С Ингой Пидевич мы познакомились на поэтическом конкурсе, в название которого была вынесена строка поэта Федора Тютчева "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...", организованном в Дюссельдорфе Рафаэлем Айзенштадтом и Галиной Педаховской. Эта встреча стала для меня добрым знамением, возможностью творческого общения и творческого роста. Не без энтузиазма и поддержкиИнги Николаевны я стала членом Западноевропейского отдела Международного Союза писателей "Новый современник", и следствие этого события - возможность и необходимость издать свою первую книгу "Хрустальные кирпичики". Ныне готовлю к изданию сборник стихов. Недавно Инга Николаевна прислала мне свой новый сбориник стихов «Мой окоём». Мое внимание привлекло немало замечательных стихов, и я решила поделиться своими наблюдениям с тобой, читатель. Порадовал новый сборник стихов Инги Пидевич «Мой окоём» (Изд. Санкт-Петербург, Алетейя, 2009). В него вошли лучшие стихотворения из ее книг "Лестница лет" (2002), "Второе дыхание" (2003), "Шкатулка" (2006), иные стихи в обновленной, дополненной редакции и новые произведения. Инга Пидевич назвала свой сборник стихов скромно: «Мой окоём», но стоит открыть книгу, познакомишься с ее стихами, понимаешь: широкий окоем. Окоём - пространство, которое можно окинуть взглядом; горизонт. Пять букв, а немало, если не все вмещает и объединяет и вдаль зовет... горизонт пространства, времени и мысли. Разделы сборника - окоёма: "Времена года", «Немного о любви», «Настрой души», «В музее изобразительных искусств», «Судьбы творцов прекрасного», »Жизнь, смерть», «На ухабах века», «В эмиграции», «По городам и весям Западной Европы», «Еврейские мотивы», «Венок и цикл сонетов», «Стихи о стихах», « О нас и братьях наших меньших», «Пестрая смесь», «Из немецких поэтов». В цикле «Времена года» привлекает внимание стихотворение "Январь в Померании". Аллитерация согласных звуков ч, р подчеркивает картину, создаваемую поэтом: «Перекрестья червлёных ветвей – /Чёткой вязью в лазури небесной», "Час прошёл, и стихия лютует,/ Будто зверь, в перелесках рычит. Сонет своей формой, графикой, двумя заключительными строками снимает напряжение: «А назавтра – снежок. Дня на два./ Он сошёл – зеленеет трава». Повтор гласных а-о е подчеркивает умиротворенную картину. Вслушайтесь в звучание. "Январь в Померании". Перекрестья червлёных ветвей – Чёткой вязью в лазури небесной. Кроны вязов, берёз, тополей Чуть колышет дыхание веста. Маргариток доверчивый взгляд. Томность, лад и покой на лужайке. Кот на травке понежиться рад. Рядом бродят озёрные чайки. Час прошёл, и стихия лютует, Будто зверь, в перелесках рычит. Ветер воет, шипит, негодует И на юг угрожающе мчит. А назавтра – снежок. Дня на два. Он сошёл – зеленеет трава. Выразительно стихотворение «Март, крокусы» (расцвели до срока, «Но цветы не слушают совета: / Их манит призыв весны и света./ Милое стихотворение «Июльская жара», отражающее реалии европейского летнего дня. Может, и не ждет котик капельку дождя, но картина яркая создана: жара! Июльская жара Висит жара, и плавятся мозги. Торчит трава белёсою щетиной. Цветов уныло никнут лепестки. День тянется неумолимо длинный. Под краном кот устроился и ждёт, Когда на шубку капля упадёт. Созвучно нашему сегодняшнему миропониманию: "Когда на душе непогода,/ На все, что в тумане сгущалось,/Сквозь солнечный луч посмотри", "Просейте память через сито,/ Которое добро лишь сохранит". Из стихов цикла «Настрой души». Цикл «По городам и весям Западной Европы» рассказывает нам о Париже, Лондоне, Венеции… Особо выделила стихотворение "Улицы Парижа". Запомнилась строка, емкая и верная: «Жизнь парижан поверхностно видна:/ Ведь улица – туристская страна, / Восторгами паломников согрета». «По городам и весям Западной Европы»: Париж, Лондон, Венеция… Особо выделила стихотворение "Улицы Парижа». Запомнилась строка, емкая и верная: «Жизнь парижан поверхностно видна:/ Ведь улица – туристская страна, / Восторгами паломников согрета». «Венок и цикл сонетов» включает «Мотивы Экклезиаста» - цикл сонетов (семь сонетов), а также «Путь» (венок сонетов). В конце своей беседы, некоей полемики с мудрецом поэт утверждает: «Есть Высший смысл существованья! Жизнь – дар, завет, звено, деянье! *** Но… можно ль спорить с мудрецами, Когда поверхностны мы сами? В этих словах, подводящих итог, скромность, милая и удивительная. Недавно разговаривала с одной женщиной и рассказала ей, что на стихире пишет эссе-проповеди священник, неплохо пишет, интеллекуален, но иные моменты его стиля настораживают, напрягают. Она мне сказала, что со священником нельзя спорить. Чувствуете, какая тонкость? Времена года… Изменчивые судьбы поэтов («Пушкин до и после дуэли»), судьбы людей искусства и их творений. IMPRESSIO* Клубится над рекой туман, Седой, белёсый, тёмно-сизый. В движении текучем дан, Мазки лохматы и капризны. Сквозь призмы влаги солнца свет – Янтарь, кораллы, пурпур, сера Рождают вместе рыжий цвет, Им будоражат атмосферу. Играют блёстками в реке Лучей искристых преломленья, Громады башен вдалеке, Как тайн туманные виденья… Мгновение на полотне Увековечил Клод Моне. * Клод Моне. «Лондон, парламент. Солнечные лучи, прорезающие туман» В этом стихотворении яркая цветовая картина передается через имена существительные - собственно носители этих цвета:" Янтарь, кораллы, пурпур, сера/ Рождают вместе рыжий цвет/". ...Мысли , навеваемые встречами с прекрасным, исторические сюжеты. В прошлый раз стихотворение "Царь Давид и Вирсавия" пробежала глазами, а ныне внимательно прочла. Меняемся мы сами, меняется поэт, время способно меняться, или наше восприятие его. В целях изучения языка, и просто потому что интересно, смотрела не раз, особенно по праздникам, фильмы на библейские темы, и этот сюжет был мне хорошо знаком. Поэтические строки, сравнения привлекают внимание, вызывают на размышления. Давид на пологую крышу В тот вечер поднялся как раз. Воды он журчанье услышав, Напрягся, как в зарослях барс. Под ласки воды направляла То грудь, то истоки бедра… Завязка, интриги начало… Давид не уснул до утра. ...Царь Давид приказом вытребовал Урию (Урия Хеттеянин -храбрый воин, военачальник, служивший в войске израильского царя Давида. 2Цар 11:3) домой, с целью скрыть свой грех с Вирсавией, его женой, но Урия не взошел на ложе к ней. Этот Урия был молодец по всем статьям, думал о своем войске, о победе, переживал сцены битвы, вспоминая лица погибших товарищей думал и о своей семье, о жене, как будто ему не сообщили-не донесли, что происходит в дому, а что в душе - сам догадался, думал и о будущем, кем бы был сын, неизвестно от кого, и что чувствовала бы сама Вирсавия и его царь Давид; думал, быть может, косвенно, и о будущем страны: тогда бы народ Израили не имел бы царя Соломона… Смерть Урии (отправлен в бой, в котором он наверняка погибнет) была умышленно подготовлена, после чего Давид женился на Вирсавии. Их первенец умирает… Стихи Инги Пидевич ... Поэтическая форма выдержана, немало сонетов, ровно и плавно, классически звучат стихи, циклы стихов, немало интересных наблюдений и размышлений. Поэтически выраженные изменения, происходящие в природе, и в сознании людей,- реальная попытка разобраться в той или иной проблеме. Голос поэта негромкий, тихий, можно сказать ласковый, но и размышляющий. В ее творчестве немало социально-значимых рассуждений. Скажем, стихи посвященные развалу Союза: «Кто в стране своей родился / И застал ее распад, / Словно в ветки превратился, / Что ломает камнепад. / Даже если та лавина / Не затянет под откос, / Все равно тяжка картина: / Нет страны, в которой рос/ (…) И теперь душа в смятенье: /Ей по правилам иным /Надо строить отношенья, /Быть везде, как пилигрим./ Скажут новые побеги: «То веление небес!» , Ну а ты на лесосеке Вспомнишь прежний лес…» – не в бровь, а в глаз, это же можно сказать и о стихотворении «Тоталитарное мышленье». (...) И как ни странно, в кулаке Счастливыми порой бывают Былинки. В замкнутой руке Они к неволе привыкают. Тоталитарное мышленье... Пути его и я прошла, И вспоминаю с изумленьем О том, как думать я могла. (...) Тоталитарные режимы Тем и живучи, и сильны, Что кормят истиною мнимой Народ подвластной им страны. Куют оковы и ограды, Чтоб к вольной мысли не пройти. Тоталитарные армады Сильны, пока мы взаперти. 1998 P.S. Но вот, оковы разлетелись, Бери ответственность, права! Но мы в загоне засиделись… Прав не приемлет голова. 2006 ...В разделе «Пестрая смесь» цикл «Танцы» есть стихи о «Полонезе», о «Танго», о «Вальсе», о «Клубном танце». Есть размышление о нашем дне. Поэт думающий, радующийся, грустящий. Глубоко западают в душу стихи: «Но сужается медленно круг, Силы тают, усталость растет. Тяжко движется старости плуг. Все же жаль, что и старость пройдет». У Инги Пидевич немало литературных наград, она Магистр прозы 2007 года, награждена медалью Ф.М.Достоевского. Эта скромная милая женщина обладает немалым общественным темпераментом, умением заметить и проявить в человеке лучшие его качества, умением сплотить людей для хорошего, доброго начинания, ведет большой общественный труд на литературной ниве: Первый секретарь Международного Союза писателей "Новый Современник", Президент Западноевропейского Объединения МСП "Новый Современник"). Пожелаем Инге Николаевне здоровья и новых творческих свершений Валентина Томашевская. Опубликовано в "Эдита", литературный журнал литобъединения edita gelsen, выпуск 4(38) 2009. |