Обзоры и итоги конкурсов | Обзор Шорт-листа номинации «Тексты Романсов» Конкурса "О, Альпы и Рейн, и Дунай голубой!" ____________________________________________________________ «Позвольте, я в любви вам объяснюсь Высоким слогом русского романса» ___________ Мягкая лиричная мелодия. Тёплый вечер, остывающий за настежь распахнутым окном. Воспоминания, туманящие взгляд человека, уютно сидящего в старом кресле. Шорохи пластинки, похожие на шелест конвертов давно прочитанных писем. И тихий грустный женский голос, что доносится из проигрывателя, который ведёт неспешный, полный любви и горечи рассказ, о самом светлом и чистом, что было, или, лишь, могло бы быть, в жизни любого из нас. В богатой и, очень часто, - в очень одинокой Человеческой жизни. Любовь. Вот, тема, пронизывающая от первой до последней строки, все значимые текстовые произведения, предназначенные для дальнейшей романсовой вокально-музыкальной обработки. Любовь. Вот тема, которая может интерпретироваться как основная, во всех произведениях, присланных на конкурс «Тексты романсов» Любовь эта подчас принимает различные формы, и может быть направлена на совершенно разнообразные объекты: природа, любимый человек, нелюбимый, а может и - нелюбящий партнер, или письма, хранящие в себе отголоски былых воспоминаний. Любовь к мудрости, Философия – также вполне подходит под эту категорию – «выгодных» тем для будущих Романсов. Или это могут быть предметы, связываемые сознанием Лирического Героя с той или иной жизненной ситуацией. Всё то, что может вызвать, всколыхнуть нежные, но сильные лирические переживания и чувства - всё это может стать объектом любви и поклонения со стороны автора, создающего текст для последующего использования его - уже в музыкальном - жанре Романса. И все эти направления и виды текстов для романсов, в большой мере представлены в номинации «Тексты Романсов» Конкурса "О, Альпы и Рейн, и Дунай голубой!" Но перед тем как совсем уже приступить к рассмотрению некоторых конкретных произведений, поданных на конкурс, представляется необходимым привести здесь некоторые общие сведения, которые, хотя и достаточно известны широкой публике, но, кажется, довольно важны для понимания специфики «романсических») текстов. Итак: - Романс - произведение для голоса и муз.интструмента, в котором раскрываются глубоко личные переживания. - Романс это чаще всего вокальный монолог для голоса с музыкальным сопровождением, отражающий глубокие драматические индивидуальные переживания. Драматизм индивидуальных переживаний отражается в характере музыки, в поэтическом тексте, в интонационных приёмах певца-исполнителя. - Романс очень русский вид музыкального творчества, русская душа нашла способ выражения страстей именно в романсах. Главная тема романса – это любовь. Спокойная нежность и страстность. Это всегда исповедь души о чем-то тайном. - Современный русский романс отличается глубиной содержания, философским осмыслением различных явлений жизни человека, затрагивает глубокие и чистые чувства современника… Вот - далеко не полная подборка определений Романса, которая доступна через несложный поиск в Сети Интернет. Если же попытаться сделать своеобразную «выжимку» из общеизвестных определений, то в первую очередь мы сможем отметить – глубоко интимный характер текстов, используемых в жанре Романса. Это в подавляющем большинстве – описания Любовных переживаний и связанной с ними палитре чувств – от жгучей ревности – до глубокой депрессивной тоски по Любимому человеку. Достаточно много среди текстов романсов встречаются выражения несколько иных лирических чувств. Это, например, чувство любви к Природе, или - что тоже не редкость в русских романсах - попытка философского осмысления смысла и конечности собственного Бытия. Но всегда … … Всегда содержание и тематика текстов для этого жанра отличались такими качествами, как Интимность, Тонкость и глубочайший Лиризм, выраженные Автором через рифмованную поэтическую строку. Ах, да … Ещё кое-что. Общеизвестно, что поэзия песенная (и как её частный случай – «романсическая» - конечно тоже - ) имеют довольно много различий с «чистой» Поэзией, с Поэзией классической. Ибо совершенно точно, что многие прекрасные стихи никогда не станут текстовой основой для столь же прекрасных вокально-музыкальных творений. Так же, как и - большинству песенных текстов – никогда не быть на вершинах «поэтических Олимпов». Ибо – разными особенностями должны обладать как те, так и другие. Ведь музыкальная ткань, на которую ложатся песенные тексты - диктует поэтической строке свои ритмические, размерные, временнЫе и даже тематические правила. И потому – талант песенного стихосложения, безусловно, во многом отличен от «чистого» поэтического. Автор текста песенного и особенно текста для романса должен обладать совершенно отчётливым Музыкально-поэтическим слухом. То есть предвкушать – как может «слово наше отозваться» в своём дальнейшем музыкальном существовании. Предчувствовать, «слышать» размерность и мелодичность будущего музыкального его воплощения. И вот теперь, с этих позиций, мы и попробуем взглянуть на Итоги номинации «Тексты Романсов» конкурса "О, Альпы и Рейн, и Дунай голубой!" Напоминаем, что обзор будет посвящён только тем произведениям, что вошли в Шорт-лист. «Не говори мне «нет» ( http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124422 ) Прошу, любовь, не говори мне «нет»! Прости меня, я знаю – виноват. Я виноват, что огнен листопад, И с неба снег не принесёт ответ. Как мало радости, как много бед! И жизнь – лишь море боли и обид. Душа, как скрипка, плачет и скорбит, И мой романс почти уже допет. А мир плывет по воле буйных вод, И я не жду спасенья и наград. Прости меня – я знаю, виноват, Что злится шторм и грозен небосвод, Что лишь дожди идут из года в год, Смывая слов невысказанных след, Что замыкает вереница лет Судьбы земной иной круговорот. Не покидай, единственный мой свет! Ещё чуть-чуть, хоть несколько минут… Но тает луч – закат не обмануть, И я прошу – не говори мне «нет»… Красиво. Очень. Композитору, ежели кто возьмется сочинять музыку к такому тексту будет не так сложно выявить внутреннюю ритмическую структуру произведения и дать ей жизнь в музыкальной строке. Как недостаток (ну куда же без них)) - можно привести - некоторую «гладкость», или банальность – некоторую явную простоту текста. (Хотя последнее можно отнести скорее к определённой «подмоге» для музыканта, взявшегося за его обработку) ________________________________ «Я к Вам пришёл ...» ( http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129422 ) Я к Вам пришёл под сенью ночи, Холодный ветер в окна бил, Я встретил жалобные очи, Ваш взгляд уйти меня просил. Я снял замёрзшими руками Промокший плащ и обнял Вас, Прильнув к груди, Вы со слезами Шептали мне: «Накажут нас». Но только слышалось другое, «Я не боюсь», – шептали вы. Я млел и плакал, золотое Настало время для любви. Зачем таимся мы от света? Зачем воруем счастья миг? – В цепях увядшего обета Печален Ваш прекрасный лик. Забылась раненая вьюга, Всё, что мешало, уплыло, Когда дарили мы друг другу Любви и трепет и тепло. Я вышел в ночь, виновник кражи, «Люблю, – твердил мой дерзкий вид, Пусть ветер злой меня накажет ... Ваш добрый ангел нас простит» Любовь, любовь … То, что автор этого произведения обращается к своему объекту любви – во втором лице - придаёт произведению ещё большую интимность. В небольшом числе строчек здесь удалось нарисовать некую определённую картину, выстроить вполне определённый сюжет. Что нельзя не отнести к его плюсам. В тексте стиха наблюдаются определённые сбои ритма, особенно заметные в его финале. ___________________________________________ «Как бессмысленна жизнь в суете карнавала ...» ( ) Как бессмысленна жизнь в суете карнавала: Все смешалось, забылось, угасло, прошло ... И глазами ребенка ты смотришь устало На лоснящийся мир сквозь цветное стекло. Мир придуманных чувств, машинальных движений, Неестественных поз и заученных фраз, Где уже не поймать, не узнать отражений В обращенных к тебе лживых омутах глаз. Там, где каждый из нас, равноценно-блестящих, В окруженье зеркал, позолоты, картин, Из фальшивого мира шагнув в настоящий, Остается с судьбою один на один. И нельзя отступить и сорвать эту маску - За иллюзию счастья мы платим вдвойне. Сквозь стекло наша жизнь так похожа на сказку, На безоблачный рай ... в летаргическом сне ... Вот это и есть один из образчиков содержания раскрывающего не любовные, но философские переживания. Автор исследует истинные, хоть и сокрытые за карнавальной маской, а также мнимые - жизненные чувства. Сам факт, обращения к абстрактному размышлению о подлинности и иллюзорности жизни, о соотношении их в наших судьбах – уже делает этот текст достойным внимания музыкантов. Тех, кто готов, средствами Романса, выразить авторские лирические размышления о непростых этих вопросах. Интересен точный выдержанный ритм произведения, и оригинальные сравнения, присутствующие в этом тексте. _______________________________________ «Городской романс» ( http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124621 ) На старом диване, под вечер дождливый Озябшие грели друг другу ладоши - Мы были похожи на самых счастливых, Мы были похожи… Мы были похожи… Гуляла луна по небесному лугу И в тайне звезда со звездою венчалась, И нам показалось мы любим друг друга, А нам показалось… А нам показалось… И взгляд, в перехлестье желанья был светел, Хоть не было звука, и не было слога, Как много глаза говорили нам эти И все понимали: как много… Как много… А где-то витрины кричали цветасто, И в пробках машины гудели упрямо– Мы верили в то, что слова не напрасны… Как мало мы знали друг друга, Как мало… Мы трепетны были, нежны, терпеливы На старом диване пружины вгибались – Мы были похожи на самых счастливых… Как мы ошибались… А мы ошибались? Рефрены, звучащие в конце каждого куплета – как раз явно и указывают, что текст этот готовился ТОЛЬКО к дальнейшей жизни в жанре Романса. И композитору даётся возможность использовать, встроить в музыку эти повторы, тем самым давая возможность вокалисту – интонационно «поиграть» ими. К недостаткам можно отнести - несколько не до конца продуманные рифмы, и некоторые смысловые ошибки («На старом диване пружины вгибались», - фраза, которая почти что чуть не зачеркнула романтичность этого произведения) __________________________________ «Ах, нет, люблю…» ( http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=127714 ) Ах, нет, люблю восторженно не Вас, А образ Ваш, придуманный пристрастно, И отраженье призрачного счастья Ищу в надежде, отвергая фарс… Ах, нет, не нужно томно говорить, Что образ Ваш в мечтах моих реален! Чтоб явью быть, он слишком идеален, И так тонка воображенья нить… Ах, если б над превратностью молвы Вы стали вдруг и ласковым, и смелым, Мне б не пришлось придумывать умело Ваш образ, а пока – увы… Увы? Красивый, музыкальный, очень музыкальный текст! По внутренней структуре (структуре развития переживаний) напоминает совершенный классический стиль Романса. И даже краткость его - скорее некий Плюс произведению. Ибо музыканту тут потребуется больше своего музыкального материала для построения окончательного произведения, и, сл-но – для композитора здесь открывается большее поле для деятельности. _____________________________________________ «Что за ночь за окном ...» ( ) Что за ночь за окном в робких шорохах сада! С умиленьем душа в ней заплачет навзрыд!.. Месяц к туче крадется тропой конокрада, Золотою серьгой в его ухе горит… Мягко тени легли у забытой беседки, Там шаги не вспугнут тишину под луной… А нарядных цветов кружевные манжетки Так похожи на твой кринолин кружевной ... И вбирая в себя тех цветов ароматы, Тихо дышит окно трепетаньем гардин. Словно в призрачном сне утонченной сонаты Одиноким аккордом вздохнул мезонин… А над сонной землей с неба дышит прохлада – Белый ангел парит, осеняя крылом… И в серебряном сне, в робких шорохах сада, Тихо плачет душа в восхищенье немом!.. Кстати о созерцании. Любовь к Природе подчас приобретает черты иногда даже более «страстные», нежели её вечная сестра – Любовь к Человеку. Иногда. Но здесь же – у этой картины – мы видим медленное, постепенное раскрытие её перед нами. Будто медленно раздвигаются шторы на окнах. Будто тихо выплывает ночной пейзаж из-за поворота степной дороги. Изящное, замечательно ритмически и смысловО построенное произведение! Ждёт … Ждёт оно своего композиторского внимания. Вполне на него имея полное право. ____________________________________________________________ Вот мы и подошли вплотную к призовым местам в нашей номинации. «Мои кони» ( ) Ах, весенние кони, куда вы летите? Куда?! Ваши лунные гривы растреплет отчаянный ветер ... Если я улечу, моего не найдете следа Ни в вечерней заре, ни в последней звезде на рассвете. Мои летние кони рассыпали искры огня, И от этих огней разноцветными кажутся травы ... Если я убегу, позабудьте навеки меня В чужедальней стране никогда не найдете меня вы. Ах, осенние кони - запуталась в гривах листва, И следы от копыт размывает дождями слепыми ... Если я уплыву, не отыщете вы острова, Где на берег сойду я, однажды сменив свое имя. Мои зимние кони вмерзают подковами в лед. А дорога длинна ... Млечный путь бесконечен и вечен ... Я уже ухожу - это мой наступает черед. Пусть на небе горят звезд моих поминальные свечи. Вот и ещё один образчик философического, «размышлительного»)) текста. Что, как и уже отмечалось выше, довольно характерно для русского романса. Так и слышится неспешная, немного печальная, «раскачивающаяся» мелодия, несущая Коней нашей жизни вперёд, к роковому пределу её. И неспешный ритм, наполненный романтическими строками предъявленного здесь текста, добавляет нашему настроению покоя и созерцательности, столь характерных для мудрого понимания необратимости жизненного цикла. Текст, кажется, просто готов к разработке в музыкальное произведение. ________________________________ Можно долго спорить о точности в расстановке всех отмеченных произведений, но невозможно не признать – во всех них – и лиричность, и романтизм, и другие – все те, о которых мы уже упоминали выше – все эти качества, характеризующие особенности текстов для Романсов – есть! Присутствуют во всех этих произведениях. И конечно не исключением из этого представляется нам и этот текст. _______________________ «Мы с тобою сердец половинки» ( http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129103 ) Мы с тобою сердец половинки Не сложили в одно. Не сумели ... Звезды блёстками с неба летели Мир чудес таял в утренней дымке. И бледнела луна обреченно, Одинокое солнце всходило. И душа в одиночестве ныла, И болело полсердца влюбленно ... Счастье лишь на мгновенье мелькнуло Полутенью прохладных свиданий, При прощаньи добавив страданий Своим горьким на вкус поцелуем ... И дрожали домов силуэты ... Наплывали сомненья туманно ... Не сумела простить я обмана ... Неужели жалею об этом? Мы с тобою сердец половинки Не сложили в одно. Не сумели ... Звезды блёстками с неба летели Мир чудес таял в утренней дымке. И бледнела луна обреченно, Одинокое солнце всходило. Зря душа в одиночестве ныла, Зря болело полсердца влюбленно ... Можно сказать готовый материал для классического романса. Исповедь сердца, любви, обречённой на НЕ взаимность чувств. Написано по закону жанра романса: с повтором первых строк, как бы возвращая слушателя в мир былых грёз, «мир чудес, растаявших в утренней дымке». Единственно, к чему можно было бы придраться – некоторая чрезмерная грусть, сквозящая через эти поэтические строки. Но это уже вопрос к музыкантам. В силах которых, несколько изменить, подправить тон и краски настроения произведения. ______________________________________ «Уютный плед из шерсти ламы ...» ( http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129328 ) Уютный плед из шерсти ламы Скучает в кресле у камина. Из близких он домашний самый, Ты не такой и в половину. Но ты придёшь, и я навстречу Вспорхну, счастливо улыбаясь. Ты даришь мне всего лишь вечер, Всего лишь ночь, такую малость. Зажжёшь камин, задёрнешь шторы И лепестками роз устелишь Ковра туркменского узоры, И нас закружит в карусели Тепла и ласки, и щемящей, Какой-то сладкой, нежной грусти. Тепло и ласка проходящи, А грусть так сразу не отпустит. И будут завтра плед и кресло Меня пленять, обняв за плечи, И будет день ненастно-пресным, Зато сегодня - Что за вечер! Огонь с вином играет в гранях На дне хрустального бокала ... Любовь добра, она не ранит, Её бывает просто мало. Женский романс. Теплота, ностальгические воспоминания о встречах с любимым. Реальная – вот-вот дОлжная случится, новая радостная встреча. Как это близко должно быть женской душе. Как эти минуты щемяще точно прописаны автором этого текста. Несколько статичная картина Гостиной – застыла пред нашими глазами. Всё ждёт Его. И даже, когда Он уже здесь – их отношения, движения - продолжают развиваться совсем не быстро. Нет. Не торопясь! Боясь спугнуть, нарушить то, что рождается – вот-вот – прямо сейчас – в тексте для нового Романса. И трудно не согласиться с автором этого текста – «Любовь добра, она не ранит, Её бывает просто мало» _______________________________________ Но вот мы подошли к Первому месту в нашей номинации. Победителем её и Лауреатом Конкурса стал текст «Куда уходит жизнь?» ( http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=127457 ) Куда уходит жизнь? Кто это скажет мне? И где приют годам моим усталым? Жизнь- капелька вина Уже на самом дне, Прекрасного вина на дне бокала. Луна глядит в окно, И звезды в облаках, Дым сигареты ввысь летит и тает. Я помню как вчера: В моей руке рука, И впереди жизнь без конца и края. Но время, как вода. Уже не возвратить Те клятвы перед дальнею дорогой. Куда бегут года? Все тоньше жизни нить ... Немного их осталось. Так немного. Написано легко и свободно. Музыка просто сама слышатся в тексте. Этот романс будет, как исповедь, как рассуждение о жизни, её смысле, о безвозвратности прекрасных минут былого счастья. Лёгкая ностальгия о прошлом. Грусть о прошедшей любви. Тонкой нитью в напевном повествовании сквозит тихая надежда жить с радостью воспоминаний. Очень мелодичный текст, можно сказать – находка для композитора, ищущего поэтическую основу для нового, интересного произведения. Остаётся только надеяться на скорую встречу их – этих вечных замечательных соратниц – Её величества – Музыки и Её Величества – Поэзии! Ну что ж на это также надеемся и все мы: – и члены Жюри этой, рассмотренной выше Номинации, и – надо думать – все Авторы, не побоявшиеся прислать свои работы на наш конкурс. То есть – все те, кто является ценителем, любителем, почитателем и страстным поклонником этого замечательного и, смело можно сказать, вечного жанра. Лирического Романса. А на этом Жюри конкурса «Тексты Романсов» прощаются с Вами, желают всем больших творческих удач и главное – всего того, что и даёт нам этот жанр – то есть – Любви, Красоты, Романтики и ощущения внутреннего Счастья! Борис Дрейдинк (обозреватель) Евгения Таубес Уваркина Ольга Сергей Куликов Всего Доброго! |
| Попал в шорт-лист и счастлив! Что ещё надо человеку! Спасибо жюри за огромный труд! С уважением, Лев. |
| Поскольку свою работу я с конкурса уже снял, то теперь анонимность совершенно ни к чему, и я, поблагодарив членов жюри этой номинации за добрые слова, сказанные о моих стихах, приглашаю всех, кому это интересно, послушать как звучит романс "Что за ночь за окном.." Это здесь: http://www.stihophone.ru/works.php?G=22&ID=7031 |
| Вадим! Я прослушал Ваш романс с большим удовольствием! Хорошие слова, нежная мелодия! Поздравляю с созданием Романса! |
| Спасибо, Лев! Я рад, что романс Вам понравился... С теплом, Вадим |
| Вот как! Не успел ,можно сказать конкурс закончиться, как уже произведение нашло свою вторую жизнь в реальном, звуковом пространстве!)) Замечательная музыкальная трактовка! Особенное впечатление – от мастерства вокалистки, исполнительницы Вашего романса! Ещё раз - примите поздравления с рождением замечательного музыкального произведения! |
| Спасибо жюри за огромную проделанную работу! И за оценку моего скромного текста романса «Ах, нет, люблю…» |
| Дорогая Надежда! Милая Красная Шапочка! Отметили Ваш романс! Прекрасно! Я очень рад за Вас! Мне он вполне понравился! Есть в нем искренние чувства! Будем ждать музыку! |
| От души спасибо, Лев, то бишь, Серый Волк! Сердечно поздравляю и Вас: у нас теперь общие шорты:)))! Романс у меня совсем малюсенький - меньше всех! Зато можно компенсировать большой музыкой, как написано в обзоре. :) Я ее слышу - осталось только записать... С любовью, Надежда |
| Уважаемые Борис, Евгения, Ольга и Сергей! Выражаю Вам глубокую и самую искреннюю признательность за самоотверженное выполнение большой и сложной работы в Жюри ОТКРЫТОГО литературного конкурса «О, Альпы и Рейн, и Дунай голубой!» Здоровья, Счастья, Успехов и Удач! С уважением, благодарный Лео |
| Cпасибо уважаемому Жюри за внимание и положительно высокую оценку ( назвали классическим!)моего грустного романса:) " Мы с тобою сердец половинки".Неожиданно приятно.Поздравляю всех победителей с заслуженной победой, и участников с таким интересным творческим событием, как наш конкурс.Всем дальнейших творческих удач! |
Нэйл | [16.06.2007 12:52:49] |
| Уважаемый Борис! Вы совершенно точно отметили существенную разницу между просто поэтическими текстами и текстами для песен. А такой лирический и сентиментальный жанр, как романс, безусловно, имеет свою специфику и среди песенных текстов. Романс не может быть перенасыщенным глубокими и сложными изгибами философистики и причудами экзотических ассоциаций, это ведь не рок :) Поэтому Ваши слова про гладкость и банальность (а точнее - простоту) - позволю себе отнести на счёт достоинств моего текста (не говори мне "нет"), а не недостатков :)) Спасибо за внимание к моей работе. |
| У Вас действительно хороший текст для романса. Мне он понравился с первого раза. Дерзайте в том же духе и всё будет получаться отлично! |
| Уважаемый Нэйл, возможно Вы и правы. А вообще - хотелось бы обратиться ко всем Авторам текстов Романсов – уверен, было бы крайне интересно для всех нас – услышать (буде таковые реализованы в музыке) – услышать Ваши стихи в их песенном формате. Ибо конечно, слияние музыки, вокала и текста – наверное и есть Главная цель их, текстов, рождения. С надеждой на новые творческие встречи! |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |