Произведение |
|
Объем: [ строк ]
|
|
|
|
Портрет русской женщины в интерьере времени. Послесловие. Эпилог. |
Послесловие: Татьяна. I В учебниках – Твардовский, на кухнях – отголоски иных поэзий… Доски одно – черны. Когда Иосиф Бродский был изгнан идиотски с родной страны-повозки искать свой брод… Когда хрипел Высоцкий с Таганковских подмостков и ежились подростки под тот "взрыд" Я вышла "по-сиротски" в жизнь, собирать отростки, наращивать на кости сказок плоть… II От Пушкинских творений, - когда глупец Евгений барахтался вдоль мели вблизи морей, промежду двух имений, влачился неумело, не видя средь деревьев что – за ними, ослепший от камелий, грустил в тиши селений в занудстве настроений, искал дверей полегче (Дюжий Гений владел поэтом!), мнений не чтя в местоименьях – взяла я Имя… III И так – звалась… Поныне клочок, что заучили мы в классе, и усилия - я помню… Английский, часть латыни, норвежский, иже с ними зубрила позже… Были познав исток - с презреньем к медицине, стаканы в магазине я мыла… В сердце стыли стихов агонии, как растворюсь я в дыме, как уплыву на льдине искать пределы Сини средь ста дорог… IV Вела тропа в столицы, чтоб мерзости напиться, но кто волков боится – не ходит в лес! Пословиц небылицы от бабки… В масках лица, но довелось пробиться… "В люди" ли? Горбилась, чтоб учиться – звездою заискриться! Считалась важной птицей, да без небес… Поэту быть юристом, политиком – не снится… Два сфинкса в колеснице! А судьи, чьи? V Другая стёжка – сцена. Её, знать, непременно должна была отведать со всех углов… Со школы – лицемеров встречала, и бесценный урок, как беспримерно вживаться в роль: читав на переменах отрывки из военных от брата писем, верных не слыша слов про долг их контингента в Афгане… Суть момента игры – не постаменты, а страх и боль. VI Путь третий - заплутала в газетах и в журналах, сквозь поиск материалов "на злобу дня". Надеюсь, не солгала ни разу… Или – мало… Начистоту писала про суть "дерьма". Хоть больше понимала, чем прессе допускала цензура… Да, ломала копьё зазря. "Закрыла б хоть забрало" – советовали… "Даром ведь сгинешь!" Усмехалась, чересчур умна… VII А что до похождений, романов, увлечений: случилось - выпал жребий не с той стороны. Поклонники для женщин мерилом поражений считаются? Зря к Тени приделан шлейф… К барьеру! В ходе прений по теме – возражений достанет, - на колени не я, а ты… В отместку преступлений твоих, - дарю прощенье… Чья лодка без движений заляжет в дрейф? VIII Знай - Женщина богата, любя вас не за злато, за статус иль палаты заморские, и не за зарплату - за взмах мечты собрата! Не требуя обратно души кредит, несёт вдвойне расплату… Сказать, что виновата сама – мозгов не надо… И Бог-то с ним. Ей ввысь скитаний карта до финиша от старта - бесценный клад (от Сартра). Таков вердикт! IX Утверждение, что душа меньше ломаного гроша, вылито, как ушат с помоями… На огрызке карандаша приютилась, едва дыша: без выбора, значит шла, в выбор? Что мне маки, что анаша? До мозга костей дрожа – не правица, не левша – живу обоими. По руслу Упанишад, на биплане из Рая в Ад и обратно… Что, хороша, милый? X Раз – русская, значит - в списке чёрном?.. И остракизму подвержена? Феминизма не достаёт, потребительства (в склизком понимании)?.. Всяк унизит – мимоходом… Берите в лизинг сердечный жар, пробегая по закулисью от наследия коммунизма! Здесь, конечно, посадка – мизер, не высок полёт под чужую дуду, как крысы, которым не снятся выси… Но, горжусь я, что независим мой мозг и нрав! XI Что каяться – что грешить, что вылить воду – что пить, в танце бусины теребить на чётках… Гадая, как жизнь прожить и череп не размозжить… (С волками по-волчьи выть?) Что – струсил? Эти гвозди – к кресту прибить? Мирра – ноги омыть? Да! И трелями выводить чечётку… НО, любить нас – не значит бить! Хоть непросто обрезать нить несчастий, и залечить рану-узел! XII Корней трёх переплетенье – заварилось в густое зелье: не пил, а уже похмелье… Увы и ах! Заклеймённая от рожденья болезненным опереньем, душевным землетрясеньем, как на игле Подсажена для творенья… Таким – невозможны семьи? Лишь – горькие изверженья Мечты в слезах? Многоголосое пенье – безбрежности дуновенье… Вороному крылу забвенья нет на земле! ЭПИЛОГ Всем воронам – воронью чернь! Всем собакам – собачью смерть! Всем жирафам – жирафью шею! Пигмалиону – жизнь в Галатею… :) |
|
|
Дата публикации: 09.02.2005 17:25 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Да уж-ж-ж, Танечка, впечатлили... Прежде чем вернуться к осмыслению вашей "поэмы гено-века", решил узнать больше об авторе, для чего добрался аж до вашего симпатичного сайта, немного почитал, немного поглядел на "мир вашими глазами", случайно взглнул и на Вас с сынишкой, и на Вас с мужем(?)-баскетболистом. Не люблю беседовать с невидимками (благо - не на исповеди). Скажу сразу (пока не забыл), судя по вашему представлению себя в предбаннике, а также из прочитанного, Вам совсем не подходит ваша фамилия-псевдоним - образ забитой серенькой мышки... Назвались бы, что ли, Барсовой, Надеждиной, Олениной-Поморской, да мало ли?... ;--:))=< Теперь к делу. Очень понравился Ваш триптих (кстати, почему - триптих о четырёх героинях поэмы? Может по аналогии с "диалогом" - о двух и более собеседниках? Не знаю). Понравился и содержанием, и формой. Столетие тяжёлых женских судеб - всех четырёх. Как будто четыре 12-главых дракона (или гидр) обрушивают на читателя всю горечь цветаевского стона: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Ключ же к объяснению атмосферы (микроклимата) поэмы отыскался в совершенно неожиданном месте. Помните? Хромая на руки и ноги, на голову иль что другое в угрюмой российской берлоге не спится, не дышится... Вою с надеждой - мечтой идиотки - улучшить, что дорого мне и письма пишу (патриотки- изгнанницы в милой стране). Тут не в пасквиле дело, однако, а скорей в состояньи души... ;) и хотя эта реплика кончается смайликом, думаю, что такое "состоянье души" сопровождало Вас почему-то весь декабрь-январь, пока Вы создавали историю угнетённых судеб от прабабки до себя. Возможно, если бы Вы взялись за этот адский труд теперь, весной, он предстал бы перед читателем уже и с райскими оттенками – ведь не бывает любая жизнь сплошь чёрной, беспросветной – есть какие-то радости, счастливые периоды, о которых не следовало бы умалчивать. Но, как говорится, что родилось, то родилось, и то, что Вы хотЕли описать, описали великолепно. Не хочу портить себе впечатление, а Вам – настроение выискиванием каких-то огрехов содержания, но о двух скажу. 1. В. Высоцкий никогда не пел «на вахтанговских подмостках» он был артистом Театра на Таганке. Вот выдержка из его анкеты 70-х г.г. 1956-1960 гг. Студент школы-студии МХАТ им.Немировича-Данченко, Москва 1960-1961 гг. - Актер театра им Пушкина, Москва 1961-1964 гг. - Актер по договорам на киностудиях страны, Москва,Ленинград 1964г. - Настоящее время - актер московского театра на Таганке... 2, Сомнительно содержание двух строк о деде (или втором муже бабушки) о том, как «привязав к двум хвостам» (кого-то) от удара хлыста разгоняли коней... может я ошибаюсь, но мне кажется – это из «забав» татаро-монгольского пришествия. Немного о форме. Может быть у профи в литературе она имеет какое-то название, которое мне, как сугубо любителю, неизвестно, но мне она навеяла что-то былинное, напевное, как нельзя более подходящее к содержанию, хотя по времени далеко не былинному. Но мне показалось странным, что Вы, блестяще владея и почти безукоризненно зарифмовав все трёхстишья, иногда «недосиживали» перекрёстные 8-строчные рифмы. Не стану тыкать пальцем – Вам они известны лучше меня. И последнее, я не понял – рваный порой, разносложный (слоговый) размер, особенно часто в четвёртых строках – это задумка автора или его недоработка? Таня, Вы создали чудесное, своеобразное произведение, оригинальное и по духу и по строю, и я Вас с этим от души поздравляю, поэтому мои заметки считайте чисто читательским мнением, а не понравится, так не берите в голову... С искренним уважением за Ваш большой труд, новых Вам успехов и удач, Эдуард. | | Здравствуйте, Эдуард! Спасибо за рецензию, я впечатлена и восхищена, даже возбуждена эмоционально! Насколько полезнее такое общение, чем «вариться в собственном соку» – убедилась еще раз воочию. Особенно для человека, который пишет без специальной литературной подготовки, а что называется «по зову крови». Разве в своем творческом «запале» и любовании своим поэтическим «детёнышем» заметишь его изъяны и погрешности? Конечно нет! А со стороны так полезно получить реакцию и существенные корректирующие предложения-указания. Особое огромное спасибо за В.Высоцкого, конечно его подмостки – Таганковские! (тоже не рискну сказать «были»…) Изменю сегодня же. Надо признаться, Ваша рецензия не вызывает никаких чувств сильнее благодарности и почтения (Увы, как мне не хотелось бы со своим придирчивым характером) и тихой радости существования в мире людей образов и креатива. Пробую отреагировать и разъяснить (и для себя - тоже) пару вещей на которых Вы остановились подробнее: 1) Я тоже не люблю «исповедей» не в стихах…Тем не менее, признательна, что Вы познакомились со мной пошире. :) Сынишка – действительно мой и уже тинэйджер (на фото ему еще 7 лет было), а вот «баскетболист» - не муж, хоть и мог им стать. Сейчас он уже муж, но – не мой. Мне же досталось от него – выть «хромая на руки и ноги, на голову иль что другое»… :)))) Хотя, не он первый, не он и последним в этом ряду оказался. Разное в жизни случается, пусть себе живут, по возможности – счастливо… С исповедальной частью – закончила. :) 2) За Барсову я даю Вам особое спасибо! Как-то не догадалась сама, всё больше по тюленьей части, да сказочно-мышиной. Образ Мышки в русских народных сказках очень интересен. Вы, наверняка, тоже помните все сложности женской инициации во время которых девушку-героиню заменяла мышка… Отсюда её хвостик и торчит. :) 3) Триптих о четырех головах – это Вы здорово подметили! Я (по необразованности своей) очень хотела триптих (по смыслу – о предшественницах по генам) завершить Эпилогом с названием «Татьяна» (ну, вроде бы как я – то, что в итоге вышло), а потом мне вздумалось еще маленький кусочек вставить на место пост-эпилога, но как это называется в литературе я пока не обнаружила. «Постфактум» или «Постскриптум» звучит как-то не поэтически. Если Вы знаете как выйти из ситуации, подскажите пожалуйста. 4) Рада, что Вы тоже любите Цветаеву! Конечно очевидно из моего творчества, что она для меня некий Кумир (хотя, сотворить такового не похвально для собственного развития). А зима в этом году в очередной раз выдалась прескверная… Счастье, надеюсь, тоже когда-то будет. Даже – в стихах пропишу когда вдруг (или - снова) появится – обещаю. :) 5) О бедном муже прабабки – деде, стало быть – нелестно отозвалась, согласна. Степная казнь (за неверность жен или за предательство властителя, чаще всего) выплыла неожиданным подкорковым образом… И сама не понимаю – откуда?! Кажется, это у меня по отцовской линии что-то вклинилось, там вроде татарские капли в гено-серпантине растворены. Но, менять эту часть не хотелось бы, т.к. она с частицей «бы» употреблена. Ох и злобная я, однако, временами! :) 6) С формой стихосложения практически я не знакома. Вчера только закупилась книгами по поэтике и т.п. (самой захотелось познакомиться с тем, что из меня такое получается). Всё, что у меня есть, писалось в полу-трансовом состоянии, и рифмы вероятно прихрамывают из-за этого. Когда такое «прёт» - «причесывать» не удаётся. Выжду некоторое время, потом посмотрю. Я ещё очень надеюсь на профессиональную помощь со стороны редакторов и корректоров, да – пародистов (они иногда таких замечательных «блох» вылавливают, что просто расцеловать их после этого хочется, совсем не виртуально)! :) Я только приветствую профессиональный разбор произведения ДО публикации в твердой копии, откуда потом не вытрешь… Так что, милости просим (если не хотите в прямом эфире, есть электронная почта.) А рваный размер – частично и моя задумка, эмоциональность повышается в восприятии текста, тревожность вызывается недосказанностью и оборванностью… Как я надеюсь. Тема-то больная и… болезненная в каком-то смысле должна быть. Как набат бьёт… Чтобы в голову достучаться, к мыслям. 7) Обязательно я возьму в голову ВСЁ, что Вы написали! Как такой отклик проигнорировать? Особенно пригрел эпитет «оригинальное». На этой теплой ноте разрешите на сегодня откланяться. Вернусь на Ваши страницы вскоре с новыми впечатлениями. (Ю РЭК значит тоже Вы? Забавно! Тогда Вы были самым первым моим читателем со случайным попаданием в рецензенты! Тут не обошлось без былин и сказок, кажется…) Спасибо еще раз. С уважением, Т-И с мышиным хвостом…. | | Приветствую Вас, Танечка! Рад вашей доброй и трезвой реакции, вопреки вашему же представлению себя как злобной и придирчивой натуры. Отношу это к элементам женского кокетства, что прямо следует из "исповедальной" части сего письма - какая же "злыдня" и "придира" желала бы так искренне счастливой жизни людям, к которым до сих пор неравнодушна... Спешу доложить, что Ю РЭК - это НЕ Я, а, если не ошибаюсь, молодая особа женского пола. Ваш ответ на её рецензию попался мне на глаза после обозрения одного из ваших творений. Я не меняю своего подлинного "названия" ни в одном из электронных сайтов России, Азербайджана, Израиля, где публикуюсь. Коль спрашиваете совета, могу дать - переведите на русский язык "эпилог", "фактум", "скриптум", получится ПОСЛЕСЛОВИЕ можно добавить НАШИХ ДНЕЙ тчк ТАТЬЯНА тчк (как вариант, можно имя заменить на ДОЧКА, ВНУЧКА, ПРАВНУЧКА) Адрес бизнес-леди Т.Б. получил, спасибо. Рад известию о возможной командировке - чем южней, тем лучше. Небольшая часть тиража книги пока в Москве, друзья отправят Вам, а дарственную надпись - при встрече. В течение 15-2-х месяцев рассчитываю получить и поэтический сборник - обязательно презентую Вам. Кстати, надумаете издаваться, рекомендую издательство В. Макаровой - отличное качество при ценах, вдвое меньших, чем в Москве и Питере. Надеюсь на взаимополезное и взаимоприятное продолжение знакомства, С уважением и симпатией, Эдуард | | Спасибо, Эдуард, Я действительно в издательстве В.Макаровой собралась печатать книгу (даже две или три в планах). Мне тоже понравился их подход к автору и расценки. Если все ниточки сойдутся и я успею получить тираж первого сборника до отъезда, да если попаду там южнее, или найду оказию переправить книгу прямо в Хьюстон - тогда Вы её получите раньше, чем могли бы ожидать... :) Про Тбилиси рассказ вывела, прочту в выходные. Встретимся в Сети на следующей неделе! Удачи, Т.-И. |
|
| | Смысл очень интересный, со многим можно согласиться по существу, а вот стихотворная форма... Если бы то же самое было в прозе, возможно, воспринималось бы гораздо легче. Ладно, это я - так. Я вообще-то сам прозаик. Кто о чём, а вшивый о бане. | | Спасиба за Ваше вИдение и за то, что Вы прочли ЭТО. В прозе такую штуку можно было бы развернуть на объемы "Ста лет одиночества", например, я согласна. Только вот в прозе подобные вещи уже неоднократно созданы и выглядят намного лучше моего скромного творения. Я умею "ужимать" за стихов, многое оставляя как бы "за кадром", но с надеждой, что умный думающий читатель "пороется" в архетипизме и "выудит" более обширный смылс для (и из) самого себя... А вообще-то Вы чрезвычайно чувствующий человек, поскольку в задумке и при последующей публикации "Портрет..." обозначен как ПОВЕСТЬ в стихах. Как Вам удалось так чутко уловить! Хотя, при таких произведениях, как Ваше "Пробуждение", я могу это понять... С уважением, |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |