Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Буфет. Истории
за нашим столом
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СЧАСТЬЯ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Богданова Т.В. 
Тема:Западные формы, 3 этап ВКР-3. Сонетный ключ + загадка ронделя. Обзор и предварительные ИТОГИ.Ответить
   «Задача Поэзии - в том, чтоб ВОЗВЫШАТЬСЯ над Прозой»
   (автоцитата)
   
   
   «Поэзии не нужно пышных фраз
   И приторных эпитетов не нужно...»
   Лора Тасси
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=109402
   
   
   I. СОНЕТНЫЙ КЛЮЧ
   
   Уважаемые авторы, попробуем вместе с вами понять, зачем все же нужны сонеты и ТВЁРДЫЕ формы вообще. ТВЁРДЫЕ формы, конечно, должны быть как можно ТВЁРЖЕ, в этом их смысл и цель. Посему содержание сонета, ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СОНЕТНОМ КЛЮЧЕ, должно быть ясно и понятно читателю, рифмы должны быть точными, а ключ выражать действительное содержание сонета, т.е. быть своего рода афоризмом: сонет пишется ради КЛЮЧА!
   
   ПОЭТОМУ проанализируем представленные здесь произведения (в основном, сонеты) с точки зрения совершенства СОНЕТНОГО КЛЮЧА (или иначе – сонетного замкА), т.е. двух последних строк сонета, которые должны заключать основную мысль, как бы вывод из всего сонета или «ключ» к сонету (или замОк, замыкающий сонет. Но мне больше нравится термин «сонетный ключ», а не термин «сонетный замОк», т.к. «сонетный замОк» как бы «запирает» сонет вообще, делает его завершенным произведением, тогда как «сонетный ключ» дает (или ДОЛЖЕН ДАВАТЬ!) подлинный КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ сонета).
   
   ********************­********************­********************­******­
   
   1. ТЮРЬМА ДВОРЦА ДОЖЕЙ
   Автор: Инга Пидевич
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105558
   
   Венеция. Дожей дворец.
   За окнами – Гранде канал.
   Здесь залы – величья венец,
   Возвышенных душ идеал.
   
   А рядом есть дверца в подвал …
   Проходы низки и узки.
   Тут царствует страх – каннибал,
   Тут каменных камер мешки.
   
   Кто в горе на стены здесь лез?
   За что здесь держали ответ?
   Контраст этажей – жизни срез,
   Где рядом и темень, и свет.
   
   Венеция. Дожей дворец.
   Восторг в нём и ужас сердец …
   
   ______________
   
   Сонетный ключ:
   
   «Венеция. Дожей дворец.
   Восторг в нём и ужас сердец …»
   
   заключает основную мысль и основные эмоции сонета: восторг и ужас! Сонет афористичен, строг и отвечает канонам английского сонета.
   ______________
   
   
   2. Молодой рыцарь
   Автор: Андрей Царевский
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105561
   
   Запрячь коня и мчаться в битву смело,
   Как раз к горячей схватке подоспев,
   Излить клинком неугасимый гнев,
   Всё, что в душе боролось и кипело.
   
   И, победив, отважный, будто лев,
   Казнить врагов расчётливо – умело
   И услаждать расслабленное тело,
   Спеша под ласки пламенные дев.
   
   Лишь иногда, забывшийся во сне,
   Я вдруг задумаюсь, и страшно мне,
   Что новый враг, хитрее и моложе,
   
   Сумеет одолеть когда-нибудь,
   Стопой прижмёт слабеющую грудь
   И голову мою к трофеям сложит!
   05.09.06
   
   ______________
   
   Здесь сонетный ключ:
   
   «Стопой прижмёт слабеющую грудь
   И голову мою к трофеям сложит!»
   
   говорит о сознании обреченности лирического героя…
   
   ______________
   
   
   3. Кто там стоит
   Автор: Дин Бур
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105619
   
   Кто там стоит за пеленой дождя,
   Густого серого промозглого тумана
   Усталости, размолвок и обмана,
   Бессильной злости на саму себя?
   
   А, может тот, кто так влюблён в тебя,
   Быть может, тот, кто часто ночью снится,
   По ком тоскуется, тревожится, грустится?
   Ресницы мокрые. Да это от дождя...
   
   И дрогнула рука. Душа во мгле
   Летит неведомо куда. Ну почему же
   
   Нет на такой громадине - Земле
   Убежища двоим, кто так друг другу нужен.
   
   Темнеет. Дождь. Прохладно. Ужин на столе.
   И отражается окно в набухшей луже.
   
   ______________
   
   Последние две строки:
   
   «Темнеет. Дождь. Прохладно. Ужин на столе.
   И отражается окно в набухшей луже» -
   
   конечно, должны быть сонетным ключом… мне кажется, что надо было бы переставить местами строки:
   
   Темнеет. Дождь. Прохладно. Ужин на столе.
   И отражается окно в набухшей луже.
   И дрогнула рука. Душа во мгле
   
   Летит неведомо куда. Ну почему же
   Нет на такой громадине - Земле
   Убежища двоим, кто так друг другу нужен.
   
   
   Тогда бы сонетным ключом были строки:
   
   «Нет на такой громадине - Земле
   Убежища двоим, кто так друг другу нужен»,
   
   которые действительно выражают основную мысль и настроение сонета…
   
   ______________
   
   
   4. Дверь закрывается за человеком
   Автор: Вадим Соколов
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105634
   
   Дверь закрывается за человеком,
   Дверь, нараспашку открытая в прошлом,
   Ясное время становится сложным,
   Жизнь из любви становится адом.
   
   Тень человека, стоящего рядом,
   Только рукою почувствовать можно,
   Только рукою и то – осторожно,
   Тень – не твоя, раньше был – светом.
   
   Сумрак заполнил чувства и лица,
   Нету ни слова о том, что жалели,
   Так разливают, чтобы забыться,
   
   Так убивают, чтобы не пели…
   Солнце – во тьме, ему не светиться…
   За человеком захлопнулись двери.
   
   ______________
   
   Сонетный ключ:
   
   «Солнце – во тьме, ему не светиться…
   За человеком захлопнулись двери».
   
   Сумрак окутал душу…
   ______________
   
   
   5. Долгожданная осень!
   Автор: Юрий Юркий
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105663
   
   О, как я ждал прекрасных этих дней,
   Когда листва зарницей загорится,
   Берёзок порыжеют все косицы –
   Сезона листопада нет милей!
   
   Мне очень люб приход поры дождей,
   Отлёт на юг курлыкающей птицы,
   Опавший лист, что в воздухе кружится
   Душе навстречу радостной моей!
   
   Как, Осень, мне обнять тебя охота,
   Ведь, как подруга ждёт меня домой,
   Так ждал и я тебя два полных года.
   
   С плеч сброшу, как и ты, наряд я свой,
   Да здравствует желанная свобода!
   Прощай, Казарма! Здравствуй, Дембель мой!
   __________________
   
   Какая прелесть! Очарование иронии и самоиронии с очарованием светлой Осени!
   Сонетный ключ идеально выражает настроение автора:
   
   «Да здравствует желанная свобода!
   Прощай, Казарма! Здравствуй, Дембель мой!»
   
   __________________
   
   6. Ходит по полю туманная медведица...
   Автор: Елена Карелина (Геля Глядсхейм)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105684
   
   Ходит по полю туманная медведица,
   Ищет что-то.. Прошлое потеряно давно.
   На реке стоит заброшенная мельница.
   Холодает. Август. Листья рыбками на дно.
   
   Будет ночь пасти ноябрьские созвездия,
   Снегопад стелить по полю белое сукно…
   Огонек свечи в окошке дальнем светится,
   Ладо, как не ждать тебя… Жужжит веретено…
   
   Время до весны недолго, но не коротко…
   Шалопай-апрель и кот сосульки рушат с крыш,
   Ветер меж берез звучит, звенит, как колокол.
   
   Луг в цвету стоит малиново-лазоревом -
   Это лето… Небо цвета голубиных крыл,
   Солнце… Губы в землянике… Зацелованы...
   
   ______________
   
   Здесь сонетный ключ
   
   «Это лето… Небо цвета голубиных крыл,
   Солнце… Губы в землянике… Зацелованы...»
   
   весьма оптимистичен и поэтичен, несмотря на общее туманное настроение: «Ходит по полю туманная медведица»… Сонет хорош!
   
   ______________
   
   
   
   7. Солнечный сонет
   Автор: Леша Волшебник
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105888
   
   Смятенье пало; ветер тихо
   Играет павшею листвою.
   Как будто старою совою
   На ветке затаилось лихо.
   
   Змеится пылью шалый вихорь,
   И ярко-кислой головою
   Парит над жухлою травою
   Мираж из солнечного жмыха.
   
   Холодный воздух безмятежный,
   Качаясь, движется в безбрежье
   Так плавно, сладостной угодой,
   
   Что блажь овладевает мной.
   Я обретаю тот покой,
   Который наделен свободой.
   ______________
   
   Сонетный ключ
   
   «Я обретаю тот покой,
   Который наделен свободой»
   
   полностью соответствует солнечному настроению сонета!
   
   ______________
   
   
   8. СОНЕТ
   Автор: Елена Снежина
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105895
   
   …Затем, что правда – всё, затем, что всё – обман.
   К. Липскеров.
   
   Курильниц пряный дым не слышен в отдаленьи,
   И чистый зной небес лучится надо мной.
   Приди ж и ты сюда в загадочном томленьи,
   Затронь мою печаль серебряной струной.
   
   Мне падать – высоко, взлететь же – слишком низко.
   Лишь ветер в волосах подобен крыльям птиц,
   И музыка звучит распутной одалиской,
   Завязывая сны на кончиках ресниц.
   
   Не тайна для меня, что ты влюблён до дрожи
   В бездонность глаз моих, в укрытый шёлком стан
   И в первый звёздный луч на золотистой коже,
   И в рыжих кос моих клубящийся туман…
   
   Зачем же с каждым днём мой взгляд темней и строже?
   Затем, что правда – всё, затем, что всё – обман.
   ______________
   
   Сонетный ключ – почти по Шекспиру:
   
   «Зачем же с каждым днём мой взгляд темней и строже?
   Затем, что правда – всё, затем, что всё – обман».
   ______________
   
   
   9. В фанерном море, выкрашенном краской...
   Автор: Инна Мень
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105958
   
   * * *
   В фанерном море, выкрашенном краской,
   Бездушие фарфоровой луны
   Когда-то отразилось милой сказкой,
   Окутав пледом сонной пелены…
   
   Волна манила бархатом и лаской,
   Звала в свои фиалковые сны,
   И я в мечте тонула без опаски,
   Не ощущая боли от блесны…
   
   Спектакль закончился… Фонтан фиалок
   При свете оказался мелок, жалок,
   Из досок волны, пена - дерматин,
   
   Фальшивка неба, из фольги заплаты -
   Театр - абсурд, безумия палата,
   А кукольник - нетрезвый господин…
   
   _____________
   
   Сонетный ключ:
   
   «Театр - абсурд, безумия палата,
   А кукольник - нетрезвый господин…»
   
   К сожалению, у Инны получилось слишком уж темное царство. А ведь душа так просит света, тянется к теплу!
   
   Этим сонет Инны отличается от сонетов Шекспира. Ведь у Шекспира обязательно есть «луч света» даже в самом «темном царстве»! Этим он прекрасен и привлекает даже в переводе Маршака. Вот один из сонетов Шекспира (сравните его ключ – последние две строки- с ключом сонета Инны):
   
   Самуил Маршак
   http://www.kostyor.ru/poetry/marshak/?n=91&PHPSESSID=
   7dda277224e4c11a6779­952eb422eb51&PHPSESS­ID=7dda277224e4c11a6­779952eb422eb51­
   
   
   Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
   Достоинство, что просит подаянья,
   Над простотой глумящуюся ложь,
   Ничтожество в роскошном одеянье,
   
   И совершенству ложный приговор,
   И девственность, поруганную грубо,
   И неуместной почести позор,
   И мощь в плену у немощи беззубой
   
   И прямоту, что глупостью слывет,
   И глупость в маске мудреца, пророка,
   И вдохновения зажатый рот,
   И праведность на службе у порока.
   
   Все мерзостно, что вижу я вокруг,
   Но как тебя покинуть, милый друг!
   
   (Перевод сонета В. Шекспира)
   
   _____________
   
   10. СОНЕТ
   Автор: Дмитрий Тиме
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=106228
   
   Пленённый живостью воспоминанья,
   Произношу я имя Ваше вслух.
   И звуков тех простое сочетанье
   Мне сердце счастьем наполняет вдруг.
   
   Ваш образ возникает, как желанье.
   Он - всюду: здесь он, там он и вокруг...
   Но ускользает милое созданье
   Моей мечты от устремлённых рук.
   
   И оставляет в сердце огорченье.
   Я вновь один. И нету утешенья,
   И волшебства виденья больше нет...
   
   Лишь память сохранит, как заклинанье,
   До будущего нашего свиданья
   В душе моей подслушанный сонет.
   
   _____________
   
   И, несмотря на грусть: «Я вновь один. И нету утешенья, / И волшебства виденья больше нет...», сонетный ключ сохраняет надежду:
   
   «До будущего нашего свиданья
   В душе моей подслушанный сонет».
   
   _____________
   
   
   11. Сонет
   Автор: Андрей Баранов
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=106624
   
   Прекрасной Дамы чистый идеал
   я в женских лицах пристально искал,
   пытаясь разглядеть в бойницах глаз
   в страну иную потаенный лаз.
   
   В страну, где смерть – всего лишь сладкий сон,
   где сердце с сердцем бьется в унисон,
   где нет измен, и в святочную ночь
   никто из дома не уходит прочь.
   
   Друзья смеялись : "Полно, дуралей!
   Прекрасной Дамы нет среди людей!"
   Но, непонятной жаждою томим,
   я их не слушал, я не верил им.
   
   Пройдя по миру тысячу дорог,
   вот почему я здесь – у ваших ног.
   
   _____________
   
   Сонетный ключ:
   
   «Пройдя по миру тысячу дорог,
   вот почему я здесь – у ваших ног» -
   
   верность Прекрасной Даме!
   _____________
   
   12. Снег
   Автор: Игорь Ларионов
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=106638
   
   Снег холодный на сердце горячее.
   Пятый угол найти очень хочется.
   Моё счастье хромое, незрячее
   По ухабистой жизни волочится.
   
   Где живёт половинка судьбы моей,
   Что меня отыскать не торопится?
   Где же край одиноких ночей и дней,
   Что невидимым мусором копятся?
   
   Этот снег никогда не закончится,
   Моё сердце остынет, наверное…
   Время так быстротечно уносится
   За метелью порывистой северной…
   
   Мы со снегом гуляем по улице,
   Злое небо над городом хмурится…
   01.12.2005
   
   _____________
   
   Сонетный ключ:
   
   «Мы со снегом гуляем по улице,
   Злое небо над городом хмурится…» –
   
   и в целом картинка весьма неприятная из-за «злого неба» в сонетном ключе!
   
   _____________
   
   
   13. И вот я завершаю путь Земной
   Автор: Леонид Лещинский
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=106642
   
   И вот я завершаю путь Земной,
   Своих деяний подвожу итоги,
   Полощет жаром небо надо мной
   И содрогаюсь я под взглядом строгим.
   
   Вины не замечая за собой,
   Старался делать все как можно лучше,
   Так почему же так ворчит прибой
   И собираются над морем тучи.
   
   Есть в каждом поколении свой срок
   «И каждый век свои глаза имеет»,
   И преподносит нам судьба урок,
   И в небесах ее решенье зреет.
   
   Так было вечно на Земле и что же?
   Ведь на других я вовсе не похожий.
   _____________
   
   Сонетный ключ:
   
   «Так было вечно на Земле и что же?
   Ведь на других я вовсе не похожий».
   
   вызывает на раздумья… Здесь вспоминаются стихи Марины Цветаевой:
   
   «Идешь на меня похожий,
   Глаза устремляя вниз.
   Я их опускала - тоже!
   Прохожий, остановись!»
   
   Она считала далекого «прохожего» похожим на себя и этим оправдывала свое обращение к нему, это было оправданием ее просьбы к нему:
   
   «И кровь приливала к коже,
   И кудри мои вились...
   Я тоже была, прохожий!
   Прохожий, остановись!»
   
   Она считала себя «похожей», поэтому просила далёкого «прохожего»:
   
   «Но только не стой угрюмо,
   Главу опустив на грудь.
   Легко обо мне подумай,
   Легко обо мне забудь.
   
   Как луч тебя освещает!
   Ты весь в золотой пыли...
   - И пусть тебя не смущает
   Мой голос из-под земли.»
   
   А если автор «на других вовсе не похожий», может ли он рассчитывать на понимание других?
   
   И Есенин тоже мучился тем, «что все на свете повторимо»:
   
   «И потому, что я постиг
   Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,-
   Я говорю на каждый миг,
   Что все на свете повторимо.
   
   Не все ль равно - придет другой,
   Печаль ушедшего не сгложет,
   Оставленной и дорогой
   Пришедший лучше песню сложит.»
   
   И всё же:
   
   «И, песне внемля в тишине,
   Любимая с другим любимым,
   Быть может, вспомнит обо мне,
   Как о цветке неповторимом».
   
   Поэт – это «цветок неповторимый», хотя и «похожий» на другие «цветы людей»…
   
   Мы все, конечно, похожи на других людей, на других поэтов, ибо и мотивы в стихах у всех нас так похожи! Хотя очень хочется быть неповторимым, но этого добиться сложно в поэзии, как и во всяком ином творчестве.
   _______________
   
   
   14. Век Пастернака (отрывок из венка сонетов)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=106731
   Автор: Марк Луцкий
   
   1
   Бурлящий юбилейный век
   Войдет в историю двадцатым,
   В нем будет жалок человек,
   В нем не спасут щиты и латы.
   
   Предъявит он жестокий чек,
   Потребует такой оплаты,
   Что даже царские палаты
   Падут на петроградский снег.
   
   И развернутся перед нами
   Картины яростных атак.
   Скуластый мальчик Пастернак
   Глядит огромными глазами.
   
   И век сквозь лихолетий дали
   Открыть готов свои скрижали.
   
   Продолжение венка сонетов см. ниже, под первым сонетом в разделе "Рецензия" или полностью - на моей авторской странице http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=17&luid=4839
   Произведение №108
   ______________
   
   
   Интересно проанализировать ключи сонетов из данного «венка»:
   1.
   И век сквозь лихолетий дали
   Открыть готов свои скрижали.
   2.
   Век начинает свой разбег
   Рожденьем будущих калек.
   3.
   Еще ипритом не пугали
   И посвистом свинца и стали.
   4.
   И под эгидой картотек
   Стихи в тиши библиотек.
   5.
   Увы, привычные печали
   Покоем прежним не дышали.
   6.
   Кончалась жизнь в блестящем зале,
   Альтернатива – жизнь в подвале.
   7.
   Как в бездне тонущий спардек,
   Со смертью взапуски забег.
   8.
   И продолжал собою быть.
   Теченье мысли не убить.
   9.
   И в жутких снах земля пылала,
   Еще такого не бывало.
   10.
   Какое выдержит забрало
   Разящий взмах руки с кинжалом!
   11.
   Свеча горит! И стоит жить!
   Не в силах жертву сокрушить.
   12.
   И это – не обычный шаг,
   А мужество – бессмертья знак.
   13.
   В несчетный раз – художник-враг,
   Который светит, как маяк.
   14.
   Ведь их зачислил в свой отсек
   Бурлящий юбилейный век
   15. Магистрал.
   А мужество – бессмертья знак,
   Который светит, как маяк.
   
   ______________
   
   Мне кажется, из этих «сонетных ключей» тоже можно составить микропоэму…
   
   Это уже не первый «венок», который Марк представляет на конкурс. Глубокое философское содержание в нем, как и в предыдущем «венке», посвященном Галичу (Плач по Галичу (отрывок из венка сонетов)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86629&pid=122)
   сочетается с неправильной формой сонета (абаб, абба, вггв, дд), которая чередуется по всему венку с формой (абаб, абба, вгвг, дд).
   
   Конечно, можно было бы просто поздравить Марка с такой творческой плодовитостью и по-хорошему позавидовать ему!
   
   Однако кому много дано, с того много и спрашивается! Поэтому, если быть совершенно искренней, должна признать, что мне бы ОЧЕНЬ хотелось увидеть «венок» Марка Луцкого, составленный из «настоящих» сонетов (французских или итальянских), при этом написанный по все правилам. Ведь Марк, безусловно, может подарить нам самый настоящий, совершенный «венок», если мы его очень попросим об этом!
   
   ______________
   
   15. КЛАССИЧЕСКАЯ РОЗА
   Автор: Елена Пышенкина
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=107626
   
   Из цикла «Мои фиалки»
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74425&pid=45
   ....................­..........­ Классическая роза – сорт узамбарской фиалки
   
   Мне говорят, что без шипов нет розы,
   Что путь тернист к нездешней красоте.
   Страданья, боль, сомнения и слёзы
   Порой туда сопровождают, где
   
   Находят воплощенье наши грёзы.
   Там всё сообразно твоей мечте…
   Вдруг засуха иль сильные морозы
   Без пламени сжигают розы те.
   
   А у меня вам не страшны невзгоды.
   И ни к чему охрана из шипов.
   Как безграничны чудеса природы!
   
   Фиалки лист с цветком из вещих снов.
   На высоте вибрирующей ноты
   Звук восхищенья. И не нужно слов.
   ______________
   
   Прелестный сонет о прелестном цветке! Хотя надо заметить, что в сонетах каждый катрен должен заключать законченную мысль. Настоящие сонеты самой своей формой призваны быть кратки, афористичны, побуждать автора мыслить четко и ясно, излагая свои мысли в строгой и прекрасной форме.
   И последние строки сонета Елены соответствуют этому требованию. Сонетный ключ данного сонета:
   
   «На высоте вибрирующей ноты
   Звук восхищенья. И не нужно слов».
   
   соответствует высоким требованиям, предъявляемым к сонетам.
   
   ______________
   
   16. ПОКУДА ТРУПЫ НЕ СМЕРДЯТ…
   Автор: А. Невишневский
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=108536
   
   - «На три дня город отдан вам,
   В обозе пятые колонны!».
   Кто разберёт, чьи слышны стоны
   И чьим так тяжко головам?
   
   В поту, в грязи, опять в крови,
   Дав разгуляться дикой злобе,
   Такими не были в утробе,
   Наутро знаем толк в любви!
   
   В обозе пятые колонны!
   Кто разберёт, чьи слышны стоны?
   Наутро мы красоток холим.
   
   Покуда трупы не смердят,
   Красоток больше не неволим,
   А срок придёт, - ещё родят.
   
   03-04.10.2006
   
   ______________
   
   Надо отметить, что общее настроение сонета не слишком симпатично мне лично, но я попробую все же проанализировать данное произведение с точки зрения сонетного ключа.
   
   Здесь, как мне представляется, строки составлены не совсем верно, т.к. сонетный ключ «Красоток больше не неволим, /А срок придёт, - ещё родят» - не выражает кратко основную мысль сонета. Если же попробовать переставить строки, то получится, например, так:
   
   - «На три дня город отдан вам,
   В обозе пятые колонны!».
   Кто разберёт, чьи слышны стоны
   И чьим так тяжко головам?
   
   В поту, в грязи, опять в крови,
   Дав разгуляться дикой злобе,
   Такими не были в утробе,
   Наутро знаем толк в любви!
   
   Наутро мы красоток холим…
   Красоток больше не неволим,
   А срок придёт, - ещё родят…
   
   В обозе пятые колонны!
   Кто разберёт, чьи слышны стоны,
   Покуда трупы не смердят?
   
   В таком варианте сонетный ключ, как мне кажется, больше выражает основную мысль и основные эмоции сонета:
   
   «Кто разберёт, чьи слышны стоны,
   Покуда трупы не смердят?»
   
   ______________
   
   17. Сонет
   Автор: Елена Виноградова
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=108575
   
   Всю ночь напрасно теплилась лучина...
   Вползал в окошко заспанный рассвет,
   Сложить пыталась для тебя сонет,
   Слова не шли - в строкАх одна кручина.
   
   Писать тебе - сей путь не безопасен.
   Слагать сонет должна не я, а ты.
   Но не дарить же, право, мне цветы,
   Чтобы сказать о том, как ты прекрасен.
   
   Как Аполлон, прекрасен ты, мой милый.
   Глаза в глаза так трудно объяснять,
   Как я люблю и как хочу обнять,
   Твоею наслаждаясь силой.
   
   Мой милый друг! Слагая сей сонет,
   Надеюсь получить "Люблю" в ответ.
   
   ______________
   
   Сонетный ключ:
   
   «Мой милый друг! Слагая сей сонет,
   Надеюсь получить "Люблю" в ответ» -
   
   говорит о сентиментальности и наивности лирической героини…
   
   ______________
   
   18. Марсий
   Автор: Игорь Лукшт
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=108789
   
   Где медных солнц кочуют колесницы,
   Чертя по небу огненный изгиб,
   Где гор истресканы кряжи, и где б погиб
   От зноя путник без глотка сырой водицы,
   
   Я коз пасу. Протяжный посвист птицы
   И звон травы, и моря мерный всхлип
   Там за холмом, звезда и шепот рыб –
   Все в звук свирели хочет претворится.
   
   Как смею в многоцветный голос мира,
   Где торжествует Аполлона-бога лира,
   Вплетать рожок, по-варварски простой?
   
   Душой бы прозвенеть степи полынной…
   А там – на скудный камень, охру глины
   Лечь кожей Марсия горячей, кровяной.
   
   ______________
   
   Сонет посвящен известному древнегреческому мифу о соревновании бога Аполлона с Марсием:.
   ***
   ПРИМЕЧАНИЕ:
   Марсий - сатир, лучше всех игравший на флейте.
   http://www.hellados.ru/texts/marsias.php
   
   Однажды, блуждая по полям Фригии, сатир Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:
   - Пусть же жестоко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту!
   Ничего не зная о словах Афины, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание. Аполлон принял вызов и явился с кифарой в прекрасных руках.
   Как ни была хороша игра Марсия, но разве мог он, житель лесов и полей, извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный дерзостью Марсия, он велел подвесить за руки несчастного и содрать с него живого кожу. Так жестоко поплатился Марсий за свою гордость.
   А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.
   ***
   Конечно, данный миф, как и многие сказки и мифы, достаточно жесток.
   Однако все же сонетный ключ данного сонета
   
   “А там – на скудный камень, охру глины
   Лечь кожей Марсия горячей, кровяной” -
   
   представляется мне слишком жестким и недостаточно поэтичным.
   
   ______________
   
   
   19. ave, сaesar
   Автор: Нэйл
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=109046
   
   «не мир принёс я вам, но parker»
   (автоцитата)
   
   приветствуют тебя, идущего на смерть
   рожденные для славы мира легионы
   грядущие в века из будущего оно
   чрез поприща небес распластанную твердь
   
   предсказанным путем движения звезды
   вписавшего судьбу в арены квадратуру
   прошедшие огонь ряды твоих центурий
   и воды красных рек, спалившие мосты
   
   пьянящим ликованьем алчущих трибун
   и шепотом измен пронзающая бездарь
   альтернативы нет – aut nihil, aut сaesar
   алеющий рассвет души последний бунт
   
   и вечность у ворот, принадлежа по праву
   божественному радуется – ave, Caesar, ave!
   .
   
   ______________
   
   Отметив удачный сонетный ключ данного сонета «и вечность у ворот, принадлежа по праву / божественному радуется – ave, Caesar, ave!», все же хочется выразить пожелание: в твердых формах желательно и даже СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМО (!) ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, чтобы форма была все же потверже.
   
   ______________
   
   20. Поэзии не надо лишних слов...
   Автор: Лора Тасси
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=109402
   
   Поэзии не надо лишних слов:
   Она живет загадкою своею,
   Как лист кленовый - в липовой аллее,
   Незыблемый с течением веков...
   
   Поэзии не нужно пышных фраз
   И приторных эпитетов не нужно...
   Горит свеча. Горит и ночью вьюжной,
   И на рассвете, в первый росный час...
   
   Не меркнет Слова юная краса,
   Что тайна, если всё - душа и тело,
   Пока стихами полнится – нетленно,
   Хотя зовут поэтов небеса…
   
   И новых слов замрет живая вязь,
   Чем проще, тем сильнее становясь.
   
   ______________
   
   Сонетный ключ
   
   «И новых слов замрет живая вязь,
   Чем проще, тем сильнее становясь»
   
   - сильно сказано! Однако в третьем катрене не слишком точна рифма «тело-нетленно», а ведь в твердых формах рифмы особенно важны для более сильного звучания и бОльшей твердости.
   Хотя с содержанием сонета я практически согласна, и у меня были когда-то аналогичные стихи (правда, написанные совершенно в другом стиле). Все же приведу их здесь:
   
   СЛОВА
   (из цикла «Не выплакать»
   http://www.stihi.ru/poems/2002/11/11-614.html)
   
   Я не расталкиваю всех локтями,
   Не тороплюсь.
   Иду спокойно.
   Я успею.
   Слова так много значат,
   Что даже половину их отбрось -
   Останется достаточно для песен.
   Согнувшись,
   Сгорбившись,
   Ссутулясь,
   Слова по жизни, шаркая, идут,
   Гнусавя, скрежеща зубами, шепелявя,
   Они нас к истине по-своему влекут,
   Мы ищем истину в словах.
   В игре случайных
   Словосочетаний.
   В намеках, недосказанных, полузабытых преданиях.
   А жизнь?
   Любовь и счастье?
   И служенье людям?
   Неужто это - лишь слова?
   Пустые?
   
   ***********
   
   Однако некоторые поэты используют и пышные фразы, и «лишние» слова, и пишут оды своим любимым… Ведь душа поэта полна эмоций и… слов… Кто осудит Поэта за «лишнее» слово?
   ______________
   
   21. В алькове
   Автор: Северинка
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=109543
   
   …А я навстречу солнечной весне
   лечу, раскинув руки, в полумраке
   на чистокровном чутком аргамаке,
   в волнующем, зовущем полусне…
   
   Но сквозь азарт, сквозь скорость, сквозь полет
   доносится негромкий треск камина,
   щекочет ноздри терпкий запах джина,
   и шелестит чуть слышно переплет
   
   старинной книги, что листаешь ты,
   вишневую докуривая трубку…
   И делая реальности уступку,
   я пробираюсь к яви сквозь пласты
   
   видений, чтоб почувствовать спиной
   тебя, склонившегося надо мной...
   
   ______________
   
   «Ключ» данного сонета: «чтоб почувствовать спиной / тебя, склонившегося надо мной...» - выражает ощущения лирической героини, находящейся « в алькове» и мечтающей о любимом...
   ______________
   
   
   22. АКРОСОНЕТ СЕБЕ
   Автор: Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=109933
   
   Любовь моя – слетевший с неба стих!
   Еловый запах – ветра дуновенье.
   Восторгом переполнено мгновенье,
   Лелея сердца голос, что не стих.
   Единственности выбор я постиг:
   Остановившее благоговенье.
   Гитара чувств не выпадет в забвенье.
   Идиллия так жаждет слов простых!
   Моя судьба – благословленье истин!
   Едва забрезжит призрак твой, таинствен,
   Ловлю душой немыслимую даль.
   Зари творений мудрое свеченье,
   О провидение, мне веру дай,
   Надежды лик, столь трепетно священный!
   
   
   ______________
   
   Оригинальна форма – акросонет, интересен ключ сонета:
   
   «О провидение, мне веру дай,
   Надежды лик, столь трепетно священный!»
   
   (вспомнить бы здесь слова Лоры Тасси: «Поэзии не нужно пышных фраз / И приторных эпитетов не нужно...»)
   
   ______________
   
   
   23. ТОСКА (сонет №14) из стихов моего спаниеля Дюка
   Автор: Владимир Безладнов
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=110196
   
   Тоскливый, как дожди, период межсезонья!
   Лежу… пишу стихи… на утренней заре
   Читаю их друзьям, которые, спросонья,
   Вполуха слушают, гуляя во дворе…
   
   Потом опять лежу… слоняюсь по квартире…
   Бубню, через губу, очередной сонет…
   (Что делать, господа?! – в собачьем нашем мире
   Я признан, как весьма талантливый поэт)...
   
   Зайду к Хозяину… на языке собачьем
   Прочту любую чушь, что в голову придет…
   Он поломается, немного озадачен,
   Но, все же, на людской стихи переведет…
   
   И вновь уткнет свой нос в рутинную работу…
   Скорее бы сезон!.. Скорей бы на охоту!
   
   ©Владимир Безладнов, 2006 г. Саров.
   
   ______________
   
   Бездна юмора и иронии!
   Ключ сонета
   «И вновь уткнет свой нос в рутинную работу…
   Скорее бы сезон!.. Скорей бы на охоту!»
   
   Искреннее стремление к юмору и иронии позволило автору создать чУдное произведение!
   
   ______________
   
   24. Лучше сделать и пожалеть (сонет)
   Автор: Виталия Чагина
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=110256
   
   Лучше сделать и пожалеть,
   Чем не сделать: ушиб реален.
   Если хронику не болеть,
   Он утонет во мраке спален.
   
   Душу – в клочья, вдребезги, на
   Катаклизмы противоречий.
   И в последней капле вина –
   Ворох брани любых наречий.
   
   Но, глотая гитарный риф,
   Разрываясь на брызги, части, -
   Замыкаюсь в прекрасный миф
   Единения и участья.
   
   И в огне твоем не горю.
   И за это – благодарю!
   ______________
   
   Сонет весьма строг и афористичен, даже немного слишком строг, на мой взгляд…
   Сонетный ключ
   
   «И в огне твоем не горю.
   И за это – благодарю!» -
   
   все же представляется несколько суховатым.
   ______________
   
   25. Три сонета
   Автор: Сутаник
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=110331
   
   Я губы прекрасные славлю,
   И им посвящаю сонет.
   Я сердце на карту поставлю,
   Что лучше в природе их нет.
   В них так хороши очертанья,
   Их хоть на картинах рисуй,
   И вместо простого признанья
   Им нужно дарить поцелуй.
   Я падаю в изнеможении.
   В них вкус всех запретных плодов.
   Они и восторг, и забвенье.
   Я многое в жизни готов
   Отдать за такое мгновение…
   А, впрочем, не много ли слов?!
   
   
   
   Туман волос спадал чуть дымен.
   Струился завиток, как над костром огонь.
   И мне хотелось задержать над ними
   Свою чуть-чуть дрожащую ладонь.
   Они мягки, как травы луговые.
   Они пахучи, как цветы весной.
   И по плечам рассыпаны живые
   Волной приливною, волной речной.
   Я трепещу, я весь немею.
   Их шелк воздушен, невесом.
   Я тронуть их почти не смею.
   Быть может это дивный сон?
   От них теплом и светом веет.
   Я ими просто покорён.
   
   
   Пою глазам твоим сонет.
   В них сказочный, манящий свет.
   В них моря цвет и глубина.
   В них нет конца и нету дна.
   Как только в них я загляну,
   Так сразу же иду ко дну.
   В них я ищу свои следы,
   А вижу, как цветут сады.
   Без этих глаз теперь мне не прожить.
   Я не могу их сердцем не любить.
   Мне не найти сильнее, ярче слов,
   Ведь только в них основа всех основ.
   И в их бездонной глубине, на дне её
   Я сердце сразу утопил своё.
   
   ______________
   
   Сонеты неплохие, образы поэтичные, но по условиям конкурса можно представить только одно произведение. Кроме того, длина строк не выдержана (и это получились не совсем сонеты). Автору надо еще поработать над собой.
   
   ______________
   
   
   26. ***
   Автор: Татьяна Юргенсон
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=110368
   
   Вот уж и ветер, плененный весною,
   Приносит невнятные духа томленья.
   И прорастающие волненья
   Накатывают волна за волною.
   
   Предчувствие ломки и воскрешенья -
   Пока только отсвет будущей драмы -
   Росточков любви и саванны обманов,
   Воздух которой - опустошенье.
   Но люди, прокованные морозом,
   Устали от белого снега сиянья
   И превратились в одно - ожиданье
   Весны, согласившись на слезы.
   
   Увы, неизбежны и грязь, и ненастье,
   Но что греет лучше надежды на счастье?
   
   ______________
   
   Татьяна сделала попытку написать сонет, но пока у нее не очень получается. Длина строк и ритм не выдержаны.
   Возможно, надо было бы поработать над первой строфой сонета (она так же важна, как и ключ). Например, написать так:
   
   И вот уже ветер, плененный весною,
   Приносит невнятные духа томленья,
   И вновь проросли все былые волненья,
   И вновь накатили – волна за волною.
   
   
   Хотя сонетный ключ получился интересным:
   
   «Увы, неизбежны и грязь, и ненастье,
   Но что греет лучше надежды на счастье?»
   
   ______________
   
   
   27. И - Сонет
   Автор: Марина Мануйлова (astra)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=111216
   
   Источена душа сомненьем
   Истерзана любовью тщетно!
   Искать пути к выздоровленью
   Или, болея, слыть поэтом?
   
   И день, и ночь стихи слагая,
   Измучить в поиске рифм разум?
   Изобрести ль лекарство разом -
   Изгнать любовь, изнемогая?
   
   Испепелить строкой верлибра
   Изысканную блажь сонета?
   Игривости отставить выбор:
   Иной ритм навязать куплетам!
   
   Известно, что любовь – игра!
   Извлечь из сердца боль пора!
   
   
   ______________
   
   Интересен замысел автора – все строки начинаются с «и».
   Но все же не выдержана форма: абаб, вггв, деде, жж. Первые три строфы все же лучше писать единообразно. И ритмика также несколько страдает. Сочетание «рифм разум» несколько тяжеловато, как и строка «иной ритм навязать куплетам».
   Сонетный ключ также несколько банален:
   
   «Известно, что любовь – игра!
   Извлечь из сердца боль пора!»
   
   Оригинальности хотелось бы не только в форме, но и в содержании.
   
   ______________
   
   28. «Весы судьбы на ржавом коромысле…»
   Автор: Виктор Батраченко
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=111233
   
   * * *
   Весы судьбы на ржавом коромысле,
   Покачиваясь, так безбожно врут…
   Часы судьбы, не торопясь, идут…
   Дожди косые впереди повисли…
   
   Назад взгляни и о былом помысли,
   И повинись, что резок был и крут,
   И веселился, как бездарный шут,
   Не маскируя дефицита мысли…
   
   На самом деле, никаких весов
   Судьбы, бесстрастен ход часов,
   Всё так обыденно, всё так инерционно.
   Земле с орбиты не дано свернуть,
   
   Зачем же я, свой выбирая путь,
   Кружу по ней кругами обречённо?
   29.3.06.
   
   ______________
   
   Сонетный ключ интересен:
   
   «Зачем же я, свой выбирая путь,
   Кружу по ней кругами обречённо?»
   
   
   Однако рифмы «коромысле-повисли»,­ «помысли-мысли» как-то не слишком «смотрятся» в сонете, на мой взгляд.
   Не кажется, можно было бы найти и другие рифмы, что украсило бы сонет. Например, написать так:
   
   Весы судьбы на ржавом коромысле,
   Покачиваясь, так безбожно врут…
   Дожди косые виснут, не идут,
   И срок моей судьбы давно исчислен,
   
   ______________
   
   
   29. Под небом Италии (итальянский сонет)
   Автор: Игорь Б.Бурдонов
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=111917
   
   Где-то под небом Италии
   Есть город, которого нет.
   Ни улиц, ни стен, и так далее:
   Один только воздух и свет.
   
   Великие здесь не бывали:
   Ни шпага, ни меч, ни стилет,
   Художники не рисовали,
   И Данте не трогал сонет.
   
   Я мог бы здесь жить на природе:
   Рассвет италийский встречать,
   Фонтан провести в огороде,
   Забор крепостной починять.
   И хоть не великий я вроде,
   Но тоже мог кем-нибудь стать.
   
   16 октября 2006
   
   ______________
   
   Сонетный ключ
   
   «И хоть не великий я вроде,
   Но тоже мог кем-нибудь стать»
   
   Италия, пожалуй, вся исхожена художниками и поэтами. Там, кажется, каждый огород воспет каким-нибудь поэтом, пусть «не великим.. вроде», но все же САМИМ Игорем Б. Бурдоновым! :) : )
   ______________
   
   
   
   
   
   ********************­********************­********************­*­
   
   
   II. ЗАГАДКА РОНДЕЛЯ
   
   Рассмотрим представленное на конкурс произведение под названием: «Рондо, рондель и сонет»
   
   Рондо, рондель и сонет
   Автор: Аксель
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=108670
   
   В краю, где даже летом нет тепла,
   О чем писать? Вчера метель мела,
   Снег падал, как на горном перевале!
   Но утром мы, Марцелл, не горевали:
   Открылась даль нам, высока, светла.
   
   Река застывшая была белым-бела.
   А милый Пад увижу я едва ли...
   Днем должное мы павшим воздавали,
   В краю, где даже летом нет тепла.
   
   Растет здесь одинокая ветла -
   Их божеством забытая метла.
   Мне чудится в ней некий знак печали,
   Ведь я в конце пути, а не в начале,
   Здесь факел жизни догорит дотла,
   В краю, где даже летом нет тепла...
   
   
   Она - прелестнейшая, милая особа,
   И у нее достойнейшая стать,
   Заворожит и чудака, и жлоба,
   И сноба, поминающего мать.
   
   Ах, двигается как она особо!
   Кто может грациозно так ступать?!
   О, я готов стеречь ее до гроба!
   Дорогу к ней пусть позабудет тать!
   
   Наездника раздетого таская,
   Она в реке купается, нагая,
   Потом взыграв, показывает тыл;
   
   Волос трясет величественной гривой
   И иноходью томною, игривой
   Спешит в табун - и след ее простыл.
   
   
   В одеждах вздохов и теней
   Она спешит к шатру желаний,
   Изящнее пугливой лани,
   Пантеры яростной темней.
   
   Кто из богинь сравнится с ней?
   Страстна, скромна, подстать Диане,
   В одеждах вздохов и теней,
   Она спешит к шатру желаний
   
   По лестнице ночей и дней,
   Меж сном и дремою на грани,
   Полна несбыточных мечтаний,
   В неясных сполохах огней,
   В одеждах вздохов и теней.
   
   
   В один прекрасный день, заветный час
   Без гнева, слез и без трескучих фраз
   Седое Время вынесет сужденье
   О тех, кто светом был, а кто - лишь тенью,
   И выставит нас, грешных, напоказ.
   
   Вот это будет пиршество для глаз!
   Известны станут наши заблужденья,
   Страстишек и страстей хитросплетенья,
   В один прекрасный день, заветный час.
   
   Не пощадит седое Время нас,
   Но будут ли читать его рассказ
   И будет ли тогда возможным чтенье
   Для вас, потомки, ждущие рожденья?
   Что, если мы погубим прежде вас,
   В один прекрасный день, заветный час?
   
   
   Я не пишу, скорее брежу,
   И всё пошло куда-то прахом,
   Всё перепуталось, и Тежу
   Преобразилась тихо в Тахо.
   
   Простите старого невежу
   С его маразмами и страхом -
   Я не пишу, скорее брежу,
   И всё пошло куда-то прахом.
   
   Скачу кругами по манежу,
   Успех венчая полным крахом.
   Не Маас - Мёза там, за шляхом,
   Ведущим из Намюра к Льежу.
   Я не пишу, скорее брежу.
   
   ______________
   
   Здесь, как мне кажется, автор несколько искусственно объединил несколько произведений, как указано в названии, написанных в разных формах: Рондо, рондель и сонет. По условиям конкурса, это произведение не может быть принято к рассмотрению, как конкурсное. Однако интересно разделить его на составляющие. Ведь весьма вероятно, что автор специально представил такое «ассорти», чтобы проверить компетентность обозревателя.
   
   Должна признать, он задал мне трудную задачу. Но да поможет мне Господь Бог и Интернет!
   
   Начнем с того, что выделим сонет.
   
   1. СОНЕТ
   
   Сонет Акселя
   
   Она - прелестнейшая, милая особа,
   И у нее достойнейшая стать,
   Заворожит и чудака, и жлоба,
   И сноба, поминающего мать.
   
   Ах, двигается как она особо!
   Кто может грациозно так ступать?!
   О, я готов стеречь ее до гроба!
   Дорогу к ней пусть позабудет тать!
   
   Наездника раздетого таская,
   Она в реке купается, нагая,
   Потом взыграв, показывает тыл;
   
   Волос трясет величественной гривой
   И иноходью томною, игривой
   Спешит в табун - и след ее простыл.
   
   ***
   
   Сонетный ключ
   
   «И иноходью томною, игривой
   Спешит в табун - и след ее простыл» -
   
   говорит о том, что лирическая героиня – лошадь.
   
   ********************­***********­
   2. РОНДО
   
   СПРАВКА:
   Рондо имеет несколько определений и толкований.
   
   1) Из Литературной энциклопедии:
   http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-0452.htm
   
   РОНДО [франц. rondeau, старо-франц. rondel, старо-провансальское­ redondel] — форма строфы, возникшая во французской лирике XIII—XIV вв. и представляющая собой куртуазное преломление структуры народной плясовой песни с запевом и припевом. В своей наиболее архаической форме Р. состоит из 8 стихов, с двумя рифмами и с повторяющимися строками по схеме: «ABa Aab AB» (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки, строчными — рифмы). Эта форма носит название «одиночного Р.» (rondel single) и ложится в основу позднейшего триолета (см.). Дальнейшее осложнение формы достигается путем расширения строфы (до 14 стихов с сохранением тех же двух рифм) или расширения запева; так создаются R. quatrain, R. double; последняя форма вытесняет все остальные и сохраняется во французской поэзии вплоть до романтиков (А. де Мюссе). В русской поэзии Р. прививается слабо, встречаясь изредка как подражательная форма, стилизация. Приводим образец Р. позднейшей формы в русской поэзии:
   Кто сожалеет о прекрасных днях,
   Мелькнувших быстро, тот печаль лелеет
   В дневных раздумьях и в ночных слезах;
   Былое счастье мило и в мечтах
   И память поцелуев нежно греет.
   Но о случайном ветерке, что веет
   Весенним вечером в речных кустах
   И нежит нас, свевая пыльный прах,
   Кто сожалеет?
   Земное меркнет в неземных лучах,
   Пред райской радостью любовь бледнеет,
   Меж избранных нет места тем, о снах
   Кто сожалеет!
   (В. Брюсов, Oblata, сб. «Опыты», М. 1918).
   
   2) РОНДО (http://rifma.com.ru/Poetic-11.htm , http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm#2 )(франц. rondeau – круг) – твёрдая форма; стихотворение, в котором в каждой строфе повторяется одна и та же строка, являющаяся в тоже время и началом стихотворения. Популярно в поэзии барокко и рококо, где состоит из 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). В русской поэзии рондо трактуется более свободно.
   Не лучше ль умереть, ты часто рассуждаешь,
   Успехов в чём-нибудь когда не обретёшь;
   И часто говоришь: возможно ли терпеть?
   Не лучше ль умереть?
   (А.А. Ржевский)
   ***
   Еще пример:
   
   В начале лета, юностью одета,
   Земля не ждёт весеннего привета,
   Но бережёт погожих, тёплых дней,
   Но расточительная, всё пышней
   Она цветёт, лобзанием согрета.
   
   И ей не страшно, что далёко где-то
   Конец таится радостных лучей,
   И что недаром плакал соловей
   В начале лета.
   
   Не так осенней нежности примета:
   Как набожный скупец, улыбки света
   Она сбирает жадно, перед ней
   Не долог путь до комнатных огней,
   И не найти вернейшего обета
   В начале лета.
   
   (М.А.Кузмин)
   ********************­***********­***********************
   
   Аксель использует рондо во 2-м его значении – твердая стихотворная форма из 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки).:
   
   
   1-е рондо Акселя
   
   В краю, где даже летом нет тепла,
   О чем писать? Вчера метель мела,
   Снег падал, как на горном перевале!
   Но утром мы, Марцелл, не горевали:
   Открылась даль нам, высока, светла.
   
   Река застывшая была белым-бела.
   А милый Пад увижу я едва ли...
   Днем должное мы павшим воздавали,
   В краю, где даже летом нет тепла.
   
   Растет здесь одинокая ветла -
   Их божеством забытая метла.
   Мне чудится в ней некий знак печали,
   Ведь я в конце пути, а не в начале,
   Здесь факел жизни догорит дотла,
   В краю, где даже летом нет тепла...
   
   ***
   
   
   2-е рондо Акселя
   
   В один прекрасный день, заветный час
   Без гнева, слез и без трескучих фраз
   Седое Время вынесет сужденье
   О тех, кто светом был, а кто - лишь тенью,
   И выставит нас, грешных, напоказ.
   
   Вот это будет пиршество для глаз!
   Известны станут наши заблужденья,
   Страстишек и страстей хитросплетенья,
   В один прекрасный день, заветный час.
   
   Не пощадит седое Время нас,
   Но будут ли читать его рассказ
   И будет ли тогда возможным чтенье
   Для вас, потомки, ждущие рожденья?
   Что, если мы погубим прежде вас,
   В один прекрасный день, заветный час?
   
   ***
   
   3. Рондель – один из вариантов рондо (в его 1-м значении, см. выше).
   
   СПРАВКА: Образец жанра, найденный мной в Интернете:
   
   Луг без эльфов зеленеет. /рондель/
   http://www.mecm.info/clients/Luchenko.nsf/
   a750d1008619eed74225­6d67002660fe/4e5fc76­80eae958ac2256f93004­d451e?OpenDocument­
   
   Луг без эльфов зеленеет,
   Что же, сердце, стонешь ты,
   Среди мира суеты?
   Мир в покое не коснеет.
   
   Ветер пусть печаль развеет,
   Гонят прочь тоску цветы.
   Луг без эльфов зеленеет,
   Что же, сердце, стонешь ты?
   
   Там рассвет уже алеет,
   Полон дивной красоты,
   Дарит новые мечты.
   Только сердце холодеет.
   
   Луг без эльфов зеленеет.
   ©2005 Автор: Евгений Иванов
   
   ********************­*******­
   
   1-й рондель Акселя
   
   В одеждах вздохов и теней
   Она спешит к шатру желаний,
   Изящнее пугливой лани,
   Пантеры яростной темней.
   
   Кто из богинь сравнится с ней?
   Страстна, скромна, подстать Диане,
   В одеждах вздохов и теней,
   Она спешит к шатру желаний
   
   По лестнице ночей и дней,
   Меж сном и дремою на грани,
   Полна несбыточных мечтаний,
   В неясных сполохах огней,
   В одеждах вздохов и теней.
   
   ***
   
   
   2-й рондель Акселя
   
   Я не пишу, скорее брежу,
   И всё пошло куда-то прахом,
   Всё перепуталось, и Тежу
   Преобразилась тихо в Тахо.
   
   Простите старого невежу
   С его маразмами и страхом -
   Я не пишу, скорее брежу,
   И всё пошло куда-то прахом.
   
   Скачу кругами по манежу,
   Успех венчая полным крахом.
   Не Маас - Мёза там, за шляхом,
   Ведущим из Намюра к Льежу.
   Я не пишу, скорее брежу.
   
   ***
   
   Итак, построение данного цикла:
   1-е рондо + сонет+ 1-й рондель + 2-е рондо +2-й рондель.
   
   И все же циклы не принимаются на конкурс.
   ______________
   
   
   
   Глаза. Рондель
   Автор: Василь Ганжар
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105609
   
   Такие чудные глаза!
   Души прекрасной отраженье.
   Они приводят в восхищенье,
   Спокойно в них глядеть нельзя.
   
   И, словно ранняя роса,
   Их взгляд приносит очищенье.
   Такие чудные глаза!
   Души прекрасной отраженье.
   
   В них ярко плещет бирюза,
   Любви и страсти упоенье,
   К блаженству властное влеченье,
   Цветущей юности краса.
   Такие чудные глаза.
   
   ______________
   
   Здесь рондель выступает в своем чистом виде. Рефрен «Такие чудные глаза» - это своеобразный «ключ» данного ронделя (если так можно сказать, по аналогии с сонетный ключом).
   
   ********************­********************­********************­*­****
   
   III. ИТОГИ:
   Рекомендую следующих авторов в качестве лауреатов и призеров в данной номинации
   
   
   1-е место:
   
   Глаза. Рондель / Автор: Василь Ганжар
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105609
   
   а также
   
   СОНЕТ / Автор: Елена Снежина
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105895
   
   2-е место:
   
   Век Пастернака (отрывок из венка сонетов) / Автор: Марк Луцкий
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=106731
   
   а также
   
   Ходит по полю туманная медведица... / Автор: Елена Карелина (Геля Глядсхейм)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105684
   
   
   3-е место:
   КЛАССИЧЕСКАЯ РОЗА / Автор: Елена Пышенкина
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=107626
   
   а также
   
   Поэзии не надо лишних слов... / Автор: Лора Тасси
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=109402
   
   
   
   Специальные призы рекомендованы для:
   
   
   1. Приз за самый самоироничный сонет:
   Долгожданная осень! / Автор: Юрий Юркий
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105663
   
   2. Приз за самый величественный сонет:
   ТЮРЬМА ДВОРЦА ДОЖЕЙ / Автор: Инга Пидевич
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105558
   
   3. Приз за самый солнечный сонет:
   Солнечный сонет / Автор: Леша Волшебник
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105888
   
   4. Приз за истинную любовь к себе, любимому : )
   АКРОСОНЕТ СЕБЕ / Автор: Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=109933
   
   
   ********************­***********­**
   
   Искренне благодарю всех авторов за доставленное удовольствие при чтении их стихов!
   
   С уважением,
   Татьяна Богданова

 1   2 

Богданова Т.В.[09.11.2006 12:01:44]
   Уважаемая Нэйл, я как обозреватель имею право на свою точку зрения, пусть она и кажется Вам смешной.
   Дело в том, что твердые формы на то и существуют, точбы придерживаться канонов. У нас и так в стихах сплошная анархия и неуважение к читателю и к русскому языку. Хочется хоть в твердых формах отдохнуть от упрощенного похдода к поэзии. Ведь читателю гораздо легче понять автора, когда расставлены все запятые и все точки над i.
   Извините за резкость.
   С уважением,
   Татьяна
Богданова Т.В.[09.11.2006 12:09:30]
   Уважаемая Нэйл, хотелось бы добавить следующее.
   В восточных формах есть твердые правила и их никто не думает нарушать. Английский сонет и так достаточно упрощенная форма сонета. Если у нее отнять еще и знаки препинания, то что остается от твердой формы?
   Вы имеете право на поиск, конечно, как и мы все, но в рамках ТВЕРДОЙ формы. Это мое личное мнение.
   На мой взгляд, Ваш прекрасный сонет МНОГО теряет из-за такой небрежной формы.
   Тем более, что и содержание сонета - классическая древность - требует уважение к традициям.
   С уважением,
   Татьяна
А. Невишневский[10.11.2006 10:59:50]
   Извините, что вмешиваюсь! Отсутствие знаков препинания в восточных формах не относится к русскому языку. Наличие пунктуации в русском языке как в восточных формах, так и в западных обязательно!
Богданова Т.В.[13.11.2006 11:39:09]
   Спасибо за комментарий, уважаемый г-н Невишневский, Вы расставили окончательно точки над "i".
   С уважением,
   Татьяна
Аксель[10.11.2006 10:38:44]
   Зачем же, уважаемый обозреватель, утруждать себя "разгребанием" (это, должно быть, неприятно) ошибочно помещенных произведений? После разгребания, надо думать, сил у Вас на оценку "разгребенного" не осталось?
Богданова Т.В.[13.11.2006 11:37:17]
   Уважаемый Аксель, Ваши стихи мне очень понравились. Если бы я вовремя заметила, что Вы предоставили не одно произведение на данном этапе, я бы сделала Вам замечание и Вы смогли бы выбрать одно из них. Но, к сожалению, я долго болела и смогла прочитать Ваши стихи только уже после окончания размещения произведений на этапе.
   СредиВаших стихов мне больше всего понравился рондель
   
    В одеждах вздохов и теней
    Она спешит к шатру желаний,
    Изящнее пугливой лани,
    Пантеры яростной темней.
   
    Кто из богинь сравнится с ней?
    Страстна, скромна, подстать Диане,
    В одеждах вздохов и теней,
    Она спешит к шатру желаний
   
    По лестнице ночей и дней,
    Меж сном и дремою на грани,
    Полна несбыточных мечтаний,
    В неясных сполохах огней,
    В одеждах вздохов и теней.
   
   
   Изящно и лирично! Написано в непринужденной манере, читается очень легко, как будт песня льётся...
   " Меж сном и дремою на грани"
   Вам очень удаются и рондо, и особенно рондели, на мой взгляд. Жаль, что так получилось.
   
   С уважением,
   Татьяна
Аксель[13.11.2006 12:48:47]
   Бальзам на раны. Спасибо. Вы, возможно, будете смеяться, но то, что Вам понравилось, я считаю чем-то вроде "искусства ради искусства", этакой пустой красивостью. Сам же безотчетно люблю своего "К Марцеллу" ("В краю, где даже летом нет тепла").

 1   2 

Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта