Андрей и Веня дружили с первого класса. Когда в соседний дом приехали новые жители, отец сказал: «Пойдём, сынок, поможем. Там мальчик, твой ровесник, другом тебе будет». В школе они сидели за одной партой. Учительница всех мальчиков посадила с девочками, но, глянув на маленького, худенького новичка, оставила рядом с Андреем, видимо, решив, что тот будет защитой новенькому. Так оно и вышло. В классе ребята называли Вениамина коротко – Веник! Но это случалось, если рядом не было Андрея. При нём никто не осмеливался дразнить Веньку. Друзья часто делали вместе уроки. Вернее, делал их Андрей, а Вениамин добросовестно списывал. На уроках учителя удивлялись, когда Венька не мог объяснить верно решённую задачу и говорили, что ему надо развивать речь. Сделав уроки, мальчишки садились играть в шахматы. Это была их страсть. Вначале играли просто так. Потом хитрый на выдумки Вениамин предложил играть 25 раз подряд. Кто больше проиграет, тот покупает «Пепси-колу» и угощает победителя. Почему надо играть 25 раз, он и сам не знал. Просто пришло это число на ум – и всё. Андрей выигрывал чаще, но у Веньки всегда не было денег. Тогда отец Андрея смеялся, давал мальчишкам мелочь, и они бежали за газировкой. Партия игры могла длиться два, три дня, но никогда не надоедала. Летом друзья ходили в походы. Обычно, это был заброшенный сад за котлованом. Отец рассказывал Андрею, что он был посажен первыми жителями села – переселенцами с Украины. В сибирском краю люди выращивали арбузы, груши, сливы, яблоки. В войну сад погиб, потому что за ним некому было ухаживать. В августе появлялись грибы. Веня собирал всё подряд, Андрей любил искать подберёзовики и опята. Но больше всего он любил рыбалку. Неважно, ловится рыба или нет, главное – встать на рассвете, взять удочку и потом сидеть на берегу котлована, отгоняя комаров, и ждать. Вениамин рыбалку не любил. Он мешал Андрею, кидая камни в воду, ныл и жаловался, что его заедают комары, потом уходил. Вот и в этот раз друзья договорились о рыбалке. Мать разбудила Андрея, когда солнце только стало подниматься. Он взял припасённую приманку – тесто, на которое ловил рыбу, две удочки, завтрак и пошёл будить Веньку. К удивлению Андрея, тот выскочил навстречу с радостным криком: - Смотри! На всякий случай возьму,- сказал он, вынимая из-за спины что-то яркое, как радуга. – Отец спасательный круг привёз. Давай насосом накачаем и поплаваем с ним. Они накачали круг, взяли удочки и отправились на котлован. Место выбрали на берегу возле невысокого кустарника, закинули удочки и сели ждать. Но Веньке не сиделось. Он всё время ёрзал, примерял круг, наконец встал и пошёл на противоположный берег. В это время со стороны дороги послышались голоса. Вскоре он увидел двух мальчишек, которые везли на тележке какой-то увесистый предмет. - Всё, давай на воду спускать, да я побегу. Некогда сегодня мне,- сказал один. Венька увидел, что мальчишки столкнули с берега небольшой самодельный плот. Потом они примостились на нём, оттолкнулись длинными палками и поплыли. Он быстро надел на пояс круг и поплыл к плоту. Мальчишки с восторгом смеялись, обливая плавающего Веньку. Плот пристал к берегу. Один из мальчиков сошёл с него и побежал в село. - Тут мелко, плот тяжело идёт,- сказал Вениамин.- Давай, перенесём его в большой котлован. - Там глубоко, страшно,- ответил Витя.- Прошлым летом лошадь утонула. Я плавать не умею. - А ты далеко не отплывай, возле берега только. Если что, я тебе круг брошу,- убеждал Венька. Они перенесли плот и спустили его на воду. 2 Андрей снимал с крючка карасика. Когда услышал со стороны большого котлована тревожный крик. Он окинул взглядом берег. Вениамина нигде не было. Бросив удочку, мальчик кинулся к соседнему котловану. Взбежав на бугор, увидел, что недалеко от берега в тёмной воде качаются две части пустого плота. В середине, между расплывающихся досок, судорожно стараясь их удержать, барахтается Витя. - Он же плавать не умеет,- мелькнула мысль.- - Держись!- крикнул он и, сбежав с пригорка, бросился в воду. Доски расплылись в разные стороны. Витя ещё раз крикнул и скрылся под водой. Андрей нырнул, поймал тонущего за майку и толкнул вверх. Вынырнул сам и увидел стоящего на берегу Веньку, который прижимал к груди круг. - Бросай! Круг бросай!- крикнул Андрей. - В досках гвозди. Проколите! – услышал в ответ. Андрей снова нырнул, стараясь удержать Витю. Наконец удалось подхватить тонущего со спины. Приподняв его из воды, стал толкать к берегу. У берега поднырнул под безжизненное тело и вытолкал на отмель. Вспомнил, как отец учил делать искусственное дыхание. Он положил Витю на спину, вытер ему лицо своей футболкой и стал нажимать на грудь, делая вдох. С волос стекала вода, щипало глаза, в ушах звенело, но он ни о чём не думал. - Ну, давай же, Витя, давай!- молил он и продолжал нажимать на грудь мальчику. Рядом не было ни души. Даже птицы примолкли. Казалось, что сама природа наблюдает за непосильной для ребёнка, борьбой за жизнь. В это время из-за сада взошло солнце. И тут утонувший издал слабый звук. Изо рта и носа брызнула вода. Андрей повернул его на бок и похлопал по спине. - Дыши! – сказал он.- Слышишь, Витёк, дыши! И только теперь поднял голову. Вдалеке, почти у самого села, мелькала яркая фигурка. Это переливался всеми цветами радуги спасательный круг на спине у Веньки. Через два дня, за обедом, отец спросил: - Что это твой друг не приходит? - Он не друг. Он – Веник,- ответил Андрей и рассказал о произошедшем на котловане. - Что ж, иногда предают не только словами, но и поступками. Друзья познаются и в радости, и в беде,- сказал отец.- Не переживай. Навести Витю, ты для него теперь стал настоящим другом. |