В ногу со временем рассказ педагога В пятом классе, где мне выпало вести русский, были дети бурные, умные и хитрые. При проведении важных работ требовался нажим. - Итак, сегодня мы пишем диктант, я вас предупреждал, - напомнил я, положив на стол пачку тетрадей для контрольных работ. - Вы не предупреждали! – послышалось из разных концов класса. - Нет, предупреждал! - У нас завтра ещё проверочная по истории! – вскинулась Карина с первой парты. – И нас предупредили за неделю. - Но это завтра, - возразил я. - Он предупреждал, ты всё проспала! – обратился Женя к своей соседке. – И вообще надо быть грамотным! Получив тетради для контрольных, пятиклассники смирились. - Читаю диктант первый раз. Никто не пишет, все слушают! – объявил я. – «Гроза. Далеко на краю неба собрались тёмно-лиловые облака. Жара усилилась. Стало душно…» Мне тоже стало душно. Я заметил, что некоторые почему-то сосредоточенно смотрят под стол. «Телефоны!» - с ужасом подумал я. Теперь у всех продвинутая техника. В Интернете наверняка есть этот текст. - «…темно-лиловые облака. Жара…» И, кстати, дефисное написание прилагательных мы не проходили. Стало ещё душнее, но прилива растерянности я не выдал. - Читаю второй раз по предложениям. Пишем, в телефоны не смотрим. Итак, название: «Гроза»… При диктовке я убрал «тёмно-лиловый», и «по-моему», а одно бессоюзное предложение превратил в два простых. Всё, что пятиклассникам знать пока не полагалось, в диктант не попало. Потом был ещё один урок, а потом то, что у учителей и преподавателей называется «окно». На улице стало пасмурнее, капли забарабанили по подоконнику. Самое время проверять диктанты. Кто лучше написал, кто хуже. И вдруг у сомнительного троечника Вовки вижу слово «тёмно-лиловый», а ещё и «по-моему». Стал смотреть другие тетради. У его соседа нет этих слов. А вот у Сони Огурцовой есть. - Значит, списали. С телефонов списали. То-то у них здесь и лишнее тире. Уже много лет все диктанты есть в Интернете. Приятно, что есть выбор между разными текстами, да вот выяснилось: не ты один их читаешь. Подавляя вздохи, стал проверять дальше, откладывая подозрительные работы. Их три. Ещё и у Кости Макарова. Не так и много. - Что же делать, что же делать, если диктанты в телефоне, - запричитал я, заходя в класс. - Я не списывала! – заявила Ира с первой парты. – В этот раз я не списывала! - Но есть у нас ребята, которые списывали! Я очень, очень огорчён, оценки за этот диктант им выставлять не буду. Соня Огурцова смотрела в телефон. - А вот родителям скажу. Ничего, в апреле ВПР, посмотрим, - угрожающе сказал я. Все трое на меня посмотрели, а некоторые улыбались, глядя на товарищей. - Вы же не поймали меня за списыванием, - заявила Соня. – И вообще я маме писала. - У нас некоторые постоянно маме пишут, - съязвил я в ответ, - как будто их здесь обижают. … На душе остался осадок. Как пресечь все эти подглядыванья и списывания? За всеми не уследишь, администрация телефоны не запрещает, а испытанные поколениями диктанты из самых авторитетных сборников уже давно кочуют по просторам Сети. Ничего толкового на ум не приходило, пока не приблизилось время проводить следующий контрольный диктант. Набрал в поисковике «чередования гласных диктант» - и столько всего посыпалось! Ввожу любую фразу в другой вкладке – и сразу весь текст перед глазами. - Так не пойдёт, - сказал я, глядя на монитор. – Лучше самому написать. Никогда не писал диктанты. И вот приходится. Кто лучше меня знает, что мы проходили и как? Посмотрел на список корней – и работа пошла. - Сегодня диктант! – объявил я, как и месяц назад. И улыбнулся. - Что-то тут не так, - догадался сразу хитроумный отличник Женя. – Давайте я тетради раздам. Я смотрел на пятиклассников снисходительно. - Название «Берегите лес!». Читаю первый раз, вы не пишете. «Однажды в лесу случился пожар. Выгорела вся растительность…» Читаю по своему листу и посматриваю на них. Так полагается: сначала прочитать текст целиком, потом диктовать по предложениям. Вдруг у кого-то падает телефон. Не обращая внимания, продолжаю: - …Березы могут жить даже в условиях вечной мерзлоты. Они словно замирают в росте, но… - Чёрт! – крякнул кто-то, и опять слышится звук упавшего телефона. Я улыбнулся, как мне казалось, умиротворяюще: - Телефоны не виноваты. Там этого диктанта нет. Это инновация, ноу-хау, прогресс наяву! Пишем под диктовку… Написали половину, и вдруг тот троечник Вовка среди общего сопения догадался: - Так вы сами этот рассказ написали! - Сам написал, но это не рассказ! – ответил я. – Рассказ надо о вас писать, таких продвинутых… «И теперь растут берёзы и рябины, поют скворцы и дрозды. А от пения соловья даже душа замирает…» Грамматическое задание сделали, со звонком сдали тетради. Вдруг Оля Клюшкина, глядя на Вовку злыми глазами, зашипела: - Из-за вас всё. В пятом классе списывать надо с умом! Первой её работу и проверил. Слабая тройка. Смотрю в журнал – всё до этого писала на четыре и пять. Несколько раз провела меня эта Оля… Правильно работала, с умом. А я теперь сам все тексты для изложений и диктантов пишу. Иду в ногу со временем. Жаль, не могу выложить в Интернет – ведь списывать будут… |