Душ Шарко | http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=205087&pid=0 11 « У незнакомого поселка на безымянной высоте» - ассоциативно возникли и слова, и мелодия популярной когда-то, и сегодня, не потерявшей актуальности, песни. И сразу же, вопрос: - Почему бы не взять в кавычки название, и не поставить многоточие? С другой стороны – это мелочь. Не хотелось бы заострять внимание на подобного рода казусы. Тем более, в произведении литератора, владеющего словом, профессионально использующего метафоры, обладающего знаниями, навыками конструировать предложения. И, вообще, если честно, дочитал до конца только потому, что каждое предложение в отдельности, само по себе - литературный янтарь: «Пряча от утреннего солнца воспаленные бессонницей глаза, равнодушно прошел мимо лениво козырнувшего часового и остановился у невысокой металлической мачты, на верхушке которой в порывах горячего ветра трепетало красное полотнище». Кто же станет спорить? Очень красиво, качественно изложено. Правда, в предыдущем предложении: «С тихим рыком занюхав рукавом, он достал из нагрудного кармана мятую сигарету и, съев ее в три длинные глубокие затяжки, вышел из палатки». - Не менее звучном, чуточку засомневался: «съев ее в три длинные глубокие затяжки, вышел из палатки». – Почему-то подумалось: «сигарету – сьел?» Это потом только до меня дошло, что «дым проглотил». Ну, Бог с ней, с сигаретой. Опять же, мелочь. Потому как, последующее описание пейзажа, на самом деле, завораживает, восхищает и чарует: «Ибрагимов нехотя открыл глаза. Перед ним расстилалось чужое поле, обожженное чужим незнакомым солнцем, повисшим в чужом, пропитанном пылью небе. Земля дышала зноем. Его густые плотные струи поднимались над высушенной твердью, сливались в дрожащую массу тяжелого воздуха и, стирая линию горизонта, рождали калейдоскоп полупрозрачных миражей». Нет, правда, после подобной картины, мастерски представленной автором, и критиковать – рука не поднимается. Но дело в том, что в данном варианте, я не критикую, я пытаюсь научиться у мастера, и разобраться в своих сомнениях по поводу написанного. Одно из них: - Это рассказ, или лишь задумка эпического большого повествования (повести, романа)? Если рассказ, то: - В густо населенном пространстве (малом) недостаточно выявлены характеры персонажей. Те, штрижки, которыми их наделяет автор: «Посмотрел по привычке, ибо забитый африканской пылью механизм уже несколько лет пребывал в бездействии, а чистить его майору было лень. Да и зачем, если он уже давно привык обходиться без этих часов и порой сам себе не мог объяснить, что мешает ему избавиться от этого балласта! - Для меня недостаточны, что бы проявить симпатию, либо антипатию к персонажу ( в данном варианте, к ГГ – майору Стрельникову). Тут ловлю себя на мысли: «Вероятно, потому и с трудом воспринимается написанное»? И вполне достойные, литературно обрамленные предложения, существуют в данном варианте, отдельно от действующих лиц, и самого действия. Кстати, о последнем: - Оно тонко представлено в описании пейзажей, и почти что лишено пульса. Вероятно, из-за недостатка в четкости прописания характеров. Честно, ни одного из персонажей я не увидел в кадре событий окрестности города Туггурут. Все же, это зарисовки, набросок для большого повествования. И мои размышления не претендуют на глобальный разбор произведения, которое, надеюсь, в будущем порадует читателя. Потому как верю, что Петр Дубенко найдет время для дальнейшей работы. Я лишь попытался поделиться впечатлениями от прочитанного. И ни сколько о том не жалею, так как для себя нашел здесь полезного немало. Особенно очаровало меня финальное предложение: . «И только река, освобожденная погибшим сержантом, серебряной нитью прорезала непроглядную толщу ночи. Зажатая черными берегами, она петляла меж невидимых препятствий и, неся на сухие поля жизнь, лунным отблеском теплых вод раздвигала холод мрака». |
| Позволю себе чуть поспорить с коллегой, если он не против.) Меня давно мучает сомнение: не вязнем ли мы, критики, в определенном наборе штампов, боясь сделать шаг в сторону, даже когда речь идет об авторе, который уже не нуждается в том, чтобы быть загнанным в определенный ученический загончик? )) Казалось бы, аксиома: персонажи должны быть объемны и прорисованы так, чтобы читатель увидел их с подробностями, словно в кино. И мы ждем именно этого от любой вещи и не замечаем, что на сей раз произведение написано по-другому: перед нами не зарисовка, а, скорее, настроение, мысль, боль… Нужны ли автору объемные характеры? Должен ли читатель представлять, что это за люди, важно ли это? Разумеется, я говорю сейчас только о прозе высокого качества, каковой и является данная работа. Такая проза может позволять себе отступления от учебников… которые, собственно, и создаются на основе анализа этой самой прозы…)) Молоденький старший сержант – один из многих, нормальный мирный человек, безымянный солдат на безымянной высоте… Стрельников – усталый майор, похоронивший не одного подчиненного… Речь не о жизни этих людей и не о душевных качествах снайпера, нажавшего на курок. Главная героиня этой работы – боль автора, грустная мысль о нелепости войны на фоне красоты мира. Все, что чувствует автор, высказано не в лоб, а вскользь, происходит незаметная телепортация мысли в читательское сознание, хотя и сказано-то совсем немного… Я бы не стала ничего детализировать: возможно, для сочувствия и нужно представлять себе того, кому сочувствуешь, но для понимания войны и трагедии жизни это не обязательно. Мне рассказ понравился именно своим взглядом «чуть сверху», поднимающимся над излишней конкретикой. И сомнение мое, собственно, в том заключается, что иногда автору лучше поверить, присмотреться к его манере, его мысли, его подаче материала... Повторюсь, речь идет о хорошем уровне прозы, уж это-то мы с вами сразу чувствуем...))) Стиль хорош, прочла работу с удовольствием.) Нашла одну опечатку: «Дамба-то, конечно, пустяк. Они бы ее давно разобрали. Да боятЬся, что заминирована». В общем, мне рассказ понравился, я не нашла поводов для «отрезвления». Может, теряю квалификацию.)) |
| Не ведомо, кто, когда чего-то теряет, и, в чем-то, откровенно сыром материале, находит. Не спорю с Вами, Ариадна. Просто, высказываю свою точку зрения. Я не считаю себя критиком. На то у меня нет квалификации. Но то, что я, как пишущий, и не один, и не десять, а уже четвертый десяток. И, читающий не только интернет-литературу, могу смело заявить, что данное произведение сырое. Даже, Вы, с профессионально четкой позицией, не убедите меня, что это законченный рассказ. Да, написано добротно, грамотно, но читается невыносимо тяжело (мне, во всяком случае). Оттого и ищу причину. Увидел ее в первом высказывании. Повторяться не буду. Вовсе не хочу подозревать в неискренности (или каких-либо подводных течениях) ни Вас, ни кого-то еще, кто станет утверждать о целостности рассказа. Жизнь в творчестве меня научила тому, что каждый из нас видит то или иное явление в искусстве под своим углом. Но углы можно сгладить, подштукатурить, и даже не увидеть, отвалившегося кирпича в центре. Но оттого дом не станет краше. В одном я убежден ( и в своем творчестве, и у коллег): если, что-то мне мешает в восприятии произведения, значит, не все там в порядке. Быть может, мои поиски ошибочны, но они не высосаны из пальца, а навеяны содержанием. |
| Военные, конечно, любят коверкать русский язык наравне с прокурорскими (осУжденный). Не уверен, что стоит рекламировать их неграмотность, приводя слова рапорта:"Работы проводились согласно утверждённого плана." Должно быть "согласно утверждённому плану" или " с утверждённым планом". Есть маленькя лазейка. Словарь-справочник под редакцией Д.Э.Розенталя "Управление в русском языке" даёт падежные окончания, соответствующие вопросам "чему" и " с чем", приводя "чего" с пометой "устаревшее". Фраза в начале рассказа просто бросается в глаза. В комментариях к нему автор согласился, что он "подшлифует" рассказ, который от этого только выиграет. Относительно спора двух "А". Здесь я на стороне Ариадны. Моему восприятию, например, ничего, не мешает. Рассказ короткий, не повесть. Достаточно узнали мы о майоре Дубенко для того, чтобы его глазами взглянуть на войну в формате этой небольшой, но добротной работы. |
| Да я тоже не особенно спорю, Александр. Потому что тоже понимаю, что углы зрения порой на удивление различны, и это не зависит ни от квалификации, ни даже от литературного вкуса.)) Черт знает, от чего это зависит, по правде говря. Наверное, от личного опыта каждого читателя, который бог знает, чего в себя только не включает. Могу только сказать, что мне не было тяжело читать рассказ. Хотя, признаюсь, рассказов о войне не люблю и обычно не разделяю ни пафоса, ни патриотизма. Здесь же нет навязчивости, слава богу. И - во всяком случае для меня - все было ясно, работа представлялась самодостаточной, без кликушества, сентиментальности, игры на чувстительных струнах... Мне просто не нужно большего, для меня это будет излишним. И кажется совершенно не важным, каким был погибший - хорошим или плохим, ибо смерть на войне, в любом случае, безобразна. Молчание ягнят, на которое можно смотреть только с фляжкой спирта, как майор Стрельников. Но я понимаю, что каждый видит войну по-разному, и, в частности, как святое дело... Поэтому я тоже не спорю и не убеждаю, разумеется, только излагаю свое мнение... А про язык рапорта - о чем тут спорить? Приведен казенный документ, только и всего. Если бы он вдруг зазвучал литературно, я бы удивилась. Разве это выглядит, как реклама неграмотности военных? Ну, тогда любые неправильности в речах персонажей надо было бы отменить...)) Шлифовка, скажу я вам, не повредит ни одному произведению, включая классическую литературу... Ибо нет ей конца. ))) Так что пусть автор шлифует, флаг ему в руки... Рассказ, вне сомнений, выиграет.) |
| А я бы звёздочку поставил: в рассказе приведён оригинальный текст рапорта без корректорской правки*.)) |
| Вы знаете, Ариадна, только с полчаса назад осенило. Очень даже при приятных обстоятельствах. Оказался на цветочном рынке. Для жены подбирал букетик по случаю примирения. Так вот, захотелось чего-нибудь дорогого, красивого, сногсшибательного. Короче, наповал поразить спутницу почти с пятидесятилетним стажем терпения. Узрел. Шикарный букет. Оформлен дорого. Цветы роскошные… Рядом, чуть подешевле, но очаровательно - прост, изящен… Подумалось, в первом – перенасыщенность убранством, качеством, и, кстати, красотой – больно ее много вместили в подарок, предназначенный для сию минутного доброжелательного момента. Щедрые дизайнеры все свое мастерство без остатка вбухали в этот букет. Ни капельки не оставили в загашнике для себя, и моей фантазии. Ну, очень, красивый и дорогой, но тяжеловесный, и не пре подъемный для меня. Приобрел второй – прореженный, и легкий на вес. Жене понравился. Помирились. Желаю автору, и нам всем доброго, искреннего, откровенного общения. Спасибо, Ариадна, за участие в диалоге, в котором лично для себя, кое-что прояснил, быть может, и для автора, да, и для всех, собеседников темы?.. |
| Александр, уж не работа ли Дубенко была предметом вашего спора с женой? ) |
| Янис, разговор в теме, думаю, закончен. Во всяком случае, на мой взгляд. Вопрос Ваш не корректен. Ответа не последует, при всем уважении к Вам. |
| Александр, я дарю вам маленький скромный букет... |
| Ну вот, а я, как всегда, опоздал. Каждый раз исправно захожу на страницу, где оставлял заявку и смотрю, не появилось ли под ней: «принято». Вижу – нет, и с чистой душой отправляюсь ждать дальше. А оказывается тут дискуссия вовсю идет. Поэтому извиняюсь, что не присоединился и благодарю все, кто заинтересовался. Прежде всего, хочется ответить Александру насчет характеров. Их и вправду нет, во всяком случае им не уделено столько внимания, как, может быть, хотелось бы. Однако, именно такая модель выбрана мной не случайно. Во-первых, современная литература сродни нашей жизни, которая с каждым новым поколением становится все более темповой, насыщенной событиями, донельзя спрессованными в короткий промежуток времени. Поэтому и литература сегодня (это, конечно, лично мое мнение) должна быть краткой, спрессованной, выхватывающей только самое важное при полном игноре второстепенного. Конечно, когда создается роман или повесть, то даже в рамках современной прозы характеры должны быть более объемны. Там уже прописываются и привычки – вторая натура, и прошлое героев, которое объясняет их настоящее и т.д. и т.п. В современном рассказе на все это просто нет времени и места. еще раз повторюсь, это исключительно мое мнение, может быть, и ошибочное. А на что тогда есть, спросите Вы? Отвечу, опять-таки, исключительно своим мнением, сделанным на основе собственных наблюдений и размышлений. Вместо великого множества штрихов, в совокупности создающих характер, здесь, на мой взгляд, необходимо вытащить из героя что-то одно, одну ипостась, одну плоскость его бытия, но именно ту, которая позволит сделать его как бы олицетворением всех людей схожей судьбы, чтобы по этой маленькой черточке каждый, кто бывал в похожих обстоятельствах, узнал бы себя. Предлагаю посмотреть на рассказ и его героев сквозь такую призму. Что тогда получается? В действительно густо населенном пространстве есть два героя, которым внимания уделяется больше, чем другим. Кто из них главный, судить не возьмусь даже я. В этом плане, правильно заметила Ариадна – в рассказе другая героиня. Кто она? Представьте себе эту саперную часть. Кроме майора Стрельникова и сержанта Ибрагимова там еще служат рядовой Иванов, ефрейтор Пульман, прапорщик Наливайло и много других. И все они совершенно разные – веселые, угрюмые, болтливые, молчаливые, рыжие, черные, кудрявые и т.д. Но при этом есть одна характеристика, которая свойственна каждому из них. Все они помимо своей воли оказались на этой войне, которая совершенно им не нужна, потому что идет за черти сколько тысяч километров от их дома, не понятно, с кем и по какому поводу. И все они от майора до рядового не понимают, что они здесь делают? Точнее, умом-то понимают, а душой принять не хотят. Вот то, что их объединяет – бессмысленная война, в которой они вынуждены участвовать. Ради чего они погибают на ней? В Великую Отечественную их деды и отцы погибали за Родину, как бы пафосно и банально это сегодня не прозвучало. Они выносили все тяготы окопной жизни и смело поднимались в атаку, потому что им было ради чего это делать. А сержант Ибрагимов и тысячи таких же пацанов? Они что, погибли зря? На этот вопрос я пытаюсь сам себе ответить в рассказе. Оттого и такой финал, который Вам понравился, для этого и эпиграф такой подобран. И чтобы донести именно эту мысль, мне кажется, можно пренебречь чертами личного характера какого-то конкретного персонажа. Ведь для задуманного по большому счету не важно, какие у Ибрагимова глаза, как он учился в школе, дергал ли соседок за косички или был пай-мальчиком ботаном. Для главной идеи рассказа это совсем неважно, а пустись я расписывать все это даже вкратце, то главная идея запросто потонула бы в нагромождении подробностей. Поэтому ни майор, ни сержант не наделены внешностью, привычками, темпераментом и т.д. Они должны быть «обобщенными». Поэтому, закрывая глаза, Ибрагимов вспоминает поле, на котором в поте лица вкалывает сейчас вся их семья, и где по-хорошему, по правильному сценарию должен быть сейчас и он. Вот такая моя мысль на этот счет, Александр. А то, что кому-то рассказ понравился, кому-то не очень, так это нормально, даже правильно. Так и должно быть. Я бы даже больше сказал, если нравится всем без исключения, значит, что то не так, значит, получилась просто подслащенная вода, подогнанная под общий вкус – усредненный стандарт. Так что, спасибо всем, кто не остался равнодушным. Петр |
| Мне нравится Ваша позиция, Петр. В какой-то степени она развеивает мои сомнения. И убеждает в том, что нет на земле одинакового цветка, лепестка, ростка, в точности так же нет одинаковых мнений, восприятий.В том разнообразии бродим,ищем, теряем и находим... попросту живем в отпущенной Свыше нам данности... Вопрос, как распорядиться полученным даром?..На мой взгляд, Вы распоряжаетесь достойно, судя по произведению, и Вашей реакции на отзывы. Было приятно пообщаться. Спасибо. Александр. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |