В тридевятом царстве, в тридесятом государстве под названием Загория, населённом гордым загорским народом, во времена, прозванные потом «временем Лилового облака» правил король Азар-14. Король принадлежал к славной династии. Каждый из королей этого рода прославлял себя подвигами. Дед короля Азар-12 прославился тем, что в одиночку пошел на медведя – людоеда и победил его. За это его назвали «Отважным». Отец Азар-13 был таким сильным, что мог с корнем вырвать дерево и мог кинуть самое тяжелое копье дальше всех. За это его прозвали «Могучим». Королевство побеждало всех своих врагов, и давно ни один из королей соседних государств и не помышлял о войне с Загорией. Король Азар-14, воспитывался без отца. Отец погиб на охоте, когда ему было всего шесть лет. С детских лет ему внушали то, что он принадлежит к благородному и героическому роду. В основном его окружали няньки, которым настрого было наказано беречь и лелеять наследника престола, и они старались, как могли. Когда мальчик вырос, он стал таким холеным и изнеженным, что узнать в нем потомка героического рода, да и вообще мужчину, было трудно. Но самодовольства у молодого короля было с излишком, и он всерьез считал себя великим королем и ждал, когда его назовут «Благородным», или «Великим». Но никто в народе ему таких эпитетов не давал. Однажды один мальчишка дал ему кличку Лапа, которая приклеилась к королю. Никто не догадывался, почему возникла такая кличка, и даже не задумывались. А причина была простая: в то время короли не подписывали указы, а прикладывали свою руку. А так как в Загории не умели делать нерастворимые чернила, то указы, висевшие на главной площади, после дождя размывались, а след от ладони короля превращался в след лапы неведомого животного. Мальчишка оказался наблюдательным и ехидным, он и подписал на указе к имени короля «Лапа». И пошла, гулять кличка по всей Загории. Когда король узнал о том, как его называют в народе, он рассвирепел. Своей тайной полиции он приказал отловить пятерых загорцев, употребляющих такую кличку, и казнить на главной площади. На следующий день после казни на указе короля появилась надпись «Кровавая Лапа». Король был в ярости. По всей стране пронеслась волна казней, у каждого вывешенного указа выставили пост. Но подписи стали появляться везде, на домах, заборах, деревьях, даже на королевской карете. В надписях менялись только названия лапы, то это волосатая лапа, то длинная, то короткая, то глупая. Это продолжалось бы долго, до самой смерти короля, и остался бы он в истории Королём Лапой. Но, то ли кто ему посоветовал, то ли сам додумался, король, в конце концов, решил спросить совет у мудреца, жившего высоко в горах. Король посылал своих гонцов к мудрецу с приказом явиться во дворец, но гонцы не могли найти дорогу к мудрецу и возвращались ни с чем, либо гибли. Единственный гонец смог попасть к мудрецу, но он потерял письмо с приказом короля, и просил мудреца пойти к королю, так как он нуждается в его совете. Мудрец не пошел к королю, а передал ему письмо. В нем было написано: «Ваше Величество! Лев, когда он нуждается в пище, выходит на охоту, а не ждет, когда пищу ему принесут. Поэтому все считают его царем зверей. Я приношу пищу своему ослу, и это дает мне право запрягать его и ездить на нем. Если Вы нуждаетесь в пище, выбирайте, кем Вам быть, львом или ослом». Короля возмутил тон такого послания, но, подумав, он понял, что мудрец прав, и решил сам отправиться в путь к мудрецу. Карета проехать в горы не могла, и свита решила нести короля на носилках, но тропинка становилась все уже и уже, а склон все круче и круче. Король понял, что его могут уронить, и решил идти пешком. С первого шага подстерегали его опасности. Он давно никуда не ходил, ноги его были слабые, и после получаса ходьбы он почувствовал усталость и ломоту в ногах. Король спотыкался, падал и ругался на каждом шагу. Вся свита уговаривала его вернуться, пожалеть себя и государство. Но, король понимал, что если он вернется, то завтра его назовут «трусливой лапой», поэтому он упрямо шел вперед. Чем выше в горы король забирался, тем меньше становилась его свита. Отстали все его носильщики, а с ними все его одежды, украшения и кушанья. Сорвался в пропасть оруженосец, и король остался без оружия. Нечем было отстреливаться от диких зверей, и его телохранители вынуждены были вступать в поединок с медведями, имея только кинжалы. Телохранителей становилось все меньше и меньше. В конце концов, король остался совсем один. Когда король, еле передвигая ноги, вышел к хижине мудреца, то в нем нельзя было узнать прежнего женоподобного и изнеженного короля. За столь долгое и изнурительное путешествие король осунулся, все черты его лица обострились. Одежда его от многочисленных падений превратилась в жалкое рванье, а тело все было в ссадинах и синяках. Про мудреца в народе ходили самые невероятные слухи. Говорили, что зимой он спит в берлоге с медведем, что хлеб он печет из зерна, которое ему приносят вороны с полей крестьян, что огонь он добывает, опускаясь в жерло вулкана. Ходили и слухи, что он ни кто иной, как король Азар-11 Мудрейший, который вовсе не умер, а вместо него похоронен другой человек, очень похожий на короля. Все, кто ходил к мудрецу, возвращались от него будто другими людьми, в их действиях и словах появлялось такое же спокойствие и сила, какое свойственно самым старейшим и мудрейшим. Когда их спрашивали о мудреце, они никогда не рассказывали подробностей, и отвечали неохотно и односложно. Но если у кого-то случалась беда, и он никак не мог справиться с горем, то они первыми советовали сходить к мудрецу. Когда король подошел к хижине, мудрец сидел за гончарным кругом и в его руках кусок глины превращался в кувшин изысканной формы. Король стоял и заворожено смотрел за работой мудреца. Сам мудрец был древним седым стариком, но руки его двигались с такой удивительной легкостью и пластичностью, что можно было подумать, что они принадлежат другому человеку. Когда кувшин был готов, мудрец зачерпнул новую порцию глины, положил ее в центр круга и, встав, кивнул королю с приглашением попробовать свои силы. Сделал он это так легко и свободно, как будто короля он давно знает и обращается с ним как с хорошим приятелем. Король сел за гончарный круг и стал пытаться вращать его, но из-за неумелых действий вращение было рывками, и кусок глины никак не хотел подчиняться пальцам короля. Сделав несколько попыток, он встал и громко сказал мудрецу: «Я король, а не гончар! Не гоже мне горшки лепить». - Ну, раз ты не гончар, а король и царствуешь умело, то, что тебя привело сюда? ответил вопросом мудрец. - Мне нужен твой совет. - А царское ли дело королю у гончара совет спрашивать, как государством править? - А ты разве гончар? - Гончар, раз горшки леплю. - Но мне говорили, что ты мудрец. - А может мудрец лепить горшки? - Может. -А почему король не может? Король не смог ответить мудрецу, почему ему нельзя лепить горшки. Он вдруг вспомнил, что все короли его рода чем-нибудь увлекались. Отец сам мастерил оружие, чуть ли не всю свою жизнь искал секреты изготовления дамасской стали. Дед увлекался живописью, писал картины, которые украшают стены королевского замка. А вот прадед увлекался гончарным мастерством и лепкой. Он сам ездил в Китай за секретом изготовления фарфора. Именно поэтому и славна их страна искусными гончарами, живописцами и оружейниками. Только он ничем не увлекался, ничего не развил в себе и в государстве. Были попытки в детстве рисовать, лепить, мастерить, но няньки, боясь за его здоровье, запрещали все. Но, сейчас, у него вдруг появилась мысль, которой он удивился и обрадовался. А не обзавестись ли ему зоопарком, раз уж прозвали его «Лапой». Вон в соседнем королевстве при дворе есть слоны, верблюды, попугаи. Надо собрать всех диковинных зверей, создать собственный цирк, и самому себя попробовать в укрощении зверей. Тогда уж никто не назовет его трусом. Он уже представил себе, как укрощает тигров, но из фантазии его вывел мудрец: «Король, ты проголодался, тебе надо поесть. Но чтобы я смог тебе приготовить, нужно пригнать стадо овец, так как их пора загонять». Мудрец сунул королю кнут и показал в сторону склона вулкана, где мирно паслись овечки. Король, продолжая обдумывать идею, направился к овцам. Овцы не обратили на короля никакого внимания. Он стал на них кричать и махать кнутом, но овцы шарахались и разбегались в стороны. Целый час он пробегал за овцами, но так и ничего не добился. Бросив кнут, он уселся на камень. «Что, нелегкое дело овец пасти?» - услышал король вопрос мудреца, который вдруг оказался рядом. «Да, что-то у меня плохо получается управлять овцами», - ответил король. - Есть два способа управления отарой овец. Первый: иметь кнут и хорошо бегать, если бегать не можешь, то поручи это собакам. Но собаками тоже надо уметь управлять. Чтобы укротить льва, надо укротить себя. Второй способ: это надо самому стать вожаком отары, и тогда овцы сами будут ходить за тобой. Но для этого надо жить с ними. И опять королю пришла идея, как лучше знать и чувствовать, чем дышит его народ. Обдумывая идею, он смотрел в спину удаляющемуся мудрецу, который подобрал кнут и направился к хижине. Овцы как по команде устремились за мудрецом. Король прожил у мудреца целую неделю, он пас овец, учился гончарному ремеслу, собирал лекарственные травы, и в каждом деле находил смысл и поучение. Но особенно запали в душу короля слова мудреца: «Чтобы укротить льва, надо укротить себя». Он стал подмечать, что поведение овец, зависит от того, в каком состоянии духа находится он сам. К концу недели кнут не был нужен королю, овцы сами ходили за ним. Когда король засобирался домой, мудрец спросил его, а зачем он приходил. На что король ответил: «Подышать свежим воздухом. У тебя, мудрейший, удивительно воздух прочищает мозги. Спасибо тебе». После возвращения от мудреца король первым делом издал указ о проведении всенародного праздника–карнавала. Всем циркачам, бродячим артистам и скоморохам нашлась работа. Целую неделю народ праздновал и веселился. Никто не заметил, что среди них в маске шута праздновал и веселился сам король. Король-шут смеялся и потешался сам над собой. Вскоре после карнавала, в Загории появился бродячий цирк. Он колесил по городам и селениям страны и показывал свои представления. Коронным номером программы цирка был номер с животными. Укротитель, который удивительно был похожим на короля, вытворял чудеса со львами и тиграми. Особенно народ замирал, когда укротитель клал голову в пасть льву. При дворе стали организовывать всевозможные состязания и турниры. Неизменным участником этих состязаний был человек похожий на короля. Он всегда выступал в маске, и представляли его, как Укротитель Лапы. После первого выступления Укротителя Лапы, все подумали, что король в очередной раз рассвирепеет, но никакой реакции не последовало. Никто не видел на этих представлениях самого короля. И вскоре в народе короля стали называть укротителем. Так и вошел в историю Загории Азар 14 Укротитель. Те славные времена, прозвали в народе «лиловым облаком». Лиловые облака над Загорией проплывали всегда, так как действующий вулкан, словно древний старик, курил свою трубку и пускал дым. Но та эпоха была связана с мудрецом. К нему за советом ходил разный люд, и после этого разрешались многие проблемы. Поэтому в то время стали говорить, что лиловые облака пускает мудрец, когда думу думает. А когда мудрец умер, люди все равно продолжали ходить в горы, надеясь встретить мудреца и получить совет. И, удивительно, но возвращались они с гор умудренными, хотя мудреца там не встречали. |