Альбом “Miles Smiles”, вероятно, был поворотным в судьбе Майлса Дейвиса. Записав этот замечательный альбом, он оказался перед выбором: дело в том, что альбом почти весь элитарно-модерновый, и не только созвучен авангардистским экспериментам времени, но и не лишен некой своеобразной свежести, чему, вероятно, немало способствовали новаторские эксперименты тенор-саксофониста Вейна Шортера и других участников. Что же делать дальше? Может, последовать логике явно успешного нового альбома и пуститься в Авангард?.. Конечно, у Майлса здесь будет свой вклад. Ведь он же – Майлс, не правда ли? Однако он все же не последует за Коулменом, Колтрейном, Чери, Шеппом, Сесилом Тейлором, Долфи. Чтобы Майлс двинулся по проторенной дороге?!! Никогда! Да и тусоваться в узком кругу элитаризма... Нет, это не для Майлса, хотя сказано: «сквозь тесную дверь пройди». Ему нужны безоговорочное лидерство, первенство и большая аудитория, очень большая, гигантская. Эти чертовы белые должны знать, кто такой Майлс Дейвис, они должны выть от удовольствия даже тогда, когда он, Майлс, бросит им всего лишь пару скупых фраз. Да, нужна другая дорога. Но где она? Что же было еще в этом прекрасном и трудном “Miles Smiles”?!... Что-то неожиданное, кажется. Какой был намек в этом, в общем–то, ведущем к Авангардизму музыкальном подтексте, в этих больших и малых сюрпризах?... Напряги, Майлс, свое музыкальное чутье, да и не только музыкальное, и думай, записывая новые альбомы: “Nefertiti”, “Filles de kilimanjaro ”, наконец “In а sailent Way” и... Стоп, а может?... Ну конечно же “Bitches Brew”! И вот, Майлс Дейвис, некогда неподражаемый исполнитель лирических баллад, великий Мастер Модального джаза, великий скептик, со всех сторон опробовавший Free джаз, вдруг вторгается в область электронных экспериментов. Джаз-рок. Фьюжн Страстные, шумные альбомы выходят один за другим. Майлс в своей стихии – на нем роскошные, сверкающие одежды, зачастую он обращен спиной к огромной аудитории. Пусть его произведения не кажутся ангельски прекрасными, пусть даже он слишком земной – этот асфальтно-железно-бетонный Майлс, однако, он дьявольски гениален. Его творчество ново, безмерно интересно и открывает новые пространства, и тысячи музыкантов будут следовать ему. Должно быть, поверхностны те утверждения, что, мол, изменились только атрибутика, аккомпанемент, ритм, а он – Майлс – остался прежним. Что он пускает в ход все те же фразы, те же пассажи и переходы, тот же тембр. Конечно, чисто джазовская ностальгия порой проскальзывает, но это ностальгия сильного и убежденного человека. Майлс балуется, упивается этим, но с выбранного пути ему уже не свернуть: изменен его темперамент, настроение, отношение, мировоззрение его тщательно выверено, в нем уже другая мощь Площадка, где он по-хозяйски играет на трубе, находится уже на других высотах. Отсюда все низкое – ниже, мелкое – мельче, а великое – четче. Этот Майлс Дейвис – фантастика, он неповторим, настоящий лидер, “TUTU”, черный бриллиант, чей волшебный блеск притягивает и еще будет притягивать многих . |