Сегодня в нашем задании – СТАНСЫ. Стансы появились на рубеже 18-19 в.в. одновременно во многих европейских странах: Англии, Германии, России. Их авторами были самые выдающиеся поэты этих стран: Байрон, Гете, Пушкин. Это говорит об авторитетности жанра, хотя в позднейшие десятилетия (и в 20 веке) жанр почему-то не получил распространения. Стансы состоят из небольшого количества коротких строф. Этот стилевой лаконизм, видимо, был продиктован смысловой задачей автора – непременно добиться полной определенности мысли, не отвлекаясь на второстепенны детали. Как обычно, подобный лирический лаконизм присутствует у очень больших поэтов, тяготеющих к большим философским обобщениям. Итак, СТАНСЫ — лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих стансы, выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического "enjambement") и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах. Эти условия построения стансов нашли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова "stanza", что означает "остановка", "покой". Следует отметить, что первоначально, в средние века и эпоху Возрождения, понятие стансов было в композиционном отношении более определенным, чем в наше время, включая ряд требований относительно числа слогов в стихе, расположения рифм и т. п. В лирике трубадуров под стансами, в противовес значительным по объему лирическим формам, подразумевалась небольшая песенка с куплетным построением. В русской поэзии форма стансов чаще всего применялась в жанре медитативной лирики. Сравните стансы Пушкина "Брожу ли я вдоль улиц шумных", в которых современная форма стансов нашла законченное выражение. В этой лирической пьесе Пушкин достигает самого предела тех художественных возможностей, которые заключены в поэтической форме стансов. Стансы Пушкина в своем построении — характернейший образец для этой стихотворной формы вообще: при однообразии и метрической равноценности слагающих строф, художественный смысл стансов определяется внутренним разнообразием ритма и внутренней спайкой отдельных поэтических образов. А вот стансы более близкого нам по времени поэта – Сергея Есенина, юбилейные дни которого будут отмечаться в сентябре. СТАНСЫ авт. С. Есенин Посвящается П.Чагину Я о своем таланте Много знаю. Стихи - не очень трудные дела. Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Стишок писнуть, Пожалуй, всякий может - О девушке, о звездах, о луне... Но мне другое чувство Сердце гложет, Другие думы Давят череп мне. Хочу я быть певцом И гражданином, Чтоб каждому, Как гордость и пример, Был настоящим, А не сводным сыном - В великих штатах СССР. Я из Москвы надолго убежал: С милицией я ладить Не в сноровке, За всякий мой пивной скандал Они меня держали В тигулевке. Благодарю за дружбу граждан сих, Но очень жестко Спать там на скамейке И пьяным голосом Читать какой-то стих О клеточной судьбе Несчастной канарейки. Я вам не кенар! Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам. Пускай бываю иногда я пьяным, Зато в глазах моих Прозрений дивных свет. Я вижу все И ясно понимаю, Что эра новая - Не фунт изюму вам, Что имя Ленина Шумит, как ветр, по краю, Давая мыслям ход, Как мельничным крылам. Вертитесь, милые! Для вас обещан прок. Я вам племянник, Вы же мне все дяди. Давай, Сергей, За Маркса тихо сядем, Понюхаем премудрость Скучных строк. Дни, как ручьи, бегут В туманную реку. Мелькают города, Как буквы по бумаге. Недавно был в Москве, А нынче вот в Баку. В стихию промыслов Нас посвящает Чагин. "Смотри, - он говорит, - Не лучше ли церквей Вот эти вышки Черных нефть-фонтанов. Довольно с нас мистических туманов, Воспой, поэт, Что крепче и живей". Нефть на воде, Как одеяло перса, И вечер по небу Рассыпал звездный куль. Но я готов поклясться Чистым сердцем, Что фонари Прекрасней звезд в Баку. Я полон дум об индустрийной мощи, Я слышу голос человечьих сил. Довольно с нас Небесных всех светил - Нам на земле Устроить это проще. И, самого себя По шее гладя, Я говорю: "Настал наш срок, Давай, Сергей, За Маркса тихо сядем, Чтоб разгадать Премудрость скучных строк". 1924 Задание на 1/8 финала: Необходимо написать стихотворение объемом не более 36 строк в жанре «стансы», подражая С.А. Есенину. Тема: «Лето – достояние Земли, но в каждой стране оно особенное, и его нельзя не любить, особенно, когда оно не очень жаркое и плодоносное». Произведения необходимо высылать Хит-координатору Татьяне Куниловой на эл. адрес tat-tainik@yandex.ru не позднее 22-00 мск.вр. 18 августа 2009 года. Удачи в 1/8 финала, рыцари! |