Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..." | Янис Илзе РЕЦЕНЗИЯ на произведение "ДНИ". Автор: Александр Балбекин "Дни Турбиных" или "Хроники Александра Балбекина" « - Что это трудовая исписана, как роман театральный? - Булгаковские мотивы, - пробурчал я насмешливо. - Ясно-с. Вот и сыграете у нас Мастера в «Маргарите». Александр Балбекин "Дни" I. Часть первая, официальная Что-то кинематографично-знакомое померещилось мне в прологе до известной степени автобиографичных хроник Александра Балбекина. Вот белогвардейцы выводят главного героя на расстрел. Он с тоской смотрит в небо, и вся его жизнь мелькает перед глазами, как кадры кинохроники, отснятой погибшим героем Олега Янковского в фильме "Служили два товарища". "Похожее на барашка" облако плывёт в образе Бумбараша, и для буржуев из "Дней Турбиных" настаёт последний бой. Надо сказать, что “присутствие” Михаила Булгакова с самого начала чувствуется не только в заголовке, но и в сцене "посреди яблоневого сада". Достаточно перевернуть с ног на голову начало второй главы "Мастера" и Понтий Пилат становится Бумбарашем, идущим на крест: "В белом исподнем с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в голый ещё яблоневый сад вышел на расстрел уже немолодой человек. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.” Далее oсуждённый ("голова повязана, кровь на рукаве") смотрит на облачко и воспоминания накатывают на него конной казачьей лавой. Конечно, всю эту немую сцену, объясняющую дальнейшую жизненную ретроспективу героя в художественно-посконном полотне Балбекина, можно было бы снять без музыки, имей мы дело с миром кино, но перед нами текст-пролог, в котором слишком много совершенно ненужных слов. Вступление без колебаний можно просто вырезать или сократить до одного предложения. Прозаический гамбит, разыгранный с простой, но достаточно сильной фразы "Как сказывала мама", выглядел бы гораздо сильнее, а "мостик" между днями и ночами выстроился бы сам собой где-нибудь в середине партии. В результате дебютного промаха “картина маслом” оказалась в совсем не подходящей раме из штампованных древесно-стружечных материалов. Впрочем, это, пожалуй, единственное серьёзное замечание к работе А.Балбекина: орфографические ошибки совершенно не в счёт, а мелкие детали на полотне (например, пунктуацию) автор вполне мог бы доверить подмастерьям-корректорам. II. Часть вторая, неофициальная В целом, "Хроники" читаются легко: написано живенько и дневниково. "Блоговито" написано. Причём, первая часть условно автобиографичного "Балбекина детства" мне понравилась больше. Опять вспомнился Булгаков (Глава 12. "Черная магия и ее разоблачение"), когда в тексте появился "дяденька в коричневой шляпе, в мундире без погон". Странник Елизарий напомнил старца Зосиму из "Братьев Карамазовых". Рассуждения автора о безбожном наследии перекликаются с мыслью Достоевского о том, что "... христианство есть единственное убежище Русской Земли ото всех ее зол". Тут же мне припомнился и стиль Михаила Веллера. Я вспоминаю спектакль "Братья Карамазовы", который шёл когда-то давно в московском "Театре имени Моссовета". Действо продолжалось часа четыре. Достоевский был поставлен "в лоб" и развеять скуку не помогали даже многочисленные антракты. Постановка А. Балбекина по масштабу ничем не уступает "Войне и миру" Сергея Бондарчука, однако автор обошёлся без крупных батальных сцен и сумел передать самое главное, используя отрывочные, но яркие воспоминания. Чтобы одолеть "Хроники" буфетного перерыва не потребовалось. Балбекин вновь сыграл булгаковского Мастера. Удачно. Во второй раз. Янис Илзе, /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/ -- |
| Да, Янис! Не ожидал- не гадал! Круто, очень круто. За сердце берет.Особенно, про "Хроники". Все, как есть на духу выложил! СПАСИБО, ТОВАРИщ! Правда, Янис, без хохм, мне понравилось твое прочтение моего лирико - романтического ОПУСА. Кстати, про стихи офигенные чего ничего не написал? Мальчик старался. Удачи, Янис! |
| "как кадры" - какадры... "как кадры кинохроники, отснятой" - кадры кинохроники, отснятые "вокруг лба" - вокруг головы "...в котором слишком много совершенно ненужных слов. Вступление без колебаний можно просто вырезать" - слишком, без колебаний, просто... - действительно много лишнего. "...где-нибудь в середине партии. В результате дебютного промаха “картина маслом” оказалась в совсем не подходящей раме ..." спортивно-художественный замес: шахматы, картины... Возможно, будет продолжение) |
| Вам и шашку в руку! Палите "какадрами" вокруг моей головы, а "казачьей лавой" - не припомню. Гляну. Спасибо за огромный труд, Игорь Дмитренко. Желаю не хварать. И удачи в продолжениях! |
| В продолжение могу добавить, что вторая часть имеет перебор ассоциаций критика на килограмм букв... |
| Странно, обычно автор бывает недоволен критиком?.. Тут все наперекосяк. Неравнодушны вы, Игорь, к Янису. Честно сознайтесь. Ладно, шуткую.))) |
| Это был ответный визит. А что нам еще делать? Знай себе - ходи в гости без приглашения) |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |