Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Геннадий Дерткин
Объем: 15129 [ символов ]
КАВАЛЕР ОРДЕНА ЧЕСТИ (ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ)
Из авторской рубрики «Зеленый диван»
 
КАВАЛЕР ОРДЕНА ЧЕСТИ
В гостях у редакции – лауреат Государственной премии,
народный артист Грузии Вахтанг Кикабизе
 
Интересные бывают в жизни совпадения. Впервые я прилетел в Канаду три года назад в тот самый вечер, когда в Торонто после успешного турне по США с присущим им блеском выступали Вахтанг Кикабидзе с Нани Брегвадзе - мои давние друзья. Не довелось нам тогда свидеться - гости уехали на следующее утро, а я, став "новым канадцем" и пополнив ряды русскоязычных иммигрантов, все это время не терял надежды на встречу с земляками.
 
И вот новая гастрольная, на этот раз сольная поездка Вахтанга Кикабидзе по крупным городам Соединенных Штатов через весь континент - с Запада на Восток. И на "десерт" - концерт в Канаде, обещанный долгожданный подарок.
 
- Давай сделаем ему сюрприз, - сказала мне в гостинице Ирина, супруга прославленного артиста. - Я не скажу, что ты здесь. Интересно, как вы найдете друг друга. Буба, Буба, смотри, кто к нам пришел!
 
Реакция была чисто "кикабидзевской":
 
- Ва, Гена, бичо, какой ты стал толстый... Как очутился в Канаде, дорогой? Как наш Игорек?
 
- Я как раз к нему и приехал. Он - глава красивого семейства, сам уже папа. На днях ему "стукнет" тридцать три...
 
- До 120! Я тоже дедушка. Видишь, какие мы уже старые!
 
- Я, например, вовсе не старик. Ну, а ты - совсем молодец.
 
- Обязан быть молодцом, порода у нас такая. Посмотри на моего Коку, джигит!
 
- Еще какой! Я помню, как сохли по нему девчонки, увидев в твоих новеллах "Будь здоров, дорогой!". Слышал, что он стал дипломатом...
 
- Правильно слышал. Он - секретарь посольства Грузии в России.
 
...Мы долго рассматривали друг друга, словно пять лет могли нас изменить до неузнаваемости. Не знаю, как я, а Буба остался таким же стройным и элегантным, как и прежде. И начался наш трехдневный диалог на только понятном нам грузинско-русском диалекте, бесконечно прерываемый телефонными звонками, визитами поклонников и поклонниц, поездками по городу и восклицаниями: "А помнишь?", "А знаешь?", "Да что ты говоришь?!".
 
А потом был концерт, где Кикабидзе "поддерживали" два великолепных музыканта экстра-класса - Левон Шахбазян и Темур Квителашвили. Мэтр был верен себе: начав выступление размеренно, даже как-то вяло, он так "закрутил" публику, что в конце представления зал просто стонал от восторга, требуя и умоляя: "Бис! Бис!". И он пел, пел, хотя концерт затянулся почти на три часа, - новые, старые шлягеры, свои собственные произведения. И делал это, как всегда, от души, с полной отдачей и страстью.
 
Это интервью-беседа родилась за те самые три дня "торонтских каникул" замечательного певца, актера, режиссера, писателя, композитора и поэта Вахтанга Кикабидзе.
 
***
 
- Представляю, как неестественно мы выглядели бы оба, если в угоду журналистской этике стали бы сейчас называть друг друга по имени-
отчеству: я тебя - "Вахтанг Константинович", а ты меня - "Геннадий Дмитриевич". Скажи, Буба?
 
- Правда, было бы смешно. К тому же, у нас в Грузии, впрочем, как и в Канаде, не принято так обращаться. Особенно, когда люди близки и их связывают долгие годы дружбы.
 
- В свои годы ты можешь дать сто очков вперед любому молодому эстрадному певцу и по форме, и по содержанию, и по
физической активности. Как ты сумел не растерять все это за долгие годы работы на эстраде?
 
- Наверное, такое передается по наследству. Если бы мой отец Константин не погиб на фронте в 42-м, то, наверняка, здравствовал бы и сегодня. Маме моей Манане сейчас уже, слава Богу, 84, а она все еще поет, правда, теперь только дома.
 
- Вероятно, не все читатели знают, что эта замечательная женщина из знаменитого княжеского рода Багратиони навсегда вошла в историю грузинской эстрады уже хотя бы потому, что первой записала свою грампластинку с прекрасными романсами. Может быть, в этом и есть своеобразный стимул для тебя, могущего давать по сто концертов в год. Кто из молодых может этим похвастать? Кстати, как ты себя чувствуешь среди них?
 
- Что касается большого объема работы, то я, прежде всего, получаю от нее удовольствие. Песня - моя жизнь. Но есть еще и меркантильная причина - мне надо кормить 48 детей.
 
- Сколько-сколько?! Ты что, завел гарем?!
 
- Ты прекрасно знаешь, что я однолюб. Я имею в виду детей моих родственников и друзей по профессии. Сейчас в Грузии люди в основном получают мизерную зарплату: страна в тяжелом экономическом положении. Вот и приходится мне "вкалывать", чтобы помочь близким. А что касается отношений с молодыми исполнителями, то скажу, что среди них мне очень даже уютно. Не веришь?
Ей-Богу! И знаешь почему? У нас нет пресловутых "противоречий интересов". Каждый привносит в эстраду свое, но слушателей больше тянет к таким песням, какие пою я. И ты знаешь, что меня особенно радует: добрую половину в зале составляет молодежь. Значит, и ей нужна моя песня.
 
- Безусловно, нужна - и молодым, и старым. Потому что добрая. А этого всегда людям не хватает. Ну, а чем вызван твой переход
к сочинительству? Что, нет хороших текстов?
 
- Представь себе, что мало. После ухода из жизни Льва Ошанина, Роберта Рождественского, Феликса Лаубе и других поэтов, моих сподвижников, возник дефицит на добротные стихи. Я решил попробовать сам. Говорят, получается. Вот тут, перед твоим приходом, у меня в номере сидел бывший московский композитор Борис Котляр. Он мне показал целый цикл своих отличных песен, сочиненных на стихи не кого-нибудь, а великого Иосифа Бродского. Несмотря на то, что у автора неизменно присутствует мелодизм, он старается сдержать музыкальные эмоции ради главного в песни - слова. Колоссальная
ответственность сочинять музыку на такую поэзию!
 
- Ваш цикл с Лаймой Вайкуле "Что сказать вам, москвичи?",
пользующийся огромным успехом у слушателей, - тоже серьезные размышления о жизни...
 
- И о роли добра в ней. Когда человек творит зло, он, наверное, не представляет себе, что его последствия придется расхлебывать не только ему, но и его потомкам. Все в этой жизни фиксируется, все остается. Добрая песня делает чудеса. Поэтому не представляю себе, что когда-нибудь перестану петь. Вот неповторимый Шарль Азнавур говорит, что его зритель стареет вместе с ним.
А я смею утверждать, что я молодею с юными слушателями.
 
- Когда Леонид Утесов с жаром пел знаменитую "Нам песня строить
и жить помогает...", он был прав. Я не раз видел песенные праздники
в Эстонии и Латвии, когда в едином порыве пели хоры по сто тысяч человек. Почему в Грузии, стране высокой песенной культуры, нет таких праздников? "Тбилисоба" - тоже очень музыкально и красиво, но не оставляет ощущения единения народа...
 
- Ты затронул больную тему. Помнишь, сразу после 9 апреля 1989 года, который потом стали называть "кровавым воскресеньем" из-за жестокой расправы, учиненной в Тбилиси "славной дивизией имени Дзержинского" над мирно поющими демонстрантами, в ответ на злобу и ненависть зазвучала
замечательная песня Джемала Сепиашвили "Дарите любимым тюльпаны"?
Я знаю, ни мы, ни наши друзья не представляли себе, что наша страна, способная на такое благородство, через два года превратится в арену гражданской войны. Самый раз было "взяться за руки, чтобы не пропасть поодиночке", но, очевидно, народу надо было переболеть заразной болезнью, которая называется "серп и молот". Эти благородные символы созидательного труда за годы "триумфального шествия советской власти" превратились
в олицетворение зла и родили братоубийственные конфликты. А от заразы больному человеку надо непременно избавляться. Ради себя, ради детей и внуков.
 
- И брать в руки оружие, как это сделал ты? В 91-м мне в наше
информационное постпредство в Балтии часто звонили люди
и спрашивали: "Да что же это происходит в Грузии? Мы только что видели по Центральному телевидению Вахтанга Кикабидзе...
с автоматом!".
 
- Я помню эти кадры; меня сняли, когда я охранял проспект Руставели. Да, иногда приходится браться за оружие, чтобы защитить себя, свою семью, своих друзей, целостность своего государства, в конце концов. Четыре года я не пел, было не до песен...
 
- Мне не раз приходилось слышать расхожее мнение, что дружнее народа, чем грузины и евреи нет. Так что же произошло в нашей Сакартвело, стране, где мирно проживали представители многих народов?
 
- Не хочу пересказывать общеизвестное, да и больно, признаться. Похоже, что мы почти избавились от этой страшной болезни. Ценой потерянных жизней тысяч и тысяч грузин, осетин, абхазов... Но появился иммунитет. И вряд ли мы когда-нибудь еще раз так среагируем на дирижерскую руку из Москвы. Мы сами научились управлять своим оркестром, и хотя он звучит еще нестройно, разноголосицы слышится все меньше и меньше. А что касается евреев, то они
и в Грузии, и в Израиле сделали много для начала созидания в нашей разрушенной стране. Мы видим в Израиле привлекательную для себя модель молодого динамичного государства. Есть и там сложные проблемы, особенно, что касается отношений с соседями. Но в минуту опасности страна становится монолитом, который не сокрушить. Вот бы и нам добиться такого еврейского единства...
 
- Кстати, о евреях. В последнее время в Америке и Канаде иногда говорят, что, мол, вот и Кикабидзе в угоду иммигрантской конъюнктуре запел "Мои евреи, живите вечно!". А ведь мало кто знает, что первым
в Советском Союзе на открытой сцене в присутствии партийных боссов исполнил еврейскую мелодию и станцевал фрейлехс именно молодой Вахтанг Кикабидзе из популярного вокально-инструментального
ансамбля "Диэло". После нашумевшего демонстративного отказа Поля Робсона продолжить гастроли по СССР из-за того, что советские цензоры вычеркнули из его репертуара еврейские песни, твой поступок, как
и протест американского гостя, я считаю, был актом гражданского
мужества...
 
- Что касается меня, то ничего особенного я не сделал. По моему мнению, искусство интернационально в самом лучшем смысле этого слова. А вклад
в него евреев, с которыми мы, грузины, живем в мире и согласии вот уже двадцать шесть веков, огромен. И глупо уподобляться страусу. Тем более, что всегда приятно исполнять талантливое произведение, независимо от его национальной принадлежности. И вообще, монополизация в культуре ничего хорошо не приносит. По этому поводу мы с Георгием Данелия и Фрунзиком Мкртчяном придумали эпизод, который, по цензурным соображениям важного московского чина, не вошел в фильм "Мимино". Помнишь, когда сконфуженные Валико и Рубик выходят из гостиницы, откуда их вытурили за то, что они не те, за кого себя выдавали? Так вот в первоначальном, кстати, отснятом варианте, они встречают двух совершенно одинаковых, словно одетых в униформу, японцев, один из которых многозначительно замечает: "Посмотри, Коно-сан, как эти русские похожи друг на друга!". Цензор не захотел пропустить даже
такой безобидный намек на несуразность понятия "единый советский народ"!
 
- Зато в широком обиходе теперь термин "лица кавказской национальности"...
 
- Еще одна имперская глупость. Хотя лично я желал бы видеть в идеале
объединенный многонациональный Кавказ.
 
- В противовес России и со столицей в Тбилиси?
 
- Совсем даже не в противовес, а в качестве сильного дружественного союза подлинно независимых государств. Посмотри, что произошло с Чечней. Это не должно повториться. Самое интересное, что после "черного апреля" Э.Шеварднадзе предупреждал: то, что случилось в Грузии, аукнется на всем Кавказе. Так и вышло. А что касается столицы такого союза, то вряд ли может быть другая кандидатура: Тбилиси по праву считается центром Кавказа, это признано всеми. Ты-то знаешь, в нем живут люди ста национальностей!
 
- Не только живут, но и воспевают замечательный город, как это делали Иетим Гурджи и Саят-Нова - "дети разных народов"...
 
- Разных и одинаковых одновременно. Помнишь, в наших больших тбилисских дворах все говорили по-грузински, и я лет до десяти думал, что мои дворовые товарищи - грузины. Потом выяснилось, что один из них - русский, второй –
армянин, третий - еврей. Были в нашем дворе итальянцы, испанцы, курды, греки, даже один китаец. И надо сказать, все мы прекрасно уживались, и двери наших квартир не закрывались никогда. Теперь мы как-то это все порастеряли... Вот об этом я и написал песню. Она о моих друзьях, многих из которых уже нет
в живых. А жаль: вот у кого могли бы поучиться наши внуки...
 
- Только в Грузии, в Тбилиси, могут дать такое необычное определение этноса, как это сделал ты во время вчерашнего концерта, когда заговорил обо мне: "...мой давний друг - тбилисский русский еврей". Вот уж действительно, точнее не скажешь: тбилисский, грузинский - по ментальности, русский - по языковой культуре, еврей - по национальности и вероисповеданию... А в общем-то - тбилисец.
 
 
- Верно говоришь. И мы, живущие в Грузии, и вы, наши дорогие земляки, серьезно переболев, мечтаем об одном - превратить нашу прекрасную страну во вторую Швейцарию, на это есть серьезные предпосылки. Но только при условии, что будем добры, благоразумны, упорны в труде, и время тогда станет нашим союзником. Это важный фактор, особенно для маленькой страны. Даже Америка к этому шла двести лет. История все расставит на свои места. Если мы не годимся, значит, мы того стоим.
 
- Мало-помалу ты превращаешься в серьезного политического деятеля. Люди видят в тебе собирательный образ грузина, вобравший в себя все самое лучшее, что есть в народе, -доброту, мудрость, музыкальность, гостеприимство. И награды у тебя по достоинству: две грузинские -"Орден чести" и "Орден Вахтанга Горгосали" и одна международная - "Орден Николая-чудотворца". За приумножение добра на земле". Кажется, кроме тебя, им награждены только двое - Мать Тереза и митрополит Украины Владимир?
 
- Да. Меня приятно удивляет твоя осведомленность. Но я не могу претендовать на высокое предназначение. И никакой я не политический деятель, хотя партий и движений у нас в Грузии больше, чем достаточно. Я просто уверен, что мы - не та страна, где должны стрелять. Мы должны созидать, творить добро и... принимать гостей. И совсем не потому, что у нас, как считают многие, все богаты. Наивное заблуждение. Гостю вовсе необязательно знать, что нередко грузин, русский, армянин, еврей, любой другой житель нашей страны бежит
к соседу взять взаймы, чтобы достойно принять приезжего.
 
- И спеть любимые песни...
 
- Конечно, без этого не обходится ни одно застолье.
 
- Четыре года назад Лайма Вайкуле в интервью "Я верю, вновь зазвучит в Грузии волшебное многоголосье!", которое напечатали потом все тбилисские газеты, в подтверждение своих слов процитировала мне замечательные строки из твоего "Пожелания": "Я хочу, чтобы песни звучали, чтоб вином наполнялся бокал..."-
 
- Уже звучат. И будут звучать впредь, я убежден в этом.
 
- Я желаю тебе, чтобы ты еще долгие годы радовал нас своим
неповторимым искусством.
 
- Спасибо, дорогой. Обещаю, что в пятый мой приезд в Канаду привезу грандиозную программу, которую подарю своим друзьям. Так что, до нового свидания! Надеюсь, до скорого!
14 ноября 1997 года
Дата публикации: 12.06.2006 04:25
Предыдущее: И ГРЯНЕТ БОЙ, ФУТБОЛЬНЫЙ БОЙ...Следующее: "ВСЁ БУДЕТ ТАК, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ" (ВАЛЕРИЯ РИЖСКАЯ) - ТЕКСТ ВОССТАНОВЛЕН

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта