Дора Карельштейн Фрагмент из книги «Избранное, не только для избранных» Опубликована в 2000 году. Эмиграционный синдром неполноценности. Он поражает тщеславных субъектов, преуспевавших (по их понятиям) в той стране, где они жили. Разновидность их - люди из СССР, которые всю жизнь прожили в изоляции, понятия не имея, об остальном мире. Они интегрировали в советский строй, приняли его правила и приспособились к его условиям. Они считали себя много достигшими и не придавали значения тому, что ценой этих достижений являлась необходимость постоянного приспособленчества, поступков вопреки совести, отказа от самостоятельных решений и осмысления унизительности своего существования. Они примирились с жизнью, превращённой в борьбу за существование и ”достижениями”, укладывающимися в обеспечение самых примитивных потребностей в жилье, пище, одежде. ”Заграница” им виделась земным раем, где всё падает с неба, все счастливы и очень заинтересованы заманить к себе советских людей. Оказавшись в свободном мире никому не интересными и ненужными, лишёнными привычной обстановки и возможности ”выкручиваться” и что-то ”доставать”, они не смогли принять это как временную данность. Они приняли всё как несчастье, тоскуя о прошлом, как о потерянном рае. Рай здесь, рай там, но они забыли о главном, что если хочешь жить в раю, то его самому и создавать надо! ”Заграница” - не сказка, а эмигрант не Иванушка-Дурачок, который по ”щучьему велению” получит дворец с малахитовыми колоннами и ”скатерть-самобранку” с заморскими яствами. Хотя многие оказались таки в роли ”Иванушки-Дурачка”, но не срабатывал призыв ”по щучьему велению”. Не все оказались способными начать всё с нуля и медленно, но упорно строить свою жизнь. Они пошли совсем иным путём. Хотя слухи и разговоры о ”русской мафии” сильно преувеличены и приукрашены и ”русская мафия” - это всего лишь мелкие и крупные бессовестные рвачи, пытающиеся в человеческое общество внести советские способы воровства у государства или общества. Они всю свою деятельность строят на одном - обмануть, и обманывают заодно и себя, называя это бизнесом. Более старшее поколение кичится своим прошлым, озлобляется, стрессует, скучает и без конца всем доказывает как много они дома преуспели в потреблении искусства, какие занимали посты. Неудивительно, что именно им и удалось выехать за границу, потому, что этого тоже надо было добиваться, т.е. ”достать, а это они умели. Эмиграционный синдром неполноценности выражается в не покидающем чувстве своей ничтожности на фоне всеобщего благополучия. В чувстве униженности, в стремлении всем и каждому доказать: ”Да знаете ли вы, кем я был, и как преуспевал! У меня была дача, машина, престижная мебель, путёвки в престижные санатории!” Да, у многих, умевших приспосабливаться в советском обществе, было многое! Оказавшись эмигрантом, он постепенно накапливает депрессию и агрессию. Зацикливается на прошлом, которое, кажется всё прекрасней и прекрасней. Он становится хвастливым и тратит почти всю энергию, чтобы доказать какой он на самом деле... был! Вообще-то, старым везде плохо. Их мучает ностальгия по молодости. Те, кто уехал из бывшего СССР, прекрасно устроены... но ностальгируют. Те, кто остались - бедствуют, но тоже ностальгируют, например, по СССР, и голосуют за новых жирных коммунистов. Основной критерий старости, это неумение и нежелание воспринимать новое, адаптироваться в любых новых условиях. Если человек начинает повторять, как раньше было хорошо, если он неспособен, понять и принять новое поколение и заверяет, что ”мы такими не были”, если человек не хочет ничего начинать заново, либо что-то менять, если он почти всегда и всем недоволен, то... на нём, увы, можно ставить клеймо старика. Количество прожитых лет к этому никакого отношения не имеет. Молодым можно быть в любом возрасте, также, впрочем, как и стариком! Эмигрировать может только тот человек, который много раз в своей жизни начинал с нуля, знает, что это такое и, тем не менее, готов это повторить. Эмигрировать - это как прийти к кому-то в гости. Здесь неуместна критика хозяев, либо какие-либо требования к ним. Если ты решился на эмиграцию, то не должен ни на что рассчитывать и только быть благодарным за помощь, какой бы она не была. Тот, кто не готов таким образом смотреть на вещи, должен сидеть дома. И ещё к чему надо быть готовым, решившись на эмиграцию, - это уметь не оглядываться назад и ни о чём не сожалеть. Решившись начать новую жизнь, её нельзя сравнивать со старой: то была одна жизнь, теперь будет совсем другая и не исключено, что не лучшая, особенно поначалу. Гарантированно лучший вариант может быть только в том случае, если нищий эмигрирует во дворец к дядюшке-миллионеру... да и то в том случае, если этот нищий не очень обременён духовными запросами, потому что иначе он в чужом дворце может чувствовать себя намного хуже чем в собственной хижине! Если жизнь на Родине больше невыносима, надо готовить себя к самому худшему, и тогда постепенное улучшение ситуации, будет восприниматься как счастье. Всё остальное - бессмысленно. Эмиграция требует от личности не так уж много: Самые первые и необходимые - это два качества - скромность и терпимость. Всё остальное - совсем просто: 1. Первые месяцы или год направить все усилия на изучение языка, что по существу не так сложно, учитывая огромное количество пропагандисткой чуши, которое приходилось заучивать в советских вузах! 2. Зная язык, иметь достаточное уважение, чтобы изучить обычаи и жизнь страны, так любезно, предоставившей гостеприимство. Не менее важно понять характер её граждан, чтобы не быть в этом обществе ”белой вороной”. 3. Наслаждаться преимуществами новой жизни и не критиковать недостатки. 4. Забыть фразу: ”А у нас...” 5. Не стремиться раньше времени проникнуть в общество, потому, что, обязательно существующая преграда, вызовёт озлобление. Всё придёт само и в своё время. Но необходимым условием является: а. Уважение чужого образа жизни. б. Неиссякаемая доброжелательность... но с абсолютным достоинством - то, что называется ”не вилять хвостом”. 6. Желательно усвоить, что путь к успеху - это наклонная линия, где начальная точка лежит в самом низу, т.е. на горизонтали. Однако путь вверх не может быть вертикалью, тем более, что слишком крутой подъём - чреват падением. Но насколько наклонная линия успеха близка к вертикальной, зависит только от самой личности и, возможно, чуточку от везения. Даже счастливый случай приходит только к тому, кто умеет найти его. К сожалению, эмиграционный синдром неполноценности ведёт иногда личность по наклонной линии, но не вверх, а вниз от горизонтали... вплоть до самоубийства. Эмиграция - это испытание, которое большинство выдерживает. Живы остаются. Но как живут - это вопрос личного выбора и личных потребностей. Если считать конечной целью жилище, еду, одежду, машину - это может почти каждый, если он здоров. Если считать целью духовный комфорт - это трудней, потому что для этого надо быть духовным. |