Читальный зал Литературного портала | А сейчас вернемся к тому, с чего, собственно, начал старт 28 Московский Международный кинофестиваль. Фильмом открытием XXVIII Московского Международного кинофестиваля стала картина Чена Кайге. «Клятва» - продукт совместного международного сотрудничества. Картина в массовом прокате с 29 июня 2006г. 130 копий – рекорд в отечественном кинопрокате. Этот фильм о большой любви, жертвенной любви. Как сказал Чен Кайге, «любовь и ненависть – две составляющие нашей жизни, но любовь оказывается сильнее», а оттого побеждает. Режиссер верит с предначертание судьбы, потому как в наших жизнях происходят неотвратимые события, приносящие много несчастий. Фольклорной основой сюжета, вдохновившей Кайге на создание фильма, явился миф о герое, стремящемся бегать быстрее ветра. Герой был уверен, что сможет поймать солнце. Одержимый этой идеей, герой бежал, и чем быстрее он бежал, тем плотнее к нему приближалась смерть: герой умер от жажды. По убеждению режиссера, 21 век накладывает свой отпечаток, и в своем фильме он использовал элементы национального колорита и международные элементы. Казалось бы: выстроена цепь феерических событий, дух захватывает от операторской съемки. Но чем красочней картинка, тем меньше хочется говорить о чувствах. «Клятва» из тех фильмов, которые сладки взору, которые смотришь не отрываясь, а в финале остаешься как у разбитого корыта: вроде все было, и подобно перу жар-птицы переливалось и пестрило перед глазами, и полюбившихся героев мы теряли, потом будто живой водой воскрешали их невидимые взмахи рук волшебников и магов; и вроде любовь восторжествовала, справедливость открыла глаза под масками лжецов и властолюбцев. Меня всегда поражало, на что способна любовь в своей жертвенности, сила такой жертвенности, которая бы открывала сердце любящей с таким размахом, впуская туда мужчину. Продолжительное время ее кумиром оставался человек в маске, любовь к которому впорхнула в нее под сводами чистейшего неба на краю бурлящего водопада. Подобно падающей мощи воды в душу героини вселилось неизведанное доселе чувство. И чтобы его определить, ей пришлось долго искать и ошибаться, чтобы открыть для себя истину. Может быть я, как среднестатистический зритель ожидала кровавого финала наподобие того, что развернулся на глазах зрителей во время просмотра «Дома летающих кинжалов». Более реалистично выглядели мизансцены, и страсти бушевали более остро и отточено на лезвиях жизней. «Клятва» подспудно будет вызывать невольное сравнение с «Домом летающих кинжалов» - танцы с веером, кинжалами, хождение по воздуху – элементы необычности для европейского зрителя присутствуют и в «Доме», и в «Клятве». Главное, что я вынесла для себя после просмотра – глубочайшее сожаление, что русский кинематограф никогда уже не завоюет кинорынок исконно национальными традициями. Костюмированное шествие карнавала новых фильмов неизбежно видится выстроенным в лучшем случае из расписных матрешек. Неизменный атрибут России – это Красная площадь и сестры-матрешки. Конечно, я буду рада ошибиться. Но мне кажется, навсегда утрачено чувство причастности к истории предков. Нам легче хвататься за новшества, нежели возрождать традиции. Мода на фэн-шуй, шпильки и наряды в стиле гейш – то что украшает русскую столицу. Если непонятно – значит, вызывает разногласия, полемику вкусов, желание раскрыть и понять замысел режиссера, вжиться в образ героев, уяснить для себя мотивацию тех или иных поступков. В Китае существует целая плеяда императоров, о жизни, боях не на жизнь, а насмерть и конечно, о любви которых режиссеры мечтают снимать свои фильмы. И каждая история будет рассказана красочно, будет вызывать живой интерес – за счет костюмированного представления или за счет «полетов во сне и наяву», но вызывать будет, что бы там не говорили. А что такого может рассказать русское кино о своем прошлом? Существует некая мода крушить, ругать старое, не выстраивая ничего нового. Почему мы живем, оглядываясь на чужой опыт? Пытаясь догнать то, что догнать, увы, непросто. «Я очень уважаю нашу культуру и наших зрителей. Китай слишком долго был за закрытыми дверями, долгое время оставался оторванным от внешнего мира. Сейчас эти врата постепенно открываются», - сказал режиссер. «Люди думают, что готовы перехитрить судьбу, и в своем фильме я пытаюсь сказать людям: есть две силы – Любовь и Свобода на пути изменения судьбы». СВОБОДА, ЛЮБОВЬ, СУДЬБА - нити, которые соединись в «Клятве» для воплощения мечты. Документальное кино подчас оказывается более действенным, чем фильмы основного конкурса. Документальное кино далеко шагнуло в своем развитии благодаря техническому прогрессу. Освобожденный от условностей режиссер ваяет свои нетленные полотна, все более приближаясь к кинематографической истине. Свобода и гиперреальность съемок открывают перед авторами-документалистами новые возможности. Остается надеяться, что за свободой формы они не потеряют мысль. Составитель документальной программы Сергей Мирошниченко и Григорий Либергал надеются, что документальная программа после двадцатисемилетнего перерыва «вернулась на Московский Международный кинофестиваль всерьез и надолго». Картина «Дело только в ритме» (Сценарий и режиссура: Томас Грубе, Энрике Санчес Ланш), открывшая документальную программу ММКФ «Свободная мысль», рассказывает о современных тенденциях в мире танца. Ведущий оркестр мира и выдающийся дирижер своим искусством несут в массы идеологию гуманистического преображения цивилизации. Пример тому – своеобразная акция, постановка «Весны священной» на музыку Игоря Стравинского в исполнении Берлинского филармонического оркестра. Дебют английского дирижера Саймона Рэттла в качестве художественного руководителя Берлинского филармонического оркестра состоялся осенью 2002 года. Исполнение Пятой симфонии Малера и произведений Моцарта, Брамса и современного композитора Томаса Эйдса сопровождалось десятиминутной овацией и было очень высоко оценено критиками. Предшественниками 47-летнего Рэттла на посту главного дирижера одного из лучших в мире оркестров были такие суперзвезды как Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян и Клаудио Аббадо. Взращивание определенного типа личности – цель, которую ставили перед собой создатели постановки: «В хореографии есть движения, которые учат мальчиков чувствовать себя сильными и мужественными». Молодые ребята, не умеющие танцевать абсолютно, делают первые шашки и учатся «понимать силу тишины». Рэттл совмещает традиционность и успешно усваивает современные тенденции. В финале – сэр Саймон Рэттл, владеющий дирижерской палочкой как художник от бога - кистью, устраивает представление всего того, чему научились молодые люди 25-ти национальностей, в том числе из Европы и России. Гениальная кисть танцует по мольберту, подобно тому, как язык тела познается, не затрачивая времени на пустые слова. Танцевальная группа набиралась с расчетом объединить танец и оркестр, чтобы музыка не являлась только музыкой, а посредством себя учила людей единению. Такова идея фильма. Частная жизнь в лицах. И этих лиц – 250. О становлении каждого из участников, о трудностях, вплоть до того, что многие хотели уйти из проекта, - эта документальная лента. Мощная постановка под музыку Игоря Стравинского – кто бы сомневался, что зрителя не прикует к месту экспрессия танца и костюмированного представления. Ритм и царствующая в сердце природа Весны – то, что наполняет зрителя при просмотре этой картины. В древней музыке основополагающим началом был ритм. Во всем мире «Весна священная» является материалом для постановки балета. Традиция «Русских сезонов», которую в свое время возглавил Сергей Дягилев, положила начало мировой славы Игоря Стравинского. Премьера его первого балета «Жар-птица» состоялась 25 июня 1910г. на сцене парижской «Гранд-оперы». Вторым произведением Стравинского был балет «Петрушка». Парижская премьера балета в 1911 году была триумфальной в немалой степени благодаря великолепной хореографии Фокина и гениальному Петрушке – Вацлаву Нижинскому. А уже 29 мая 1913 г. в Париже разразился "грандиозный театральный скандал", поводом для которого послужил новый балет Стравинского "Весна священная". Импульсивные ритмы, сменяющиеся мелодичными потоками, составляли как бы наслоения картин обрядовой жизни древнего племени с весенними гаданиями и взываниями к силам природы и финальным жертвоприношением. Сам композитор говорил: "Мой новый балет "Весна священная" не имеет сюжета. Это религиозная церемония Древней Руси - Руси языческой", его ласковая песнь родной русской природы. Костюмы были представлены Н.Рерихом. Он использовал элементы древнейших орнаментов в современных формах. Выступая в аудитории Ваннамэкера на собрании Лиги Композиторов (Нью-Йорке, 1930), Николай Рерих выразил свое мнение о балете на музыку Стравинского: «И все же "Весна Священная" нова и молодежь принимает "Весну" как новое понятие. Может быть, вечная новизна "Весны" в том, что священность Весны вечна, и любовь вечна, и самопожертвование вечно. Так, в этом вечном обновленном понимании, Стравинский касается вечного в музыке. Он был нов, потому что прикоснулся к будущему, как Великий Змий в кольце касается Прошлого… Холмы Смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном Пастухе Леле и Купаве, или, как сказал бы индус, - о Кришне и Гопи. Нельзя не отметить, что сыны Востока совершенно определенно узнавали в образе Леля и Купавы великого Кришну и Гопи. В этих вечных понятиях опять сплеталась мудрость Востока с лучшими изображениями Запада. С полным сознанием я говорил в Индии на вопрос о разнице Востока и Запада: "Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают». Балетов на подобные темы до тех пор вообще не существовало. В равной степени необычными и неожиданными были и музыка Стравинского, и хореография Нижинского. Это вызвало противоречивое отношение к балету, сохранившееся на многие годы. Фантастика священных танцев и символических ритмов способны заставить публику ликовать от восторга. И при умелом исполнении готовы поспорить с карнавалами в Рио-де-Жанейро и шествием китайской диаспоры в национальных костюмах, стилизованной под одеяния "Поднебесной". Один из зрителей так описывал премьеру 29 Мая 1913 года в Париже: "Ничто из когда-либо написанного о битве "Весны Священной" не дает даже слабого представления о том, что происходило на самом деле. Театр, казалось, дрожал от землетрясения. Он сотрясался. Люди выкрикивали ругательства, завывали и свистели, заглушая музыку. Раздавались пощечины и удары... сам же балет был удивительно прекрасен". Только почему – то в Чикаго, во время постановки "Снегурочки" мастерские Маршала Фильда не испугалась гласа народа и построили современные костюмы на орнаментах и линиях доисторических славянских одеяний. А в нашей стране только в 1965 году Наталией Касаткиной и Владимиpом Василёвым была осуществлена постановка балета «Весна священная» в Большом театpе СССP, что принесло им всемирную известность. Они были первыми, кто после 1917 года дерзнул поставить балет на музыку «запрещённого» тогда композитора. Фестиваль проходит в столице с 23 июня по 2 июля. Старт был ознаменован неимоверной жарой, а завершится, как видимо, не свойственным для этого времени года похолоданием. Как видимо, финал обещает быть непредсказуемым, как погода за окошком. Любите кино и бережно храните национальные традиции! |
| Спасибо тебе, Маша. За всю ту работу, которую ты для нас делаешь. С твоей помощью я еще больше начинаю любить кино. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |