Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
КО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Класс для начинающих авторов Фонда Содействия Новым Авторам
К темам проекта
Автор:Людмила Федорчак(Пельцева) 
Тема:ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ.Ответить
   Изобразительность речи
   
   Настоящий раздел сконструирован на основе цитат и выдержек из книги:
   Учебный курс Теории Словесности для средних учебных заведений, сост. Н.Ливанов: изд. восьмое, С-Пб, 1910
   
   Наши читатели смогут сами определить, на сколько за 90 прошедших лет шагнули взгляды и воззрения на элементы изящной словесности.
   
   Правильность, ясность, точность и чистота - это, как замечено ранее, такие свойства речи, которым должен отличаться слог каждого писателя, независимо от формы речи. Существенное свойство поэтической формы выражения мыслей составляет изобразительность, т.е. употребление таких слов и оборотов, которые возбуждают в воображении читателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений событий и действий. Изобразительности речи способствуют:
   1) эпитеты;
   2) сравнения;
   3) тропы;
   4) фигуры.
   
   
   Эпитеты
   
   Под эпитетами в широком смысле понимаются все грамматические определения и приложения (человек - добрый, путь - далекий). Но в строгом смысле эпитетами называются только такие определения, в которых указываются свойства предметов, производящие на человека особенно сильное впечатление. Напр.: море - синее, поле - чистое, береза - кудрявая, леса - зеленокудрые. Такого рода эпитеты называются украшающими. Эпитеты в речи способствуют живому и картинному изображению предметов, указывая на самые характерные их внутренние и внешние признаки. ...Кроме прилагательных, эпитетами могут быть: а) существительные (Волга - матушка, рожь - кормилица), б) существительные с прилагательными (Владимир - красное солнышко, Москва - золотые маковки), в) качественные наречия (ласково - приветствовать, сладко - спать).
   Постоянные эпитеты. В народных произведениях известные слова постоянно сопровождаются одними и теми же эпитетами. Такие эпитеты называются постоянными: солнце красное, месяц ясный, добрый молодец, могучие плечи, красна девица, щеки алые, брови черные, уста сахарные, море синее, поле чистое и т.д.
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­---------­
   
   Сравнения
   
   Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. Напр.:
   И шел, колыхаясь, как в море челнок,
   Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
   
   (Лермонтов)
   
   В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.
   И погнувшись изба,
   Как старушка, стоит.
   
   (Кольцов)
   
   
   Словно как мать над сыновней могилой,
   Стонет кулик над равниной унылой.
   
   (Некрасов)
   
   
   Уж близок полдень. Жар пылает.
   Как пахарь, битва отдыхает.
   
   (Пушкин)
   
   Отрицательные сравнения. Особый вид сравнений представляют так называемые отрицательные сравнения, которые особенно часто встречаются в народных произведениях. В них сопоставляются два сходных между собою предмета, но в то же время указывается, что эти предметы не одно и то же (отрицается тождество сходных предметов).
   Не белы снеги забелелись:
   Забелелись каменны палаты.
   
   Не былинушка в чистом поле зашаталася:
   Зашаталася бесприютная головушка...
   
   Что не ласточки, не касаточки
   Вкруг гнезда увиваются:
   Увивается тут родная матушка;
   Она плачет - как речка льется.
   
   Отрицательные сравнения встречаются и в художественной литературе:
   Не серна под утес уходит,
   Орла заслышав тяжкий лет:
   Одна в сенях невеста бродит,
   Трепещет и решенья ждет.
   
   (Пушкин)
   
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­---------­
   
   Тропы
   
   Тропы (греч. tropos - оборот).
   Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым. В выражениях: человек улыбается, - идет, - хмурится, все слова употреблены в собственном значении; в выражениях же: утро улыбается, дождь идет, погода хмурится, глаголы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний природы, а не человека. Все вообще слова и обороты, употребляемые в переносном смысле, и называются тропами.
   
   Виды тропов. По различию оснований для употребления слов в несобственном смысле, тропы делятся на несколько видов: а) метафора, б) аллегория, в) олицетворение, г) метонимия, д) синекдоха, е) гипербола, ж) ирония.
   Метафора
   Аллегория
   Олицетворение
   Метонимия
   Синекдоха
   Гипербола
   Ирония
   
   
   Метафора
   
   Метафорой называются слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов. Напр.: звуки текущего ручейка напоминают лепет ребенка, на этом основании говорят: ручей лепечет; шум бури напоминает вой волка, поэтому говорят: буря воет. Таким путем в метафоре переносятся: а) свойства одушевленного предмета на неодушевленный (вещественный и абстрактный); напр.: лес призадумался, совесть скребет сердце, б) или свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевленный и абстрактный. Напр.: железный человек, черствая душа.
   
   
   Аллегория
   
   Аллегорией называется распространенная метафора. В метафоре переносное значение ограничивается одним словом, в аллегории же оно распространяется на целую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей. Примеры кратких аллегорий представляют пословицы: "На обухе плетью рожь молотит (скупой)"; "Слово молвит - рублем подарит (разумный)". Более сложный вид аллегорий представляют басни и притчи. Некоторые произведения поэтов - аллегорического характера ("Пророк" Пушкина).
   
   
   Олицетворение
   
   Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.
   Примеры олицетворений:
   А и горе, горе, гореваньице!
   А и лыком горе подпоясалось,
   Мочалами ноги изопутаны.
   
   (Народная песня)
   
   Олицетворение зимы:
   Идет седая чародейка,
   Косматым машет рукавом;
   И снег, и мразь, и иней сыплет,
   И воды претворяет в льды.
   От хладного ее дыханья
   Природы взор оцепенел...
   
   (Державин)
   
   Ведь уж осень на двор
   Через прясло глядит.
   Вслед за нею зима
   В теплой шубе идет,
   Путь снежком порошит,
   Под санями хрустит...
   
   (Кольцов)
   
   
   Метонимия
   
   Метонимией называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, напр., между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого. Напр.:
   Причина вместо следствия: огонь истребил деревню
   Орудие вместо действия: какое бойкое перо!
   Автор - произведение: читаю Пушкина
   Владелец - собственность: сосед горит!
   Материал - вещь: весь шкаф занят серебром; "не то на серебре, на золоте едал"
   Содержащее - содержимое: обед из трех блюд; я две тарелки съел.
   
   
   Синекдоха
   
   Синекдохой называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение существует между частью и целым, единственным и множественным числом, определенным и неопределенным, между родом и видом. В речи и употребляется:
   а) часть вместо целого: семья состоит из пяти душ, "Уж постоим мы головою за родину свою".
   б) единственное число вместо множественного и наоборот: "Отсель грозить мы будем шведу", неприятель показался.
   Скажи-ка, дядя, ведь не даром
   Москва, спаленная пожаром,
   Французу отдана...
   
   (Лермонтов)
   "Пожарские, Минины, Дионисии, Филареты, Палицыны, Трубецкие и множество
   других верных сынов России... стекаются, ополчаются, гремят и Москву от
   бедствий, Россию от ига иноплеменных освобождают."
   
   ("Опыты" - Перевощикова)
   в) определенное вместо неопределенного: "Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов"; по поверхности степи брызнули миллионы разных цветов.
   г) род вместо вида: "Прекрасное светило простерло блеск свой по земле"
   
   Антономасия - особый вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени собственным: он настоящий Крез(богач), Геркулес(силач), Чичиков(прохвост) и т.п.
   
   Гипербола
   
   Гипербола и литота. Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:
   Вихрь полуночный - летит богатырь!
   Тьма от чела его, с посвиста пыль!
   Молнии от взоров бегут впереди,
   Дубы грядою лежат позади.
   Ступит на горы - горы трещат;
   Ляжет на воды - бездны кипят;
   Граду коснется - град упадает,
   Башни рукою за облак кидает.
   
   Литота - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).
   Какие крохотные коровки!
   Есть, право, менее булавочной головки!
   
   (Крылов)
   
   
   Ирония
   
   Ирония. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:
   А ты сам ступай, детинушка,
   На высокое место лобное,
   Сложи свою буйную головушку.
   Я топор велю наточить-навострить,­
   Палача велю одеть-нарядить,
   В большой колокол прикажу звонить,
   Чтобы знали все люди московские,
   Что ты не оставлен моей милостью...
   
   Сарказм - язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением. У Пушкина в "Борис Годунов" Шуйский говорит о Борисе:
   Какая честь для нас, для всей Руси!
   Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
   Зять палача, и сам в душе палач,
   Возьмет венец и бармы Мономаха!
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------­
   Фигуры
   
   Фигуры (от лат. figura - изображение). Фигурами называются такие обороты речи, в которых писатель, под влиянием волнующих его чувств, отступает от строя обыкновенных выражений. Возникая под влиянием сильно возбужденного чувства писателя, фигуры в читателе пробуждают соответствующее настроение. Виды фигур:
   Обращение или апострофа
   Повторение
   Усиление или градация
   Противопоставление или антитеза
   Умолчание
   Восклицание
   
   
   Обращение или апострофа
   
   Обращение или апострофа. Эта фигура является у сильно взволнованного человека, когда он под влиянием чувства обращается в форме вопроса или восклицания к Богу, к предметам неодушевленным, к отсутствующим или мертвым и т.п. Напр.:
   О чем шумите вы, народные витии?
   Зачем анафемой грозите вы России?
   Что возмутило вас?
   
   (Пушкин)
   
   
   Ах ты, поле мое, поле чистое!
   Ты раздолье мое широкое!
   
   (Народная песня)
   
   
   Скажи мне, ветка Палестины,
   Где ты росла, где ты цвела?
   
   (Лермонтов)
   
   
   Повторение
   
   Повторение. Фигура повторения является, когда мысль автора особенно занята каким-нибудь предметом, и он обнаруживает это в речи, повторяя несколько раз одно слово или целую картину.
   Вырыта заступом яма глубокая.
   Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
   Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
   Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
   Горько она, моя бедная, шла...
   
   (Никитин)
   
   
   Усиление или градация
   
   Усиление или градация. Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. " Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам". Демосфен (речь "О венке").
   
   
   Противопоставление или антитеза
   
   Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений.
   Где стол был яств, там гроб стоит;
   Где пиршеств раздавались крики,
   Надгробные там воют лики...
   
   Я телом в прахе истлеваю,
   Умом громам повелеваю,
   Я царь - я раб, я червь - я Бог.
   
   (Державин)
   
   
   Умолчание
   
   Умолчание. Состоит в опущении слов и целых предложений, и является тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму.
   
   После предложения Гаврилы Пушкина Басманову перейти на сторону самозванца, у Басманова душевное волнение выразилось в такой форме:
   
   Опальному изгнаннику легконас еще в сей жизни? Чего мы не навлекли на себя? Каких еще не понесли мы наказаний от Бога? Не была ли пленена земля наша? Не были ли взяты города наши? Не в короткое ли время отцы и братья наши пали мертвы на земле?" (2-е слово Серапиона, еп. влад.)
   
   
   Восклицание
   
   Восклицание. Писатель выражает сильно волнующие его чувства, прерывая восклицаниями последовательное течение мысли. Ломоносов в оде "На восшествие на престол Елизаветы Петровны" речь о делах Петра Великого вдруг прерывает восклицанием:
   Но ах, жестокая судьбина!
   Бессмертия достойный муж,
   Блаженства нашего причина,
   К небесной скорби наших душ,
   Завистливым отторжен роком...
   
   Эпитеты, тропы и фигуры являются в речи сами собой, под влиянием живости воображения, силы испытываемых впечатлений и глубины переживаемых чувств. Без этих условий, сколько бы ни старались мы украшать речь образными выражениями, мы ничего не достигнем, а только сообщим речи крайне неприятную напыщенность.
   
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------­
   
    ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ !
Людмила Федорчак(Пельцева)[11.10.2010 16:54:16]
   Современные эпитеты не так красноречивы, как звучали ранее в народных произведениях. Но вместо ДЕВИЦА КРАСНАЯ если прозвучит РАДОСТЬ МОЯ или РЫБКА МОЯ тоже услышать будет приятно :)
   
   Я например не прочь поиронизировать, но чаще всего над собой, иронию к другим применяю только в том случае если убеждена что у человека хорошее чувство юмора(дабы не обидеть человека).
   
   Метафоры в повседневной жизни тоже часто применимы.
   Хотя современная литература отходит от такого красноречия, но знать это нужно, дабы потомки не забывали.
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта