Темы недели на Литературном портале "Что хочет автор" | «Идиот» и «Мастер и Маргарита» В. Бортко, «В круге первом» Г. Панфилова, «Доктор Живаго» А. Прошкина. Сериалы «Достоевский» В. Хотиненко, «Есенин» И. Зайцева, «Пушкин: последняя дуэль» Н. Бондарчук. Мюзиклы «Собор парижской богоматери» и «Ромео и Джульетта». Моцарт и Бах в современной обработке… В начале 21 века классика оказалась в центре внимания. Режиссеры, музыканты дают свои интерпретации, расставляют акценты. Удачно или нет? «Когда ты берёшься за переложение Достоевского: хоть в кино, хоть на телевидении, хоть в комиксах, - то результат твоей работы неминуемо покоробит очень и очень многих», - сказал в интервью журналу «Сеанс» бывший редактор журнала «Афиша» Илья Ценципер. Что радует, а что коробит? Приглашаем подискутировать на тему «Классика и современность». |
| А затем и такие... "...Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут." 1827 |
| Классическая литература является носителем и хранителем чистоты языка, на котором говорят люди страны. Язык - один из признаков государственности. Если учебник "Родная речь" составлять из текстов, написанных на сленгах, "фене", "олбанском" говоре, то мы превратимся в тех детей, которые не понимают языка А.С. Пушкина. И перестанем понимать друг друга. |
| Ну а разве "олбанский" нам не родной - не оккупанты же его принесли? Просто разделять надо, как опять-таки классики учили: “Высокая материя” требует высокого жанра и соответственно — высокого стиля, “низкая материя” требует низкого жанра и соответственно — низкого стиля. Для каждого жанра предусматривается один из трех стилей, отклонения не допускаются. Героические поэмы, оды, “прозаичные речи о важных материях” должны быть написаны высоким стилем; “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия”, стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, прозаические “описания дел достопамятных и учений благородных” — средним; комедии, увеселительные эпиграммы, песни, “в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел” — низким. |
| Мария, я бы дополнила, что деление Ломоносовым языка на три стиля - это деление литературного языка. Само по себе учение о трех стилях не есть нововведение Ломоносова, оно восходит к глубокой древности, в частности к трудам античных риториков. Кроме того Ломоносов считал, что его стилистическая теория станет, в том числе, и средством борьбы против злоупотребления иностранными словами. |
| Мария, все абстракционисты были прекрасными живописцами и рисовальщиками в классике. То же самое можно сказать о футуристах в литературе. Прежде, чем отвергать классику, нужно её освоить. Начать можно с этого: Иван Тургенев `КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ...` Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы... Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит: Как хороши, как свежи были розы... И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце! Как хороши, как свежи были розы... А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот... Как хороши, как свежи были розы... Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара... Как хороши, как свежи были розы... Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли... Как хороши, как свежи были розы... Сентябрь, 1879 И.С.Тургенев. Избранное. |
| Да, замечательно - на мой взгляд, отличный образец среднего штиля - “описания дел достопамятных и учений благородных”? |
| Полагаясь более на собственное восприятие, нежели на усилия ведущих концерт или творческий вечер, я написал несколько стихотворений-откликов. Первое, после попытки, эксперимента Тухманова написать музыку для эстрады на стихи Пушкина. НА ТВОРЧЕСКОМ ВЕЧЕРЕ ТУХМАНОВА Я написал слова романса, А музыки доселе нет, Нет Моцарта и мне не в Зальцбург; Я написал слова романса. Расшаркался бы в реверансе, Вечор Тухманова, концерт… Я написал слова романса, А музыки доселе нет. О, слава Богу, что на танцах, Когда погаснет даже свет, И пылкая партнёрша в штанцах Вас просит прочитать сонет, То на мои слова с эстрады, Тухманов не поёт баллады. 31.07.10 А второе, после попытки, эксперимента Паулса написать музыку на стихи Евтушенко: Впечатления третьего дня (Новая волна 2011) «Дуэльный пистолет»! неужто интересно? И это образец? но, на какой манер? Слова и звук, а текст не тянет на шедевр, Ещё я не был так расстроен, жаль маэстро. Я так страдал от всех премьер души с оркестром! Так временщик, уже утратив пульс и нерв, Сдобрив умеючи ко времени эклер, Преподнеся продукт с прогорклым, тухлым тестом Обманывает всех из высочайших сфер. Иной паяц увлечь способен задним местом, Иной экспрессией и показным протестом, В обёртке красочной представив жалкий перл, Очаровав прекрасной дикцией и жестом. Аллегрова всё также выглядит чудесно! 31.07.11 От автора. Автор не несёт ответственность за возможные совпадения названий городов, стран, фестивалей, имён собственных. Оба эксперимента в разные годы преследуют одну цель – написать современную музыку на хорошие стихи, а не какую-нибудь туфту. Некоторым нравится, даже очень, ведущие стараются, а меня тоска снедает… |
| Александр, отличные стихи! Песенный жанр наглядно показывает, к чему ведет "штиль - пипл хавает". Песня умирает. Бездарные шоу-мены не допускают в свой кружок талантливых композиторов и поэтов. Жаба их душит, когда читают "чужие" задушевные песенные стихи. |
| Мне, например, всегда интересно было узнать, а кто конкретно определяет чьи произведения классика, а чьи не попадают под это определение? В советский период этим занимались соответствующие органы, а кто сейчас? Мы, бывшие совки, любим произведения Джека Лондона, а американцы предпочитают Брет Гарта. Почему из китов зарубежной литературы (Марсель Пруст, Франц Кафка, Джеймс Джойс) последний на русском языке практически не издавался? Почему в поэзии серебряного века на слуху три имени (Цветаева, Ахматова, Гумилёв)? А Гиппиус, Кузьмин практически и не вспоминаются. Куда делась поэзия советского периода? Так припоминаем Евтушенко (благо жив), Вознесенского (то же ушёл сравнительно недавно), а Роберта Рождевственского, как автора песен к "Семнадцати мгновениям весны". Я помню период, когда из небытия возник ажиотаж вокруг имени Николая Чекмарёва. Недавно пытался читать, но просто терпения не хватило добраться до конца стиха про станцию Карталы. Почему то мы не учитываем фактора везения, когда произведение востребовано обществом, то есть оно задевает каждого своей злободневностью. Нет этого попадания, любое самое сверхгениальное произведение по моему останется в тени. Нам бы сначала разобраться, что нужно обществу, а потом творить нетленку. |
| Равиль, мне думается, что тут нужно говорить о культурных горизонтах каждого. Кто-то и Цветаеву с Ахматовой с трудом вспомнит, а для кого-то Серебряный век - это не только те кого, Вы обозначили, но еще и Есенин, Блок, Мандельштам, Мариенгоф, Северянин, Пастернак и еще не один десяток фамилий... С поэзией советского периода сложнее, там многое диктовала идеология, а настоящая поэзия часто была незаслуженно отставлена в сторону. Например, когда был готов к изданию первый сборник стихотворений Арсения Тарковского, цензура сочла, что нельзя выпускать книгу, в которой нет ни одного упоминания имени Сталина и ни одного стихотворения во славу Ленина. Почему прекрасную поэтессу Инну Лиснянскую в течение семи лет печатали только за рубежом? Почему возникает ажиотаж вокруг какого-то имени? Мне кажется, тут может быть много причин. Эпатаж, какая-то скандальная история, связанная с именем автора или его родных-наследников... И последнее, хочется спросить Вас, Равиль. Из современной литературы (конец 20 - начала 21 века) каких авторов вы бы выделили? Чьи произведения сегодня актуальны для каждого и востребованы обществом? |
| Спасибо, Мария, за интересную ссылку... А как, по вашему, в современном мире можно повысить у людей интерес к чтению? |
| Равиль, копалась сейчас в интернете, нашла такую дискуссию: - Что такое, по-вашему, классика в самом широком смысле этого слова - не только в литературе, но и в музыке, живописи и других стилях искусства? По каким критериям можно причислять к лику классиков? - Достаточно банально, но классика - это: Произведение, имеющее в своей основе тему, затрагивающую интересы очень большой и разнообразной аудитории читателей; Произведение талантливое (в смысле именно литературного мастерства); Произведение, выдержавшее проверку временем, совпадающее с внутренним миром разных поколений читателей; Произведение, в основе своей предлагающее читателям новое, нетривиальное (оценки, взгляды, идеи, мысли). Совпадение вышеупомянутых условий и дает произведение, становящееся классикой. - Марк Твен сформулировал, что это "книга, которую все знают, все уважают, и никто не читает". Классика это понятие вовсе не вневременное. Отнюдь - современное. Произведение автора не нашего поколения, совпадающее с внутренним миром нашего поколения. Взгляды меняются - классика исчезает. Существуют, конечно, произведения касающиеся таких аспектов нашего существования, которые не изменились со времен появления человечества, но не существует гарантий их незыблимости. Некоторые "квазиклассические" книги до сих пор являются таковыми по инерции - школьная программа способствует, возможно. |
| Цитирую по памяти (и по смыслу) из дуэта имени Чехова (украинский комеди клаб). Вводная: что было бы если бы директорами школы стали зэки (а у нас мол на украине ща все возможно). Директор отчитывает ученика за то, за се. - Что ты летом читал? - "Собачье сердце" Булгакова...Ну там как профессор делает операцию и из собаки делает человека... - Тьфу ты! Хрень какая...Ты "Бешеного" читал? А возвращение "Бешеного"? - Нет - Классику надо знать!!!! Вот читай с этой страницы.... - Бешеный шагнул в камеру..." Ты чо на..." подскочил к нему какой-то борзой... Бешеный с разворота впендюрил ему по рыло... Тот отлетел, ударился о нары, упал, подыгал ногами и затих... - Стой... Даже слезы на глазах... Я первый раз это в 16 лет прочитал... С тех пор раз пять перечитывал - и каждый раз, каждый раз обнаруживаю в тексте для себя что-то новое! |
| А товарищ Мх.Мих.Стрельцов буквально вчера предложил следующий интересный критерий: классиками (по-крайней мере русскими) считать того, чье имя отчество большинство назовет с ходу: Пушкин - Александр Сергеевич Лермонтов - Михаил Юрьевич Гоголь - Николай Васильевич Быков Дмитрий... ну вот пока еще затрудняюсь... |
| Донцова... Дарья:)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) |
| Ну, это смотря какое большинство) Уверена, что многие и Дмитрия Быкова не знают. Я вот отчество точно не помню. Львович. Посмотрела;-) |
| Хы... Недавно преподавательница моя по русской литературе рассказывала, как принимала экзамены на каком-то гуманитарном факультете какого-то местного коммерческого вуза... Историю, что ли сдавали... Говорит, просто не знала, что уже спросить у студентки, чтобы она хоть что-то ответила , чтоб поставить ей трояк и отпустить... Состоялся примерно такой диалог: - Хорошо, расскажите мне про войну с французами... - Ну это Вы надо мной смеетесь, наши с французами никогда не воевали... - Дата 1812 год Вам о чем-нибудь говорит? - Нуууу... Это было давно... - А такое имя как Наполеон Вы когда-нибудь слышали? - Наполеон? Нет... А зачем мне какой-то Наполеон, я и без него проживу прекрасно... |
| По моему мы почему то не говорим о любимых авторах. Вот бывает, что автор не очень раскрученный, неотпиаренный, а читаешь и получаешь удовольствие. Я например с удовольствием перечитываю серию романов о болгарском шпионе Богомила Райнова (первый роман "Господин Никто") и сюжет ни ахти и не актуальный совсем, а мироощущение автора совпадает с моим. Мы скрываем, как что-то постыдное, что перечитываем Дюма и Жюль Верна. У каждого из нас есть автор родной нам что ли. Может правы те, кто, не замахиваясь на глобальные вещи, пишет камерные вещи для конкретного читателя? |
| Правильно, Равиль, тема у нас "Классика и современность". Мы говорим о жизни классических произведений литературы, живописи, музыки в современном мире. Об актуальности классики для сегодняшнего читателя. Кстати, Дюма и Верна я бы тоже классикой назвала. Не понимаю, о каком постыдстве вы говорите. И последний вопрос не совсем понимаю. Что вы подразумеваете, разделяя произведения на глобальные и камерные? Спасибо, что участвуете в дискуссии, Равиль... |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |