Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Оксана Литвиненко
Объем: 11842 [ символов ]
УМЕР
– Наташа?
Номер был не из списка контактов, но голос показался тревожно знакомым. Как будто вязальным крючком поддернули ниточку из глубин подсознания.
– Да…– осторожно ответила она.
– Привет, это Жорик Лисовицкий.
– А-а, привет-привет.
Ну, конечно. Жорик. Неудивительно, что Наташа сразу его не узнала. Когда они в по-следний раз общались, сотовая связь еще не была столь широко распространена. Не исклю-чено, что Наташа, вообще, никогда прежде не разговаривала с Жориком по телефону. И раз он сейчас, через столько лет, умудрился ее разыскать, значит, звонит не просто так. И точно, Лисовицкий не стал мучить Наташу длинным лирическим вступлением, а с ходу огорошил печальным известием:
– Вова умер…
Ничего себе новость. Когда тебе сообщают о смерти еще вполне молодого человека (сколько ему должно было быть – сорок один, сорок два?), всегда в первую очередь думаешь о несчастном случае. Авария или другая нелепость вроде рухнувших на голову строительных лесов.
– О, господи, – выдохнула Наташа, – что случилось?
– Добухался…
Лисовицкий всегда был мастером лаконичных формулировок. Но что, черт возьми, он имел в виду теперь? Какой диагноз скрывается за его вульгарным словечком «добухался»? Что Вова допился до цирроза печени? Или он просто выпал пьяный с балкона? Но выяснять это у Жорика по телефону Наташа не собиралась. Финал очевиден, а детали, наверное, не так уж важны. В конце концов, не все ли равно, потел больной перед смертью или нет.
– Похороны завтра, – резюмировал Лисовицкий. – Ты придешь?
Отодвинув трубку на край стола, Наташа продолжила проверять контрольную работу точно с того места, где ее прервали. И только когда закончила и потянулась за следующей тетрадью, на мгновенье мысленно вернулась к разговору с Жориком и сама поразилась, сколь равнодушной она к нему осталась. Полученное сообщение не всколыхнуло в Наташе никаких эмоций, вероятно, потому что в ее картине мире Вова умер уже давно.
Их вязкие, ни к чему не обязывающие и никуда не ведущие отношения длились почти пять лет. По большому счету, они теряли друг с другом время. Но в девятнадцать лет Наташа едва ли думала о будущем. Ей просто нравилось весело проводить досуг и иметь психотера-певтическую дозу секса. Наташе было удобно периодически встречаться с Вовой и его друзь-ями, но жить с родителями и ездить отдыхать с подружками. Так должно было продолжаться, как она думала, пока ей не надоест, и пока она не захочет создать «нормальную семью» с другим, более благонадежным мужчиной. А о чем все эти годы думал Вова, ей не приходило в голову поинтересоваться. Философствовать его тянуло только после бутылки водки, но стоит ли всерьез относиться к пьяным бредням? Наташа считала, что он и так достаточно по-лучает взамен.
Оказалось, что подобная беззаботность затягивает, и Наташа периодически ловила се-бя на мысли, что не находит в себе душевных сил на поиск «благонадежного мужчины». Она легко могла представить себя тридцати– и даже сорокалетней, продолжающей жить в режиме общения с Вовой пару раз в неделю. И точно определить, пугает ли ее такая перспектива или радует, Наташа была не в состоянии. Скорее, она ее, конечно, пугала. Но это было лучше, чем ничего, и приходилось опять цепляться за Вову, как за спасательный круг.
Разумеется, за эти пять лет они неоднократно расставались и снова сходились. Ини-циатором и того, и другого неизменно выступал Вова. Сначала он, напившись, наговаривал Наташе гадостей, а потом, опять же пьяный, каялся и звал ее обратно. И Наташа с удовольст-вием возвращалась. А что ей еще было делать? Ни благонадежной, ни какой бы то ни было иной замены Вове она пока найти не могла.
Игра, длившаяся годы, вошла в привычку. Ссора стала неотъемлемой частью отноше-ний, но уже не воспринималась всерьез. Получив очередной от ворот поворот, Наташа не расстраивалась, она знала, что это ненадолго. Они столько раз репетировали разрыв, что и сами не заметили, как все кончилось в один момент. Видимо, оба исчерпали ресурс обид и прощений. Пауза затянулась. Вова не позвал, а Наташа не стала его на это провоцировать. Поначалу было трудно поверить, что теперь они разошлись навсегда, но Наташа нашла в себе мужество поставить на отношениях с Вовой крест. И когда она, наконец, это сделала, ей вдруг стало невероятно легко дышать. Одиночество, которого она так боялась, неожиданно ее окрылило. Освободившись от ненужных душевных пут, Наташа почувствовала эйфорию.
Когда-то одна из ее подруг, тяжело переживавшая развод, в сердцах сквозь слезы бро-сила фразу: «Я хочу, чтобы он умер!» Ей казалось, что только смерть неверного мужа может примирить ее со сложившейся ситуацией. У Наташи все произошло иначе, чуть ли не с точ-ностью до наоборот. Сначала она смирилась с тем, что ее больше ничего не связывает с Во-вой, а потом он просто перестал для нее существовать. Отряхнув прах бывшего возлюблен-ного со своих ног, Наташа начала новую жизнь. Жизнь, в которой не было места Вове, в ко-торой он уже был как бы мертв.
 
Похороны напомнили Наташе встречу выпускников. Людей пришло немного, они стояли группками и вполголоса переговаривались. Почти все, за исключением соседей или дальних родственников, были ей знакомы. Увидев Наташу, Жорик улыбнулся и мягко, по-дружески ее приобнял. Тут были и другие их общие приятели: Федя, Павел и его вечная же-на Лариса. Наташа была чертовски рада их видеть. И не только потому, что на подобном мероприятии без компании ей было бы совсем неуютно, но и просто потому, что соскучилась по старым боевым товарищам. Расставшись с Вовой, Наташа прекратила все контакты и с его ближайшим окружением. И хотя Жорик, Федя, Павел и даже Лариса были ей весьма симпатичны, продолжение дружбы с ними она полагала невозможным и предпочитала одним ударом отрубить все хвосты. Наташа не понимала людей, умудряющихся поддерживать приятельские отношения с бывшими любовниками. Такую дружбу, на ее взгляд, могла питать лишь надежда на возрождение былой любви, когда хотя бы у одного из партнеров не складывается новая личная жизнь. У Наташи все прекрасно сложилось, и она не нуждалась ни в Вове, ни в каких бы то ни было напоминаниях о нем.
Погода стояла сказочная, совершенно не подобающая случаю. Период противных до-ждей миновал, и бабье лето взошло на самый свой пик. О том, что где-то здесь случилось не-счастье, свидетельствовали только зловеще выставленные перед подъездом табуретки и бледное, растерянное лицо Вовиной мамы. Наташа вдруг поняла, что пришла сюда только ради нее. Чтобы поддержать эту ставшую совсем одинокой пожилую женщину. Чтобы пока-зать, как много друзей было у ее сына. Наташе казалось, что это должно послужить ей хоть каким-то утешением, если тут, вообще, можно вести речь об утешении.
Но смотреть матери в глаза Наташа избегала. Она боялась прочитать в них осуждение. Как будто именно Наташа виновата в смерти Вовы. Как будто он запил после того, как она его бросила. Конечно, Вова всегда любил выпить, но алкоголиком в строгом медицинском смысле слова во времена их связи он не был. А о том, как сложилась его жизнь в дальней-шем, Наташа не имела ни малейшего представления. Ей сложно было представить Вову вко-нец опустившимся алкашом. Возможно, после их расставания он, и вправду, стал больше пить. Но «после» и «вследствие» – все-таки разные вещи. Наташа не верила, что могла спро-воцировать в Вове алкоголизм. Если рассматривать ситуацию объективно, то это именно он ее бросил, а не она его. И как он решил распорядиться своей судьбой – это исключительно его проблемы. Наташа не собиралась брать на себя ответственность за Вову, особенно за того Вову, которым он был последние семь-восемь лет.
Но чем дольше стояла Наташа возле Вовиного дома с его друзьями, тем сложнее ей становилось от него абстрагироваться. Она вдруг осознала, что для Жорика и иже с ним до сих пор является девушкой Вовы. Пусть бывшей, но все-таки. Никак иначе они ее восприни-мать не готовы. Наташа для них – всего лишь бесплатное приложение к Вове. Поначалу ее это позабавило. Взбудораженная приливом горько-сладких воспоминаний, она словно бы вернулась во времена беспечной юности. Но потом ностальгия сменилась нарастающим раз-дражением. Наташу искренне возмущало, что окружающие люди связывают ее имя исключи-тельно с именем Вовы и отказываются признавать в ней самостоятельную личность со своим собственным богатым внутренним миром. Она-то сама давно себя с Вовой вообще не ассо-циирует. И было бы странно, если бы ассоциировала. Ведь прошло столько лет. И, в конце концов, она уже замужем дольше, чем они встречались с Вовой!
Федя достал пачку сигарет и, как джентльмен, сперва протянул ее Наташе. Мол, уго-щайся. Это ее окончательно взбесило. Елки-палки, подумала она, они даже не знают, что я бросила курить! Наташе стоило большого труда сохранить лицо, но на душе было пресквер-но. Она почувствовала себя самозванкой, обманным путем прокравшейся на частную вече-ринку. Зачем она пошла туда, где все будут принимать ее за другого человека? Ведь она больше не та Наташа, которую они когда-то знали. В ее жизни с тех пор произошла масса удивительных событий, а если они все еще топчутся на месте, то разве Наташа тому виной? И если сначала ей казалось, что она прибыла сюда на машине времени, то теперь Наташа поняла, что проникла в данную ситуацию из какой-то параллельной реальности. Из той реальности, в которой Наташа стала взрослой, почти серьезной и вполне довольной собой женщиной и в которой Вова отсутствовал вовсе. Она уже начала жалеть, что добровольно пробила брешь в стене между двумя реальностями и, поддавшись сомнительному чувству гражданского долга, решила стряхнуть пыль со скелета в шкафу.
Подъехала машина, Вовина мама сделала рукой едва заметный жест, означающий, что пора выносить гроб. Ребята побросали сигареты и пошли помогать.
– Ты на кладбище поедешь? – спросила Лариса. – У нас есть место, можем тебя взять.
– Нет, Лара, я не успею. У нас кафедра сегодня, не могу пропустить.
Наташа изначально не планировала ехать ни кладбище, ни тем более на поминки. Прощание возле дома было тем необходимым минимумом, который она считала достаточ-ным для соблюдения приличий. Она, вообще, не была любительницей мероприятий такого рода. До настоящего времени Наташа была на кладбище единственный раз, когда хоронили ее бабушку. Тогда, будучи маленькой девочкой, она в полном объеме прошла все этапы и ус-ловности похоронного ритуала. Наташа на всю жизнь запомнила неестественно желтое ба-бушкино лицо в гробу, визгливо-наигранные причитания незнакомых ей старушек и пообе-щала себе, что впредь будет стараться подобных зрелищ избегать.
Вот и сейчас, воспользовавшись небольшой суетой у подъезда, Наташа отошла по-дальше, за спины других людей, чтобы не дай бог не увидеть Вовино восковое тело. Она не боялась, что всколыхнет в сознании какие-то былые переживания, ей просто физически было бы это неприятно. Наташа так долго работала над своей душевной гармонией, что ни один Вова – ни живой, ни мертвый – уже не мог ее нарушить. Она не жаждала крови, не хотела видеть труп. Она не нуждалась в материальном подтверждении смерти когда-то близкого ей человека. Да и, собственно, какой смысл был в реальной Вовиной гибели, если в Наташином сознании он был мертв уже давно?
Наташа потихоньку свернула за угол дома, окончательно расставшись с похоронной процессией. Она ни с кем не попрощалась, но это было не важно. Ее присутствие здесь, во-обще, было излишним. Да, она допустила минутную слабость, она пожалела Жорика, пожа-лела маму и пришла. Но разве и мама, и Жорик ожидали увидеть ее именно такой, холодной и черствой? Разве они могут знать, каких мук стоило Наташе похоронить Вову несколько лет назад? И каким театром абсурда казались ей события сегодняшнего дня. Наташа почувство-вала, как горечь и досада встают комом в ее горле. Она присела на лавочку в соседнем дворе, закрыла лицо руками и разрыдалась.
 
ноябрь 2012
Дата публикации: 11.07.2013 15:22
Предыдущее: НЕДО

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ветер[ 26.03.2014 ]
   Когда кончаются отношения? С разрывом. Не всегда. Иногда, разрыв -
   это только концовка отношений, перипетий между людьми, точка. Само
   по себе обрушение связей началось намного раньше. Окружающие по
   инерции поддерживают в них самих и в себе иллюзию продолжения
   отношений, закрывая глаза на некоторые неровности в связи.
   В рассказе проявляется двусмысленность положения бывшей девушки.
   Для близких друзей Владимира она является все еще с ним, и они ждут
   определенных действий от нее, определенного поведения; проецируют
   ее прошлую на ее сегодняшнюю, невзирая на несостыковки. Для нее же
   это пройденный этап: она сменила образ жизни, у нее - семья, работа.
   От нее прошлой ничего не осталось. А тут ее начинают грубо и
   насильно впихивать в нее семилетней давности. От неожиданности, от
   крушения собственных иллюзий, от бессилия - она расплакалась. Для их
   общих знакомых - она прежняя, а она потратила столько усилий, чтобы
   измениться.
   Основное здесь: двойственное положение бывшей девушки на
   похоронах ее бывшего парня. Для нее он умер давным-давно, когда
   решил в очередной раз проверить ее чувства или какие-то свои
   построения. Когда они в очередной раз разругались и он позвал ее
   обратно. Они расстались, прошло семь лет. Он мог попытаться
   измениться, но он, видимо, цеплялся за прошлое и спился. Разве она
   виновата в этом? Что он остался на месте, а она пошла дальше? А их
   знакомые считают, что она несет ответственность за него, несмотря ни
   на что.
   В рассказе подробно разобрано внутреннее состояние героини и
   ситуации, но остальные персонажи - лишь тени для главного действия.
   Даже какая-то отрешенная искренность в показе внутреннего мира
   главной героини.
 
Оксана Литвиненко[ 27.03.2014 ]
   спасибо за такой точный и подробный разбор

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта