Произведение |
|
Объем: 13 [ строк ]
|
|
|
|
Соль. |
Дороги. Горизонты. Расстоянья. Дожди, как слезы, и снега, как соль, Приправы к нашим встречам-расставаньям... Да иногда в груди тупая боль. Сплетенья пальцев, рук, сплетенья судеб, Прикосновенья душ, слиянья тел… Когда-нибудь нас кто-нибудь осудит, Кого и кто, когда и как хотел. Не прячьте чувства, будто вы на сцене. Дарите нежность, словно пару крыл… Когда-нибудь нас кто-нибудь оценит… Кого и кто, когда и как любил. 31.03.05 |
|
|
Дата публикации: 31.03.2005 18:11 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Здорово. Пусть Вас всегда ценят так, как Вы того заслуживаете. "Приправы к нашим встречам-расставаньям..." Отличный образ. | | Спасибо Вам за теплые слова! Мне очень приятно, что Вы оценили именно этот образ. |
|
| | Замечательно:"Не прячьте чувства, будто вы на сцене." Впечатляет... | | Андрей, здравствуйте еще раз. Как Вы и просили – несколько мыслей о ваших стихотворениях. Надеюсь, Вы – человек благоразумный, и понимаете, как для любого автора важен (полезен) критический взгляд со стороны на его творчество. Тем более что я руководствовался исключительно добрыми намерениями, желая помочь начинающему автору (а ведь Вы – начинающий автор, не правда ли?) своими замечаниями. Итак, приступим. Для начала: потенциал у Вас, безусловно, есть, но, как говорится, еще работать, работать и работать. Вот, что мне бросилось в глаза в первую очередь, когда я читал ваши стихи. 1. Довольно часто вас ведет текст. Вообще это ни плохо, ни хорошо. Это – стилистическая особенность, одна из особенностей (кстати, у довольно многих поэтов). Но в вашем случае наблюдается некоторая языковая бедность. Что я имею в виду? Когда «ведет текст», каждое последующее слово как бы вытекает из предыдущего, не повторяя его, но фонетически и семантически перекликаясь с ним (то же самое можно сказать и о строках, и о строфах и о еще более крупных элементах текста). У вас же порой нет этого «внутреннего течения»: вы просто берете и повторяете (буквально) уже сказанное ранее. И само стихотворение при этом перенасыщается в общем-то лишними повторами. Вот несколько примеров: а) «В капли слез превращаясь. Рядом капали слезы твои…» б) «И не дотронется рука, Не остановит шар земной. Не остановит время бег. Не разорвет пространства плоть» в) «Их глаза повстречались, Но всего лишь на миг. Миг, похожий на стон, Иль отчаянья крик...» 2. Бич начинающих и, как правило, молодых авторов – штампы. Есть и у вас этот грешок. Скажу больше – штампов у вас много. Смотрите сами: «душу гложет печаль» «не остановит время бег» «счастливые минуты» «формула счастья» «капли слез» «утонуть в глазах твоих» «я тебя теплом своим согрел» «жаждет он любви» «печали не тая» «тупая боль» «дожди как слезы» и т.д. Кроме того, из стихотворения в стихотворение переходят и очень часто повторяются одни и те же общие понятия – ПЕЧАЛЬ, СЧАСТЬЕ, БОЛЬ, СУДЬБА, ЛЮБОВЬ, СОН, ГЛАЗА и т.д. Простое использование этих слов мало о чем скажет читателю и мало что скажет о вас, о вашей индивидуальности. Как-нибудь ради интереса подсчитайте, сколько раз в ваших текстах использовано слово «печаль». Все это тоже говорит о языковой бедности. 3. Мало интересных, оригинальных образов. Этот пробел вы пытаетесь заполнить многочисленными простыми сравнениями (сравнительными оборотами): «как пантера стройна» «как будто уставший зверь» «дожди, как слезы» «будто вы на сцене» и т.д. Поэзия – это во многом красота создаваемого, нового образа. А что интересного, проникновенного, нового в избитом сравнении «дожди, как слезы»? Когда-то давным-давно метафора «дожди – слезы» была яркой, новой, потрясающей. Но не сегодня. 4. Иногда встречается откровенное подражание. Это тоже характерная черта ученичества в поэзии (и смею заверить вас – все через это проходили и проходят, практически все. Правда, некоторые так здесь и застревают…). А вот и примеры: а) вы: «Сплетенья пальцев, рук, сплетенья судеб» Пастернак: «Сплетенье рук, сплетенье ног, судьбы сплетенье» (кстати, а почему у вас – сплетеньЯ? Я так и не понял) б) вы: «Как будто ищет тихой пристани, Как будто жаждет он любви...» Лермонтов: «А он, мятежный, ищет бури, Как будто в буре есть покой» 5. Пунктуация. Просто советую подучить. Многим современным авторам почему-то кажется, что поэту необязательно, чтобы писать свои «величайшие шедевры», знать русский язык, в частности, пунктуацию. Зачем нам эти «школьные правила», мы – поэты – не признаем никаких правил и законов, пусть даже эти законы и правила – языковые, говорят они. Мы «выше» всяких правил. И приводят в пример Цветаеву, Бурлюка, Хармса, из современных – Пригова и т.д. Но поверьте мне как человеку, глубоко и серьезно изучавшему русскую литературу, все они знали русский язык ПРЕКРАСНО, не только знали, но и чувствовали Слово (и владели им) лучше многих и многих. Потому и Поэты. Потому и имели право на высокий окказионализм, на поэтическое словотворчество, на языковое творчество. Чтобы не быть голословным, продемонстрирую на вашем примере, как важна пунктуация: Вот ваше четверостишие: «И в жажду не испить глотка, И не разжечь из уголька… Все не изменится, пока, Ты, так печально, далека…» «не испить глотка» - так, честно говоря, по-русски сказать нельзя. Это называется – лексическая несочетаемость. Можно сказать – «испить воды (или чего-то другого)». Допустимо даже сказать «не испить (выпить) ни глотка воды». Но у вас после слова «глотка» нет дополнения, зато стоит запятая, на мой взгляд, лишняя. Учитывая, что вторая строка также специально не закончена - «И не разжечь из уголька…», то есть нет дополнения (например, слова «костер»), то надо было бы обозначить эту незаконченность (сознательную, нарочитую, в некотором роде интересную, создающую шлейф некой загадочности – пусть читатель задумывается, продолжает). А всего-то и надо было поставить многоточие: «И в жажду не испить глотка… И не разжечь из уголька…» Далее. После «пока» никакой запятой не нужно. Далее. Фраза «Ты, так печально, далека…», на мой взгляд, несколько тривиальна и размыта. Я так и не понял, зачем надо было «так печально» выделять запятыми. Именно это и шершавит фразу. Тем более что других вариантов – масса: А) ты так печально далека (уже яснее и интереснее); Б) ты так печально-далека (еще интереснее) Да, и вот еще что. Вы все-таки злоупотребляете многоточиями. Ставите их там, где надо и там, где не надо. Кстати, я сам постоянно борюсь с этим соблазном. А количество многоточий в тексте вовсе не увеличивает его смысловую наполненность. А постоянно подчеркивать какую-то недосказанность, глубину многоточиями весьма наивно. Вот, кажется, и все, что я хотел Вам сказать. Надеюсь, мои замечания Вам пригодятся. А если Вы сомневаетесь в верности моих оценок, спросите мнение у других авторов портала. Думаю, прочтя это, Вы уже понимаете, в каких направлениях Вам надо работать дальше, на что обратить внимание в первую очередь. Я почти ничего не сказал о ваших удачах и находках (они есть, не сомневайтесь. Например, это – «Где на сотни прощай // Лишь четыре прости»), но, я думаю, Вы сами о них прекрасно знаете, да и полезнее знать в первую очередь свои огрехи. Так ведь? Пишите дальше. Творите. Ищите. Создавайте интересные образы. Изучайте слово, язык. Больше читайте великих русских поэтов. Учитесь чувствовать метафору. Избегайте штампов и банальностей. Пишите о том, что по-настоящему прочувствовано, пережито, выстрадано. Помните: прежде чем что-то говорить, надо иметь что сказать. А мастерство, если ни на минуту не прекращать постоянную тяжелейшую работу, обязательно придет. P.S. На мой взгляд, лучшее у Вас, - стихотворение «Соль» (пусть и с некоторыми недочетами) С пожеланиями творческих удач, от чистого сердца, с уважением, Андрей Бореев | | Здравствуйте, Андрей. Мне очень приятно, что Вы так подробно выразили свои мысли по поводу моих стихотворений. Если позволите, я не буду отвечать по пунктам, которые Вы наметили, а просто скажу несколько слов. Я согласен с Вами, у меня есть некоторая языковая бедность и проблемы с пунктуацией. Хотя не считаю, что если каждое последующее слово в тексте как бы вытекает из предыдущего, то это очень плохо. Постараюсь обратить на это внимание. С многоточиями и запятыми точно напутано, и по большому счету все это можно отредактировать, и даже наполнить более интересным смыслом, не так ли? Насчет штампов и сравнений - да, грешен. Но мне кажется и для них найдется место в интересном стихотворении. Что за стихотворение, которое состоит из одних образов? В целом мне полезна Ваша критика, не сомневаюсь абсолютно. Не согласен только лишь с четвертым пунктом, насчет подражания. Возможно в б) что-то и есть, но это скорее подсознательное подражание и не прямое. Насчет а), к моему стыду признаюсь Вам, я не читал Пастернака, но теперь уж точно почитаю. Почему сплетенья? Потому что в этом стихотворении я пишу не про нас (я и она), а вообще про людей, во множественном числе, если можно. В остальном не сомневаюсь, что Ваши оценки верны. Спасибо Вам за критику, за добрые пожелания и советы! Искренне рад, что Вы откликнулись. Писать я буду. И если мои строки тронут хотя бы одно сердце, то это того стоит. Желаю Вам творческих успехов и удачи во всех начинаниях. С уважением и благодарностью, Андрей | | Андрей, Вы - молодчина! Вот бы все так воспринимали конструктивную критику, как Вы. Вы на верном пути. Не в том смысле, что согласились с некоторыми моими замечаниями, а в отношении к критической оценки, к стороннему взгляду. Совершенных людей, как Вы понимаете, не бывает. Мы всю жизнь учимся - так или иначе. Даже те, кто по каким-то непонятным причинам считает себя (или свое творчество) непогрешимым, все равно учатся, хотя и не признаются в этом. Так зачем, спрашивается, стараться не принимать или скрывать то, что присуще человеку как таковому? Да, а Пастернака и других Поэтов обязательно почитайте (и читайте всегда, если хотите развивать в себе поэтическое мастерство). Укого же в первую очередь учиться, если не у великих? С наилучшими пожеланиями, Андрей Бореев Творческих Вам удач! И, конечно же, не бросайте перо. Уж что-что, а это сделать всегда успеется. Тем более что, как Вы говорите, писать - Ваша потребность. |
|
| | Здравствуй, Андрей! Хочу еще раз выразить свое восхищение этим стихотворением... Оно запало мне в душу, оно красивое, а что касается Пастернака, так это не плагиат... Просто это уже сидит в подсознании. Я еще кое что здесь вижу "встречи-расставнья"... что то до боли знакомое:-) "разболтай мне все свои тайны, все свои встречи-прощанья"... | | Здравствуйте! Приятно, что Вам понравилось. А насчет "встреч-расставаний" я даже не задумывался, Вы правы. Хотя много раз слышал эту песню. Спасибо. С уважением |
|
| | Андрей, очень интересное стихотворение, и хорошо ухвачено настроение. И название мне понравилось. Правда, после разбора А.Бореева, пожалуй, в плане замечаний и добавить нечего. Разве что слова "в груди", мне кажется, не стоит выделять запятыми, Вы этими запятыми путаете читателя. Да еще... У Пастернака не "сплетенье рук", а "скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенье". Но все равно заимствование налицо. А то, что Вы не читали Пастернака, так: во-первых, Вы счастливый человек, Вы еще столько сможете для себя открыть; а во-вторых, Вы наверняка слышали песню Пугачевой на стихи Пастернака "Свеча горела", вот там-то и есть эта строка "скрещенье рук". Эти слова могли войти в Вас подсознательно и вылиться в строчки в Ваших стихах. Конечно, страшного в этом ничего нет, но вы способны на свои собственные находки и открытия, о чем свидетельствуют Ваши стихи. С уважением, Юрий. | | Юрий, спасибо, запятые лишние, конечно. Песню слышал. Если Вам нравится видеть в моих словах заимствование, я не против. Спасибо Вам за теплые слова. С уважением и пожеланием творческих успехов, Андрей | | Да, да , с пастернаковской цитатой немного напутал. Все верно - не "сплетенье", а "скрещенье". Юрий, спасибо, что поправили. Видимо, память уже не та. С классиками надо все-таки поаккуратней (это я себе говорю). |
|
| | Очень понравилось стихотворение! :) Удачи! | | Мне очень приятно, что Вам понравилось это стихотворение :) Спасибо! С уважением и пожеланием творческих успехов, Андрей |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |