Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Геннадий Дерткин
Объем: 17808 [ символов ]
"ВСЁ БУДЕТ ТАК, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ" (ВАЛЕРИЯ РИЖСКАЯ) - ТЕКСТ ВОССТАНОВЛЕН
Из авторской рубрики «Зеленый диван»
«ВСЕ БУДЕТ ТАК, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ...»
 
... Увидев знакомое имя в программке спектакля «Дядюшкин сон», который привез в Торонто Театр имени Варпаховского из Монреаля, я подумал, что это простое совпадение - в иммиграции подобное часто случается, но как только увидел актрису на сцене, сразу узнал ее: да, это была та самая Валерия Рижская, очаровательная звезда советского телевидения.
 
Потом, когда зрители покидали зал, я услышал, как две дамы оживленно обменивались впечатлениями, и одна из них сказала восторженно: «Ты узнала нашего диктора? Надо же! Она совсем не изменилась – такая же красивая, как и раньше! А ведь прошло немало лет...».
 
Признаться, и меня это впечатлило, но заговорить об этом с Валерией, с которой раньше не довелось быть знакомым, я не решился, хотя задать традиционный вопрос «В чем секрет Вашей молодости?» возможность была: по окончании спектакля долго я долго беседовал с режиссером Григорием Зискиным и актерами театра.
Мы обменялись с Валерией координатами и договорились об эксклюзивном интервью. Скоро такая возможность представилась, когда я приехал в Монреаль на пятилетний юбилей газеты «Голос общины». Так что, состоялся выездной, монреальский выпуск «Зеленого дивана».
***
...В учительской популярной русской школы «Грамота», где Валерия Рижская ведет курс «Риторика» и возглавляет театральную студию, все располагало к приятному общению: и непривычная тишина, и чашка дымящегося кофе, и доверительный тон, который задала разговору моя собеседница.
- Так в чем он, Ваш секрет молодости, Валерия?
- Секрета никакого нет. Я могла бы, конечно, порассуждать о правильном питании, умеренной косметике и постоянной физической тренировке, и хотя это немаловажные факторы, главное в другом: в жизни надо оставаться самим собой, но при этом нельзя позволять себе гаснуть, а наоборот стараться излучать жизнелюбие и оптимизм и думать, прежде всего, о собственной душе. Это очень важно. Ну, и положительные эмоции, естественно, - без них нельзя. И все это должно быть на фоне непреходящей любви и взаимности в общениии с близкими и друзьями.
- И как Вам это удается? Ведь за прошедшие десять лет иммиграции не все было так гладко и красиво? И многое изменилось в жизни?
- Безусловно, изменилось, да еще как. В последние годы у меня было немало встреч с людьми, которых я знала раньше по Москве, и эти встречи сначала были радостные... Но потом, я как бы стала понимать, что все это уже ушло. Люди-то другие, здесь, в иммиграции они изменились и, может, я сама тоже другая, и как бы нет прежних точек соприкосновения, а больше - проблем, и не стало таких прекрасных моментов, когда можно просто посидеть, просто поболтать по душам...
- Вы говорите «люди изменились». Я думаю, что они просто «проявились» и стали активно показывать то, что прежде не лежало на поверхности...
- Можно сказать и так. Вероятно, это все хранилось и таилось годами, и мы этого не замечали в силу того, что у нас работы было безумно много. Я, например, как правило, трудилась по восемнадцать часов в сутки. Надо было везде успевать: телевидение, радио, концертные залы... А здесь, вроде бы как некуда бежать, и тебя нигде не ждут. Приходится все начинать с нуля, то есть зарождается новая жизнь. Точка отсчета нулевая. Здесь все равны, понимаете? Поэтому когда обо мне говорят «знаменитость», это приятно, но все в прошлом.
- Как-то это звучит не очень радостно. Где же он, Ваш оптимизм?
- Я очень стараюсь быть оптимистичной. У меня есть чувство долга, у меня есть совесть. И пытаюсь чаще разговаривать с этими своими чувствами. Вообще, я очень часто бываю наедине с собой, потому что достаточно закрытый человек, как это странно ни покажется. Ведь я всю жизнь работала на публику и имела имидж этакой, знаете ли, всегда доступной и коммуникабельной. На самом деле это не так. Мне намного удобнее в своей собственной «раковине», стараюсь туда никого не пускать, потому что тогда контакт сама с собой потеряю. Я это поняла именно сейчас, когда появилось много времени на самооценку, на самоанализ. Многое передумано, через многое пройдено. Человек мудреет, очевидно, с возрастом.
- Что-то Вы рано заговорили о возрасте. Может быть потому, что мучает ностальгия?
- Вполне возможно. Честно сказать, никогда не думала, что я такая патриотка. Да, нам было нелегко, даже очень, но почему я с таким удовольствием смотрю одни и те же старые фильмы в тысячный, в двухтысячный раз?! Потому что в них та атмосфера, вот та самая жизнь, вот те самые взаимоотношения, непосредственные и искренние, которых нам порой теперь не хватает...
- Но в кино одно, в жизни часто совсем другое. А что, именно здесь, в Канаде, хуже?
- Да нет, не хуже, просто многое по-другому. Например, я стала учительствовать в школе и, знаете, поняла, что душила в себе талант преподавателя все эти годы, пока жила в России. Мне это безумно нравится. Я преподаю мой любимый предмет - риторику, учу детей правильно говорить, правильно рассуждать, правильно излагать свои мысли, иметь свое мнение. У меня началась новая жизнь, состоялись встречи с новыми людьми, новые какие-то пробы, новые промахи, но, тем не менее, продолжение следует...
- Ну, так что, можно считать, адаптация в новую жизнь проходит успешно?
- Вы думаете, что ко мне пришел успех? Вряд ли. Просто сейчас я живу нормальной полноценной жизнью. Это скорее удовольствие, удовлетворение - моральное, духовное. Что произошло со мной в иммиграции? Я созрела, может, это произошло в силу пережитого, и мне кажется, что я выросла из девчонки, совершенно бездуховной, ни разу не побывавшей в Божьем храме. Я преобразилась в совершенно другого человека. Человек приходит к Богу всегда в какие-то очень сложные обостренные моменты своей жизни и не оттого, что ему хорошо.
- Поделитесь с нашими читателями, пожалуйста, историей Вашей эмиграции. Насколько я знаю, началась она не с Канады...
- Вначале я жила и работала в Японии. Оттуда мы с мужем решили эмигрировать в Израиль – нас пригласили открыть там русское телевидение. Открывалось оно долго, со всякими разными препонами и проблемами. Наконец, оно стало реальностью, но я успела поработать на нем всего месяц, потому что в России ринулся к власти ГКЧП. У меня там остались родители, и я первым же самолетом прилетела в Москву. А потом, когда, слава Богу, все закончилось, вернулась в Израиль. В это время туда приехал редактор Би-Би-Си, он со мной долго беседовал, даже своеобразный экзамен попросил сдать. Вскоре он прислал приглашение, и мы с супругом очутились в Лондоне, поработали по контракту где-то около года, и настало время возвращаться в Израиль, чтобы дождаться следующего приглашения из Би-Би-Си. И тут пришло решение уехать в Канаду.
- Почему? Чем Израиль Вам не подошел?
- Израиль – прекрасная страна, я говорю это совершенно искренне, но она не для меня. Очень интересное место на Земле, с потрясающим сильным биополем. Израиль или принимает человека, или выталкивает его. Я поняла, что мы не нашли общего языка с этой страной, хотя, я уверена, на всю жизнь остались с ней друзьями.
- В Канаде Вы, наконец, чувствуете себя дома?
- Не совсем. Поверьте, я не кокетничаю: и Канада будет для меня несколько чужой, как и любая другая страна, кроме России, конечно. Для меня и язык этот будет чужим, потому что я никогда не смогу говорить на английском или французском так, как я говорю на русском. Но работа в русской редакции Radio Canada International, в русских школе, театре и студии меня вполне удовлетворяет. Я просто поняла, что я просто обожаю русский язык, и жить без этого не могу.
- И любите Россию?
- Да, я считаю, что это моя родина, и это естественно. Она для меня как больной ребенок, которого вы никогда не перестаете любить. Я люблю ее за все недостатки и за все достоинства.
- Так в чем же дело? Разве путь обратно заказан?
- Не заказан, но вернуться было бы просто глупо. Вторая половина моей жизни началась с нуля, и мне здесь нравится, но Канада всегда будет для меня на втором месте. Было бы, наверное, странно, если бы я говорила одно, а думала другое.
- Как Вы относитесь к канадской русскоязычной прессе?
- Я считаю, что это неотъемлемая и очень важная составная часть нашей иммиграции. Я вижу, как здесь расхватывают русские газеты, Вашу, к примеру, которую читают от корки до корки, и не потому, что они не знают английского или французского, им нужно свое, родное тепло, понимаете? Издание профессиональной, грамотной газеты – это подвиг, как и вся успешная интеграция в новую жизнь, которая, увы, создает немало трудноразрешимых проблем. Поэтому когда Ваша газета связывает этих разделенных иммиграцией людей, побуждает в них какие-то чувства - жалости, скорби, или, может быть, радости за кого-то, или, ну хоть, какой-то эмоциональный подъем, - это замечательно. И это нужно, обязательно нужно.
- Вы же давно дружите с прессой, телевидением, театром?
- Я профессиональная актриса, закончила ВГИК. Но еще учась в институте, прошла конкурс на телевидении, потому что перед нами, актерами, перспектива была очень размытой: грозило свободное распределение, что самое страшное для актера, который вынужден стучаться в любую театральную дверь, предлагая себя. Я никогда не умела этого делать. Поэтому когда моя мама услышала о конкурсе на ТВ, посоветовала мне: «Пойди, попробуй, Лерочка! Вдруг поступишь, у тебя будет замечательная работа!». Я прошла все три конкурсных тура и была зачислена в штат. Так я впервые соприкоснулась с журналистикой. Радость была омрачена тотчас же. Это когда меня «без меня женили» и назначили диктором. И как только я появилась на всесоюзном телеэкране, стало ясно, что о театре мне надо забыть, так как с диктором, даже самым артистичным, ни один режиссер - ни театральный, ни «киношный» - не захочет иметь дело. Тогда это было почти законом.
- Неужели Вам не льстило, что Вы вдруг стали такой знаменитой?
- Это только зрителям могло показаться, что наша работа – это вершина славы. Все было гораздо прозаичнее. Когда я пришла на ЦТ, эдакая студенточка с варежками на веревочке, очень характерная и какая-то, очевидно, не в меру открытая, меня сразу «успокоили»:«Значит так, детка! Все это снять немедленно снять, и ты теперь не девушка, не женщина, а только диктор, правильно выговаривающий слова». Вот такая была политика на телевидении при небезызвестном товарище Лапине. И это было ужасно: женщинам не разрешалось ходить в брюках, нам не позволялось менять текст. Если редактор нам приносил листок, на котором было написано: «Здравствуйте, товарищи!», мы обязаны были это отчеканить. Поэтому когда я однажды просто, по-человечески сказала: «Доброе утро, дорогие друзья!», знаете, сколько нареканий я выслушала?!
- Ну, нарекания – это не так страшно...
- Послушайте дальше, Геннадий. Перед первым выходом в эфир, меня так причесали, сделали такой модный тогда «начес», что я, взглянув на себя в зеркало, ужаснулась. И куда это я, без своей любимой челки? Ответ последовал незамедлительно: «Никаких челок – категорически! Какая еще там челка?! Советский «начес», и никаких разговоров!». Поэтому мы, дикторы, стали, как близнецы. Когда я попыталась запротестовать, мне «популярно» объяснили: «Нам твоего лица не надо. Твое лицо никого не интересует. Ты - диктор, ты – робот, ты должна выглядеть так, как все дикторы!». Когда я вернулась домой, моя расстроенная мама сказала: «Солнышко мое, что же с тобой сделали? Я же тебя по голосу только и узнала...».
- И как же случилось так, что Вы все же стали яркой индивидуальностью?
- Первое что я сделала, - отстригла волосы. Чтобы меня больше не начесывали никогда и ни за что! За это меня перевели с основного канала на дублирующий. Потом я решила всем редактором наперекор убрать всё искусственное, всё, понимаете? И я постепенно стала вводить новшества. Челка на экран пришла со мной. Но что я только не выслушивала в свой адрес по этому поводу! Мне кричали, что это дешевка, что это безобразие, что меня выгонят с работы, потому что диктор не имеет право на индивидуальность. Где-то год я боролась, и постепенно даже такие ведущие дикторы, как Валентина Печорина, Светлана Моргунова тоже стали менять свой внешний вид и «нести отсебятину». В это время «ушли» Лапина, и многое стало меняться – наступало другое время.
- Тогда Вы и пришли в популярную передачу «Спокойной ночи, малыши»?
- Да, это была единственная возможность почувствовать себя актрисой, не роботом, а человеком, таким, какая я есть. С куклой я могла общаться как с живым созданием, как с ребенком. Это уже было творчество. Я получала много благодарных писем от детей. Кстати, «Мишутка» – моя первая кукла. Когда мне его принесли, он был весь покрыт пылью. К тому времени все куклы из передачи были разобраны, а тут со мной решили попробовать Мишутку. Мы сразу полюбили друг друга. Он такой трогательный, такой нежный, такой славный мужчина... Мы с ним нашли общий язык, и это была самая моя любимая передача, потому что она была творческая.
- Я помню, как после «тети Вали» (Леонтьевой), «тети Лины» (Вовк), «тети Тани» (Веденеевой) появилась «тетя Лера», которая всех очаровала – и детей, и взрослых.
- Спасибо за добрую память. Мы все помнили одно неписаное правило: когда ты сидишь перед камерой, то, как бы тебя ни причесывали, как бы ни пудрили и как бы ласково ни представляли зрителям, ты все равно, как на рентгене. Если у тебя злые глаза, если есть неприязнь к работе, ко всему окружающему, да ты еще вдобавок кого-то ненавидишь, ничего этого не скрыть и не загримировать, а люди, которые смотрят на тебя, ни в чем не виноваты, им хочется положительных эмоций. Поэтому мы старались говорить им доброе, приятное, стремились поднять им настроение. И были счастливы, когда это нам удавалось.
- А кто в Вас воспитал эти ценные качества? Родители?
- Мама с папой, конечно, но в большей степени моя бабушка Мария Петровна, солистка знаменитого хора имени Пятницкого. Она мне напевала чудесные колыбельные. А я в благодарность ей тоже запела, и мой дебют состоялся, когда мне было всего два года. И где бы Вы думали это произошло? В полупустом вечернем московском троллейбусе.
- Чем же вы тогда порадовали своих первых слушателей?
- Модной в то время песней «В жизни раз бывает восемнадцать лет»!
- Очень вовремя Вы это запели... И что, были аплодисменты?
- Еще какие! Бабушка мне потом рассказывала, как уставшие и хмурые москвичи вмиг приободрились и одарили меня целой россыпью ирисок «Золотой ключик».
- Так Вы еще вдобавок и певица со стажем? Давайте споем. Я тоже очень люблю петь.
- С удовольствием. Только не здесь, в учительской. И не сейчас, в другой раз, хорошо?
- А почему Вы, собственно, не стали певицей, если был такой талант?
- А почему Вы серьезно не учились вокалу и стали журналистом?
- Так сложились обстоятельства...
- Вот и у меня – кино и театр взяли верх.
- Кстати, о театре, Валерия. Как Вы попали в труппу Григория Зискина?
- О, это отдельная история. Совершенно случайно все получилось. Я познакомилась с замечательной актрисой Анной Варпаховской, сестрой режиссера, и они пригласили меня провести концерт, который собрал все лучшие творческие силы Монреаля. С тех пор у нас с Аней установились дружеские отношения. Я видела их французские варианты «Дядюшкиного сна» и «Скамейки». А потом зародилась идея дать эти пьесы на русском. Как-то мы с ней обсуждали, кто может сыграть ту или иную роль. И вдруг она мне говорит: «Лерочка, ты знаешь, я очень хотела бы посмотреть, как мое платье для спектакля выглядит. Ты не могла бы примерить его?». Я с радостью согласилась. Потому что, какая женщина откажется примерить шикарный наряд? Тем более, что я впервые в жизни одела на себя театральный костюм. И я в нем, возможно, так ладно смотрелась и так артистично демонстрировала его, что Аней овладела идея: порекомендовать режиссеру пригласить меня в труппу. Так я стала актрисой нашего театра.
- Так что, все Ваши планы теперь неразрывно связаны с театром?
- Может, то, что я сейчас скажу, звучит несколько пессимистично, но, вообще, я никаких планов не строю. Все будет в жизни так, как должно быть. Главное, чтобы я любила и была любима своими близкими – родителями, сыном, внучкой...
- Внучкой?! Так Вы уже бабушка?
- Да, бабушка, и я горжусь новой ролью. Но главным своим другом считаю своего мужа Андрея, который всегда рядом со мной и принимает меня такой, какая я есть – со всеми моими достоинствами и недостатками.
- Как, у Вас есть недостатки?
- Не смейтесь, пожалуйста, они есть у всех. Я могу быть вспыльчива, а это надо уметь стерпеть, могу замкнуться в себе, это тоже надо понимать, люблю чувствовать себя свободной и иметь право принимать самостоятельное решение.
- Знакомые канадские феминистские настроения...
- Вовсе нет. Главное, соблюдать чувство меры во всем. Я не приемлю, когда женщина борется за право быть... мужчиной. Женственность, даже какая-то детскость, если хотите, - вот что должно отличать нас. Пусть нам подают руку, когда мы выходим из транспорта, не грех, если уступят нам место. Мы готовы быть слабыми и отдавать пальму первенства мужчинам в принятии важных решений. Вероятно, это кому-то покажется старомодным, но я совершенно уверена в своем мнении.
- А как Вы относитесь к комплиментам? Здесь, в Канаде, мужчины стараются их не делать, себе же дороже...
- Извините, ерунда какая-то. Я, например, обожаю комплименты, они бывают иногда просто необходимы.
- Можно на прощание Вам сказать, что я полностью разделяю мнение тех самых дам, которых я процитировал вначале?
- Спасибо Вам большое. Чудесный комплимент...
- И еще один, напоследок. Благодарю Вас за откровенность и красоту.
 
Торонто-Монреаль-Торонто,
ноябрь 1999 года
Дата публикации:
Предыдущее: КАВАЛЕР ОРДЕНА ЧЕСТИ (ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ)Следующее: ЖИЗНЬ, КАК ПЕСНЯ (ГАРРИ ГОЛЬДИ) - ТЕКСТ ВОССТАНОВЛЕН

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта