Мнения, диалоги, интервью | Литературные курсы ("Литкурсы")начинают действовать. Разговор с Александром Хабаровым Уважаемые авторы. Не так давно, на портале появилось объявление, данное нашим уважаемым Руководителем Ильей Майзельсом. Напомню его начало: «Друзья! Я уже готов, морально и практически, объявить о том, что начал практическую подготовку к созданию и официальному открытию Литературных курсов при Международном Союзе писателей "Новый Современник". Занятия будут проводить как дистанционно, так и в реале, на семинарах в Рязани, на базе нашего Дома творчества. Одной из форм отбора слушателей курсов будет проведение Литературные курсы («Литкурсы») начинают действовать!регулярных литературных конкурсов, в жюри которых будут представлены преподаватели Литературных курсов. По итогам конкурсов, на каждый из представленных текстов, будет даваться рецензия одного из преподавателей Литкурсов, а также рассматриваться вопрос о приглашении того или иного автора в качестве слушателя Литкурсов….». Будучи уполномоченной Ильёй Михайловичем, я хочу вам представить будущего Руководителя поэтического семинара «Курс литературного творчества», а также Председателя жюри отборочного конкурса в номинации «Поэзия» Александра Хабарова – поэта, писателя, лауреата литературных премий им. Н. Заболоцкого и «Золотое Перо Московии», а также 1-й премии русско-американского журнала «Чайка» в 2008 году, в номинации «Лирика». Предполагается проведение интерактивного интервью «Разговор с Александром Хабаровым», в ходе которого авторы смогут задать вопросы в режиме «практического реального времени». На некоторые вопросы, присланные уже сейчас, ответы будут даны к началу интервью, на другие – по окончании «официальных» часов присутствия А. Хабарова на портале. Итак, начинаем. 1. Г. Пиастро (Г.П.): «Уважаемый Александр Игоревич. Расскажите немного о себе, пожалуйста. Александр Хабаров (А.Х.):Я родился в Севастополе и, кстати, в России, потому что Крым был подарен Украине Хрущевым через три месяца после моего рождения. Писать стихи начал лет с 14, меня тянула к себе именно литература, вернее сказать, даже не сама литература, а возможность поиска смысла жизни, что ли… Ни в официальной истории, ни, тем более, в идеологии я этого смысла не находил, а литература (творчество) казалась мне вольным полем. В школе классная руководительница и учительница литературы Алла Антоновна Орлова говорила: «Хабаров! Сашенька! Завтра сочинение. Я тебя умоляю: не бери свободную тему, меня опять вызовут в гороно…». Но дети не знают жалости – я всегда брал именно свободную тему и разворачивался, так сказать, на полную… И Аллу Антоновну снова и снова вызывали в гороно. В 9-м классе я написал огромное по школьным меркам (в полторы тетради) сочинение на тему «В чем смысл счастья для советского человека?» в форме письма современного юноши Ф.М. Достоевскому. После этого сочинения я был поставлен под негласный контроль школьными идеологами, мне отказали в приеме в комсомол и так далее… 2. Г. П. А когда же вы «начались» именно как поэт? А. Х. В 17 лет послал письмо и стихи Андрею Вознесенскому – получил лестный отзыв и напутствие, так сказать… Хотя стихи были сомнительного свойства. Впрочем, может быть, я и не прав. От подражаний модному тогда Андрею Андреевичу я все же был довольно далек, просто находился в поисках и учебе, читал Цветаеву и Мандельштама, раннего Маяковского, Пастернака, классику, ходил в местное литобъединение, дружил и спорил со стариками-писателями. В целом, всегда был «всеяден» как читатель, но мог похвалиться хорошим вкусом. В 77-м году вступил в конфликт с КГБ – вплоть до физического, так сказать, сопротивления (нанес средние телесные повреждения старшему оперуполномоченному КГБ УССР), за что был арестован и посажен на три года. В 1980 году, после освобождения, переехал в Москву, где окунулся в богемную жизнь, этак, года на три. b]3. Г. П. Кто был вашим спутником в этой «богемной» жизни, кто был собеседником? А. Х. Спутником была моя будущая жена Светлана. А проходили тенями и уходили в вечность и Венедикт Ерофеев, и А. Зверев (художник) и В. Высоцкий (незадолго до смерти) и многие другие. Однажды, подняв глаза от каких-то своих записей, увидел, что со мной за ресторанным столиком сидит с графинчиком и рюмочкой Николай Крючков, народный артист. Пообщался и с ним. Как-то довелось присутствовать на камерном (квартирном) концерте «Аквариума» в Москве, бывал на подпольных концертах других «монстров российского рока». Друг юности Володя Бурхель сейчас соло-гитара в «Крематории»… 4. Г. П. А что вы можете сказать о советской эпохе вообще? А. Х.:Только хорошее. И ничего хорошего. Государство было заботливым (пионерлагеря, дворцы пионеров, секции планеризма и пластилиновой лепки), государство было чересчур заботливым: чуть ли в каждой семье есть свой «сиделец», отбывший срок за то или иное преступление, за которое, скажем, в 1913 году можно было отделаться внушением пристава или оплеухой городового. Зато государство было сверхзаботливым в отношении видных членов и иностранных гостей. В 1981 году стараниями подруги моей жены я, чудом, попал в репортеры пресс-центра Московского международного кинофестиваля и насмотрелся двухнедельного коммунизма для избранных лиц во всей его красе. В общем, жизнь проходила бурно и интересно. Случались и невероятные вещи: в 1980 году я работал истопником угольной котельной в медучилище на Чистых Прудах, и ко мне часто забегали «покурить» девчонки. В это же самое время или чуть позднее я слушал по «вражьим голосам» «Третью правду» писателя-диссидента Леонида Ивановича Бородина (сам он находился во Владимирской тюрьме с большим сроком), с которым познакомился в 1992 году, когда он был уже главным редактором журнала «Москва». Его дочь Елена сказала как-то: «Саша, а я тебя помню. Мы бегали к тебе курить в котельную». Оказалось, что она училась как раз в этом медучилище. В это же время я читал поэтов, мне ранее неизвестных. Это были Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Поплавский и другие. О впечатлениях – отдельный разговор. Но хотелось бы заметить, что все мы, вышедшие из советских лет, были в той или иной степени «инфантильны» – не как социальные субъекты, а как люди творчества. В самом деле, в 27-28 лет впервые в жизни читать Гумилева, Набокова, Бродского – это слишком! Я своим детям читал Гумилева («изысканный бродит жираф»), когда им было 9 и 6 лет, Набокова моя дочь прочла в 17 («Камера обскура»)… Поэтому, конечно же, я завидую нынешним молодым: они могут читать все, что захотят. b]5. Г.П. А каковы ваши личные литературные пристрастия? А. Х. Я не делю литературу на «авангард и «традицию», ведь многое, что когда-то считалось чуть ли не «направлением» в литературе, «школой» и так далее, давно уже стало обыкновенным «литературным приемом», «способом», «инструментом». Равнозначно далеки от настоящей литературы попытки насильственно избегать нового, так и попытки сказать «нечто новое» любым способом, вплоть до откровенной «чернухи», мата, описания фекалий каких-нибудь и так далее. 6. Г. П. Но все же какие имена вы могли бы назвать? А.Х.:Авангард литературы в поэзии – мало пожившие, к сожалению, Нина Искренко, Денис Новиков; люблю стихи своего друга Владислава Артемова, с удовольствием читаю Александра Габриэля (написавшего на мои стихи, как мне кажется, лучшую рецензию) а также Дмитрия Бобышева, Анатолия Наймана. С последним мы познакомились несколько лет назад. Анатолию Генриховичу Найману я благодарен за несколько бесед, в которых он приоткрыл мне некую завесу над творчеством своего друга Иосифа Бродского и косвенно «подв'иг» меня на написание двух стихотворений (за которые я и стал лауреатом 1-й премии русско-американского журнала «Чайка» в 2008 году). На портале представлен, кстати, мой старый севастопольский друг, писатель Миша (Михаил Леонидович) Лезинский, живущий ныне в Хайфе. Он там что-то даже написал обо мне, вполне приятное… С конца 80-х и в 90-е годы много издавался, работал спецкором АПН, телевидения, разных журналов и газет, печатался в журналах разных направлений… Но все это есть и на моей страничке. Что касается новостей, то в этом году будут подборки моих стихов в журналах «Нева» и «Москва», выйдет новая книга стихов (надеюсь!). 7. Г.П. Александр Игоревич. Теперь вопросы о семинаре «Курс литературного творчества». Каковы его основные цели? А. Х.: Целями семинара, несомненно, должно стать «содействие раскрытию творческих возможностей авторов»; впрочем, это и общая стратегия курсов; знакомство с элементарными «законами творчества» на примерах творчества поэтов и прозаиков, составляющих славу российской литературы в разные исторические эпохи. 8. Г. П. Есть ли какие-нибудь исторические аналоги подобной «литературной учебы» (исключая, конечно, Литературный институт)? А. Х. Лучшим «семинаром» далекого прошлого был «Цех поэтов» Н. Гумилева, в котором участвовали и состоялись как выдающиеся поэты, так и просто влюбленные в литературу личности. Нельзя, конечно, выучить «на поэта», но помочь раскрыться поэтически – можно. И, скажем, знание основ стихосложения в этом деле не всегда самый главный помощник, а иногда и вовсе – враг. В Севастополе, в местном литобъединении, был поэт Э., знавший о стихосложении все, что только мог знать нормальный (и ненормальный) человек. Амфибрахии, ямбы, тропы, ударные-безударные и прочее – во всем этом Э. просто жил, как рыба в водоеме. Но, к сожалению, ни одного мало-мальски хорошего стиха он так и не написал. Хотя разборы его и критические отзывы о чужих стихах были по-своему интересны. В 80-е годы я посещал литературную студию «Магистраль» в ЦДКЖ, которой руководил замечательный критик-литературовед и добрейший человек Ю. В. Томашевский, обладавший абсолютным литературным вкусом и слухом. Это тоже был некий «идеал» семинара, целиком державшийся на фундаменте неординарной личности руководителя. b]9. Г.П.: Вы не могли бы отметить основные темы семинара? А.Х. Тематика проста. «Разбор полетов» на фоне классической и современной поэзии, с экскурсами в далекое и недалекое прошлое. Есть термин «сравнительная история» – у нас будет «сравнительная литература». К каждой конкретной теме будет «приаттачен» разбор одного или нескольких (в зависимости от жанра и объема) произведений, представленных участниками семинара. 1. Первый шаг. Поэзия как принцип жизни. 2. Законы творчества и законы жанра. Исключения из правил как их подтверждение. 3. О канонах. Почему четверостиший должно быть 3, 5 или 7? Так ли это на самом деле? 4. Что такое стиль. Как стать ни на кого не похожим. 5. Форма и содержание. Диалектика поэзии. 6. Метафора и другие инструменты. 7. Что такое «авангард» и «традиция». 8. Творение из ничего. Поэзия абсурда. 9. Поэзия 21 века. Интернет и бумага. В чем отличие? 10. Образ и Подобие. Свобода творчества и свобода воли. Конечно, мои личные пристрастия будут играть не последнюю роль. Я не очень хорошо отношусь к поговоркам типа «у каждого свой вкус», «на вкус и цвет товарищей нет» или «истина рождается в споре».… В конце концов, вкус все же бывает один – «хороший вкус». Равно как и незабвенная булгаковская «осетрина». А великий Михаил Бахтин говорил, что ни в каком споре истина не рождается, истина рождается только в диалоге. Пусть даже этот диалог – с самим собой. Или, что лучше, с Богом. 10. Г.П.: Поясните, пожалуйста, для чего нужен отборочный конкурс слушателей семинара? А.Х.: Конкурсный отбор позволит более точно определить степень предполагаемых способностей и, может быть, то общее, что может связать всех участников. Ведь любое учение (в вузе, в школе, да где угодно) – это все-таки, при внутренних разногласиях и обязательных конфликтах, всегда связано единством цели. На конкурс должны быть представлены стихи и поэмы в любом жанре объемом от 30 до 120 строк. Для произведений большего объема – рекомендуется представление некоего «лучшего», по мнению автора, фрагмента 11. Г.П. Спасибо, Александр Игоревич за интересное и полезное, для всех авторов, интервью. Теперь, с Вашего согласия, приглашаю портальцев задавать Вам вопросы. |
| И опять повторю свой вопрос, который задавала Константину Аникину: если НЕТ никакой возможности приехать на очный семинар, следует ли принимать участие в отборочном конкурсе слушателей? Очень хочу УЧИТЬСЯ и раскрываться, но поездки... |
| Наверное, это вопрос решаеиый. Конечно, не со мной лично, а согласованно с администрацией... |
| присоединяюсь к вопросу Тани! желание учиться присутствует, а вот возможность выезжать - отсутствует! |
| Надюше Николаевне Сергеевой. Очень может быть, естественно, по желанию трудящихся, что будут функциклировать:) разные формы повышения до... досягаемого уровня. Гениев попросим строго воздержаться от попыток "записаться в нашу школу" . Что-то перестали пытать Александра Хабарова, а зря:) |
| Завидую будущим слушателям Литкурсов. И программы семинаров интересные, и преподаватели подбираются толковые. Молодым дарованиям могу напомнить, что для раскрытия таланта важно, чтобы сложилась поэтическая судьба. И общение в литературной среде - ее непременная составляющая. |
| Александру Хабарову. А меня ещё вопросик возник. Не хотите ли Вы немного прогуляться по идущим конкурсам. Например, "Хит сезона". Там много стихов выставлено, все под "никами". Может быть скажете что-нибудь, про любой из них. Только сначала стоит взглянуть на задание - оно ниже соответствующего тура. |
| Да, конечно, прогуляюсь. Вначале хотел бы извиниться за опоздание с ответами: в моей "деревне" возникла проблема с интернетом, первый раз за год. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |