Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Дискуссии об истории
К темам проекта
Автор:Велесов Олег 
Тема:История СкифовОтветить
   Это небольшой отрывок из моей повести, поэтому не стоит удивлятся несколько фривольному его звучанию. Здесь я затрагиваю тему скифов и буду очень рад, если кто-то захочет подискутировать на эту тему:)
   

   
   Чтобы как-то разобраться во всей этой круговерти, я попробовал отследить историю появления скифов на мировой политической арене. Скифы – это большая группа племён индоарийского происхождения, которые сами себя именовали сколотами, но благодаря древним грекам мы знаем их под тем именем, под которым знаем. Современные яйцеголовые умозаключители дружно считают их прародиной земли в треугольнике между Уралом, Южной Сибирью и Средней Азией. Может это и так, спорить не буду, ибо не в этом суть. Под воздействием какого-то там по счёту переселения народов, они стронулись с места, успешно форсировали Волгу, преодолели калмыцкие степи, немного поцапались с киммерийцами, оттеснив оных в Закавказье, после чего благополучно вышли к Чёрному морю. Часть племён двинулась дальше, по ходу дела подчиняя себе местные народы, другая часть вдоль западного берега Каспийского моря ринулась вслед за киммерийцами, видимо посчитав, что те им остались должны.
   Выйдя на оперативные просторы Малой Азии, скифы немного растерялись. Дряхлая разлагающаяся Азия показалась им огромным пирогом, разрезанным на десятки лакомых кусочков, так что они не сразу-то и сообразили за который сперва ухватится. Всё выглядело легкодоступным и привлекательным, иди и бери. Какие уж тут киммерийцы со своими застарелыми долгами. Немного порассуждав, а может и не рассуждая, они со всем своим нерастраченным энтузиазмом обрушились на Мидию и без особых проблем прибрали её к рукам. Понравилось. Получив долю от Ассирии и других ближайших соседей, они создали собственное государство и принялись докучать всем без разбора.
   Но всё-таки главным объектом своей агрессии скифы выбрали разваливающуюся на части Ассирию. Заключив союз с Мидией, царь Ишпакаи двинул на них свои полки, организовав таким образом полномасштабную войну. Закат великой державы, просуществовавшей тринадцать веков, уже был виден невооружённым глазом, и соседи радостно потирали руки, мысленно поделив её владения между собой. Не тут-то было! В одном из сражений царь Ишпакаи пал смертью храбрых, а его преемник, Прототий, вдруг неожиданно для всех переметнулся на сторону ассирийского владыки Ассархедона. И не просто переметнулся, а женился на его красавице дочке, в паре с которой зачал сына Мадия, впоследствии оставившего по себе долгую память. Ассирийцы тут же пустили новоиспечённых соратников в оборот и принялись получать неплохие дивиденды.
   Регулярные победы скифов заключались в использовании большой массы конных стрелков. Встретив армию противника, они начинали кружить вокруг неё, беспрерывно закидывая стрелами, а когда враг ослабевал, шли в ближний бой и добивали его короткими мечами. Подобная тактика азиатам знакома не была, и они раз за разом терпели поражения. К тому же цари скифов славились своими полководческими талантами и не уставали удивлять врагов новыми выходками.
   История не так уж и много сохранила для нас имён скифских царей. А имена тех, кто свершил какие-либо значимые деяния и вовсе по пальцам пересчитать. Начнём с Мадия, он же Маджудж, он же Маджак в арабской транскрипции. Этот товарищ в свою царскую бытность наломал очень даже не мало дров, благодаря чему его долго поминали на Востоке, пугая непослушных детей. Начал он с того, что где-то в середине седьмого века до нашей эры разгромил киммерийцев, которых скифы наконец-то догнали, и родственных им треров, а заодно разорил Фригию. Так, потехи для. Потом прогулялся по Сирии и Палестине и заскочил в гости к египетскому фараону Псамметиху I, чайку попить. Фараон кое-как отпихался от непрошенного гостя, снабдив его на обратный путь богатыми дарами и гостинцами.
   Досталось от Мадия и Мидии, и самой Ассирии, от которой он отвернулся, не смотря на половинчатое родство, и всем другим малоазийским странам. В союзе с халдеями он взял и разграбил Ниневию, на пару с Навуходоносором разрушил Харран, а заодно и надежду ассирийцев на восстановление своей державы. При Кархемише разгромил армию египтян и участвовал в знаменитом вавилонском пленении иудеев. Так что не зря женщины Востока говорили своим отпрыскам, отказывающимся кушать кашу: Вот придёт Маджак... – и грозили пальцем.
   Но были среди скифских царей и люди мудрые и образованные. Например, царь Анахарсис, побывав как-то в просвещённой Греции, настолько поразил местную интеллигенцию своей учёностью, что те, не задумываясь, прозвали его Мудрым и тут же внесли в список семи самых прославленных мудрецов. Тогдашние философы не гнушались бесед с ним и почитали за учителя. Дошло до того, что следующие поколения образованных греков приписывали Анахарсису изобретение гончарного круга и корабельного якоря. И это те люди, которые весь окружающий мир считали варварским!
   Однако дни свои Анахарсис закончил трагически. Вернувшись в родную Скифию, он попробовал расширить кругозор соплеменников и принялся активно внедрять в жизнь некоторые приёмы греческого богослужения и их философские взгляды, но сразу же наткнулся на стену непонимания. Скифы не терпели подобных вещей, они вообще отличались крайним консерватизмом, и всё чужое на дух не переносили. Анахарсиса не поняли и не приняли. Его просто казнили.
   Что ж, бывает и так. Новые веянья не всегда способны быстро проникать в умы общественности, порой им приходиться пробивать дорогу с помощью дубины и камня. К счастью, подобных страдальцев за идею у скифов было не много. Водились и такие, кто и мудростью отличался и при этом ни на что не жаловался. Взять, к примеру, ещё одного царя – Атея. Этому повезло куда больше, хотя умер он тоже не в своей постели. Многие его остроумные высказывания стали у греков чем-то вроде афоризмов и пользовались большой популярностью. Отметился он и на ратном поприще. Скифские войска под его командованием подчинили себе греческие города Причерноморья и часть задунайской Фракии. Там же во Фракии скифы столкнулись с набирающей силу Македонией. Филипп, папа известного Александра, отправил к девяностолетнему Атею послов: дескать, так, мол, и так, хочу с тобой воевать. Царь Атей в это время чистил своего боевого коня и спросил послов, делает ли их царь то же, что и он. Послы сказали, что нет, и тогда Атей совершенно искренне удивился: Как же тогда может он идти на меня войной?
   Но правда есть правда, от неё никуда не скроешься. Скифское войско потерпело от Филиппа жестокое поражение, а сам Атей погиб. Однако вглубь Скифии Филипп не пошёл, остерёгся. Благоразумный был правитель. Его сын Александр к советам отца не прислушался и отправил против скифов экспедиционный корпус под командованием своего полководца Зопириона. Что этот Зопирион делал в Скифии, докуда он дошёл – неизвестно, ибо никто из его армии назад в Македонию не вернулся. После этого Александр тоже понял, что со скифами лучше жить дружно...
Злата Рапова[07.09.2008 02:36:06]
   Уважаемый Олег!
    Вы затронули важную тему. Многие историки считают, что частично скифы жили на территории полян. Были прародителями этого племени. Лингвисты изучают сходство языков. Аналогичные божества. Напрмер, Хорс. Мой преподаватель в МГУ Б. А. Рыбаков считал, что есть существенная разница между скифо-иранцами и скифо-славянами. Лично мне интересно то, что Вы упомянули Филиппа Завоевателя и поход Зопириона. Некоторые источники утверждают, что Филипп все же был разбит скифами. ... В целом на эту тему существует немало письменных источников. Как всегда стоит вопрос в их достоверности. А что Вы можете сказать об археологических источника?
    С уважением, Злата Рапова
Велесов Олег[08.09.2008 10:58:19]
   Дорогая Злата, Вам сильно повезло, что Вы учились у академика Рыбакова. Но, честно говоря, я не понимаю, почему он разделил скифов на две части. Кого он подразумевал под скифами-иранцами? Ту часть скифских племён, которые вторглись в Малую Азию? Или родственные скифам племена: киммерийцев, массагетов, согдов? В последнем случае разницу действительно можно увидеть, но и назвать тех же киммерийцев скифами тоже нельзя, хотя и они участвовали в становлении славянской народности.
   В то же время определение "скифо-славяне&­quot;­ так же не могу считать верным. И скифы и праславянские племена - родственные, но всё же разные. Поляне у Геродота фигурируют под определением скифы-земледельцы. Он явно отделяет их от скифов вообще, хотя и заключает в границы единого государства.
   А вообще, это сложная тема, и здесь ещё предстоит много споров и открытий:)
   А по поводу Филиппа могу сказать, что разбит всё же был не он сам, а именно Зопирион. Филипп, насколько мне известно, не потерпел ни одного поражения.
Аглая Морозова[07.09.2008 13:29:16]
   Уважаемый Олег!
   Скифы - интересующая меня тема, о которой я совершенно ну ничегошеньки не знаю. Буду читать повесть целиком.
   Язык забавный. Я примерно так же говорю, когда требуется научный. Приходится все время переделывать текст.
   Удачи!
Велесов Олег[08.09.2008 10:59:54]
   Уважаемая Аглая., я тоже не так уж и сведущь с скифских делах:) Но помочь всегда рад!
Велесов Олег[08.09.2008 10:18:50]
   Я наверное погорячился назвав этот отрывок историей скифов. Это всего лишь один из эпизодов, потому что история этого народа велика и многогранна. И она тесно связана с историей славян. Многие учёные считают скифов прародителями славян, точнее, одной из главных составляющих славянского этноса (ибо как известно в рождении ребёнка принимают участие как минимум две стороны:) Что уж говорить о целом народе!). В одном из скифских городищ был обнаружен кувшин, на котором мастер выбил своё имя - Поранко. А Велесова книга так прямо и говорит: "...и притекли в степи со своими стадами. И там скифами перво-наперво были наречены наши пращуры". Вторя ей Иоакимовская летопись, дошедшая до нас в переложении Татищева, говорит: "Славен з братом Скифом, имея войны многия на востоце, идоша к западу, многие земли о Чорном мори и на Дунае себепокориша... И от старшего брата прозвашася славяне. Славен князь иде к полуночи и град великий созда во имя свое Словенск нарече. А Скиф остался у Понта и Меотиса в пустынех обитате, питаеся от скот и грабительства, и прозвася страна та Скифиа Великая".
Аксель[08.09.2008 10:20:11]
   Наличие "сероиранского влияния" на этногенез антов отмечают многие историки. "Антас" - по-североирански - "край" (т. е. край расселения славян на юго-восток). Если не ошибаюсь, академик Рыбаков указывал на Хорса, как на сарматское, а не скифское божество. Кажется, он утверждал, что сарматы, подчинив славян и скифов, ввели в пантеон антов Хорса (солярного бога), в результате чего общеславянское добър было вытеснено прилагательным "хороший" + "хоровод" - ритуальный круговой танец. Североиранское влияние живет, как известно, в руском языке: слова "топор", "собака" вытеснили общеславянские "секе(и)ра"­;,­ "пес".
Велесов Олег[08.09.2008 11:13:46]
   Если учитывать, что сарматы и скифы родственные племена, то и язык у них был похож. Интерес вызывает другое: Гиппократ сообщает, что у скифов сливочное масло обозначалось словом "бутир". Есть прямая паралель с немецким "буттер". Не являлись ли скифы и предками германцев?
Аксель[08.09.2008 13:01:49]
   Я же и пишу - североиранское влияние на славян-антов. Насчет "бутира" - ответ на Ваш вопрос могут дать только лингвисты, однако на мой взгляд логичнее предположить, что бутир имеет праиндоевропейскую основу. Недавно, скажем прочитал, что общеславянское "изба" имеет праславянскую основу "jiстъба" (землянка, комната, погреб, баня), а последнне, якобы, пришло от древних германцев в форме stuba- баня;комната с печью. При этом приставка "из" выводится из латыни - in/en/ ex (фр. etuve). А например, хеттское "ваддар" - вода - логично предположить, что речь идет об индоевропейской общности, до дробления на индоиранскую, эллинскую, романо-кельто-герман­скую­ и балтославянскую общности.
Юлия Грицай[24.01.2009 20:30:58]
   Спасибо Вам, Олег за очень интересную тему. Скажите, что Вы думаете о причинах побед скифов над персидским войском в 512году?
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта