Дорогие Рыцари! Когда мы продумывали задание второго тура, не ожидали, что на выходе нас ждет столько потрясений… Читать конкурсные работы было порой очень сложно из-за захлестывающих эмоций. Настолько искренне и пронзительно написано большинство работ, что… Нет, слов не хватает, поэтому перейдем к разбору самих работ. Немного об общих впечатлениях в тех способах, которыми воспользовались Рыцари, чтобы выполнить задание. Одним из ограничительных условий было «избегать рифмовки АБАБ». Многие из Рыцарей пошли по пути наименьшего сопротивления и применили не менее часто встречающуюся рифмовку АББА - 11 человек… Еще четверо применили не менее обычную рифмовку ААББ. Остальные рыцари были более изобретательны, строфы строили не из четырех строк, их количество варьировалось от пяти до восьми, с различным сочетанием рифмованных строк внутри строфы Домовенок - Письмо, обращённое к себе, молодому человеку, вступающему в жизнь, соответствует заданию. По форме – глагольный монорим… Может, автор и хотел, чтоб все - в одну глагольную рифму ? Правда, глагольные рифмы, тем более, одинаковые, немного утомляют. А ведь есть еще и ритмические проблемы. А вообще, это - самое оптимистичное письмо этого Тура. Нет. Единственное оптимистичное письмо: «И грустить я в жизни перестал…», «От забот совсем я не устал», «Любовь я повстречал…», «Счастье я обрел, по миру полетал» и подпись под стать: «Тот, который счастье отыскал.» Да, нет глубокой философии, да нет нравоучений и деления опытом, но письмо при всей своей простоте и прямолинейности, оставляет приятное послевкусие. Разумеется, есть над чем работать( ритм, рифмы, стиль и пр.), но это же монорим! А попробуйте сами его написать, избегая глагольных рифм. Деточкин - Стихи соответствуют заданию - это обращение зрелой женщины к себе – юной. Содержательно больше похоже на размышления о прошедшей жизни. Будет ли интересно такое письмо читать молодому адресату? Вряд ли. Назидательность юным не нравится. Выдержана и схема рифмовки - АББА, однако и они не безгрешны - есть описки и смысловые неточности. Жизнь – лишь дорога потерь. Неплохой афоризм. Но жизнь не состоит из одних потерь, нельзя забывать и о находках… Скупой Рыцарь - Задание выполнено, но рамки не помешали тексту стать поэтическим произведением. Конечно, нужна доработка, шлифовка, но и в таком виде текст выглядит более чем достойно. Это - письмо к своей юности, в тексте есть и немного воспоминаний, и рассказ о произошедшем, советы. Схема рифмовки АББА, в основном, с незатасканными рифмами, которые меняются с мужской на женскую в каждом катрене. Есть сбои: «Судьбе изменчивой смешны наши Советы». Замечу большую любовь к кавычкам, иногда, излишним: «высоты прожитых лет», «туда» - к Истокам, «Колосс наивной веры» - думаю, что читатель и так бы понял. Виконт Шершеляфам – Очаровательное письмо-песня. Очень оригинальное оформление с ракушечным эхом. Просто замечательное исполнение. Оно... перламутровое. Именно такое возникает послевкусие. Автор обращается к своей душе в том юном возрасте. А душа жила стихами и первой любовью. Правда, есть обращение, но нет подписи. И, финальное обращение не к пятнадцатилетней душе( как в начале), а к первой любимой девушке. Пришлось несколько раз перечитывать, прежде чем встали на место мужкие-женские образы. Красиво, замечательный рефрен, хорошие образы: «эхом упругим», «соль обметала пески», «пахли стихи мои волнами синими». Из недостатков: «Слышится давний рассветный прибой» почему «давний?» может -дальний? Рыцарь Дождь - Очень необычная рифмовка АББ АББ ВГГ ВДД Д ЕЕЕ ЖЖЖ ЗЗЗ ИИ, при наличии, к тому же, внутренних рифм. Есть подозрение о том, что внутренние рифмы возникли из-за искусственного удлинения строки – чтобы уложиться в заданный объем, но… не могу в том винить автора. Отсюда ни строчки нельзя выкинуть, все на месте, все работает на развитие пронзительного образа девочки-подростка, выраженного еще в самом начале стихотворения одной-единственной фразой «Ещё не уметь, но чувствовать. Толку ?» Чудесное произведение. Тот самый случай, когда начинаешь завидовать белой завистью. Все уместно, все органично, пронзительно, честно. Не могу придраться ни к чему. И фраза "детка, взрослые тоже врут". И подпись "От меня. От другой. Чужой". Просто мурашки по коже! браво! Автор, спасибо Вам огроменное! Рыцарь Риф - Письмо в прошлое. Не понятно, почему обращение «тёзка» - письмо-то самому себе. Многие важные моменты жизни страны середины 70-х передает автор: и афган, и триумф Пугачевой. Правда, это вещи несопоставимые и зачем было их ставить в один ряд, непонятно. Стройная композиция, выдержанная схема рифмовки АВВА. Много рифм-находок. Авторских. Правда, с одной неточной рифмой «святых - я риф» Вполне укладывается в рамки задания, но - прямолинейность, назидательность, повествовательность и никакой эмоциональной встряски. Есть и некоторые проблемы с ритмикой. Но все-таки хочу отметить совершенно афористичный финал. Вот за это можно и похвалить, и поблагодарить: «Жизнь океан, пусть рифов меньше будет, Плыви смелей. Хотя и сам я риф.» Рыцарь Бадлер - Стихотворение оставляет двоякое ощущение. С одной стороны, подкупающая искренность, душевность, «настоящесть», хорошая наивность. Письмо- надежда. С грустинкой… Очень искреннее письмо в свою юность с признанием жизненных проб и ошибок. Понравилось чистотой и эмоциональностью. Смысл глубок, написано достаточно нестандартно. С другой стороны, стихотворение недостаточно проработано с точки зрения техники. Есть и банальности, и ненужный налет торжественности, и много других занозинок. Вопрос, кто в старый альбом вставляет свежие фотографии? И подписи нет…Тетрадь стихов, как символ преемственности –замечательно! А строка "Как хорошо, что ты их не сожгла" совершенно подкупает и берет за живое. Колибри - Молодость пишет юности. Автор еще сам, судя по всему, не очень стар:) И поэтому воспоминания в основном девчачьи: стояла в сторонке, худышка, спортсменка, строгая мама…Задание выполнено, рифмовка ААББ..., однако, есть смысловые нестыковки. И лишние запятые смущают. Неровный ритм. Эмоциональное и искреннее стихотворение, но простоватое в исполнении. Впечатление, что больше стихом управляют подходящие (и не очень!) рифмы, чем мысли-идеи. Но написано, как говорят «сердцем». Есть над чем работать автору, например, над рифмами: «сторонке – колкий»? «годами – грани»? Нехороша фраза: «Чувство щемящей той боли» Мартовский кот - Письмо –философия. Не похоже на «разговорчики за жизнь». Очень богатый язык, длинное послевкусие фраз, зримо и ощутимо до мурашек. Хотя есть и некоторая, как мне показалось, витиеватость выражений: «Заучены речи и жесты Гламурных мужских половин.» Интересная рифмовка - АБББА, размер и рифмы. Интересные рифмы «болтали-стали-оставив», неудачна – «уходов-скороходов». Не очень вот здесь: « друг с другом не споря, Живут: и змея, и сурок.» - странно здесь увидеть «спор». Зато очень хорошо: «Где выводок тучек ведет Ветрило-пастух на плакучесть» и, особенно: «Но… помнишь, ту луковку в банке, Что перья пускала сквозь ранки? И я прорастаю... Пока!». Пожалуй, единственный серьёзный недостаток – превышение количества строк на 2. Хотя при пятистрочной строфе, трудно что либо изменить. Ладно, пускай это будет недочет. Рыцарь Подснежник - Письмо соответствует заданию, рифмовка по схеме АВВА с неплохими рифмами. В письме ЛГ откровенно рассказывает о трудностях жизни, которые не удавалось преодолевать из-за своего характера, сложившегося в юные годы. Хорошо раскрывается основная мысль: «Я признаЮсь тебе в письме с повинной, Что не всегда был в этой жизни прав". Не очень удачно: «Да, что-то тяготит, как будто – гадом-…», «За сирых и больных в борьбе со злом…»- несколько книжно и формально. И еще не понятно: «На фото – я, Малыш! И мы – едины!»- автор и фото высылает адресату? Концовка хороша и трогательна. Но все же лучше было бы не "малыш в сединах", а "седой Малыш", зато в середине это пронзительное: "А ты бы бился" достало до глубины души. Классно! Снежный ком -Стихотворение -письмо. Написано искренне, хотя и не ровно. Есть неплохие строки: «Плюсовать потери и обман…», «Прыгаешь по лестницам легко, Этаким беспечным мотыльком…» не стереотипное «порхать», а «прыгать мотыльком» - есть в это что-то задорное. Много непонятного. Письмо некоему юному другу. Подпись несколько противоречит сказанному: если в мечты ещё верится, то всякое может быть – вдруг и вновь будет оказия письмо отправить в прошлое:) Вот это: «Не страдал и не любил, наверняка» говорит о том, что письмо явно другому человеку. Не очень понятно и это: «Это я, как всякий ротозей, Эту дружбу все надеялся сберечь…» - какая «эта» дружба? «Будь любим» как заздравное пожелание – возможно, но как наказ – нет. Недостатки: рваный ритм, примитивные рифмы, несколько корявое построение фраз. Птица - Письмо – исповедь. Искреннее и больное. Чувствуется боль и обида автора письма на бросившего когда-то их отца. Известно много-много случаев, когда уход отца из семьи наносил душевную травму дочери на долгие годы. Автор осознал то, чтобы избавиться от боли и обиды, нужно простить и отпустить, обнажил перед нами такие сокровенные тайны души, что невозможно оставаться равнодушной к этим строкам. К сожалению, хотелось бы, чтобы девочка-подросток все-таки получила письмо с надеждой на выход в светлое... Сложное построение стихотворения: внутри стиха-письма ещё одно как будто письмо, а в конце – однострочный ответ от адресата. Оригинальность в том, что ЛГ сама доставляет письмо: «И с голубиной почтой, Птицей прилечу». Только немного некорректная фраза: «Птицей прилечу… с голубиной почтой». Фраза: «Судьба-веретено закручивает в нить…» хороша, только не ясно кого именно закручивает. Стихотворение-крик, в котором замысел интересен, но исполнение не на большой высоте. Есть боль. Есть образы. Техники не хватает, к сожалению. Из недостатков: сбитый ритм, повторяющиеся рифмы, местами «скомканный» смысл, не совсем ясная концовка … Рыцарь Джедай - Очень проникновенное искреннее письмо, с грустинкой, уходящее в философию. Именно так: я не могу тебе сказать о будущем, иначе будущее изменится. Одна фраза кажется более точной в таком варианте: "Можно, влезу немного с советами?" Слегка пафосное, но в целом есть главное - честность, искренность и живое дыхание стиха. Очень понятное всем и близкое. Работа соответствует заданию, рифмовка АВВА. Интересна идея сознательного отказа от помощи адресату, обусловленная опять же, фатализмом: «Скажу, как жить - дорогу спрячет ночь: Кто знает, ЧТО она замажет ваксой?!» Несколько нравоучительно, с другой стороны, когда автора и адресата разделяют полстолетья, то нравоучение вполне оправдано. Есть ряд явных удач: «Ты знаешь, я всё тот же! Верь, ей-богу - Мы поняли б друг друга с первых слов, Иль с первых звуков музыки Битлов: Не «раздвоила» нас судьбы дорога.». Нетривиально. Хорошее качество стиля. Идущий - Интересное, ровно написанное письмо. С хорошими рифмами, удачной формой. Спокойного содержательного стиля. Есть советы, нет назидательности. Есть любовь и сострадание к тому, чей путь еще не пройден. Очень понравились обращение и подпись. Очень нравятся дактилические рифмы: «Верить ей – серого», «выслушай - выше их ....» Все составные части стихотворения в наличии. Хорошие слова, хорошие рифмы, например «пустяк – спустя» (не однокоренные!), «скученно – скучного» и др. Приведу это как пример явной удачи: «И порою беспомощным зрителем будешь впитывать скользкую ложь.», «Только знай, трудный путь лучше скучного. И намного короче. Иди!» Не понятно, почему «судьбы толокно», которое надо мерить любовью. Стихотворение читается эмоционально приятно. Не хватает лишь нерва, эмоциональности. Я увидела советы, но не увидела ни прошлого, ни будущего. Аватар - Оригинальная рифмовка ААВССВС. Честное, искреннее письмо человека, прожившего нелегкую жизнь, не гонявшегося за чинами и степенями. Удачно обыграно название. Очень интересна идея переписки между прошлым и будущим. Конкретные привязки к населенным пунктам и фактам биографии рисуют совершенно реального человека. Недостатки: местами сбой ритма, как вот здесь, например: «Мой старший не в меня пошёл.» ( при прочтении просилось еще слово, например «явно»). «И хорошо: учёным рядовым не стал»- два лишних слога. Повтор «мечты-мечту» в одной строфе. «Чего я смог» (всё же надо писать «что»). Чувствуется достаточно опытная рука. Видится лёгкость изложения - хорошо, но заметна и некоторая легковесность. Пилот Черешня - несколько «детское» изложение, трудно представить, что письмо пишет взрослый, тем не менее написано искренне, как некое письмо- предупреждение.. Автор вспоминает эпизоды из своей жизни, рассуждает. Задание выполнено, рифмовка АВВА. Чудесная последняя строфа. Подпись с семьей, возможно, перебор, но с другой стороны… Недостатки. Не всегда удачный строй фраз: «Поверь, я так волнительно дышу, Как если б ты на Ленку бросил взгляд» (прочитала это «волнительно» - сразу заволновалась: какой стиль предстанет передо мной далее) , «Что будет след на теле и в душе…». Есть ошибка, нужно: «…как её нИ строй». Не вдохновили рифмы «дышу – пишу», «друг - вдруг», да и «клуб - изобьют», «женой - ногой». Лотос - Суть письма соответствует заданию. Воспоминания школьной юности перемежаются с общими воспоминаниями о жизни. Ощущение юности передано довольно точно.АБББВГГВА ДЕДДЕ ЖЗЗИ ЖИ КК ЛЛ ММ – произвольно меняющаяся по ходу стихотворения рифмовка. Незарифмованных строк нет. Как ни странно, сумбурная рифмовка помогает лучше прочувствовать главное послание себе самой: «Ты мальчика того зря обижаешь. Будь с ним добрей!.. Он через год утонет…» Даже дыхание перехватывает, когда читаешь… Возможно, оно и неуместно, но разве не бывало в нашей жизни такого, о чем потом искренне жалеешь? Тут, на мой взгляд, тот же случай… Из недостатков: сумбур в размере. Ощущение вторичности из-за "зеленоглазой певуньи". И вообще, называть себя прошлую прицессой, певуньей и нимфой , по крайней мере, нескромно, то есть оценка должна бы быть со стороны. Сразу покритикую многоглаголье «ходили – шутили – дружили». И рифма " пою-люблю " - не очень… Концовка очень уж ассоциируется с «Мы с тобой одной крови - Ты и Я» (с) Ладушка - Стихотворение показалось достаточно глубоким по содержанию и значимым по качеству исполнения. Автор без излишне красивых слов сумел написать о долге, о чести, наконец, человека-гражданина. Искренний, но несколько высокопарный рассказ адресату о своей жизни. Интересно и то, как автор обращается к адресату, сам подход автора с использованием образа одуванчика. Надутые щеки - не сдулся, значит, еще. Сомнительно, правда, чтобы пятнадцатилетний юноша позволял себя называть Одуванчиком. Загадочно немного: к кому ЛГ должен-может придти «лысой сгорбленной тростинкой»? Кстати, замечательный образ старого человека… Все составные части задания реализованы. Схема рифмовки abbacc не затертая. Есть проблемы с ритмом. Скачет. Но в целом оригинально. Свой взгляд. Квентин Дорвард - Теме соответствует. Обращение и подпись есть. ЛГ несколько пессимистичен, хотя и даёт ряд ободряющих советов. Правда, обычно «половиной» называют супругу, но здесь, наверное, автор имел в виду ту часть жизни своего ЛГ, которая прошла после 15-ти летнего возраста. Уж если дотошно, то тогда ему, ЛГ, сейчас 30 лет. Неужели он сразу поседел, ещё в юности? Понравилось: «Ты для меня - прекрасной жизни прошлое, Я для тебя - конечные итоги».Первая же строка озадачивает - согласно стойкому стереотипу «прекрасное далёко» –будущее, здесь же автор обращается так к прошлому. Довольно любопытное и вполне правомочное применение. Основная суть стиха оригинальна: «Я не хочу с тобой делиться опытом, Знать будущее - жить неинтересно!» И все же не хватает в этом стихотворении образности, своего взгляда. Еще о недостатках. Сбой ритма в первом катрене. Достаточно «проходных» слов. Ремарка о хорее не покрывает ошибку: перекрёстная рифма (см. 1-й катрен) – явное нарушение задания. Дело даже не в рифмовке. Я бы ее простила, если бы было за что ухватиться. а тут все как-то пресно, без изюминки, слабовато технически. Одно "ПрожитОм- опытОМ" чего стОит! Женская рифма внезапно превращается в мужскую и т.д. Отвязная девчонка - Письмо-тоска о несбывшейся любви, об ушедшей юности… полное горечи. Очень хочется пожалеть ЛГ. Написано искренне и несколько меланхолично. В целом, как произведение, не оставило впечатление целостности. Отдельные находки есть, но они стоят как-то именно отдельно, не связывая замысел воедино. «Юность уплыла по небосводу», «Письмо пишу, Как с берега бросаю камень в воду» - это хорошо. Но мысль, которую пытался выразить автор, показалась размытой. Не понятно о ком, о чём идёт речь: «Её кумир Давно уже чужой, ненастоящий…» - не связывается воедино это «чужой» и «ненастоящий». Ещё одна загадка - о ком это: «К тебе другой в пятнадцать лет опять вернётся…» Если адресату сейчас 15 лет, как к ней может «опять вернуться» что-то? Может быть «к тебе через пятнадцать лет вернется?»- это логичнее. Автор, похоже, в погоней за оригинальностью формы, готов пожертвовать поэтичностью. Но есть драматургичность и драматичность. А это уже немало. Явное нарушение – саморазоблачение (ник указан) Шевалье де Гриэ - Стихотворение-письмо, условия соблюдены. Достаточно пессимистично. Рыцарь желает: «Поэтому сейчас живи мгновеньем, Пускай хоть мимолётным – наслажденьем…» что верно, особенно, когда понимаешь, что жизнь неумолимо движется к чему-то неизведанному. Местами очень заметны технические проблемы, особенно "лишь", не говоря о слабоватых рифмах. Сбитый ритм. Кое-где лишние слоги, отчего теряется нить повествования. Не очень понятен замысел Рыцаря: говорится о какой-то мечте, о каких-то муках, но ничего конкретного не приведено – самые общие слова. Упоминание о ноябре, как о жизненной осени, я думаю, можно было заменить на более четкое понятие. И, наконец, нарушение анонимности не оставляет надежды на победу. Рыцарь Гуляй-поле - Замечательное письмо! Без натуги, написанное хорошим языком, с чудесными рифмами. Перечитывать было огромное удовольствие. В стихах преподнесен краткий курс истории страны в преломлении к своей судьбе. Немножко лозунгово, но...все равно хорошо. Смесь реальности с образностью, доверительность тона, простота изложения - это не так мало. Понравилось: «Что в этой жизни многого добьёшься, Потом, когда раз десять расшибёшься, Пытаясь сесть верхом на облака», «Даст Бог, ещё лет сто до перевала». Показалось странным: «Запомни! Раз предавший – да предаст» и тут же, следом: «Не стоит нам жалеть о том, что было! Порядочность и преданность – вот сила». Складывается впечатление, что речь идёт как раз о предательстве своего «совкового» прошлого.«Как жизнь не раз ломала об колено» - нужно писать «о колено». Очень важно, как стихотворение заканчивается: последние строки, в данном случае, кульминация. Не громкая, не фальшиво оптимистичная, но искренняя. Рыцарь Гусар Азар - Задание выполнено, оригинальная рифмовка АББААББ и конструкция стихов.. Стихи оптимистичны, много примет прошлого времени, слов – ностальгия чувствуется. Стих наполнен и воспоминаниями и напутствиями: «Ни о чём не жалей, пострел. И хочу я, чтоб ты прозрел, Выбирая свои дороги…» Несмотря на все жизненные иперипетии, автор всё же доволен прошлым - оптимистично! К сожалению, четко выраженного обращения и подписи нет, но вопрос : Как живешь? Можно принять за обращение. Из недостатков: «Чтобы в плаваньЕ ты взрослел, В тихой заводи не старел…» про плаванье более менее ясно, а стареть лучше в бурном водовороте? Спорно. В последней строфе слишком много коротких предложений ( длинной в строку), отчего мысль кажется обрубленной. «Но не сказочным эльфом-принцем.» И что? А кем?. Первоцвет - Задание выполнено, рифмовка АВВВА, но сразу царапает несоответствие размера и ритма первых строк остальным строкам строф. Очень интересно и к месту звучит рефрен «вечности пылинка». Написано и про не сбывшиеся мечты, и обманутые надежды. В целом, очень пессимистично. Это особенно подчеркивает подпись: « Груз прошедших лет». Автор пошел за красивостями, в ущерб технике и идее. И сколько же здесь жёстких наставлений: «Не верь, ты в этой жизни никому!» (запятую - убрать) «Доверься только трезвому уму. Люби себя! И лишь себя одну!». Но тут же ЛГ призывает: «Не растеряй ты сердца теплоты!" – похоже, что автор забыл, что писал чуть выше, и вырвалось это из его доброй души:) – хороший призыв. Недостатки. Знаки препинания расставлены как попало, набор самых простых рифм«тобой-судьбой», «мечты-цветы», «свет-рассвет». «Иди всегда на солнца ясный свет…»- не совсем оправданная инверсия. И получилось письмо, которое Динка, конечно, прочтет, но пожмет плечами и сразу же сунет его в кипу бумаг. А ведь изначальная задумка была вполне интересная. Ох, эта Динка… Вечности пылинка:) Рыцарь Шут - Письмо самому себе.Одних судей тронула эта история, написанная вроде бы незамысловатым, несколько грубоватым языком, другим стихотворение показалось неубедительным и неумелым. Эмоциональный накал сильный. Но в целом все равно слишком пресно, за исключением тюремной темы. Можно только догадываться насколько письмо автобиографично… Если бы можно было себя предостеречь- скольких ошибок можно было бы избежать… О недостатках: «причем» пишется слитно в данном случае. Для усиления вопроса к месту была бы частица «ль»- не ты ль…? Некоторая корявость строк, портит, к сожалению впечатление. Есть и ряд небрежных рифм: «ночи – лжи», «кувырком – ни при чём». Тюремная тема в данном тексте выглядит именно как письмо с зоны, но почему бы не написать это не "в лоб", а через образы и эмоции? Но последняя строка, без сомнения – замечательная: «Молю, ты только обещай, Что ты исправишь жизнь свою. Я (ты, стоящий на краю.)» РыЦарь... просто рыЦарь - сначала как бы эпиграф или пролог – незарифмованный. Структура строфы сложная: АБВБАВ, но читаемая. Стихотворение просто интересное, запоминающееся. Одной фразой обозначен целый эпизод: «Ногами подкрепил оврага срез». Вот это ёмко: «Ведь это только кажется, что между Зеркальной гладью с фото - пядь стола». Очень понравились форма подачи, образность, пронзительность. Здесь нет наставлений себе, юному, здесь – дневник прожитой жизни. Ритм выдержан кроме строки: «Звонок дверной - наверное, корешок!» в данном случае «Наверно» подошло бы лучше.Смутило «На Смену ..снимали». Снимают все же фотоаппаратом, а не НА фотоаппарат. Натура всё же не «чёрно-белая», таков снимок, сделанный фотоаппаратом «Смена». Не очень удачна подпись: «потомок», это слово означает другого человека. Общее впечатление от работ тура – большинство лирических героев были куда счастливее в юности, чем сейчас. Оно и правда – будет ли счастливый человек пытаться как-то воздействовать на собственное прошлое, если то настоящее, в которое оно постепенно перешло, их целиком и полностью устраивает? Еще одно впечатление – мне кажется, дорогие Рыцари, что вы стали мне чуточку роднее и ближе, потому что даже если написанное касается именно вашей личности лишь отчасти, все равно я будто заглянула к вам в душу… И еще – все же хорошо, что я – не судья, а лишь Координатор))) Успехов вам в дальнейшей борьбе и не огорчайтесь, если что-то пойдет не так, как хотелось бы. С теплом, ваша Татьяна |