Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Д. Артемьев
Объем: 9009 [ символов ]
Детские страхи
В последнее время Джереми чувствовал серьезные изменения в психике. Его заставлял беспокоиться каждый пустяк. Он не умел выбросить из головы неприятные мысли. Его ранило любое резкое высказывание. Теперь, когда Джереми вышел на пенсию, он мог тратить на размышления о своей усилившейся паранойе сколько угодно времени, но практического результата это не давало. Надо было поговорить со специалистом. И Джереми, потратив время на звонки приятелям, вышел на хорошего психотерапевта, Юлия Альбертовича. Доктор назначил встречу в своем кабинете в одной из городских больниц.
 
Они быстро нашли общий язык, понравились друг другу и вскоре договорились называть друг друга по именам. Потом перешли к существу дела: Джереми рассказал Юлику о своих заботах. Юлик внимательно выслушал пациента.
— В сущности, — сказал он, — основы всех жизненных проблем закладываются в детстве. Человек — это выросший набор детских ощущений и страхов. Если человек сумеет стереть из памяти свои детские странички, его личность должна исчезнуть.
— Значит, — подхватил его мысль Джереми, — чтобы создать другую личность, надо реконструировать детство. Другими словами, попробовать стереть какие-то негативные ощущения, а детские радости сделать более контрастными. Вот если бы удалось стереть мой детский сон, о котором я вам сейчас рассказал.
— Да, — согласился с ним врач. — Смотрите, положительные и отрицательные эмоции несимметричны. Вторые много сильнее. Действительно, не приходит же на ум бить посуду или кончать с собой в минуты радости. Господь весьма разумно заставил ребенка запоминать отрицательные эмоции сильнее, выпуклее. Вот и ваш сон с ужасной старухой, испуг от которого до сих пор не прошел. Боль, жажда, голод, испуг формируют предохранительные механизмы. А для чего нужны положительные эмоции? Вероятно, для компенсации, для формирования стационарного состояния. Негативные эмоции — яркие импульсы на фоне нейтрально положительного состояния. Вот они и оставляют глубокий след в детском сознании. Следовательно, надо реконструировать детское сознание таким образом, чтобы не потерять личность — стереть только те негативные моменты, которые были как бы лишними. Это они сделали человека трусливым, а не осторожным, жадным, а не расчетливым, ноющим, копающимся в себе, а не демонстративно уверенным. Ну, этот ряд можно продолжать долго.
— А как реконструировать свое детство? — спросил Джереми. — Как сделать так, чтобы все детские неудачи, разочарования и страхи имели счастливый конец? А в моем сне костлявая старуха превратилась бы в фею.
 
Юлик задумался.
— Тут есть два момента. Во-первых, некоторый негативный опыт необходим для формирования личности. И второй момент: память не однозначно переносит события — этот процесс более похож на запись голограммы. Вы, вероятно, знаете, что это такое?
Джереми кивнул. Врач высказывал глубокие мысли. Слушать его было крайне интересно. А Юлик продолжал:
— Сегодня любой из нас в определенной степени голограмма нашего детства. Это интерференционная сумма детских впечатлений. Нынешняя ваша паранойя не прямое следствие какого-то ужаса, пережитого во сне.
— Я понимаю, — сказал Джереми, — поэтому я ищу другие пути. Смотрите. Вот, например, как подавить страх темноты или неизвестности? Надо инвертироваться; из преследуемого превратиться в преследователя. Известно, при проходе через ночной лес лучше представить себя охотником и крадучись идти по следам невидимой жертвы. Чего боится человек? Неизвестной угрозы. Он понимает, что фактически угрозы нет, а боится. Все его чувства направлены на отражение невидимой опасности. Охотнику некогда бояться; его чувства направлены на жертву, на поиск ее, поимку и пожирание.
 
Врач, соглашаясь, утвердительно кивнул. Джереми продолжал:
— Может быть, изменение самого себя надо начать не с реконструкции детства, что само по себе является неразрешимой проблемой. Вполне вероятно, что такие изменения можно осуществить инверсией: заставлять себя каждый раз сменить знак своего состояния. Точнее, сменить только в одну сторону: негативное состояние депрессии на позитивный настрой. Наоборот не стоит и пытаться. Зачем заставлять себя в минуты подъема уходить в черную меланхолию?
 
Тема, поднятая Джереми, занимала Юлика, но время приема было ограничено. Он предложил Джереми продолжить разговор в его частной клинике. И назвал адрес. Джереми рассмеялся. Доктор удивленно посмотрел на пациента. И пациент вынужден был объясниться — в этом доме он провел свое детство. Тут уже оба повеселились и договорились о времени встречи.
 
Это был купеческий двухэтажный дом, с аркой для проезда во двор. После революции все жилые помещения перегородили, нарезали комнат и вселили рабочий люд. Вскоре и арку заложили кирпичом; на улицу сделали два окна, а во двор — одно. Рядом с окном прорубили дверь, которая открывалась в пристроенные сени. Там же, в сенях, находилась дверка в холодный туалет. В середине бывшего арочного проезда сложили небольшую печь, поставили тонкую перегородку, и получилась однокомнатная квартира с кухней и отдельным входом со двора.
 
Вернувшись в конце войны из госпиталя после ранения, отец Джереми устроился на работу на мукомольный завод и получил эту великолепную квартиру. Он провел на кухню воду, сделал раковину и слив, и Джереми стал жить в уютном семейном гнездышке.
 
Комната их квартиры была обставлена стандартно по тому времени. Стол, шифоньер, книжный шкаф, супружеская кровать и детская кроватка возле печки. Стулья, конечно, тумбочки и разная мелочь. Зимой стена, выходящая на улицу, промерзала насквозь; ледяные наплывы под окном не оттаивали, хотя печку топили дважды в день. Около окон было холодно, и родители не разрешали Джереми играть в этой части комнаты. Зимой он к окнам не подходил, и эта привычка зафиксировалась; летом он играл в своем углу около печки или выбегал через сени во двор, где было раздолье.
 
Примерно в возрасте четырех лет Джереми испытал сильное потрясение, которое не стиралось из его памяти ни в юности, ни в зрелом возрасте. Он и сейчас, став пожилым человеком, испытывает определенный страх, вспоминая свое детское ощущение. В сущности, ничего особенного с ним не произошло. Кажется, это был сон. Возле стола, со стороны окна, загораживая собой свет, стояла и улыбалась старуха. Была она костлявая, страшная, в нелепом цветастом платье, вылитая Баба-яга. Она молчала, только смотрела на Джереми и улыбалась. А в голове Джереми отчетливо звучал ее голос:
— Иди сюда, мальчик, иди.
 
И так жутко улыбалась, что Джереми с той поры и до школьного возраста никогда не подходил к этому месту у стола. Это детское впечатление не стиралось; оно тускнело, чувство ужаса становилось слабее, но никогда не проходило. Помнил он и ее добрый голос, от которого чувство ужаса только усиливалось.
 
Было еще много и неприятных, и ужасных, и счастливых моментов в жизни Джереми, но память о них стиралась; иногда тускнела, а иногда совершенно стиралась. Настолько стиралась, что Джереми удивлялся, слушая очевидцев происшествия и недоумевая, как это он мог забыть такую яркую страницу своего детства или своей юности.
 
После школы Джереми поступил в университет, вскоре женился и жил с женой на съемной квартире. Через год его отец получил трехкомнатную квартиру, куда Джереми переехал вместе со своей семьей. Потом он жил в другой, уже отдельной квартире, затем добился на своей работе квартиры большего размера, потом переехал еще раз. Каждая смена жилья улучшала качество его жизни, и Джереми почти забыл о жизни в крохотной промерзающей квартире. В квартире своего детства.
 
В назначенное время Джереми подошел к знакомому дому. Теперь вход в его прежнюю квартиру был пробит с улицы. Джереми прошел вдоль узкого коридора в свою бывшую кухню. В этом месте сидела ассистентка психиатра. Она спросила Джереми, сверилась с записями и предложила подождать, поскольку доктор сейчас ведет прием, но буквально вскоре освободится. Джереми не успел сесть и взять в руки лежащий иллюстрированный журнал, как появился Юлик с полной дамой. Он кивнул Джереми, продолжая разговор с пациенткой, жестом попросил его войти в кабинет. Джереми вошел в комнату своего детства.
 
Сейчас, почти через семьдесят лет, он вернулся в эту комнату поговорить с врачом о проблемах своей психики. Врач все еще был занят словоохотливой пациенткой, чьи вопросы, сыпавшиеся как горох, были слышны через дверь комнаты. Джереми отвел взгляд от двери и вздрогнул.
 
На том же самом месте, возле стола, в том же самом цветастом платье стояла и улыбалась костлявая старуха. Как и в далеком детстве, она молчала. Джереми охватил тот же самый детский ужас: он не мог двинуться и в оцепенении отчетливо слышал ее голос:
— Каждому человеку дается предупреждение. Большинство это предупреждение забывает. Некоторые, наиболее впечатлительные, как ты, это предупреждение проносят через всю жизнь. Ну что ж, мальчик, собирайся. Уже пора.
 
Дверь открылась. Вошел Юлик.
— Петровна, ты что уставилась на моего гостя? Пыль вытерла? Тогда свободна. И скажи, чтобы нам приготовили кофе.
Дата публикации: 16.01.2014 09:07
Предыдущее: Лекция о биржеСледующее: Размышления редактора

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта