Темы недели на Литературном портале "Что хочет автор" | Жаркие дебаты разгорелись на этой неделе вокруг статьи о писателях и графоманах, консенсус не найден, вопрос все равно висит в воздухе. Для полноты картины я постараюсь взять интервью у некоторых участников этой полемики. Мне хочется дать им возможность высказать свое мнение в спокойной обстановке. Интервью пойдет во второй номер нашей газеты. А пока хотелось бы поговорить с вами на тему востребованности нашего творчества. Из комментариев участников мне запомнилась одна фраза: «Издательства завалены графоманскими произведениями...». Думаю, здесь уместно было бы напомнить всем, что у каждого издательства и журнала имеется свой формат. Иногда автор без разбора отправляет свои произведения во все издательства, а потом удивляется почему ему никто не отвечает. Это случалось и со мной. Не так давно я отправила свой роман в издательство АСТ, через месяц пришел очень вежливый ответ редактора, в котором было сказано, что это не их формат. Мне посоветовали обратиться в другое издательство. Не взяли статью о моде в женский журнал, тоже сославшись на «неформат»... Я не считаю, что понятие «формат» - это плохо. Кто-то изучает спрос для того, чтобы заниматься бизнесом, кто-то работает творчески. Каждому свое. А что вы думаете по поводу «формата» и нашей востребованности? |
| «Иногда автор без разбора отправляет свои произведения во все издательства, а потом удивляется почему ему никто не отвечает» Именно так поступал Шукшин, но он отправлял и не просто во все подряд, а во все подряд по несколько раз…Так то Шукшин…Вообще как мне кажется на нашем сайте слишком часто звучат такие громкие слова как :«творчество»,»произведение», «литература»…Мне кажется, стоит несколько самокритичнее подойти к нашим жалким потугам и называть вещи своими именами…Творчество -попытки, произведение-работа, литература – около, под… Лично я ни разу не назвал ни одну свою работу произведением…Стыдно как-то…. |
| Владимир, я хочу сказать, что иногда надо оказаться в нужном издательстве в нужное время. То есть момент удачи в совокупности с правильным выбором издателя. Какой смысл отправлять фантастику в детское издательство и т.д.? Я бы еще добавила у нас на портале рубрику "мастер-класс", где можно поделиться такого рода информацией. Как думаете? |
| Ну и зря. Каким бы ни было ваше творение - оно является произведением. |
| Востребовано всё. Кем-то и когда-то. Даже самый махровый неформат. К счастью, сейчас издательства не являются монопольными посредниками между писателями и читателями. И всё больше уступают позиции. Так, что можно о них уже забыть и самому выходить свободно на читателя, публикуясь на литературных сайтах, в частности на ЧХА. |
| Настоящий писатель не пишет для себя. Он хочет сказать свое слово и оставить след в литературе. Поэтому для каждого автора важно иметь читательскую аудиторию, и чем шире она - тем лучше. И на портале надо публиковаться и пытаться работать с издательствами. Не согласны? |
| Согласен. Кроме работы с издательствами. В этом я не вижу смысла. Если издательства работают на перспективу - разрабатывают электронные издания, то в этом случае ещё можно было бы наладить контакты. Но отсылать издательствам произведения как в пустоту - занятие не очень интересное. Жалко на это время тратить. Лучше не отвлекаться от творчества. Писать и публиковаться в инете. И посылать файлы с произведениями непосредственно читателям по их прямым запросам. Я тут прикинул - на всех сайтах у меня уже более миллиона посетителей. Конечно, не все они читатели. Но ведь и миллионный тираж, что является сейчас фантастикой, не обязательно весь будет распродан и прочтён от корки до корки. Кстати, ЧХА не самый посещаемый сайт - здесь в меня чуть более 2000 посетителей. Но это и не удивительно, он заточен под конкурсы, является своего рода клубным сайтом и не слишком высоко отображается в поисковиках. |
| Но есть свои плюсы: конкурсы заставляют поднимать свой уровень, можно получить бесплатную рецензию. Часто авторы обижаются на судей за чрезмерную критику (к которой можно и не прислушиваться), но каждая рецензия - это мощный толчок вперед. |
| Рецензии и комментарии можно получать и вне конкурсов. И уровень заставляют поднимать не сами конкурсы, а общение с умными людьми. Человек растёт не потому, что выигрывает или не выигрывает в лотерее, а по иным причинам. |
| По существу обсуждаемого вопроса. Бумажное издание-вопрос престижа и пиара. Читатель...Он найдет вас и вы его и без издательств. Но от этого желание издаваться у автора не уменьшается. :)) И все же нас читают не только друзья-товарищи. Помню, как меня до глубины души взволновала иллюстрация второклассницы из Курской области (!) к моей сказке, случайно увиденная на интернет-конкурсе для учащихся начальных классов. Помимо того, что нас читают, есть и еще один момент. Я уверена, что такое явление, как многочисленные литературные объединения сегодняшнего времени способствуют развитию литературы, появлению в ней нового, возможно еще не вполне нами осознанного. Пусть потом это изучают со всех сторон профессионалы литераторы, специализирующие на российской литературе начала 21 века.(Как они это умеют:)) Анжелика, извините, если не вполне по теме, но не могу больше слушать душераздирающие вздохи об убийственной для настоящих писателей сетелитературе.:)) Не все то литература, что печатается, увы: и в издательствах, и в интернете. У моей матушки, например, совсем другая проблема, нежели у нас "графоманов". Ей из свеженького интересного почитать нечего! Да-да, качала ей произведения, победившие на некоторый известных российских конкурсах. Категорично отринуты со словами:"Муть. Философские потуги, высасывают из пальца. Ни действия, ни мысли." Сейчас и вовсе крамолу для кого-то скажу. рискнула и качнула кое-что из тех, кого знаю только по инету. А прав Антосыч! Не все, конечно, но есть, что и понравилось. Сейчас пробежалась по лауреатам зарубежным. Там более благополучно дела обстоят. Но, вполне возможно, мы просто их жизни повседневной не знаем, потому многих ляпов не замечаем. Однако же читателя не обманешь: если есть новый интересный сюжет и автор не лишен ума и юмора(не злопыхательского сарказма) , он будет интересен читателю. Да, длинновато у меня a propos получилось. |
| Елена, тут проблема другая: в интернете читают только обрывочно, короткие заметки, рассказы... Читать большие произведения здесь трудно, я бы даже сказала невозможно. А потом, как же детская литература? Нельзя лишать детей подержать книгу в руках, посмотреть картинки... |
| Наверно, я не совсем точно передала мысль. Я имела в виду не только короткие заметки, рассказы и т. д. Хотя соглашусь, что именно они и пользуются наибольшим спросом, если так можно выразиться, в интернете. Думаю, правда, что это скорее тенденция времени, особенность, а не минус современного читателя. С большими произведениями все сложней. В этом случае очень помогают книги, выложенные в форматах для электронных книг, планшетов и т.п. Они, на мой взгляд, способствуют еще большей популяризации и изданных не большими тиражами книг. Впрочем, и большими тоже. Так, например, мне было гораздо проще и дешевле (что тоже очень не маловажно при теперешних ценах на книги) найти в интернете и скачать "Несвятые святые" архимандрита Тихона (Шевкунова). Конечно, самые маленькие наши читатели,( еще и не читатели даже) обязательно должны держать в руках именно бумажную книгу, с большими (!) красочными картинками. В начальной школе это тоже очень бы желательно. Старше... возможны варианты. Скорее зависит от место проживания, на сколько я могу судить, но могу и ошибаться, конечно. По моим наблюдениям, 14-16 лет в основном читают с планшетников. Хотелось бы, конечно, чтобы иллюстраций было достаточно и в электронных книгах: и красочных, и отличной графики. |
| Я тоже со всем согласен. Кроме того, что дети, которые даже не читатели, обязательно должны в руках держать бумажную книгу. Но родители должны им читать хорошие сказки и стихи. Или рассказывать. Возможно с планшета, где можно и картинки смотреть, и мультики параллельно рассматривать. И даже что-то подрисовать. |
| У меня маленькие племянники на электронных книгах. Но их отец вовремя сообразил, что осязание тоже очень важное чувство. Думаю, одно не исключает другого. |
| Не исключает, конечно. Но электронные книги так же осязаемы, как и бумажные. И, конечно, для осязания и прочих чувств есть множество подвижных и не очень подвижных игр, которые не должны быть исключены. |
| Анжелика, так и книги мы читаем обрывочно - анонсы или пару страниц. Прямо в магазине. А потом покупаем, или оцениваем другую. Но чаще покупаем уже то, что хотим купить. С интернетом почти то же самое. Читаем кусочек и либо скачиваем для полного прочтения на планшете, либо идём дальше. С детьми тоже ситуация неоднозаачная. Думаю, что если ребёнок не подержит бумажную книгу - ещё не конец света. Сейчас много всякой всячины, в том числе и с картинками. Я знаю детей, которые в руках держали всякие гайджеты чуть ли не с пелёнок, и родители им читали с планшетов сказки и стихи, иногда и просто наизусть. И эти дети оказались в развитии выше сверстников. Они больше знают и умеют |
| Анатолий, нормальные родители не позволят малышам с раннего детства читать книжки в интернете. А по поводу бумажной книги, мне понравилась одна фраза, сказанная директором издательства Росмэн Борисом Кузнецовым в одном из интервью: "Книга не умерла, вы закапываете, мы откапываем". |
| Малыши читают не с раннего детства, а лет с пяти-шести, когда они уже не понаслышке знают об разных электронных штучках. И нет крамолы в том, что читать они с них будут. Часто эти штучки даже быстрее их учат читать. Что касается детей младше, им читают родители. И вопрос не в том, книгой они шуршат или планшетом, а в том, что они должны заниматься своими детьми. Не просто сунул книгу или планшет в руки и будь доволен. Желательны совместные игры и чтения. Я очень долго со своими детьми практиковал такие чтения. Берём книгу и читаем по очереди по страничке. И что бы Борис Кузнецов не говорил, есть очевидная реальность - массовый переход на новые носители. Книги останутся, несомненно, но они будут играть не ту роль, что раньше. Будут только подарочно-коллекционные издания. И сейчас издательства в основном держаться уже только на тщеславии и инерции авторов и большой ещё части населения, которые не принимают планшеты. Эта часть стремительно сокращается. А если не будет спроса на книги, для чего они будут издаваться? |
| Я, видимо, отдавая должное новшествам, не такая их безоговорочная сторонница. Есть две причины. Первая, доводы "за" нельзя доводить до абсурда, а то как у премьера - всем по электронной карточке, включая глухую деревню, где и почты-то нет. Или, зачем красиво писать, все равно везде печатают на компьютерах, они же и грамматику проверяют, так и русский язык сократить по максимуму. Утрирую, конечно, но именно такие сравнения посещают. Второе, год назад случился в Ленинградской области ураган. Без электричества мы были неделю. Плиты у многих электрические, мобильники сели, равно как и компьютеры. Ощущение человека без технических примочек и мобильной связи непередаваемые, честно скажу. Эмоций через край. Накупили газовых плиток и керосинок, благо в поселке частник настоящий супермаркет отстроил. А вечерами - свечи (керосинка) и бумажная книга, всё. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |