Незаметно, сливаясь в рутину однообразных дней, подходил к концу первый год службы в таможне. Романтика очень скоро прошла, осталась сухая канцелярия. Ведь главное предназначение таможенной службы – это фискальная функция. А проще – приносить экономический доход государству путем взимания налогов и пошлин. Конечно, были и свои яркие моменты, даже романтические. Но сейчас, почему-то, захотелось перескочить почти на год вперед и рассказать о первой взятке. Меня к тому времени, как человека с незаконченным, но высшим образованием, перевели в городской офис таможни, в так называемый Грузовой отдел. Надо сказать, что весь офис тогда, в 1992 году состоял из двухкомнатной квартиры на цокольном этаже по адресу ул.Горняков 13. А я жил на Горняков 11, т.е. из подъезда в подъезд. В этой квартире основную комнату занимал начальник таможни, на то время уже новый – майор Иоч Иван Михайлович. Этот человек заслуживает отдельного рассказа. Очень уважаемым остался в моей памяти. В маленькой комнате ютились бухгалтерия и кадры, а на кухне – Грузовой отдел. Грузовой отдел представлял из себя два сдвинутых стола, за которыми, лицом друг к другу, сидели два инспектора. Надо сказать, что через три месяца службы, и учебы в Санкт-Петербурге на подготовительных курсах, каждый из нас сдавал аттестацию на проф.пригодность, а проще на знание текущего таможенного законодательства. С тех лет и вплоть до увольнения в 2004 году, Таможенный Кодекс был настольной, под стольной, под подушкой, в общем вездесущей книгой. После сдачи аттестации инспектору вручалась личная номерная печать, которой он и =Давал добро= на пересечение грузов, тр.средств и людей через гос.границу. Так вот. Один стол в отделе был импортным, а другой экспортным. Это не говорит об их происхождении. Происхождение было еще советское, изрядно изношенное. Просто за одним столом оформлялись все операции =по экспорту=, а за другим =по импорту=. Тогда на экспорт вовсю отправляли дикорастущую ягоду и ,естественно, древесину в виде круглого пиловочника и балансов. Ввозился же всякий ширпотреб, одежда, обувь, бытовая техника, продукты гигиены и все, все, чего тогда еще на полках толком не было. Инспектор за столом занимался оформлением документов. Сверял накладные с грузовыми таможенными декларациями (ГТД), и ставил печать с надписью =Выпуск разрешен=. С этими документами, допустим импортер, пересекал границу, где его фуры особо не досматривали, а накладывали таможенные пломбы. С тем, чтобы уже в пункте назначения, инспектор грузового отдела снимал пломбу и сверял фактическое наличие с документами. Таким инспектором у нас был Дима. Он мотался по всем окрестным фирмам и населенным пунктам, практически не вылезал из досмотров. Просто =горел= на работе. Но однажды он то ли приболел, то ли начальство по каким-то причинам его не отправило… на досмотр снарядили ехать меня. Процедура эта по-своему интересная. Инспектор направляется как бы в мини-командировку. Помимо всех документов на груз, берет с собой так называемый заказ-наряд на досмотр в бухгалтерии. Где он должен проставить маршрут и затраченное время, после чего бухгалтерия таможни выставляет счет заказчику. Т.е. мальчик по вызову за деньги. При этом инспектора должны увезти и привезти на транспорте того, кому нужен досмотр. Согласно задания, на досмотр, мне было необходимо проледовать в соседний районный центр, поселок Муезерский. Туда накануне прибыли две финские фуры с бытовой техникой и ширпотребом. А загрузиться они должны были замороженной брусникой. Мне предстояло весь этот процесс проконтролировать. Рано утром меня уже ждала белая семерка зам.начальника базы ОРСа г-на Иванова (назовем его так). Костомукшский ОРС тогда был непосредственно связан с ближайшими соседями. Подошел, поздоровались, поехали. Иванов оказался очень веселым балагуром лет 50-ти, крепкий, маленький, с блестящей лысиной. Доехали под анекдоты быстро и весело. На дворе ,по-моему, уже стоял ноябрь, и мороз давил нешуточно. Подъехали к какому-то складу. Там две фуры стоят и кладовщик пританцовывает у крылечка, греется как может. Мы подошли. Ну наконец-то! Радостно, но вдруг сразу настороженно взглянув на меня, улыбнулся кладовщик. А где Дима? Иванов, по хозяйски отворив дверь в склад, ответил…Дима заболел, но Юра тоже классный парень…Знаешь, сколько анектодов мы вспомнили? Кладовщик заметно приободрился… Праашу! Все документы уже подготовлены. Акт подпишете, и домой, засветло успеете вернуться. Акты снятия пломб, а вернее акты таможенного досмотра действительно уже были написаны, не хватало только моей печати и подписи. Фуры уже аккуратно подъехали к месту выгрузки. Я сдернул с них пломбы. Все можно выгружать. А тут Иванов…ну что Юра, нам пора. Тут грузчики без нас управятся. Я в ответ…а как же?... ничего , ничего… с этим все в порядке, для тебя уже все приготовлено. В смысле? В прямом. Вот коробка, там телевизор с видиком, пара кроссовок, джинсы и шелковая модная рубашка, все большой размер , тебе подойдет. В памяти всплыла сцена из Гоголевского ревизора. События опять вдруг стали восприниматься, как кадры из фильма. Извините, но я Вас не понял! Из глубины души вдруг раздался голос, не мой, а металлический, помноженный на два года службы в спецназе. Что-то наверное, промелькнуло в глазах. Потому что Иванов вдруг резко поскучнел, осекся. Кладовщик растворился, как будто его и не было. Добродушные физиономии финских водителей, явно ничего не понимая, пялились из кабин. Обе машины к таможенному досмотру! Документы на груз и спецификации на стол. Понятых на склад! Включился во мне какой-то, неподвластный самому механизм. Нет. Не было какого-то упоения своей властью. Просто четко тикал метроном, отмерял время и место дальнейшим действиям. Длинные коридоры склада постепенно выстилались джинсами, рубашками. Заставлялись ящиками с видео и ТВ аппаратурой, кроссовками. Понятые ежились и не совсем понимали, зачем они здесь. По итогу, количество незадекларированных предметов импорта превысило 600 наименований. Надо сказать, что у меня тогда сотовой связи еще не было. Кое как дозвонился через межгород до зам.начальника таможни Васина. Тот ответил…Вы аттестованный сотрудник? Действуйте по инструкции. Ну что. Вариантов нет. Начал оформлять свой первый протокол о нарушении таможенных правил. Не буду описывать процедуру, бумаг хватало. Всю незадекларированную продукцию закрыл в кабинете кладовщика и опечатал своей печатью. Потом проконтролировал погрузку ягод. Там уже было без дураков. И отправил фуры на историческую родину. Ну вроде все. Можно и домой… До этого незаметный Иванов, нехотя материализовался из темноты. Что, можно ехать… Товарищ инспектор? Да, говорю, завтра рабочий день. Обратно ехали скучно. Судя по амбре, Иванов слегка принял на грудь. Вел машину нервозно, скачками. Не доезжая поселка Ледмозеро, я заметил две елки на обочине справа, скрещенные между собой. Будучи старым водителем, понял – это импровизированный знак аварийной ситуации. Но Иванов, погруженный в какие-то невеселые раздумья, скорости не сбросил. Через секунду перед нами оказался застрявший лесовоз, перегородивший дорогу. Визг тормозов, клубы снежной пыли, бешенный занос и остановка в миллиметре от лесовоза… Опять в голове кадры из кино… Как приехали в Костомукшу, не помню. Завтра ожидал рабочий день. Жизнь продолжалась. Р.S. А шелковая рубашка мне понравилась. Купил ее потом в кооперативном магазине порыночной цене. |