то неуловимо совпали. Ритм стихотворения сразу «зацепил». Чередование дактилических и мужских рифм создает мелодию стиха, светлую и печальную, настраивает на лирический лад, хочется закрыть глаза и слушать… Вроде так стандартно начинается: «Старый год уходит в прошлое», но ведь не просто так, а «под натиском календарей»… Тут по-разному понимать можно: под натиском календарных дат, например. Триста шестьдесят пять новых будущих дней подпирают оставшиеся еще непрожитыми считанные дни уходящего года, и силы, конечно, неравны – это первый вариант. Или календари имелись в виду китайский с японским, то есть речь о смене года Дракона годом Змеи – тоже имеющая право на жизнь интерпретация, и мне импонирует то, что мне, читателю, дано автором право интерпретировать сказанное им по собственному усмотрению. Вообще, текст насыщен образностью, правда, разной степени новизны и достоверности, точности. Не новы минуты, складывающиеся в дни, гулко поющие часы, и светящаяся золотом кожура апельсина тоже как-то привычно знакома… К тому же показалось несколько сомнительным сравнение: апельсин «как солнца маленького ком». Сравните – ком снега, ком глины… Что-нибудь свернувшееся, съежившееся, скомканное, смятое, принявшее округлую форму. Комок ваты. Комок бумаги. Но солнце, съежившееся, смятое в ком? Причем не солнце, скомканное в маленький ком, а само солнце – маленькое… как-то все это в сознании не укладывается. Еще в одном моменте мне довелось даже вздрогнуть – представила ситуацию реальной, и… «Чтоб вслед ему петардой выстрелить, Быть может, звук его вернет?» Как бы объяснить почему… Такое неспешное, лирическое повествование , довольно статическое, вдруг резко прерывается выстрелом петарды и далее идет сплошная динамика плюс небольшие логические неувязки: выясняется, что Старый год не просто уходит под натиском календарей, он еще и довольно шустро убегает, раз ЛГ сомневается, что сможет его догнать. И еще возникает вопрос: Старый год – прошлое, как можно догнать то, что прошло? К нему можно пытаться вернуться… то есть, на самом-то деле уходит не Старый год от ЛГ, это ЛГ уходит от Старого года. И еще – если бы в меня стреляли петардой, вряд ли у меня возникло бы желание вернуться… как-то неуютно на душе, когда в тебя стреляют, ведь и петарды не столь уж безобидны, вон, один вратарь уже ожог роговицы заполучил из-за такой вот шуточки… Вот это заставило удовлетворенно дернуть бровью: «А пол, усыпанный иголками, Казался вышитым платком.» По-моему, очень свежее наблюдение, браво автору за подобное сравнение! «выцветая под снежинками, Следы теряются в снегу.» - мне представляется эта картинка так: выцветать под снежинками могут черные следы… То есть, снегу-то на самом деле мало еще выпало, кто-то прошел и на свежей пороше оставил черные четкие следы, очень контрастные. Но, поскольку снег все еще идет, черные следы постепенно засыпаются снегом и сливаются с остальным фоном. То есть, если под Новый год столь мало снега, ЛГ живет где-то в южных краях))) Ну в теплых достаточно…))) Иначе бы у него следы не выцветали, а были засыпаны снежинками (углубление в снегу выцвесть не может, а засыпано – запросто), что куда банальнее. Если воспользоваться подсмотренной в одной из рецензий табличкой критериев и попытаться выставить по ней оценки, то получится примерно так (с учетом того, что для меня лично «зачет» находится в диапазоне от 7 до 9 баллов): 1.- оригинальность темы – 6 баллов 2.- глубина и нестандартное авторское решение в раскрытии темы – 8 баллов 3.- владение поэтическим мастерством (образность, техническое исполнение, особенности композиции и т.д.) – 8,6 баллов 4.- стилистическая и языковая грамотность и др. – 8,2 баллов 5.-художественное восприятие, впечатление –8,7 баллов Итоговая суммарная оценка : 6+8+8,6+8,2+8,7 = 39,5 Средняя за все пять критериев (можно же и так считать) – 7,9 |
| Автор мог бы уточнить "географию" стихов, подписав их, например: "Краснодар - станица Выселки". |
| Николай, это что еще за Угадайка в несанкционированное регламентом конкурса время? :))) Это уж точно не Красноярск или там... Хабаровск - в стихотворении, но и Уфа вполне может быть! У нас сейчас тридцатиградусные морозы, а дороги серые, снега совсем мало, так себе - постоянная изморось, легкая пороша. И вот топаю я утром на работу, оставляя серые следы на легкой пороше, а следы за мною зарастают снежком... |
| Очень хорошо, что «стихотворение выбрано не… наугад». Так и должно быть. Стихотворение должно вызывать какие-то эмоции, чтобы рецензия получилась целенаправленной. Разбираемое стихотворение и правда симпатичное. Новогодняя грустинка, посетившая лирического героя, оправдана и объяснима. Не всем же выплясывать вокруг елки под Верку-Сердючку. Однако первая часть стихотворения более сильна, чем вторая, как по форме (рифмы, например), так и по содержанию (мысли, эмоции). Рецензент справедливо замечает, что тема не нова, но точно выделяет и своеобразие языка, образов («пол… казался вышитым платком»). Уделено внимание и неудачным образам, причем критик каждый раз объясняет причину этого. «…Переживания наши схожи, значит, донести свои ощущения до меня, как читателя, автору удалось». Здесь двусмысленность. Я понимаю: схожие переживания – причина того, что автору удалось «зацепить» читателя. Можно понять неправильно: схожие переживания – признак того, что автору удалось «зацепить» читателя. «текст насыщен образностью» - лучше написать «образами». Вообще представленный отзыв на три четверти посвящен именно образному построению произведения. В лонг. Судья Блинов А.В. |
| Не дергая удовлетворенно бровью, и вообще без всяких подергиваний и передергиваний, отмечу, что рецензия вдумчива, подробна и обстоятельна. Можно сказать рассказ-размышление на тему. Показалось, что оценка рецензируемым стихам несколько занижена. Но уж такова реальность. В лонг, судья Алла Райц |
| Рецензент достаточно подробно рассмотрел стихотворение «Как старый год уходит в прошлое…». Мне понравилось, что он не отвергает ряд непрозрачных образов, а старается понять замысел автора. Порадовало такое заявление: «мне импонирует то, что мне, читателю, дано автором право интерпретировать сказанное им по собственному усмотрению». Меня, обычно, тоже радует подобное. В хорошем смысле, въедливо рецензент рассматривает часть образов, не лучшим образом представленных в стихотворении: это и «как солнца маленького ком», и о возможном выстреле петарды. Не совсем согласна с несколько прямолинейной трактовкой ««выцветая под снежинками, Следы теряются в снегу.» Аналогично оцениваю и это заявление рецензента: « И еще возникает вопрос: Старый год – прошлое, как можно догнать то, что прошло?» Но мне в этом стихотворении не хватило, скажу так, логики (рецензент на это не обратил внимание). Почему, если ЛГ так ностальгически вспоминает свои детские впечатления: «Тот Новый год, его волнение И ожидание чудес Вернуть хотя бы на мгновение - Неважно, с детством или без»., если он пытается всеми средствами не дать уйти Старому году, то почему этот завершающий вопрос: «Не от себя ли я бегу?» Мне кажется, «от себя убегают» именно за неласковое прошлое: далёкое, недавнее, а здесь ЛГ, наоборот, стремится сохранить это прошлое. Жаль, что не услышала я критики в адрес глагольных рифм – не украсили они стихотворение. В целом, рецензия написана хорошо, несомненно, с пользой для автора стихотворения. Особый респект рецензенту за чёткое оценивание 5-ти важных аспектов рассматриваемой работы! В лонг/шорт. Галина Пиастро, судья |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |