Литературный конкурс «МЫ ПОМНИМ ВСЕ…» | Краткий обзор и отбор в лонг-лист от члена жюри блиц-конкурса "Мы помним все..." Марии Сидлер 41. ШАНС. Александр Граков (Лекса Перед нами один из героических эпизодов войны. Подвиги на войне… Для солдат это были не подвиги, а выполнение приказа: «Любой ценой!» Но какая была та цена? И что такое подвиг? Положительные стороны: Автор раскрывает читателю «технологию» подвига. Есть вражеский ДОТ, есть приказ ликвидировать его и есть рота во главе с лейтенантом Анютиным. Нет только выбора – отступать нельзя. Сашка пытается найти решение – сохранить взвод и выполнить задание. Он не может послать на верную смерть людей, доверивших ему свои судьбы. В рассказе нарисован хороший психологический портрет командира взвода. Правильным кажется его решение – попробовать самому выполнить безнадежное задание. О подвигах, подобному подвигу А. Матросова, имеются неоднозначные мнения. Кто-то считает, что часто это не была преднамеренная жертва, просто случайность. Автор показывает свою версию событий. И смекалка спасает гл. героя и его роту, при этом обеспечив выполнение задания. Рассказ легко читается, сюжет динамичен, держит в напряжении. Хорошие зацепки за детали. Очень понравилась авторская задумка – гл. герой сначала совершает свой подвиг мысленно, а потом - в реале. Отрицательные стороны: автор несколько злоупотребляет таким знаком препинания, как «тире». Автор употребляет осовремененные слова и выражения, при описании образа мыслей гл. героя: «ошизевшие», «Хочешь жить – умей вертеться» - сомневаюсь, что это выражения времен ВОВ. Лонг-лист 42. За что воевали. Мила Пельцева (Лукия) Положительные стороны: Тема, затронутая автором, безусловно, очень важна, особенно в нынешние времена, когда зачастую принижается значимость Великой Победы. К сожалению, я сама несколько раз слышала мнение, подобное тому, которое высказывает одна из попутчиц ветерана: «Нужна была нам твоя свобода, жили бы мы сейчас при немцах и горя не знали…» От таких слов становится больно и страшно. И острая жалость, и обида за ветерана (не только описанного в рассказе) теснит грудь. Отрицательные стороны: В тексте много ошибок – стилистических, грамматических и орфографических. Вероятно, автор поторопилась выставить произведение на конкурс, не отредактировав текст. Много описаний действий самой героини, не имеющих сюжетного значения. Завершающие рассказ выводы звучат слишком назидательно – автор не заставляет читателя задуматься, преподнося готовое. 43. Колымское эхо сорок пятого. Граф КС Многих, далеких от военных действий людей, перемолола война в своих жерновах.. Для некоторых война обернулась лагерем. Причем, не вражеским, а «своим»… Положительные стороны: Рассказ затрагивает не саму войну, до читателя доносятся ее отголоски: Колымские лагеря для военнопленных, фашистских прихвостней, прибалтов (целый народ во враги?), бандеровцев... Кого и за что туда сажали? Автор представляет два мнения: директора школы («…на Колыме невиновных не было») и простой учительница, дочери бывшей заключенной, отправленной в лагерь «за пособничество» (из жалости подкармливала скрывавшихся по лесам бандеровцев). Но автор ставит не только прямые вопросы к читателю: правильно или нет сажали? Автор показывает ОТНОШЕНИЕ, как к самим заключенным, так и к их детям, даже после амнистий. Гл. героиня до сих пор изгой в обществе за то, что жила с «сидевшей» матерью. И тут же автор сопоставляет это отношение с отношением во Франции к женщине, которая стирала на фашистов, чтобы прокормить детей – ей дали орден «за сохраненных Франции пятерых детей». Очень трогательный рассказ. Поражает спокойное отношение героини к своей судьбе и судьбе ее близких, а ведь она даже не знает, где точно могила ее отца, тоже сидевшего в колымском лагере. Отрицательные стороны: Все таки тема конкурса раскрыта не полностью. 44. Эпизод из военной жизни. ТАТЬЯНА Владиленовна ИВАНОВА Бывают в жизни эпизоды, которые могут перевернуть жизнь.. Положительные стороны: Рассказ о яростно-героическом поступке девочки, которая не пожелала умереть в беспомощном ожидании. Автор преподносит нам неожиданную развязку психологического поединка между русской девочкой и немецким пилотом во время бомбежки. Девочка вышла из него победительницей. Почему пилот пощадил ее? В какой момент произошла у него переоценка ценностей? Ответы на эти вопросы мы вряд ли узнаем. Интересно вытроена сюжетная линия – встреча потомков девочки и летчика. Хорошая динамика повествования. Отрицательные стороны: Стилистические ошибки – слишком перегруженные различными оборотами речи, предложения. Мораль рассказа несколько навяза читателю – нет места для собственных домыслов и выводов. 45. Ложка. Рыболов Еще одна работа о детях войны и их недетском детстве. Но только этот рассказ с трагическим финалом. Несмотря на то, что гл. герой остался жив, становится страшно – сколько детей погибло от рук озвервшей банды бандеровцев. Читала этот рассказ и вспоминала другой - «Колымское эхо сорок пятого.», рецензию на который я написала выше. Такое разное отношение! Положительные стороны: Тема детей всегда очень трогательна. Отрицательные стороны: Необоснованная замена прямой речи косвенной. Диалоги только оживили бы произведение. Тема войны раскрывается вскользь – скорее это тема послевоенных набегов бандеровцев. |
| Краткий обзор работ девятой пятерки и отбор в Лонг-лист от члена жюри Карена Агамирзоева 41. ШАНС. Александр Граков (Лекса) http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=209 381&pid=80&nom_id=172 Понравилась крепкая фронтовая проза, которая отчетливо создала атмосферу боя. В центре событий командир взвода лейтенант Анютин. Кстати, Взвод не бывает численностью 127 чел. Эта цифра ближе к роте. И еще: слишком неправдоподобно, что командующий фронтом лично мог дать приказ одному взводу взять высоту и расчистить проход для основных сил армии. Тут явная натяжка. Есть еще, но нет необходимости перечислять. Достоинств у рассказа намного больше. Полностью согласен с рядом выводов и утверждений автора об отношении к касте выродков – эсесовцам. Достоверно развернут образ главного героя Анютина, создана психологическая платформа человека перед решающим поступком, имя которому – Подвиг. Подвиг командира взвода олицетворяет подвиг советского народа, добывшего Победу. Интересная военная проза. 42. За что воевали. Мила Пельцева (Лукия) http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=209 509&pid=80&nom_id=172 Примечательный, и очень нужный разговор, в котором хоть однажды, вероятно, принимал участие каждый из нас. Такие дискуссии открыто велись в обществе в 90-х годах, на переломе эпох. Жаль, но за деда и нашу Победу заступился только один пассажир- историк. Думаю, что уже в наше время за нашу правду о Великой Отечественной войне и нашу Победу в той войне выступили бы большинство пассажиров. А тогда все промолчали ... Как стыдно! Те тетки с сумками, которые хаяли Победу и унижали растерянного ветерана, были и в годы войны, они первыми культивировали пораженческие настроения, переходили на сторону врага, мародерничали, выдавали партизан и писали доносы. Им все равно, под кем жить, лишь бы было сытно и вкусно. Именно на таких тетках базируются современные постулаты хулителей нашей Победы на Западе. Очень важная для нашего конкурса работа. Тема больная, но в ней необходимо было разобраться. Спасибо, разобрались. В Лонг-лист 43. Колымское эхо сорок пятого. Граф КС http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=209 517&pid=80&nom_id=172 Да, Колыма повидала много чего. В целом, весь рассказ как раз о том, чего так много в истории Колымы: лагеря, пересылки, шахты, урановые рудники, безымянные кладбища зеков, поселки «пораженных в правах». Сколько людских судеб … О войне, вернее, о её последствиях, совсем немного. Хотя, война для обитателей послевоенных колымских лагерей – не простой звук. Так, или иначе, с войной связана судьба почти каждого заключенного. Название соответствует сюжету и символизирует эхо, т.е. последствия огромного бедствия, которое принесла с собой война. Небольшие рекомендации по грамматике: слова «Затем»,«Посреди», и т.п., пишутся слитно. Хорошая прозаическая работа, в которой конкурсная тема выражена недостаточно явно. 44. Эпизод из военной жизни. Татьяна Владиленовна Иванова http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=209 681&pid=80&nom_id=172 Искреннее, чуть наивное и очень эмоциональное повествование. В рассказе присутствует связь времен. Интересный сюжет об одном из эпизодов войны, который, на мой взгляд, является чистым авторским вымыслом. Цвет глаз и сжатые кулачки, руки на гашетках – ну, это перебор. Ни того, ни другого невозможно увидеть, ни летчику пикирующего самолета, ни человеку на земле. Не знаю, лично меня автор не убедила, что именно эта встреча с маленькой девочкой стала для немецкого асса той роковой чертой, которая прекратила для него войну. Эта линия, на мой взгляд, слишком притянута к сюжету. Все остальное в рассказе, хоть и затянуто, но чисто и искренне. Автором создан образ маленькой героини, которая поборола свой страх, возвысилась над страхом и проявила протест смерти, которая неслась сверху. Образ бывшего летчика, невероятным образом раскаявшегося, тоже положительный, но достаточно статичен из-за своей искусственности. Сюжет рассказа символичен: в целом, нынешние немцы, отторгнувшие фашистское прошлое Третьего Рейха, проявляют политику противодействия фашизму и искупления вины перед народами Европы за чудовищные преступления во второй мировой войне. Возможная аудитория читателей этого рассказа – школьники. Хорошо прозвучит рассказ на различных уроках мужества, факультативах по патриотическому воспитанию. Тема конкурса раскрыта неплохо. 45. Ложка. Рыболовhttp://www.litkonkurs.ru/?d r=45&tid=209757&pid=80&nom_id=1 72 Небольшой эпизод со старой ложкой напомнил пожилому соседу историю военного времени на Западной Украине. Мальчика спасло знание немецкого языка. Немецкий язык сыграл мальчику своеобразной защитой. Бендеровские холуи не посмели уничтожить мальчика, говорящего на немецком. В этот момент мальчик и забыл немецкий язык. Тема войны присутствует. Ложка к сюжету немного притянута. Часть рассказа вообще не имеет отношения к повествованию главного героя на военную тему. Рассказ ветерана открывает еще одну грань войны, когда фашистские прихвостни расстреливают детей только за то, что они говорят на русском языке. Сюжет рассказа соответствует тема конкурса, которая в произведении отражена посредственно. |
| Автор: Александр Граков (Лекса) Шанс Еще один бой, и плюется огнем ДОТ, и молодой командир должен послать на смерть пацанов из своего взвода. Ярким, впечатляющий рассказ. Неожиданный конец. Некоторые фразы просто хочется прочесть вслух, такие они живые, объемные. Так и хочется воскликнуть: ну как сказано классно, черт возьми! Меня царапнуло одно слово: «америкосы». Наверное, в войну союзников иначе называли, может, америкашки? Или союзнички? Рекомендую всем прочитать не только ради содержания, но и ради мастерства исполнения. В ЛОНГ За что воевали. Мила Пельцева (Лукия) http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=209 509&pid=80&nom_id=172 Автор поднимает очень важную для нашего времени тему: «ложного» переосмысления итогов ВОВ и важности нашей Победы. Примечательно, что неправедная критика звучит не из уст легкомысленных на первый взгляд молодых людей, а более взрослых женщин. К сожалению, рассказ по исполнению вызывает много замечаний: имеются грамматические и орфографические ошибки. Также много лишних деталей: подробное вступление, не имеющее прямого отношения к основному действию, назидательно-газетный стиль реплик историка и размышлений лирической героини. Колымское эхо сорок пятого. Граф КС http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=209 517&pid=80&nom_id=172 Мне очень понравился этот рассказ, и очень жаль констатировать, что к теме конкурса он имеет условное отношение. К теме войны и Победы , в основном, относятся две линии: судьба мамы учительницы и судьба бабушки француженки. |
| Эпизод из военной жизни Автор: ТАТЬЯНА Владиленовна ИВАНОВА Совпадение или судьба? Немецкий летчик во время бомбежки колонны беженцев был потрясен мужеством маленькой девочки, которая не испугалась, а встав во весь рост, проклинала летчиков. Но точно такую же историю рассказывала мама журналистки, которая берет интервью у внука того летчика. Храбрая русская девочка изменила мировоззрение немца, заставила его пересмотреть его взгляды на войну и миссию немецких «освободителей». Рассказ показался мне несколько суховатым. Грешит излишне пафосными «плакатными» фразами и рассуждениями. Ложка Автор: Рыболов Я не стану спорить с автором относительно исторической достоверности изложенных событий. Надеюсь, факт переселения детдома с детьми не из Украины из Иркутска в Ивано-Франковск имел место. Иначе имеем дело с тенденциозно окрашенным вымыслом. Данный рассказ не раскрывает тему конкурса: автор повествует не о ВОВ, а о совсем другой борьбе (войне). |
| 41. Шанс. Александр Граков (Лекса) http://litkonkurs.ru/?dr=45&tid=2093 81&pid=80&nom_id=172 Мне кажется, название не ложится на идею рассказа. Все-таки, как-то это поверхностно, не в глубь. Сюжет построен одномерно, завязан на подвиге взводного командира и кроме этого не втягивает в свою орбиту никаких страстей. Наметки конфликта (а они просматривались) испарились после первых строк, накала страстей работе тоже не хватило, поскольку интрига не удалась. Мне вот как-то заранее было понятно, что наши победят. Не хочу сказать, что это плохо, но все-таки… Что-то должно держать читателя в напряжении, заставлять нервничать и переживать за героя. Подобному холодному восприятию работы способствует и чисто техническое ее исполнение. Текст получился плавным и безэмоциональным, потому как переполнен пояснениями. «заоваленым передним углом. Что позволило пулеметчику увеличить сектор обстрела местности почти до трехсот градусов». Вот такие геометрические пояснения совсем не смотрятся в художественном тексте. Надо сказать, что излишняя уточнительность – самая главная беда текста. Что я имею в виду под этим?. «огромное минное поле, засеянное минами, словно огород картошкой». Вот это двойное упоминание о минах и есть излишняя уточнительность. «огромное поле, засеянное минами, словно огород картошкой». Еще один пример «Потому что «мертвоголовых» солдаты русской армии в плен не брали». И без ремарки понятно, что солдаты русской (кстати, не русской, а советской, по мне, так это важно) армии. Поэтому просто «Потому что «мертвоголовых» в плен не брали». И так по всему тексту. Постоянно автор дополняет пояснениями и без того понятные вещи. ЛОНГ 42. За что воевали. Мила Пальцева (Лукия) http://litkonkurs.ru/?dr=45&tid=2095 09&pid=80&nom_id=172 К сожалению, работу нельзя отнести ни к публицистике, ни к прозе. Где-то между небом и землей она зависла и хотя тема поднята важная и неравнодушие автора чувствуется, все таки художественной составляющей работе не хватило. НЕТ 43. Колымское эхо сорок пятого. Граф КС http://litkonkurs.ru/?dr=45&tid=2095 17&pid=80&nom_id=172 Рассказ построен на противопоставлении двух взглядов на одно и то же явление. Особенно ярким становится этот контраст, когда французская туристка рассказывает историю своей бабушки, начало которой так схоже с началом истории российской героини. И как же не похожи их окончания. Размеренно протекающий сюжет плавно ведет читателя по фарватеру авторской мысли, неизбежно подводя к закономерному финалу. Финалу несколько отвлеченному от основной темы. Но так кажется лишь на первый взгляд, реально же финал, столь далекий от основной темы, очень здорово подчеркнул отчужденность людей, причастных к тем далеким событиям. Два разных полюса, между которыми целая пропасть. И не скоро она сгладится, исчезнет. Расстроила однообразность приемов, применяемых автором для раскрытия темы. Как я уже говорил, все строится на вскрытии контрастов. Однако, когда одно и то же происходит несколько раз подряд, текст приобретает признаки монотонности. Одним словом, хотелось бы разнообразия в этом вопросе. НЕТ 44. Эпизод из военной жизни. ТАТЬЯНА Владиленовна ИВАНОВА http://litkonkurs.ru/?dr=45&tid=2096 81&pid=80&nom_id=172 В основу работы положена очень пронзительная история. Мог получиться очень сильный рассказ, но автор, к сожалению, не смог полностью использовать потенциал собственной задумки и раскрыть тему. Очень жаль, ведь по степени воздействия на читателя работа могла оказаться одной из самых первых на конкурсе да и вне конкурса тоже. Достичь поставленных целей автору не позволили, прежде всего, огрехи технического плана. Сюжет продуман хорошо, хотя не хватает плавности перехода от одного фрагмента к другому. Так, например, вступительная часть, в которой немецкий гость раскрывает истинную цель своего визита, и следующие сразу за этим воспоминания русской журналистки, должны бы разделяться хотя бы элементарным пробелом. Но самое главное, на что хочется обратить внимание автора, - это стиль. Для избранной темы текст слишком пропитан пафосом, а пафос и чувствительность две вещи не совместимые. Так, где есть пафос, имхо, нельзя вызвать сострадания и сопереживания героям. Работа превращается в подобие пламенной речи на митинге. В данном же случае это особенно ощущается, когда посреди столь трагического эпизода расстрела колонны беженцев автор допускает абсолютно неуместные пафосные заявления: «Вера подумала, что они так лежат уже целую вечность, в сердце девочки зрел протест, протест против этого бесчеловечного убийства, против этого невероятного унижения». Из ошибок технического плана самые часто повторяющиеся это своя игра, встречающаяся практически в каждом предложении, и неточность в выражениях, приводящая к размытости образов. Несколько раз упоминаются сжатые в кулаки руки, например. А почему не просто сжатые кулаки? Еще один серьезный огрех – построение абзацев. Автор, похоже, не особенно об этом задумывается. «Не обращая ни на что внимания, она усаживалась за стол и поглощала все, что было в доме съестного. Немцы захватили город. Они с матерью покинули родной город и вместе с толпой…». Вот так вот без всяких переходов, отчего возникает серьезная путаница. И все же, авторская идея настолько сильна, что столь серьезные технические огрехи не смогли испортить работу окончательно. К тому же, они исправимы. НЕТ 45. Ложка. Рыболов http://litkonkurs.ru/?dr=45&tid=2097 57&pid=80&nom_id=172 Сухость изложения лишает работу многих преимуществ, прежде всего снижает накал переживаний за главного героя. С технической точки зрения это выражается, прежде всего, в длинных предложениях, на которых выстроен текст в части, повествующий о налете на детский дом. Этой сцене явно не хватает нерва, напряжения. А всей той части, которая уводит читателя в прошлое, не хватило речевого колорита соседа-Жоры. Того самого, который так украшал и оживлял работу во время разговора в гараже. И почему автор не использовал эту стилизацию, я, например, никак понять не могу. Очень понравился прием, использованный автором для перехода к воспоминаниям. Поводом становится случайно найденная ложка и непонятная надпись на ней. Не часто на портале авторы прибегают к таким ходам, все больше упрощая себе задачу. Здесь же получилось очень органичное вплетение прошлого в настоящее. Единственное, чего не хватило для полного успеха этого приема, так это придания ложке большей символичности, которая вывела бы работу из разряда простого описания интересного, необычного случая на более высокий уровень. А так получилась история, рассказанная ради самой истории. Вообще, отсутствие в тексте образности и более глубокой проработки героев и второстепенных персонажей тоже не пошли работе на пользу. НЕТ |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |