Мы сидели за чашкой кофе – я и мой давний друг, астрофизик, ученый, интеллигент, живущий у самого подножия Большого Азимутального Телескопа в поселке со странным названием Буково. Вид этого человека красноречиво свидетельствовал о том, что он – служитель храма науки: нескладный, близорукий, малоконтактный, весь в себе, закрывающийся от мира толстыми линзами очков. - Чем вообще занимаются астрономы? – задала я ему давно интересующий меня вопрос. - Как тебе сказать? – по-философски начал он свою речь. – Пожалуй, главное их занятие – угадывать (заметь, именно угадывать, а не вычислять!) возможную природу вещей. Мы, ученые, не имея возможности опытно познать объект, не зная его прикладной ценности, лишь описываем его, опираясь на собственные знания и интуицию. Образно говоря, мы входим в некий лес, не зная, что это именно лес. Мы видим дерево, траву, камни, пенек возле дороги, желуди у себя под ногами… То есть, созерцаем некий пейзаж. Но когда именно выросло дерево, отчего возник пень, почему здесь валяются жёлуди – мы не знаем, ибо наблюдаем развитие леса лишь в отдельный отрезок бытия. Наша задача – по видимому пейзажу, по этому кусочку Вечности, восстановить целое... Он замолчал и долго курил, глядя куда-то в туманные дали. Молчала и я. - Но, в любом случае, - прервала я, наконец, наше молчание, - вырванный из целого пейзаж не может полностью охарактеризовать это целое! - Да, - согласился он. – Наука изучает природу ровно в той степени, в какой сама природа раскрывает себя тому, кто ее исследует. - Значит, - не сдавалась я, - всякий раз изучению подвергается лишь часть целого? Имеет ли смысл посвящать этому жизнь и силы, если не знаешь главного – что представляет из себя это целое, где начинается и куда уходит? Он опять закурил. - Думаю, имеет. Потому что всякий ученый надеется, что вдруг именно ему откроется истина о целом во всей полноте. - Но ведь практика человечества на всем протяжении его существования ни разу не подтвердила этих надежд! – воскликнула я. - Ну и что? – ответил он невозмутимо. – Пусть хотя бы иллюзия остается – это дает стимул жить и заниматься наукой. - Зачем же жить иллюзией? – задала я резонный, как мне казалось, вопрос. – Может, целесообразнее было бы отбросить всякие иллюзии и вернуть жизни смысл, определенный при ее сотворении? Его глаза стали жесткими. - Знаешь, я сомневаюсь в том, что мир был создан. Материя – вечна. - Но почему же тогда не вечен человек? – не понимала я. - В определенном смысле человечество тоже вечно, - ответил он. – Ведь существует его способность к воспроизводству. Что касается конечности каждой конкретной личности, то надо относиться к этому по-философски. Человек Разумный создан природой для познания и изучения самой себя. Как только изучать станет нечего, земля прекратит свое существование. Потом появится новая Вселенная и все начнется сначала… - Ну-у, - засомневалась я, - это утверждение основано только на твоем личном видении мира – в нем ты проявляешь себя как человек наукомыслящий. Но наука, и ты с этим согласился, не объясняет причин и способов сотворения мира, а фиксирует лишь последствия этого акта, и то – в ограниченных пределах. Кусочек пейзажа, вырванный из Вечности… А мы бродим меж деревьями и пнями, топчем желуди, мнем травы и цветы и фантазируем – что же все это такое? Мой гость ничего не ответил, прячась за клубами сигаретного дыма. Потом он перевел разговор на другую тему и вскоре, распрощавшись, ушел. Через год мы увиделись снова. - Ну, чем сегодня живет обсерватория? - встретила я его традиционным вопросом. - Как всегда, - прозвучал ответ, - наблюдает за тем, что происходит во Вселенной. - И что же там происходит? - Многое. Например, рождаются и умирают звезды. Возникают галактики. Летают кометы с длинными огненными хвостами… Там все бурлит, вращается, движется… - И кто же положил начало этому движению? – продолжила я тему, начатую нами в его предыдущий приезд. - А-а-а, - разгадал он мою хитрость, - опять вопрос с подтекстом… Понимаю. Но ничем обрадовать не могу: в той части Вселенной, которая является объектом моего наблюдения, нет места Богу. - А в какой-нибудь другой? – спросила я. - И в другой тоже. Ну нет Его там, нет! Он явно нервничал. - Почему ты так уверен? – не отставала я. - Потому что я Его не видел. И никто не видел. А басен по этому поводу можно много насочинять. Ученый не должен верить басням. Я верю только своим глазам. И – своему разуму. А он мне подсказывает, что Бога нет. - Но ведь разум других людей – кстати, тоже ученых, твоих коллег! – подсказал им обратное: что Бог есть. - Не думаю, что это им подсказал разум, - жестко заметил мой гость. – Есть разные причины, по которым люди в какой-то момент своей жизни вдруг начинают выдавать себя за верующих в Бога. - И какие же это причины, на твой взгляд? – поинтересовалась я. - У каждого они свои. Быть может, кому-то легче жить внутри церковной ограды. Вчера был физиком, сегодня – батюшка: ему и деньги несут, и продукты, и люди вокруг начинают группироваться, называют отцом, наставником… Чем не жизнь? Ученый и священник, увы, сегодня находятся не в равных весовых категориях. Один борется за выживание, другой – катается, как сыр в масле. Он как-то нехорошо улыбнулся. Чувствовалось, что эти размышления родились в результате каких-то личных переживаний. - Во-первых, это, наверное, не совсем так, - возразила я. – Во-вторых, разве это имеет отношение к вере в Бога? - Самое непосредственное! – оживился мой собеседник. – И вообще веру, даже если она не связана с получением выгоды, придумал себе сам человек. Она – продукт его разума. Он победно взглянул на меня, как бы демонстрируя собственные достижения в этой области. - Но, позволь, - сказала я. – Если наш разум имеет понятие о Боге, то Бог обязательно должен существовать! Иначе откуда бы человек узнал о том, что вообще можно думать в этом направлении? Или: откуда человек узнал, что есть понятие бессмертия, если он сам смертен? Руки астрофизика взвились вверх. - Только давай не будем сейчас рассуждать о бессмертии! Он полез в карман за платком. - Это – чистая схоластика. Никто еще не вернулся о т т у д а. Никто! Он стал протирать стекла очков. - «О, сколько их шагнуло в эту бездну,,,» - медленно произнес он, силясь вспомнить следующую строчку. Но так и не вспомнил. Его глаза, не прикрытые линзами, глядели на меня близоруко, совсем не по-ученому. – А обратно шагнуть пока что не удалось никому… Мне показалось, что он подавил набежавшие слезы. - Хотя наука и здесь преуспела, - он натянуто улыбнулся, явно засмущавшись своей слабости. – Сегодня можно повторить любую жизнь. Например, Вольтера. Его сохранившийся череп содержит достаточно материала для воспроизведения целого отряда Вольтеров. Представляешь? Идут они строем, как юные пионеры, и все как один – гениальны… Чем ни умилительная картинка? И, заметь, Бог для этого совсем не нужен! - Постой-постой! – не согласилась я. – Идти-то они идут, но – Вольтеры ли это? Или давай поставим вопрос иначе: т е ли это Вольтеры? Не идет ли речь только о внешнем подобии? Более того: о подобии человеческом? Л ю д и ли это вообще? - Ну, уж если Вольтеры не люди… Он развел руками. - Хотя… Богоборцы, конечно. Это – да, это – не отнять… Но умному человеку Бог не нужен. Вот мне, например, - зачем? Я и так знаю, как нужно поступать в тех или иных случаях. - А откуда ты это знаешь? - Да я родился с этим! – Он удивился моему непониманию таких простых вещей. – Нравственный закон – внутри меня. - А как он там оказался? Мой вопрос повис в воздухе. - Вот этого я не знаю… Он беспомощно посмотрел на меня. - Ну разве не может быть вещей, которых мы почему-либо п о к а не знаем? - Конечно, конечно могут! – поспешила я его успокоить. – Более того, ты себе не представляешь, как приятно слышать из твоих уст признание о том, что ты чего-то не знаешь! Это достойно настоящего ученого! На этом мы попрощались – до следующего года. |