Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Марина Черномаз(Kira Lyss)
Объем: 10086 [ символов ]
ВОЙНА НЕ ТОЛЬКО РАЗЛУЧАЛА
Мы с мужем убирались на кладбище. За густыми кустами сирени, на которых уже проклюнулись клейкие листочки, что-то шуршало: там тоже кто-то работал на могилке, слышался голос. Я прислушалась. Судя по голосу, разговаривала пожилая женщина.
— Вот, Мишенька, теперь красиво. Тебе нравится? Танюшка придумала, она и рассаду привезла из столицы. Все лето будет цвести.
Старушка все говорила и говорила, рассказывала о детях, внуках, какой-то вредной Семеновне… Меня удивила тишина: а Миша почему молчит? Любопытство взяло верх над деликатностью, и я осторожно обошла густую сирень, переплетенную сухой травой. Беленькая, аккуратная старушка сидела на скамеечке у памятника-обелиска с красной звездой и фотографией молодого мужчины. Заметила меня, приветливо улыбнулась. Мне стало неловко: подглядываю. Я сказала:
— Здравствуйте, бабушка. Бог в помощь.
— И тебе того же, детка. Присядь, отдохни. К своим пришла? Я Марью Петровну хорошо знала. А ты, небось, Ира? А я — Дуся Шапоренко. Не слыхала? А это вот — мой Мишенька, — старушка платочком в цветочках вытерла и без того чистую фотографию на памятнике. — Уже год с лишним, как здесь он. Пришла проведать, всю зиму не была у него, соскучилась. Шестьдесят лет вместе, а теперь вот он тут, без меня. Ждет.
Мы с мужем предложили тете Дусе подвезти ее до дому. И разумеется, она пригласила нас на чай, никаких отговорок не приняла.
Сидели за круглым столом, накрытым тяжелой бархатной скатертью и самодельными полотняными салфеточками. Пили травяной чай из больших грубых чашек.
Евдокия Васильевна достала из шкафа толстый, распухший фотоальбом в картонной обложке с обтрепанными углами, раскрыла, показала на фотографию. Сказала с гордостью: — Это Миша сразу после демобилизации.
Худой парень, нос картошкой, на лоб падает кудрявый вихор. Тетя Дуся продолжала:
— А вот эта — моя любимая. Тут Мише тридцать пять лет, ему форма железнодорожника очень к лицу была. Я потому это фото и выбрала для памятника. Правда, красивый?
Евдокия Васильевна рассказывала плавно, словно листала и читала толстую книгу…
— Наша станция — почти что самая крупная по эту сторону Днепра. Потому и называется «узел». Тут и до войны узел был. Фашисты его в первый же день бомбили, как большие города. Чтобы перекрыть дорогу.
 
«Миша приехал сюда в сороковом. Помню, девки в поселке забегали: в ремонтных мастерских новый электрик, молодой-неженатый, веселый! На танцах Мишка пользовался неслыханным успехом, ухаживал за всеми девчонками по очереди. Поначалу бывал парнями бит, пока не стал своим. На меня Мишка глаз сразу положил, как в первый раз увидел:
— Конопушка, пойдем танцевать? Это он меня за мои веснушки назвал Конопушкой. Я же была девушка серьезная, матушкой в строгости воспитанная. И дала ему от ворот поворот. Хотя, если по правде, он мне тоже очень приглянулся. Как сейчас помню, парни смеются, Мишка красный, как рак: ему, лучшему кавалеру всех времен и народов, малолетняя конопатая отказала!
Вредный Мишка подговорил парней, чтобы, значит, меня никто танцевать не приглашал, я же собирала вокруг себя стайку девчонок и высмеивала этого задаваку кучерявого, как хотела. Наша «война» продолжалась и вне танцулек. Встретит меня Мишка, например, в лавке, обязательно зацепит, поддразнит. Я отбиваю словесные удары. А потом думаю: «И чего бы нам не помириться?»
Весной сорок первого в нашем городке открыли школу-интернат для глухонемых детей. Собрали туда несчастных ребятишек со всего района, человек сорок, или пятьдесят, возрастом от пяти до двенадцати лет. Там они жили, там и учились. Классов было всего три, многие старшие ребята никогда в школу не ходили из-за своего увечья, пришлось их определять в младшие классы с малышами. Ну и малышовая группа, вроде детсадика. Мне удалось устроиться в интернат нянечкой. Проработала я двадцать один день, с первого по двадцать первое июня. Потом были три дня кошмара. А затем школы не стало.
22-го утром нас бомбили. Страшно было, потому что мы ничего не понимали. Я прибежала в школу к семи, как обычно, на смену. Дети плачут, никто уже не спит. Они же ничего не слышали, только видели самолеты и взрывы. В общем, собрались все в школе: учителя, дети, нянечки. Все вместе и прослушали объявление о войне. И детям сказали, «на пальцах».
Тетя Дуся вздохнула:
— Нет, не могу судить. Даже сейчас, после всего, что было. Ушли они, почти все. Учителя и воспитатели. К своим детям, к своим семьям. Бросили увечных. С ними остался директор наш, Иван Федорович. Совсем старенький, он еще до революции в гимназии работал, и сторож, дед Панас, ну и я. Из нас всех с детьми мог только Иван Федорович разговаривать, я же этой азбуки еще выучить не успела. Детей надо бы родителям раздать, но ведь многие издалека привезены, и за ними никто не ехал. А местных мы отвели по домам сразу же. Три дня спали в погребе, который для овощей — боялись бомбежек. На четвертый мне Иван Федорович говорит:
— Иди-ка, ты, Дуся, ищи машину. Надо детишек по домам развозить.
— Так война же скоро кончится? Родители сами приедут, разберут детей.
— Какие родители, Дуся? В наш интернат детей на постоянной основе определяют, потому как инвалиды. А у половины из родителей — одна мать, а то и дед с бабкой. Когда за ними приедут, никому неизвестно. А война… если кончится… то и слава Богу…
Поглядела я на ребят: вокруг нас стоят и смотрят. Боятся, что и мы их бросим. Вздохнула, и пошла искать машину.
«Как меня гоняли из кабинета в кабинет, рассказывать не буду. Никому не было дела до ребятишек-инвалидов. Такое время пришло. Кто растерялся, кто слишком много забот на себя взвалил, а кто и просто только о себе думал. Ничего я не выходила. Сижу у забора, где ремонтные мастерские, и реву коровой. От жалости к ребятам нашим, от обиды, от страха. И тут слышу голос знакомый:
— Чего ревешь, конопатая?
Мишка! Его только мне не хватало. Я повернулась к нему спиной, а он присел рядом, тронул за плечо, спросил ласково, как друг:
— Дусь, чего случилось? Может, я помогу чем?
И от этой его ласковости мне еще хуже стало, я аж икать начала от рева собственного. А Миша обнял, нежно так, осторожно, по голове гладит, приговаривает:
— Дура, ты дура, Дуська, чего ревешь… Где ж твой задор боевой, где твой язык острый? Коровушка-Конопушка…
«Я вырвалась, пнула его: «Сам дурак, отвяжись, мне машину достать надо, у меня дети плачут. Чего ржешь?»
— Да откуда у тебя дети, соплюха? — не верит Мишка.
Ну я ему и рассказала про интернат, про глухих ребят, и про то, как мне никто машину дать не хочет. Мишка посерьезнел:
— А ну, вытри сопли, ты ж воспитательница или кто? Пошли. И представляете? Выпросил у начальника мастерских машину на сутки, трехтонку».
Тетя Дуся помолчала, тихо сказала: «Не пригодилась».
— Почему, тетя Дуся?
— Налет был. Немец все целился в наш завод, и в мастерские. А попал… — она вытерла сморщенной ладонью глаза, высморкалась. — Попал в нашу школу. Она сразу за заводом стояла. Мы с Мишей приехали после налета, а на месте школы развалины, а там, где погреб, — воронка. И все они там, и ребята, и Иван Федорович, и кривой сторож дед Панас. Я как увидела, так и упала. Очнулась, а Мишка мне водой в лицо льет, а рядом — семеро уцелевших ребят. Грязные, перепуганные.
Она раскрыла альбом на новой странице. Пятеро смеющихся молодых людей, три парня и две девушки, в обнимку. Показала:
— Вот они, наши с Мишей детки. Это — Ваня, у него нарушения слуха были совсем небольшие, а это — Петя, он и сам потом работал в школе для таких же деток, слабослышащих, заслуженный учитель. Коля — стал художником. Люся — портниха, Машенька — самая наша младшая. Кстати, вот свадебное фото Маши. Был еще Ромочка, потерялся по дороге в эвакуацию, и Катя — умерла от скарлатины в сорок четвертом. Петю, Колю и Люсю мы с Мишей после войны усыновили по закону, у них никого не осталось. Ваня и Маша просто так с нами жили, хотя у Вани отец был, безногий, пил горько. У Маши семья многодетная, счет детям потеряли. Машуня тоже у нас осталась.
Евдокия Васильевна провела рукой по фотографии с нежностью:
— Коля уже умер, инфаркт. И Ванюши нет. А остальные все живы, слава богу. Сами уж дедушками-бабушками стали.
«А тогда... Мишка меня с ребятами пристроил в больницу, чтобы если что — с ними уезжать. Ушел воевать. Повезла я оставшихся от школы-интерната детишек на Урал, в эвакуацию. Приписала себе два года, чтобы взрослее быть. Вернулись домой в сорок четвертом, на родную станцию. Постояли у развалин нашей школы, помянули своих. Начали жить заново. О Мише ничего слышно не было. Ребята жили со мной и моими родителями, мы пытались найти их близких. Незаметно пришла Победа. Солдаты возвращались. Я нет-нет, да и поплачу ночью за Мишей. А от него – ни слова, за всю войну.
В годовщину той бомбежки мы с ребятами снова пошли на развалины. Проходили через почти отстроенную станцию, остановились, пропуская бесконечный товарняк с возвращающимися солдатами. Он шел мимо нас, мимо встречающих, куда-то на восток. И вдруг я услышала крик из вагона: «Конопушка! Дуська! Жди! Я вернусь!»
«Это был Миша. Живой. Он размахивал руками, выглядывая из тамбура, а поезд шел, не останавливаясь. Мы с ребятами побежали по перрону, расталкивая людей: Ваня, Петя, Коля, Люся, Маша. И я. Перрон окончился, поезд исчез, я села на землю и заревела. Дети гладили меня по голове, обнимали. А потом Маша сказала вдруг, с трудом, как глухие говорят: — Мама, не плачь… — и знаком показала. И ребята стали повторять за ней, жестами и, кто умел, голосом:
— Мама, не плачь… Миша вернется.
Так я стала им мамой. Они меня сами выбрали».
Евдокия Васильевна вытерла слезы. А мои платочки уже были все мокрые, да и у Женьки глаза как-то подозрительно блестели.
От Евдокии Васильевны мы с мужем ушли поздно вечером, унося с собой искорки ее доброты и душевной щедрости. Через год вновь приехали в мой городок, пошли на кладбище. Я подумала: «Вечером обязательно проведаю тетю Дусю». Женька возился с листьями, а я прошла за кусты сирени, уже растратившие свой наряд. Остановилась, задохнувшись. С аккуратного обелиска на меня смотрели две фотографии: Миши и Дуси-Конопушки…
Дата публикации: 26.04.2016 20:52
Предыдущее: Жили-были мальчик и девочка...Следующее: Пусть на войне убьют чужого сына

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ферафонтов Анатолий[ 26.04.2016 ]
   Очерк написан прекрасно. Чувствуется рука мастера прозы. Внимание притягивает стиль и тональность повествования, избранная композиция. К ним добавляются искренность, достоверность и колоритные психологические мазки. Спасибо, Марина!
 
Марина Черномаз(Kira Lyss)[ 08.05.2016 ]
   Спасибо, Анатолий, за добрые слова. Очень хотелось, чтобы простая история непростой судьбы дошла до
   сердца читателя. С теплом, Марина
Людмила Морозова[ 14.05.2016 ]
   Прекрасная история ! И написана замечательно ! Очень понравилась!
 
Марина Черномаз(Kira Lyss)[ 16.05.2016 ]
   Спасибо, Людмила, за теплые слова. С уважением, Марина
Алла Щедрова[ 14.05.2016 ]
   Здравствуйте, Марина! И я плачу вместе с вами, читая. Спасибо, что
   рассказали. Очень понравилось. Успехов!
 
Марина Черномаз(Kira Lyss)[ 16.05.2016 ]
   Рассказ написан на основании воспоминаний одной моей дальней родственницы. В войну она вывозила
   детей из детдома. Очень сейчас жалею, что не расспросила ее больше - мне было каких-то лет двенадцать-
   тринадцать, послушала, подивилась - и все. Ее давно уже нет в живых. Так и уходит память. Спасибо за
   ваши эмоции. Марина

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта