Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Литературно-издательский проект "А я любить не перестану…

Все произведения

Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Евгений Кудряц
Объем: 9717 [ символов ]
В поиске жанра
Любая профессия имет парадный и чёрный ход. Журналистика - не исключение, так как в ней существует немало подводных рифов, незаметных рядовому читателю или телезрителю. Открыть некоторые тайны и секреты работников пера и чернил я постараюсь в этом очерке.
 
 
Миф о всеядности журналиста
 
 
Если раньше сотрудник редакции не имел чётких разграничений задач, то сегодня такое разделение налицо. Поэтому вряд ли спортивного комментатора отправят освещать открытие выставки сельского хозяйства, а специалиста по животноводству попросят прокомментировать футбольный матч. Такой дифференцированный подход даёт возможность глубже погрузиться в тему и повышать профессионализм в определённой области.
Я появился в газете случайно. Не имея даже филологического образования, я выразил желание посодействовать в процессе издания печатной продукции. Мой энтузиазм был отмечен, а в качестве первого задания я был "брошен на культурный фронт". На самом деле это означало составление культурной афиши города, для чего мне пришлось пройтись по театрам (благо, в нашем городе их было немного) и собрать репертуар на текущий месяц. Конечно, к журналистике это имело самое последнее отношение, но я не стал проявлять ненужную активность, так как прекрасно понимал, что резкие телодвижения опасны для здоровья, прежде всего, моего. Вполне возможно, что я так бы и остался "культуристом", если бы не знак судьбы. Примерно через неделю после того, как я приступил к обязанностям культкурьера, вдруг выяснислось, что некому идти брать интервью. И тут все взоры обратились на меня, а редактор ткнул в меня пальцем и строго сказал: "Ты пойдёшь!". Спорить с начальством я не стал, в результате чего перешёл в разряд корреспондентов, берущих интервью.
 
 
Интервью без грима
 
 
В обывательской среде жанр интервью считается самым простым, ведь, казалось бы, что может быть проще,- задавай вопросы, а пусть сосеседник потеет и отдувается. На самом деле всё обстоит намного сложнее. Для того, чтобы интервью прошло удачно, важно установить контакт, чтобы человек, с которым ты беседуешь, раскрылся как можно полнее, причём желательно и с такой стороны, о которой никто (может и он сам) не подозревает. Немаловажным является предварительная беседа по телефону. Именно она во многом и определяет дальнейшее развитие ваших отношений.
Когда я начинал журналистскую деятельность около десяти лет назад, самым трудным было - получить предварительную информацию о будущей "жертве", так как Интернета у нас тогда ещё не было. В связи с этим действовать приходилось в основном вслепую, полагаясь на интуицию, заменявшую, по словам М. Жванецкого, информацию. Одной из характерных особенностей работы нашей редакции был постоянный цейтнот, поэтому сроки всё время поджимали, а я был вынужден также давить на людей, выпрашивая, а иногда и выдавливая нужные мне сроки для "свидания".
Хочу с гордостью отметить, что мне ни разу не было отказано в встрече, хотя тут есть и вторая сторона медали: кто в здравом уме и твёрдой памяти будет отказываться от дополнительной популярности? На пожарный случай я всегда имел дужурный козырь: "Что же, если Вы отказываетесь от интервью, то я напишу, что господин/ госпожа Г. от нашей беседы отказался, скорей всего, ему/ей есть, что скрывать от наших читателей...". Однако мои "угрозы" так и не пригодились.
 
Первый шаг
 
 
После выбора собеседника все же неплохо было бы выяснить, чем он прославился перед Отечеством, чтобы не упасть "лицом в грязь". Желательно оказаться от "избитых" вопросов наподобие таких: "Кем Вы хотели стать в детстве?" или "Ваши планы на будущее?". Во-первых, такие вопросы уже задавали сто раз и до вас, а во-вторых, можно придумать что-нибудь посвежее и оригинальнее. Очень важен первый вопрос, так как от него зависит куда и как пойдёт дальнейшая беседа. Не следует перебивать собеседника, ведь это по меньшей мере - моветон. Если ваш визави не вызывает у вас симпатий, не стоит этого демонстрировать. Лучше всего сохранять нейтральный тон, не переходящий в панибратство.
 
От слова - к делу
 
 
Итак, разговор окончен, диктофон выключен. Теперь начинается самый интересный этап - непосредственная подготовка интервью к печати. Вот здесь ещё "одна собака зарыта", о наличии которой читатели не имеют ни малейшего понятия. Разница между живым разговором и его окончательным печатным вариантом может быть настолько велика, что трудно даже представить. Вся беседа тщательным образом редактируется, любые шероховатости и неудачные выражения, стиль и порядок слов приводятся в норму. Кроме этого, возможна переформулировка вопросов, а иногда даже и подгон вопросов под ответы. Вопросы могут быть переставлены местами, так как очень важна драматургия беседы.
Но при всей правке очень важно не "вылить с водой ребёнка", то есть сохранить самобытность человека, так как некоторые журналисты в порыве страсти вкладывают в уста собеседника не только свои слова, но даже и мысли, что недопустимо.
 
Лицо в кадре
 
 
Естественно, бывают и разные недоразумения. В моей практике произошла подобная история . Я беседовал с местным теледеятелем, который вёл ток-шоу в прямом эфире. В связи с этим я задал ему следующий вопрос: "В чём ценность прямого эфира?". А ответ был такой: "Я люблю, когда человек в кадре думает. Может, он не всегда при этом выглядит красиво, но в этом как раз и состоит ценность передачи."
Когда интервью вышло, то реакция моего собеседника была бурной, так как он собирался подать в суд на меня и на газету за извращений его мыслей. Я сказал, что у меня есть диктофонная запись, где всё зафиксировано. Кроме того, я же предлагал ему ознакомиться с материалом до выхода газеты, так что вины моей нет. Теледеятель немного покипятился, а потом и успокоился. Как я уже отмечал, популярность ещё никому не мешала.
 
 
Типы редкоторов
 
 
За мою догерманскую жизнь мне "посчастливилось" поработать с тремя типами редакторов: демократическим, авторитарным и совково-коммунистическим. Такое разделение, конечно, условно, но мне будет лечге их дифференцировать.
Первый редактор давал полную свободу действий, но и вся отвественность в конечном счёте ложилась на мои хрупкие плечи, а он оставался в стороне. Такой стиль руководства меня вполне устраивал, хотя и таил в себе немало ловушек. Не знаю к чему бы это всё привело, но на смену редактору 1 пришёл (вернее пришла) Редактор  2, а точнее вследствие небольшой рокировки заместитель редактора стала редактором. Здесь свободой и не пахло, инициатива не поощрялась, а постепенно я начал ощущать, что меня стали "затирать". Под маркой всеядности журналста, меня начали загружить всякими "левыми" темами, чтобы создать видимость работы. Я держался, а потом решил уйти, так как мне порядком надоела эта "игра".
Третий редактор представлял собой самый худший вариант из существующих в природе. Я очень удивился, что к середине 90-хх годов прошлого века ещё остались на нашей планете подобные бронтозавры. Начну с того, что он был абсолютно некомпетентным в области журналистики человеком, что не мешало ему давать направо и налево "ценные указания". Наиболее шумная история была связана с праздником 9-го мая. Я был внештаным кореспондентом, но редактор использовал меня "в хвост и в гриву". В связи с праздником Победы, он попросил меня сделать материал о героическом прошлом двух ветеранов телевидения. При всём моём желании никаких подвигов в биографии собеседников обнаружить не удалось, на что мне редактор с возмущением отметил: "Надо было самому додумать!". Напомню, что все происходило уже в 90-хх годах, а я работал в редакции газеты, а не научно-фантастического журнала. Одного материала оказалось мало, поэтому я решил взять интервью у своего родственника. Беседа была интересной, но лицо редактора вновь исказилось в гримасе: "Он что, еврей?". От неожиданности я подумал, что ослышался. "Да, а в чём дело?". "Ты понимаешь, я уже написал статью про своего учителя Слонима. Не можем же мы давать на двух соседних страницах материалы об евреях(!), а то читатели подумают, что евреи делали войну..". В первый раз в жизни я столкнулся с таким неприкрытым антисемитизмом. Но самое интересное, что когда я рассказал об этом случае знакомому журналисту (тоже еврею) в Германии, то он мне заявил, что редактор был абсолютно прав(!). На этом мои стычки с редактором не закончились. Он придирался к любой фразе. Ему не понравилось предложение: "В одной шеренге шли люди разных профессий...". А когда моя собеседница по интервью сказала, что её узнают на улицах, то редактор заявил, что она не может одновременно находиться на разных улицах, поэтому следует написать:"Меня узнают на улице". Возможно, что я ещё многому "полезному" научился бы у редактора, но газету закрыли, а его отправили командовать культурой.
 
Вместо заключения
 
 
Я рад, что мне удалось пообщаться с интересными людьми. Результаты этих бесед периодически появлялись в СМИ. Жанр интервью по прежнему является моим любимым, так как именно в нём раскрывается личность собеседника. А в том, насколько такое окрытие души произошло - заслуга или вина журналиста, от которого в конечном счёте и зависит, каким предстанет известный человек на страницах (вернее - странице, ведь не может же он одновременно находиться в двух разных местах) газеты...
------------------------------------------------------------------------------------------ --------------------
PS. А недавно я сам почувствовал себя в роли "жертвы", так как давал интервью русскому радио в Америке. Ощущения были двойственные, так как по ту сторону барьера, да ещё в прямом эфире находиться не всегда легко...
Дата публикации: 21.11.2003 16:29
Предыдущее: МумуСледующее: Трудовые будни нетрудового элемента

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта