Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: "Сундук со сказками" - рассказы в стиле фэнтазиАвтор: Вениамин Бушмелев
Объем: 60338 [ символов ]
СКАЗЫ О РОДНОЙ РЕЧИ для малышей и их родителей 1часть
В. БУШМЕЛЕВ
 
СКАЗЫ
О РОДНОЙ РЕЧИ
для малышей и их родителей
 
Ижевск  2008
 
Древняя фреска с изображением Равноапостольных Святых Кирилла и Мефодия, создающих славянскую азбуку
В. БУШМЕЛЕВ
 
СКАЗЫ
О РОДНОЙ РЕЧИ
для малышей и их родителей
 
Книга для семейного чтения
 
ИЖЕВСК ● 2008
 
УДК 81:37,018.1
ББК 81+74.9
Б 948 В. Бушмелев. Сказы о родной речи для малышей и их родителей. – Ижевск, 2008. – 105 с.
 
АННОТАЦИЯ. В книжке «Сказы о родной речи для малышей и их родителей», написанной доктором медицинских наук, профессором В.А.Бушмелевым, по профессии детским хирургом, в популярной форме излагается информация о русском языке и речи, систематизированная и адаптированная для дошкольников и учащихся начальных классов. Информация полезна не только детям, но и их родителям, в книге они найдут ответ на вопрос: «Что такое язык, речь, грамота, буквы, букварь? Откуда пришел к нам алфавит? В чем заключается красота слов и речевых фраз? Какими могут быть сочинения?». Через небольшие по объему рассказы о буквах автор преподносит детям основы грамоты, дает пояснения по происхождению многих слов и выражений русского языка, когда их можно применять. Предложенный способ изложения материалов в виде сказов добрым и доверительным языком интересен и необычен. Эта книжка направлена на развитие у ребенка интереса к познаниям грамоты и самостоятельному мышлению, что представляет особую ценность для семейного чтения.
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация………………………………………………………………… 4
Оглавление ……………………………………………………………… 5
От автора………………………………………………………………… 6
Сказ о родном языке и родной речи ……………………………… . 8
Сказ о том, что такое буква и азбука……………………………….. 12
Сказ о том, как появилась русская азбука ……………………….. 14
Сказ о современном русском алфавите ………………………….. 16
Сказ о том, как дети учатся говорить ……………………………… 29
Сказ о том, что такое письмо…………………………………………. 33
Сказ о сочинениях ………………………………………………………. 37
Сказы о буквах ……………………………………………………………43
Буква А – заглавная начальница ………………………………. 44
Буква Е – вездесущая …………………………………………… 49
Буква Ё – ёмкая ……………………………………………………52
Буква И – главная союзница …………………………………… 57
Буква Й - И краткое ………………………………………… … 61
Буква О – главная восклицательница ……………………….. 64
Буква У – буква удивления ……………………………………... 68
Буква Ы – в русском языке беззаглавная …………………... 74
Буква Э – буква сомнения ………………………………………. 75
Буква Ю – исконно русская и финно-угорская…………… 77
Буква Я – важная и самодовольная ………………………….. 83
Буква Ф – ругательная …………………………………………...86
Сказ о корне слова ……………………………………………………….93
Сказ об умных словах …………………………………………………...95
Сказ о ненужных словах, словах паразитах и манере разговора………………………………………………………………..….97
Заключение …………………………………………………………… .105
 
ОТ АВТОРА
Дорогие ребята! Эта книжка под названием «Сказы о родной речи для малышей и их родителей» написана специально для вас - детей дошкольного и младшего школьного возраста. Даже, если вы еще не умеете читать, то с помощью взрослых в ней почерпнете элементарные основы грамоты и письменности, познакомитесь со значением некоторых слов. Узнаете, как появились те или иные слова и выражения, когда и где их можно применить.
Книжка по замыслу автора, предназначена для семейного чтения, при котором у ребенка вырабатывается любовь к чтению и познанию своего родного языка. Всё в книжке изложено в виде сказов. Что такое сказ?
Сказ – это особая форма художественного народного творчества, связанная с фольклором. Сказ, в отличии от сказки, это - сказание и рассказ, и быль, и былина вместе взятые. Например, в былине рассказывается о том, что было, что случилось, что может быть. Это рассказ не вымышленный, а правдивый; хотя в нем много сказаний о старине. В былине иногда встречается сказочный вымысел, но он всегда сбыточный. Русские пословицы гласят: «Бывальщину слушать лучше сказки» и «Былина старину любит».
Вот и мы, прочитав эти сказы, узнаем, откуда появилась русская азбука, что такое букварь, для чего необходимо знать состав слов и как словами можно пользоваться.
Вы спросите, почему я решил написать эту книгу?
Во-первых, по долгу службы, уже около 50 лет мне приходится ежедневно общаться с детьми и меня всегда поражает их искренний интерес и пытливость к познанию. Особенно это характерно для детей дошкольного и раннего школьного возраста.
Во-вторых, мой внук Сережа, очень любознательный мальчик, задавал много вопросов по происхождению тех или иных слов и мне приходилось на них отвечать. Уже в 3,5 года он довольно бойко самостоятельно читал. И однажды он предложил: «Дедушка, ты лучше напиши мне все то, о чем рассказывал, я прочитаю и лучше пойму, и запомню». Я выполнил его заказ, сел и написал эту книжку. Когда сам внимательно посмотрел, что получилось, посчитал - это должно быть достоянием всей пытливой и любознательной ребятни.
Я очень люблю вас дети, хочу, чтоб вы были здоровыми, умными и грамотными.
Так что, в добрый путь, мои юные друзья! Читая эту книжку, мы вместе с родным языком пойдем за новыми знаниями, запомним новые и старые понятия о родной речи.
 
СКАЗ О РОДНОМ ЯЗЫКЕ И РОДНОЙ РЕЧИ
 
Язык – это способность говорить и писать, выражать свои мысли устно или в письме. Язык является важнейшим средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Русский писатель Владимир Галактионович Короленко писал: «Язык дан человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, - другим людям».
Один из первых русских историков-писателей Николай Михайлович Карамзин указывал, что богатство языка – есть богатство мыслей. Педагог-писатель Лев Васильевич Успенский подтвердил: «Язык – это удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. Именно в языке эти мысли закрепляются, и каждая в отдельности, и все мысли человечества в их величавой совокупности».
С самого раннего детства вся жизнь человека неразрывно связана с языком. «Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык. Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими людьми. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь» – писал в своей книге «Слово о словах» прекрасный педагог и писатель Лев Васильевич Успенский.
У разных народов и народностей свой язык и своя речь. Язык – духовное богатство народа. «Сколько я знаю языков, столько раз я человек» - отмечает народная мудрость. «Но богатство остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. Чем глубже человек познает оттенки родного языка, тем больше подготовлен к овладению языками других народов», - подчеркивал виднейший ученый-педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Наш родной язык, с помощью которого мы говорим, общаемся между собой и письменно отражаем свои мысли, называется русским.
«Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас» - писал русский поэт и литературный критик Петр Андреевич Вяземский. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни» - вторил этому изречению мастер лирической прозы Константин Георгиевич Паустовский, - «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Знаменитый литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский в своих публицистических очерках указывал, что русский язык один из богатейших языков в мире. « В русском языке все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых и до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно,» - писал великий писатель Николай Васильевич Гоголь.
Таким образом, мы с вами установили, что русский язык - самый прекрасный язык в мире.
Раньше любого иностранца, который не умел говорить по-русски, называли немым, немтырем. От них произошли слова «немчура, немец».
Владимир Иванович Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка” объясняет, что всякого иностранца с запада, европейца, не говорящего по-русски, в частности, германца, местами и доныне в народе называют немым или же немцем. Вот и повелось, что в России жителей Германии сейчас называют не германцами, а немцами.
Словесное изречение для передачи мыслей своих, в которых есть определенный смысл, выраженное устно или письменным путем, называется речью.
Речь во всем живом мире присуща только человеку. Речь - один из видов общения человека путем использования средств языка с другими членами общества, в котором он живет. В. И. Даль объясняет, что речь - это «что-либо выраженное словами, устно или на письме; предложение, связные слова, в коих есть известный смысл». Обратите внимание, он подчеркивает фразу: «связные слова, в коих есть известный смысл»! Вот этим и отличается общение человека с человеком от всех остальных индивидуумов живой природы.
Природа не беззвучна, в ней нет абсолютной тишины. Мы же видим, как между собой могут общаться и животные, и птицы, и рыбы, и деревья, и даже травы. Например, когда вы выходите гулять за город, то явственно слышите шелест травы и шум листвы деревьев. Это они «разговаривают» между собой и с ветром. И журчание ручейка, и плеск воды в реке, и шум морского прибоя - все это звучание природы, её разговор.
Все животные общаются между собой с помощью различных звуков. Грозный рык издают хищники. Это угроза их добыче и их противникам. Панические крики птиц раздаются, когда их гнезду, в котором находятся птенцы, угрожает беда. Трели соловья и щебет скворца – это призывная песня своей подруге. А вы прислушайтесь к звонкому стрекотанию кузнечиков на зеленом лугу в знойный июньский день. И вы явственно услышите их «разговор», их звучные песни. Это же настоящая симфония, посвященная живой природе и радости жизни!
Можно привести ещё массу примеров, но следует понять, что общение представителей живой природы отличается от людского общения тем, что животные не обладают речью и у них отсутствует сознание. Все издаваемые ими звуки представляют условные сигналы, отражающие или угрозу, или панический страх, или призыв к себе подобным. В науке это называют первой сигнальной системой. Это форма непосредственного отражения действительности в виде ощущений, восприятий и ответной реакции любого организма. Первая сигнальная система формируется при воздействии всевозможных раздражителей: света, звука, боли, чувства голода, страха, ответственности за свое потомство и других проявлений. Она образовалась для каждого вида живой природы очень давно, в глубокой древности и передается от родителя к потомкам по наследству.
Сознание – это человеческая способность мыслить, ясно понимать действительность. Сознание всегда связано с речью. Знаменитый ученый физиолог Иван Петрович Павлов назвал это явление второй сигнальной системой. Он считал, что только человеку свойственно мыслить, воспринимать чувства, фантазии, суждения, иметь предпочтения в любви и ненависти, радости, огорчения и сомнения. По учению И.П. Павлова только человек, в отличие от животных, обладает осознанной памятью, чувством юмора, волей, желаниями и их решениями. Вторая сигнальная система формируется при воздействии речевых сигналов, их словесного обозначения и возникает на основе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. Возьмем самый простой пример. Мама тебе читает эту книжку и, таким образом учит мыслить, думать, мечтать, то есть развивает у тебя вторую сигнальную систему.
Под словом «речь» понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, которые закрепляются памятью или письмом).
 
СКАЗ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ БУКВА И АЗБУКА
В Святом писании – «Библия» написано: «Вначале было слово». Что означает эта фраза? А то, что сначала люди научились говорить и гораздо позднее писать. Общаясь между собой, первобытные люди издавали звуки, которые постепенно для них стали приобретать осмысленное значение. В связи с этим появились связные слова «в коих есть известный смысл». Звук оказался основной единицей разговорного языка. Его назвали звуком речи. Затем для письменного обозначения каждого звука речи люди придумали графические знаки и назвали их буквами.
Буква – это графический знак, служащий для обозначения в письме звука речи. Таким образом, когда мы говорим, то произносим звуки речи, а когда пишем, то изображаем буквы. Из набора букв или звуков речи складываются отдельные слова. Слово - одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств и других разговорных и письменных функций.
Чтоб с помощью языка мы могли красиво говорить, выражать свои мысли и культурно общаться, необходимо знать грамоту.
Грамота – это умение читать и писать. Грамотным называют человека, который умеет выражать свои мысли и писать грамматически правильно, без ошибок, а также обладающего необходимыми знаниями и сведениями, позволяющими ему успешно работать и достойно жить. В старину говорили: «Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Во все времена грамотного человека уважали, ценили и называли его «грамотеем». Русские пословицы и поговорки гласят: «Хорошую речь хорошо и слушать», «С умным человеком разговориться, что меду напиться», «От учтивых слов язык не отсохнет». А про меткое слово говорили: «Слово - не воробей: вылетит, – не поймаешь», «Что написано пером, того не вырубишь топором». Чтобы писать без ошибок, нужно хорошо знать грамматику русского языка. Грамматика - это наука о правилах языка, свод законов установленных для грамотного его применения.
Буква - один из начальных знаков грамоты, письменности, из коих составляются слоги и слова. Буква - это основа письменности. Буква сама по себе или в сочетании с другими графическими знаками используется для обозначения голосовых звуков на письме. Она одна из начальных графических знаков грамоты, входящих в азбуку. Азбука – это собрание всех букв любого из языков или наречий, на которых говорят или пишут народы мира. В любой азбуке установлен строгий порядок чередования букв. Буквы располагаются в определенном, обязательном для любого языка порядке. Принятый порядок, идущих друг за другом букв, образует алфавит.
Первую букву славянского алфавита «А» раньше называли - «Аз», а вторую - «Б» - «Буки». Вот от слияния этих первых двух букв старинного алфавита и получилось слово азбука. А слово «алфавит» произошло от начальных букв греческой азбуки «α - альфа» и «β – вита». Поэтому слова «азбука» и «алфавит» обозначают одно и то же. По алфавиту размещают слова в различных списках, справочниках, словарях и энциклопедиях. Зная порядок букв в алфавите, можно легко отыскать нужное слово в любом справочнике, словаре или энциклопедии. Знание порядка букв в алфавите помогает человеку быть грамотным.
От русского слова «буква» произошло название книжки «Букварь». Букварь – это учебник грамоты. Эта книжка предназначена для первоначального обучения грамоте. По ней учатся читать.
 
Первые знания о родном языке мы получаем из книжек –
букварь и азбука.
СКАЗ О ТОМ, КАК ПОЯВИЛАСЬ РУССКАЯ АЗБУКА
Письменная речь основана на правописании. Правописание – это специальные правила, определяющие единообразие способов передачи речи на письме. Письмо - это буквы и письменные знаки, из которых слагается слово. Писать - значит чертить буквы, письмена, словесные знаки, сочинять, излагать свои мысли и описывать различные события письмом.
В русском языке принято единое начертание букв, которое называют кириллицей. Кириллица - одна из первых славянских азбук, принятых на Руси. Она сохранилась в несколько измененном виде до настоящего времени.
Азбука «кириллица» была создана в 9 веке братьями Кириллом и Мефодием, греческими монахами. Они были христианскими миссионерами, прибыли из Византии для просвещения славянского народа и строительства православных церквей. Вначале они перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг. В последующем, для того, чтобы простой народ лучше понимал постулаты богословия на родном языке, они создали славянскую азбуку. Азбука была составлена на основе греческого письма с добавлением нескольких новых букв, созвучных славянскому языку. Так появилась церковнославянская или старославянская азбука, которую назвали «кириллицей». В последующем она легла в основу алфавитов многих славянских народов, в том числе русского. В начале она применялась в богослужебной, церковной и гражданской литературе (до начала 18 века), а затем несколько раз пересматривалась. Например, русская азбука, введенная в изданиях гражданской печати в России после реформы 1708 года, которую провел царь Петр І, содержала 32 буквы, в ней отсутствовали буквы «Ф» и «Э». Это было обусловлено, вероятно, тем, что в древнерусском языке не было слов, которые бы начинались на эти буквы.
Православная церковь и просвещенный славянский народ чтят память своих просветителей. Кирилл и Мефодий церковью возведены в ранг Святых. Святой день Кирилла церковь отмечает 27 февраля, а Мефодия – 19 апреля. В честь их обоих установлен праздник Благодарения, который все славяне отмечают каждый год 24 мая. В России эту дату празднуют как День Славянской Письменности и Культуры, который проводят ежегодно в разных российских городах. Например, в 2003 году его праздновали в городе Воронеже, а в 2004 году - в городе Самаре. В день Славянской Письменности и Культуры в этом городе воздвигнут и освящен Православный Собор Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а перед вратами священного Храма поставлен 6-метровый крест со скульптурами этих православных просветителей. Это второй подобный памятник, сооруженный в России в их честь. Первый памятник находится на соборной площади Кремля в Москве. Вот так почитают Кирилла и Мефодия в России за то, что они способствовали развитию славянской культуры и духовного обмена между различными нациями.
Кирилл - широко известное современное имя, а вот Мефодий почему-то встречается очень редко. В настоящее время только в очень отдаленных местах Сибири можно встретить какую-нибудь древнюю старушку с отчеством Мефодиевна.
 
СКАЗ О СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ АЛФАВИТЕ
Русский алфавит – это последовательный ряд букв, передающий звуковой состав речи и создающий письменную и печатную форму русского языка. В современном виде он существует с 1918 года. Кроме того, русский алфавит послужил основой для алфавитов других языков. Им пользуются народы, населяющие Россию и некоторые страны ближнего зарубежья. Например, удмуртский, марийский, чувашский и других народов, населяющих Россию, алфавиты очень схожи с русским.
В настоящее время азбука русского языка состоит из 33 букв. Из них 10 букв для обозначения гласных звуков, 21 буква – для обозначения согласных звуков. Кроме того, имеются 2 знака, которые смягчают или разделяют звуки. Поэтому они называются разделительными знаками. Буквы служат для опозначения звуков речи на письме. Все буквы различаются по форме написания, по звуковому и смысловому значению. Раздел науки о языке, в котором изучается обозначение звуков на письме, называется графикой. Слово графика происходит от греческого слова «grapho» - пишу. Буквы в русском языке обозначают чаще всего один звук, либо реже несколько звуков. Разделительные знаки не имеют самостоятельного звука. Все звуки языка делятся на две группы – гласные и согласные звуки. Соответственно буквы, обозначающие эти звуки, могут носить название гласных и согласных букв. Вообще-то, следует запомнить, что звуки речи – это то, что мы слышим, а буквы – это то, что письменно изображает эти звуки. Любое слово состоит из звуков. Эти звуки образуют его звуковую оболочку.
Гласные звуки речи обозначаются буквами А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. При произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая препятствий, поэтому они произносятся звучно и состоят главным образом из голосового тона. Слово гласный происходит от старинного слова «глас», то есть «голос». По В.И.Далю, слово «гласный» означает «громкий, звучный, зычный, слышимый, всем известный или явный, не скрытный, всюду оглашаемый». Знаток русского языка называет гласные звуки самогласными, потому что они произносятся «сами по себе», без помощи других звуков. Действительно, гласные звуки: «А», «И», «О», «У», «Ы», «Э», произносятся без помощи другого звука, зачастую протяжно. Их называют ударными гласными. А, вот звуки «Е», «Ё», «Я», «Ю», в определенных случаях, могут произноситься в сочетании со звуком «И» и они называются безударными гласными. Об этом мы подробнее узнаем, когда будем читать сказы об отдельных буквах.
Большинство гласных звуков могут передавать отдельное слово, но вообще-то они служат для построения слога слова. В русском языке без гласного звука не может быть построен ни один слог, ни одно слово.
Первые звуки, которые произносит ребенок после рождения – это гласные звуки. Прислушайтесь. Что вы слышите, когда плачет новорожденный? Совершенно верно: «УА-УА-УА».
 
Это он объявляет о своем появлении громким криком и этими звуками требует к себе внимания. Эти два гласных звука, которые он произносит неосознанно, первые в его будущей речи. Если младенца часто ласкают и тешат голосом, то в два месяца от роду он начинает улыбаться и гулить, то есть издавать звуки подобные гудку - «гу-у-у» с преобладанием звука «У». Этим звуком он выражает свое удовлетворение к той ласке, которая ему уделяется. В три месяца от роду грудничок уже воркует подобно голубю, требуя к себе внимания.
Позднее у него в обиходе появляются звуки «О», «И», «Ы». К шести - семи месяцам жизни дети начинают произносить звуки похожие на согласные. 8 - 9-и месячный ребенок произносит первые слова с участием согласных звуков.
Наиболее часто первым словом, которое ребенок выговаривает, бывает слово «Мама».
Это слово для любого человека остается самым дорогим на всю жизнь. Где бы ни родился человек, почему-то именно это или очень похожее слово он произносит первым, когда надо назвать самое близкое, самое родное, самое дорогое существо на свете.
Ма - ма
На разных языках это слово звучит почти одинаково. На русском и на китайском языках - это «мама». На немецком – «мама΄», на французском - «маман», на английском - «мэмма», на шведском и на индонезийском - «мамма», на корейском - «омма». Почему же так получилось? Вероятно потому, что младенец вскармливается женской грудью, которая на латинском языке произносится - «мамма».
Поэтом – песенником Юрием Энтиным о маме написана очень красивая песня, полностью отражающая красоту этого слова. Вот первые строки этой песни: «Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама мне жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе».
А, пролетарский писатель Максим Горький изрек: «Все прекрасное в человеке от лучей солнца и молока матери».
После 1 года ребенок все чаще и чаще произносит согласные звуки и очень часто одно из первых осознанных слов он четко выговаривает слово «Дай!». После полутора лет ребенок уже составляет простые предложения из 2-5 слов, а к двум годам в его лексиконе имеется уже две-три сотни слов. В три года словарный запас ребенка увеличивается в 3 – 4 раза и он уже умеет составлять сложные предложения с использованием многих составных частей речи.
В русском языке согласных звуков больше, чем гласных. Ученые педагоги подсчитали, что в нашей речи преобладают согласные звуки. В любом тексте, написанном на русском языке, из 100 букв примерно шестьдесят согласных и только сорок – гласных.
В «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2001 года» написано, что согласные звуки речи противопоставленные гласным и состоят из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. Согласный звук сам по себе немой и в большинстве своем произноситься только в совокупности с гласным звуком. Если произносить согласный звук без гласного, то он звучит тихо, глухо, неясно, незвучно. Но в каждом согласном звуке присутствует глухой или звонкий шум, поэтому их в связи с участием голоса и шума подразделяют на глухие и звонкие, твердые и мягкие. Глухие согласные звуки образуются без участия голоса, произносятся глухо, например, «к, п, т, ф, х». Некоторые из них - шипящие - «ж, ш, щ». Другие согласные произносятся с участием голоса звонко и четко, например, «б, в, г, й». Звуки «л», «м» и «н» нередко произносят тягуче, через нос. А вот звонкий согласный звук «р» выговаривается раскатисто – «р-р-р». В то время, когда твой дедушка учился в школе, все согласные по участию голоса и шума подразделяли только на глухие и звонкие. В настоящее время ученые - языковеды классифицируют согласные в зависимости от способа и места образования звука. Например, они выделяют сонорные или носовые согласные - «м, н, л, р» и шумные, которые делят на звонкие - «б, в, г» и глухие - «п, ф, к» ; по месту образования шума подразделяют на губные - «б, ф», зубные - «т, с, з», заднеязычные - «к, г, х»; по способу образования шума — смычные - «б, п», щелевые - «в, ф, с», фрикативные, т.е. щелевидные - «ц, ч», и дрожащий - «р».
Для ребенка звук «Р» всегда труден для освоения. А, ну-ка вспомните, когда вы научились произносить этот коварный, трудно произносимый звук «р»? Наверное, после того, как было освоено произношение всех других звуков. Некоторые дети начинают произносить его рано, другие позднее, а третьи не могут освоить его и картавят всю жизнь. Они называют «Корову» «Коловой», а «Ворону» «Волоной». А, ты, дорогой мой друг, умеешь выговаривать звук «Р»? Попробуй сказать: «Тридцать три», «Трактор», «Рупор», «Радиоприемник». Получилось? Вот и прекрасно.
Знаменитый детский поэт Самуил Яковлевич Маршак об особенностях гласных и согласных звуков написал великолепные стихи:
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг,
И только тот гармонии достиг,
Кому чередование подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть,
Иль даже продышать стихотворение.
 
Буквы «Ь» и «Ъ» не обозначают отдельных звуков, они носят название - разделительные знаки. Слов, начинающихся с «Ь» и «Ъ», в русском языке нет.
Букву «Ь» называют мягким знаком. Это тридцатая буква русского алфавита. В древнерусском алфавите эта буква называлась «ерь». Ь - мягкий знак определяет мягкость произношения согласной буквы. Он пишется либо в конце слова, либо в его средине после букв, обозначающих мягкие согласные звуки. Обратите внимание на шуточную детскую песенку:
Тень, тень, потетень,
Выше города плетень,
Сели звери под плетень,
Потешалися весь день.
 
Здесь в словах тень, плетень, день, Ь знак находится в конце слова. И вы видите, что он смягчает звучание буквы «н». А, вот в словах «Рукоделье», «Бельё», «Воробьи», «Ручьи», «Вьюга», «Листья», «Сучья» Ь знак находится в средине слова, где он смягчает звучание впереди стоящей буквы или разделяет согласные и гласные звуки. Ь знак не пишется при сочетании согласных «чк, чн, чт, нч, щн, нщ, рщ». Например, при произношении слов «свечка, молочник, почта, нянчить, помощник, банщик, борщ» явно слышится смягчение согласного звука, но Ь знак в этих словах не пишется.
Своеобразно применяется Ь знак в некоторых глаголах, заканчивающихся на «тся». В глаголах, которые отвечают на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?», окончание слова пишется с Ь знаком – «ться». Например, в стихах Корнея Чуковского написано: «…Давайте же (что делать?) мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться….». В этих строках буква «т» произносится мягко. А, вот в глаголах, которые отвечают на вопросы: «Что делает?», «Что делают?», конец слова – «тся» пишется без Ь знака. Обратите внимание: «Они уже (что делают?) моются, плескаются, купаются, ныряют, кувыркаются». Здесь буква «т» произносится твердо.
Буква Ъ - твердый знак, двадцать восьмая в русском алфавите. В древнерусской азбуке она называлась «ер». По В.И.Далю «ер» некогда была полугласной, а ныне твердый знак, тупая или безгласная буква.
В настоящее время разделительный знак «Ъ» пишется только в средине слова перед буквами «е, ё, ю, я», в основном после приставок, оканчивающихся на согласные. Прочтите эти слова: «Объезд», «Подъём», «Объявление» и вы услышите, как буква, стоящая перед знаком Ъ, произносится твердо. А вот в дореволюционной грамматике буква «ер» нередко писалась в конце слов, заканчивающихся на глухой согласный звук. Например, «Банкъ», «Кладъ», «Продуктъ» и др.
Каждая буква имеет свое название. Но не всегда название буквы совпадает с её звучанием. У современных гласных, как правило, звучание совпадает с её названием. Буква А называется также, как произносится звук А. Буква Е называется также, как произносится звук Е и так далее. Согласные же имеют названия, не всегда совпадающие с их звучанием. Это выглядит следующим образом: Б - бэ, В – вэ, Г - гэ, Д - дэ, Ж - жэ, З - зэ, К - ка, Л - эль, М - эм, Н - эн, П - пэ, Р - эр, С - эс, Т - тэ, Ф - эф, Х - ха, Ц - цэ, Ч - чэ, Ш - ша, Щ - ща. Как видите, название согласной звучит с присоединением к ней гласного звука «а» или «э». Это не так уж и трудно запомнить. А, вот представьте себе, насколько в старину было трудно освоить ученику древнерусскую азбуку. В ней каждая буква имела особое название, зачастую далеко не похожее на её звучание. Например, буква А называлась - аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есть, Ж – живете, Л – люди, М – мыслете, О – он, С – слово, П – покой, Т – твердо, Ф – ферт и тому подобное. Как видите, к букве добавлялись не один какой-либо звук, а зачастую целое слово. Бедолаги – ученики день и ночь зубрили эти названия букв и очень часто не могли запомнить и понять их значения.
Буквы бывают печатными и рукописными, заглавными и строчными. Форма и величина печатных и рукописных букв может быть различной. Любая заглавная буква, будь она печатной или рукописной, всегда крупнее строчной. Посмотрите на строчку, где напечатано начало современного русского алфавита: А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и …
Есть разница? Конечно, есть и довольно значительная. Вы видите, что заглавные буквы отличаются от строчных своей высотой, а буквы «А, Б, Е, Ё» имеют не только разную высоту, но и начертание. Печатные буквы различают по размеру шрифта. Шрифт бывает разной формы, высоты и с неодинаковым интервалом между буквами. Крупным шрифтом печатают плакаты, транспаранты и афиши. Самые маленькие буковки печатаются особым размером, который называют петитом. С прописной, то есть заглавной буквы, пишут первое слово в предложении и собственные имена.
А, вот здесь изображены буквы рукописные: заглавные и строчные. Написанные рукой буквы, заметно отличаются от печатного текста. Рукописные буквы получаются всегда крупнее и не всегда одинаковой высоты. Кроме того, в рукописном варианте буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, Р, У и Ч имеют различное начертание.
Красота рукописных букв полностью зависит от почерка пишущего человека, его индивидуальной манеры написания письма. Плохой, торопливый или небрежный почерк всегда раздражает читателя письма. Раньше в школе преподавали специальные уроки чистописания, на которых учили красиво писать. В настоящее время их почему-то отменили, а зря!
Замечено, что воспроизведение рукописных букв ребенку даётся со значительным трудом, поэтому он охотнее начинает писать буквы печатным шрифтом.
Из букв составляют слоги и слова. Слова делятся на слоги. Слог – это минимальная произносимая единица речи. Он может состоять из одного гласного звука или сочетания согласных с гласным, которые образуют тесное звуковое единство. В состав слога в русском языке обязательно входит гласный звук. Слог может быть открытым и закрытым. Открытый слог заканчивается гласными, закрытый согласными звуками. В письме слог может состоять из одной, двух или нескольких букв, но обязательно с участием гласной буквы. Из слогов, в свою очередь, слагаются целые слова. Возьмем для примера твоё самое родное слово - «мама». Оно состоит из двух, идущих друг за другом слогов - «ма». Получается «МАМА». Каждый слог, в свою очередь, состоит их двух звуков, согласного - «м» и гласного – «а». Слоги могут быть ударными и безударными. Что такое ударение? Ударение или акцент – это произношение единицы речи (слога, слова, словосочетания), а чаще одного из слогов слова с большей силой или повышением тона голоса. Ударение в русском языке может падать на любой слог, но если в некоторых словах оно перемещается с одного на другой слог, то может меняться смысл слова. Для того, чтоб показать на какой слог падает ударение, над гласной буквой слога ставят специальный значок ударения «´». Возьмем для примера слово, состоящее из трех слогов - «ма-ши-на». Если ударение поставим на первый слог, то прочитаем «Мá-ши-на», слово, отвечающее на вопрос чья?. То есть Маше принадлежит какая-нибудь вещь, например «Мáшина книга». Но если ударение поставить на второй слог «ма-шú-на», то получится совершенно другой смысл слова, которое отвечает на вопрос что?. Речь идет о машúне-механизме.
Слово – сочетание отдельных слогов или звуков, составляющих единое целое. Слово – это единица языка, которая служит для наименования предметов, лиц, процессов, признаков, понятий, свойств и действий. Поэтому значение слов бывает разным. Чтобы умело пользоваться словами разных частей речи надо знать и понимать их значение. Каждая часть речи имеет свое название и предназначение.
Слова, определяющие названия предметов и одушевленных существ, называют существительными, то есть они существуют, имеются в наличии. Большинство имен существительных может быть в форме и единственного и множественного числа. Например, стол – столы, стул – стулья, звук – звуки, человек – люди и т.д.
Имена существительные, которые отвечают на вопрос «кто?» называются одушевленными. К ним относят все живые существа: и людей, и животных, и рыб, и даже насекомых. Среди одушевленных имен существительных, выделяют имена собственные. Это фамилии, имена, отчества и клички. Ты имеешь собственное имя - Сережа, твой брат - Владислав, мама - Елена, папа - Игорь. Все вы имеете собственную фамилию Стерховы. Даже ваша кошка имеет собственное имя – Муська. Ты уже заметил, что все начальные буквы имен существительных пишутся с заглавной буквы. А вот имена существительные, отвечающие на вопрос «что это?» называются неодушевленными. К ним относят все вещи, предметы и даже механизмы, которые окружают тебя в повседневной жизни. Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода. Например, слово стол - мужского рода, слово кровать - женского рода, а слово окно – среднего рода.
Слова означающее признак (качество, свойство) предмета называются прилагательными. Например, в выражении «красный флаг» слово флаг определяет имя существительное, а слово красный, определяющий его цвет, будет именем прилагательным.
Слова, которые служат для выражения действия или состояния предмета называют глаголом. Эта часть речи обычно отвечает на вопросы «что делается?, что совершается?, что производится?». В старину словом «глагол» называли «слово и речь». А слово «глаголить» значило «говорить». В литературе встречается такое поэтическое обращение: « Глаголом жги сердца людей!», то есть красивой речью поднимай дух народа. В настоящее время слово глагол потеряло свое первоначальное значение, и теперь оно означает название одной из частей речи.
Слова, которые служат для выражения лица, называют местоимением. Местоимение – это часть речи, которая чаще всего заменяет имя существительное. Наиболее часто применимы такие личные местоимения, как я, он, она, ты, вы, мы, они.
Существительное, которое можно заменить личным местоимением он, всегда мужского рода. Существительное, которое заменяется местоимением она, будет иметь женский род, а если его можно заменить местоимением оно, то это будет существительным среднего рода. Таким образом, род существительных определяется по начальной форме при помощи личных местоимений он, она, оно.
Кроме того, в русской речи имеются имена числительные, которые объединяют группу слов, обозначающих количество предметов или порядок их при счете. Числительные, которые обозначают количество и отвечают на вопрос сколько?, называются количественными. Например, слова «один, два, три, десять, сто». Ты их уже знаешь. Числительные, которые обозначают порядковый номер при счете так и называются порядковыми. Они в основном отвечают на вопрос, какой?, который? Например, «первый день», «двенадцатый маршрут», «одиннадцатый год», «седьмой вагон».
Кроме того, в русском языке имеются наречия, предлоги и союзы, которые играют роль служебных слов, украшающих нашу речь. Об этих частях речи и их значении ты подробно узнаешь в школе. Но ты должен знать, что каждое слово имеет свой корень.
Корень - это основная, значимая часть слова, которая содержит его основное значение. Корень слова может представлять всего лишь один слог, от которого происходит это слово. Он может находиться как в начале, так и в средине слова. В русском языке в отличие от многих европейских языков очень мало слов, которые состояли бы из одного лишь корня. Чтоб определить корень, от слова необходимо отделить окончание, приставки и другие дополнительные части слова, стоящие перед ним и после него. Зачастую корень слова определяет подлинный его смысл. Например, в слове «трудящиеся» корнем является слово «труд». Таким образом, трудящиеся - это те, которые работают, вкладывают свой труд, трудятся.
Слова могут быть простыми, когда они содержат один корень и могут быть сложными, когда имеют два или более корней. Сравните, слово «моряк». Оно имеет один корень, происходящий от слова «море». Мы сразу представляем и бескрайнее море и бравого моряка. Сложное слово «пароход» имеет два корня «пар» и «ход». Корни слова «пароход» указывают на его происхождение. Мы сразу представляем морское или речное судно, которое ходит при помощи паровой машины.
 
СКАЗ О ТОМ, КАК ДЕТИ УЧАТСЯ ГОВОРИТЬ
Многие нередко задаются вопросом: «Может ли ребенок научиться говорить без помощи людей?». Однозначно на этот вопрос следует ответить: «Никогда». Когда ребенок учится говорить, он копирует те звуки, которые слышит от окружающих его людей. Во-первых, от матери, отца, няни. Наукой достоверно доказано, что дитя, находясь еще в утробе матери, четко воспринимает тон и тембр голоса, который направлен в его адрес. Он уже тогда начинает различать звуки и интонации голоса. Благоприятная речевая среда должна окружать ребенка с рождения. Чем больше внимания уделяется младенцу после рождения, чем чаще с ним общаются и разговаривают, тем раньше у него развивается речь. Если ребенку с первых дней жизни не уделяется достаточного внимания, то он отстаёт в психомоторном развитии. Как правило, речевое недоразвитие приводит и к отставанию в умственном развитии, а в дальнейшем к затруднению в овладении грамотой. Не зря народная мудрость гласит: «Дитя следует воспитывать, пока он помещается поперек лавки». Так предусмотрено всей живой природой. Рыбы остаются немыми, потому что не имеют возможности воспринимать звуки от своих родителей. Котенок мяукает, потому что его мурлыкала кошка-мать. Ягненок бякает, так как слышит блеяние своей матери-овечки. Звериный рев издают детёныши хищников, так как его они слышат от своих родителей.
В художественной и научной литературе описаны случаи, когда младенцы были вскормлены и воспитаны дикими животными. Эти дети, выросшие среди зверей, не владели человеческой речью. Они имели повадки животных и издавали только сигнальные крики тех, кто их воспитал.
Известный английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг художественно описал историю жизни человеческого детёныша Маугли, воспитанного среди дикой природы в джунглях волками и другими хищниками. Маугли прекрасно сжился с природой, мог на равных общаться с животными, но совершенно не был приспособлен к жизни с людьми. Есть еще ряд художественных произведений, в том числе в кинематографии. В свое время в Голливуде, был создан изумительно прекрасный американский киносериал про Тарзана. Тарзан так же, как Маугли, был воспитан джунглями, жил в дремучей природе, был прекрасно атлетически сложен, обладал великолепным физическим и духовным здоровьем, но не умел говорить. В этом и других произведениях изображены герои, выросшие без человеческого окружения, знающие повадки зверей и обладающие человеческим мужеством и благородством. Но наукой и самой жизнью доказано, что эти вымышленные герои уже никогда бы не смогли научиться человеческой речи и приспособиться к жизни в человеческом обществе.
Если ребенок в первые три года жизни лишен человеческого общения, не слышал человеческой речи, то он в дальнейшем не может приобрести человеческого обличия и у него на всю жизнь остаются речевые затруднения и звериная походка. Недавно по центральному радио прозвучала информация о том, что в глухой местности Горного Алтая был найден семилетний мальчик, который с 3-х месячного возраста воспитывался дворовым псом. При встрече с людьми ребенок шустро бегал на четвереньках, рычал и лаял как собака, кусался и не желал общаться с нашедшими его охотниками.
Другой пример. Есть категория детей лишенных слуха с рождения или же потерявших полностью слух от различных заболеваний в грудном возрасте. У этих младенцев не работает слуховой анализатор, поэтому они не слышат звуков окружающего их мира. Не доходят до них и звуки человеческой речи, в связи с чем они не способны к речевому общению и могут издавать только нечленораздельные гласные звуки. И всегда, от начала дней своих, такие глухие малыши неизменно становятся немыми и уж никак не могут научиться речевому языку. Но они живут среди людей и очень быстро начинают воспринимать язык жестов и, таким образом, приспосабливаются к жизненной ситуации. Подражая окружающим их людям, они хорошо развиваются в физическом и психомоторном отношении.
Принимая во внимание эти примеры, можно определенно сказать: сам по себе, без помощи других людей, без обучения, ни один человек не способен начать говорить и освоить человеческую речь. Языку человек может научиться только от другого человека, от окружающих его людей. Язык родится и живет только там, где люди общаются друг с другом. Поэтому ученые, изучающие развитие языка, полагают, что начинать разговаривать с ребенком следует начинать с момента его зачатия. Плод, находящийся в чреве матери, четко различает положительные или отрицательные звуки, направленные в его адрес. А, когда появляется малыш, то с ним следует постоянно говорить, петь песенки, читать стишки, всякие потешки и прибаутки. Не рекомендуется с малышом сюсюкать. Речь должна быть четкой, внятной и выразительной. Чтобы ни делали родители – пеленали малыша, купали его, одевали, были на прогулке, готовили обед и кормили его – они должны все объяснять ребенку. Для родителей бытовые ситуации понятны и привычны, а малыш в них оказывается впервые и они для него поучительны. Не зря в известной песне поется: «Поговори со мною мама, о чем-нибудь поговори…».
Наибольшая способность к освоению речи у детей наблюдается в возрасте от 2-х до 5-и лет. В этот период ребенок при условии постоянного разговорного контакта может освоить не только свой родной язык, но и несколько других. Это самый плодотворный возраст детей, когда у них раскрываются основные черты характера. Они становится любопытными, и постоянно стремятся к познанию окружающего их мира. Это возраст «почемучек». Вот в этот период и необходимо постоянно обучать в семье ребенка всему прекрасному, прививать нравственные начала, интерес к грамоте. Вспомните строчки стихотворения Владимира Владимировича Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо?». Отец дает сыну обстоятельный ответ, и мальчик радостно пошел, и решила кроха: «Буду делать хорошо и не буду плохо». В конце стиха есть нравоучительные слова: «Помни это каждый сын, знай, любой ребенок, вырастет из сына свин, если сын свиненок». Подумайте об этом и ответьте на вопрос: «Чему хорошему может научить своего ребенка хмельной отец или мать, у которой в углу рта дымит сигарета»???
В начале ребенок приспособлен к усвоению устной речи и только после 3-4 лет у него возникает интерес к письменной речи. Так как устная речь связана со звуками, а письменная – с буквами, которые обозначают эти звуки, в начале ребенка начинают интересовать начертания букв. По этим начертаниям он угадывает речевые звуки, запоминает их и таким образом осваивает элементы чтения.
Можно долго спорить о том, с какого возраста следует начинать учить ребенка читать и писать. Думаю, что с того момента, когда у него самого появится интерес к этому делу. Ни в коем случае не следует насильно заставлять ребенка учиться читать и писать. А, интерес к грамоте необходимо проявлять путем игры, частого чтения ему сказок и другой детской познавательной литературы.
 
СКАЗ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ПИСЬМО
Из слов составляются фразы и предложения, то есть высказывания в устной или письменной форме.
Высказывания в письменной форме называют письмом. Письмо или письмена могут быть деловыми, служебными или частными. Всякого рода художественная литература также относится к письменам. К людям, умеющим писать, всегда было большое уважение. До настоящего времени сохранилась загадка про письмо: «Поле бело, семя черно, кто его сеет, тот разумеет».
Письма пишут на бумаге. В древности, когда не было бумаги, в качестве письма использовали листья растений, кусочки глины, дерева, лоскутки ткани. В Древней Руси письма писали на коре березы – бересте.
Во многих музеях мира хранятся свитки древнеегипетского письма, написанные на особом материале, изготовленном из стеблей тростника папира. Готовили прочные листы - страницы. Такой писчий лист с рукописью назвали папирусом. Страницы не сшивали в виде книг, а склеивали в длинные полосы и свертывали в свитки. Такие свитки папируса сохранились до наших дней. Вавилонская клинопись найдена на глиняных пластинках. Обнаружены в Германии старинные свертки ткани, исписанные готическим письмом.
А в России берестяные грамоты, процарапанные на березовой коре, были найдены во многих старинных городах - Великом Новгороде, Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Витебске, Твери, Москве. С появлением бумаги, которую впервые стали изготовлять в Китае, кроме рукописных писем, стали появляться печатные издания. Старинные рукописные и печатные книги представляют большую историческую и познавательную ценность.
Редко письмо состоит из одного слова. Обычно любое письмо содержит несколько предложений.
Предложение может быть простым и сложным, состоять из одного или нескольких слов. Все слова в предложении связаны грамматически. У каждого слова в предложении своя роль. Слова в предложениях называются членами предложения. Если предложение составлено из нескольких слов, то в нем выделяют главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения составляют его основу. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое, а к второстепенным – определение, дополнение и обстоятельство.
Подлежащее - это один из главных членов предложения, обозначает предмет или субъект, о котором идет речь. Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже и отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Возьмем простой пример со словом «луна». Слово «луна» отвечает на вопрос «что?». Таким образом, слово «луна» будет подлежащим. Второй главный член предложения – сказуемое, выражает его действия, свойства, или состояния и вместе с ним образует грамматическую основу простого предложения. Иначе говоря, сказуемое - это то, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что сделает? Продолжим пример. Добавим к слову «луна» слово «светит», которое является сказуемым. Получится простое предложение: «луна светит».
Все другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого - второстепенные члены предложения. К ним относят определение, обозначающее качество, свойство или другой признак предмета и отвечающее на вопрос, «какой?, чей?»; дополнение, которое дополняет сведения о предмете или сообщении и обстоятельство, – обозначающее время, место, причину, цель, условие, способ действия или другие характеристики сообщения и отвечает на вопросы: «где?, куда?, откуда?, когда?, как?». Об этих членах предложения ты получишь полную информацию в школе от учителя русского языка. Но, если мы продолжим наш пример построения предложения со словом «луна», то оно будет выглядеть следующим образом: «ночью луна ярко светит», где слова «ночью и ярко» будут второстепенными членами предложения. И мы видим, что в этом предложении подлежащее связано со сказуемым и с дополнительными членами предложения по смыслу и грамматически.
По цели высказывания различают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Предложения, в которых сообщается о чем-либо, называются повествовательными. Примером повествовательного предложения будет следующее высказывание: «Скоро наступит вечер, и ты ляжешь спать». Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными. Пример: «Почему ты до сих пор не лёг спать?». Предложения, в которых побуждают к действию, содержится приказание или просьба называются побудительными. Примеры побудительного предложения: «Успокойся, не кричи», «Спокойно выслушай маму», «Сделай то, о чем я тебя просила».
При выражении каких-либо сильных чувств, например, радости или печали, удивления или восторга, страха или паники, эти предложения по интонации превращаются в восклицательные. В конце их вместо точки ставится восклицательный знак. Например: «Ура! Мама мне разрешила встречать Новый год вместе с взрослыми!»
Из рукописных или печатных слов и предложений, связанных одной темой, составляют письма или сочинения.
Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, ответное письмо на запросы, письма в газету и тому подобные. Например, твоему дедушке к Новому году и другим большим праздникам присылают письма–поздравления из всех уголков страны. Ты их видел и читал.
СКАЗ О СОЧИНЕНИЯХ
Сочинения могут быть разными по форме изложения, по размерам и содержанию. Сочинениями могут быть сказка и рассказ, сказ и былина, целое сказание, повесть и роман, очерк и новелла, басня и притча.
Первое устное сочинение, с которым ты встречаешься впервые в своей жизни, – это сказка. Сказку тебе рассказывали и мама, и папа, и бабушка и дедушка, когда ты сам еще не умел читать. Сказку особенно интересно слушать продолжительными зимними вечерами, или перед сном.
Сказка – один из основных повествовательных жанров народного творчества. В ней обязательно присутствует вымысел, где обычно идет речь о лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил, добрых и злых героев. Сказки – это очень интересные сочинения, в которых есть добрые и злые герои. Самой главной чертой сказки является то, что, не смотря на все перипетии героев, в конце концов, добро побеждает зло. Они нравоучительны. «Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок» – гласит русская пословица. Не удивительно, что один из известных детских поэтов Валентин Дмитриевич Берестов в стихотворении «Сказка» написал:
«Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.
И на любые испытанья согласны храбрые сердца,
В нетерпеливом ожиданье благополучного конца».
У каждой народности - свои сказки, но они часто похожи одна на другую. Примером могут служить народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «О злом Волке и хитрой Лисе». Но есть особенные сказки, написанные великими сказочниками, которые представляют золотой фонд мировой культуры.
Сказки русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «О золотом петушке», «О попе и его работнике Балде», «О мертвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане ...» прекрасны своей музыкальной поэтичностью. Их можно перечитывать десятки раз всегда с огромным интересом и наслаждаться их нравственной чистотой. Сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная королева» и другие проникнуты гуманизмом, лиризмом и добрым человеческим юмором. А кто не помнит сказки великого француза Шарля Перро «Кот в сапогах», «Золушка», «Синяя Борода»? Они же великолепны и наполнены человеческим теплом. «Детские и семейные сказки» немцев братьев Гримм - Якоба и Вильгельма переведены на многие языки мира и их читают с большим интересом. Самая известная сказка братьев Грим – это «Бременские музыканты». Шведская сказочница Астрид Линдгрен написала для детей повести «Пеппи — Длинный Чулок», «О Малыше и Карлсоне», «Расмус-бродяга», «Братья Львиное Сердце», «Роня, дочь разбойника», проникнутые гуманизмом. Фантастические приключения ее героев, отличаются непосредственностью, пытливостью и озорством. Действия их происходят в настоящее время в реальном мире с его острыми противоречиями. Хороши сборники арабских сказок «Тысяча и одна ночь». А, что за чудо сказка Петра Павловича Ершова «Конек – Горбунок»! Эта сказка - одна из лучших произведений русской литературы. Сказки перечисленных писателей переведены на многие языки мира. Если ты не знаком с этими сказками, то их нужно обязательно прочитать самому.
А, вспомни время, когда ты еще не умел, как следует говорить, а тебе уже читали поэтичные сказочные стихи Корнея Ивановича Чуковского про добрейшего доктора «Айболита», страшного «Тараканища» и мудрого «Мойдодыра». Ты же помнишь наизусть многие строчки из этих сказочных стихов.
Кстати, не многие знают, что Корней Иванович Чуковский – это псевдоним, а настоящее его имя, отчество и фамилия - Николай Васильевич Корнейчуков. Этот обаятельный человек обладал ироническим характером и свою фамилию «Корнейчуков» превратил в имя Корней и фамилию Чуковский. Но почему он свое красивое отчество «Васильевич» сменил на «Иванович», наверно, уже никто не объяснит. Вероятно для благозвучности.
 
Вот они знаменитые сказочники
 
А.С.Пушкин Г.Х. Андерсен
 
Братья Вильгельм и Якоб Гримм Шарль Перро
К.И.Чуковский П.П.Ершов
Сказ и сказание – это сочинения, стоящие на грани сказки и предания, правдивого рассказа и легенды. Это особая форма повествовательных произведений исторического и легендарного характера, вид художественного творчества, который часто похож на устную речь старца - сказочника. Например, сказы уральского писателя Павла Петровича Бажова яркий образец этой формы повествования. В сборнике сказов под общим названием «Малахитовая шкатулка» автор умело использовал образы уральского фольклора в сказках.
Очень близко по своему жанру к русским сказкам стоят былины. Былины – это русские народные песни-сказания старины далекой. В былинах в стихотворной форме излагаются народные предания. Они возникли еще тогда, когда не была развита письменность, и передавались из поколения в поколение преимущественно устно, поэтому авторы этих сочинений остались не известными.
Былины чаще всего повествуют о богатырях — защитниках родины, отражают преимущественно патриотические и нравственные идеалы русского народа. Ты же знаешь главных героев русских былин, таких богатырей, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев, Никита Кожемяка.
«Былина» имеет корень слова – «быль». А слово «быль» в русском языке означает то, что было в прошлом, что случилось в действительности. Былина - это рассказ не вымышленный, а правдивый. Иногда в былине присутствует вымысел, но он сбыточный, не сказочный. Русские пословицы гласят: «Бывальщину слушать лучше сказки», «Былина старину любит», «Быль не сказка: из нее слова не выкинешь».
 
А вот это былинные богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Такими они представлены на картине русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым.
 
Рассказ – это не сказка, а одна из форм сочинения, где излагаются какие-либо события и факты. Рассказ относится к малым размерам не стихотворной литературы. Обычно это рассказ очевидца. В нем должна присутствовать правдивость изложения сюжета. Примером может служить цикл рассказов «Записки охотника» великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, где он рассказал о красоте родной природы и встречах с простыми, добрыми и очень интересными людьми.
Более крупным сочинением, чем рассказ, является повесть. В повести излагаются события и факты в пределах одного или нескольких эпизодов, происходящих с главным героем сочинения. Повесть всегда имеет не стихотворную форму.
Самые крупные сочинения - это романы. Они преимущественно написаны в виде повествования. Крайне редко он может иметь стихотворную форму. Роман – это особый литературный жанр, произведение большой формы, в котором происходящее повествование захватывает значительный промежуток времени и сосредоточено на событиях и судьбах многих героев. Самый знаменитый роман, сочиненный в стихах Александром Сергеевичем Пушкиным, носит название «Евгений Онегин». Тебе еще предстоит его прочитать, когда подрастешь.
Есть еще ряд сочинений, на которых мы не будем подробно останавливаться. Например, новелла - маленький повествовательный рассказ и очерк - разновидность рассказа, излагающего и анализирующего реальные факты и явления общественной жизни, обычно их публикуют в газетах.
Следует отметить, что в русской литературе существует еще одна форма народного творчества – это притча. Притча, может быть иносказанием, иносказательным рассказом, басней или простым
изреченьем и мудрым словом. Притча всегда несет в себе нравоученье и поученье. «Красна речь с притчею», «Против притчи не поспоришь», «Над кем притча не сбывалась!» - гласят русские пословицы. Знаменитые произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова состоят преимущественно из притч. Басни И.А.Крылова весьма поучительны, их любят читать и взрослые и дети. Он написал более 200 басен, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком Русский писатель Н.В.Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости самого народа».
На портрете вы видите, какой он добрый и мудрый дедушка Иван Андреевич Крылов.
 
Как мы с вами узнали, одной из форм сочинения может быть рассказ - повествовательное сочинение небольшого размера. Вы когда-нибудь слышали или читали рассказ о буквах или словах? Думаю, что пока еще нет. Оказывается, об отдельных буквах и словах можно сложить маленькие рассказы или сказы, которые могут быть тебе интересны.
Дата публикации: 29.11.2013 18:56
Предыдущее: СКАЗЫ О РОДНОЙ РЕЧИ для малышей и их родителей 2 частьСледующее: Плоды воспитания

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта