Принято считать, что яркая интрига – едва ли первооснова для произведения. Якобы без нее книгу, не прочтя и до середины, положат на самую верхнюю полку и забудут до лучших времен. Возможно, в наш век компьютерных технологий и стремительных инноваций такая точка зрения имеет под собой основание. Людям все время некогда, люди вечно спешат, и им хочется, чтобы фильм, который они смотрят или роман, который они читают, тоже развивался быстро и стремительно. Вот авторы и упражняются в красоте интриги, порой высасывая ее из пальца. Но самое страшное даже не это. Беда в том, что порой интрига затмевает смысл произведения, его внутреннюю суть, и если для коммерческой литературы, которую лишь бы продать, да срубить бабла – это приемлемо, то для авторов избравших иную стезю, а именно жаждущих поделиться с людьми своими переживаниями или опытом – это шаг в пропасть. Постараюсь объяснить подробнее. Вот возьмем для примера две прочитанных мной книги за последний месяц – «Стая» Франка Шетцинга и «Точка обмана» Дэна Брауна. Ничего не могу сказать – блестящие работы. Честно – читал не отрываясь от корки до корки и с нетерпением ждал, что же будет дальше. НО. Совершенно очевидно, что помимо интриги авторы этих работ хотели что-то сказать своим читателям, хотели заставить их задуматься. Шетцинг – о губительном воздействии человека на природу, а Дэн Браун – о кознях во властных структурах США. Но все эти темы настолько меркнут на фоне яркой интриги, что когда о них заходит речь – хочется перевернуть страницу. Плевать на природу и на игры политиков, плевать на то, чем они грозят миру – ведь так хочется заглянуть в следующую главу, где на волоске висит жизнь героев, а смертельная опасность своими костлявыми пальцами вот-вот вцепится им в глотки. Получается, что интрига в книге превалирует над ее сутью, может быть даже помимо воли автора. Конечно, нельзя исключать, что на этом и строился расчет Шетцинга и Брауна, а если нет? Вдруг они хотели поделиться с читателями своими тревогами и опасениями, но облекли их в слишком яркую паутину событий, проще говоря перестарались? На мой взгляд, неправильно, когда красивая обертка лучше предмета, который в эту обертку заворачиваешь – ведь в этом случае запомнится именно она. А будь интрига менее яркой, а события не так стремительны, глядишь и остались бы в памяти более важные моменты, глядишь и не возникло бы желание переворачивать страницы и как наркотика искать эту треклятую интригу. Где же продолжение? Что стало с героями? Погибли они или спаслись? Да какая разница, погибли или спаслись – суть-то в другом… |