Приглашаем авторов принять участие в Новогоднем конкурсе "Самый яркий праздник года-2025". Танцуют все!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Новогодний Литературный конкурс "Самый яркий праздник года-2025"
Положение о конкурсе
Раздел для размещения текстов в номинации Поэзия
Раздел для размещения текстов в номинации Проза
Буфет. Истории
за нашим столом
ПОЗДРАВЛЯЕМ ДРУЗЕЙ!
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Елена Карелина
(Геля Глядсхейм)
Романс для скрипочки
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Циклы стихов и поэмыАвтор: Укенг
Объем: 577 [ строк ]
О том, как Санкт-Петербург стал волшебным городом.
Часть Первая
 
О Питере, считается, есть тонны материала,
И каждый, кто считает себя питерцем бывалым,
Расскажет без заминки, как Герасим про Муму,
Кем и когда замыслен град, зачем и почему:
 
Мол да, Великий Новгород и шведская Ландскрона,
Война, андреевский поход, падение Кнутссона,
Истомин, Выборг, Ниеншанц, Орешек-Нотебург,
И, словно выпал Неба шанс, обещан Петербург.
 
Затем Трезини и Леблон, Угрюмов и Земцов,
Каналы, Воронихин, Тон, фонтаны, Петергоф,
Растрелли, Зимний и Petro на вздыбленном коне,
Что по протекции Дидро сработал Фальконе,
 
Куракин, Коленкур, война 12-го года,
Барклай, зима, Двина, остервенение народа,
Дворцовая, Сенатская, колонна, Монферан,
Лицей, сезоны Штрауса, террора кегельбан,
 
Распутин, лихолетие, "Аврора", Блок, ЧК,
Блокада, 300-летие и площадь Собчака.
 
Все это знанье общее, но есть еще иное,
Что издавна хоронится под толщею земною,
Но может лишь оно, пусть чуть наивно, объяснить
Метаморфозы питерской таинственную нить,
 
И я, уподобляясь олимпийскому герою,
Вам тайную завесу, улыбаясь, приоткрою,
Коли дадите вы зарок хранить этот секрет
От тех, в ком ум высок, но душ возвышенности нет.
 
Все началось не сразу, а тогда и оттого,
Что в город хитрым образом проникло волшебство,
И спряталось беззвучно у Тучкова моста.
А почему у Тучкова? А это неспроста.
 
У Тучкова моста, как всем доподлинно известно,
Жизнь под землей всегда необычайно интересна, -
К примеру, вот решили, без протекции Дидро,
Тоннель подводный проложить до тучкова метро.
 
Неужто тучу сил и средств умней нельзя истратить,
Чем там, где ход надземный есть, подземный ход лопатить,
Перекрывая тьму дорог, и тот же Тучков мост?
Все это подтверждает - Тучков мост совсем не прост!
 
И на брегу противном зрел я сказочное диво -
Поэт, что песни петь умел несказанно красиво,
Да с ним друзей когорта, такие же певцы,
Как дядьки Черномора лихие удальцы
Все тоже скрылись, как в волнах, в земле и угля тучах.
Их заточил под Блохина все тот же хитрый Тучков!
 
С тех пор, как Авраам Тучков свой мост поставил здесь,
Всех, точно земляных жучков, под землю тянет влезть.
 
Так вот, явилось волшебство мостом, всем нам знакомым,
И в землю врылося резво под близлежащим домом.
Пока принц Павел, пряча пыл, ждал очередь на трон,
Под набережной был волшебный город заложен, -
 
Издалека пришедшие малюсенькие люди
Сошли с волшебного моста и, без больших прелюдий,
Под пансионом Мейера на Первой 56
Без бура и пропеллера сумели в землю влезть,
 
И жизнь себе устроили, как не увидишь в снах:
В Тучковой люди строили склады пеньки и льна,
А под Тучковой набережной, в тайных лабирнтах,
Бродил народ небрежно по бриллиантовым тропинкам.
 
И как-то в ветреный денек, по-питерски погожий,
В тот пансион был отдан мальчик маленький, Алеша.
Хоть все ему тут чуждо, но как мальчонке быть?
Учеба - дело нужное, стал в пансионе жить.
 
Как над Невою солнышко, по Тучковой бродил,
Глядел, как на Мокрушах возводилися склады,
А коли дождик занялся стучать по лужам гулко,
Он в своей школе прятался в Песочном переулке.
 
А в те былые времена на улочках незнатных
В домах живали курочки, утята, поросята,
Алеша их любил, кормил, и даже как-то раз
Одну такую курочку от верной смерти спас,
 
А эта курочка была ни меньше и ни больше как
Одна из тех засевших в подземелии подпольщиков,
Алешу в град подземный без шума провела,
И с королем волшебным по-дружески свела.
 
И вот король, в преддверии тирольского обеда,
Оказывал доверие геройскому соседу,
Он говорил: - У вас, людей, все сделано неплохо,
Каналов, храмов, площадей, проспектов - слава Богу,
 
Но подлинную жизнь любому городу дает
Лишь в подземелии живущий маленький народ.
Без нас - лишь место жития, пусть теплое и хлебное,
А мы даем вам ощутить присутствие волшебное!
 
Кто знал бы без Щелкунчика магистра Дроссельмейера,
А без меня - Ефима Христофоровича Мейера?
А коль найдет армада крыс, кто истребит-то серых?
Иенсен О., специалист по магии подземной!
 
Без нас вам жить в болотах - страсть, и быть тут месту пусту,
Но мы вам не дадим пропасть, дадим толчок искусству.
- Хочу и я быть вам под стать! - вскричал Алеша смело, -
Чтоб не учась уроки знать - такое можешь сделать?
 
Король расстроился: - Ну вот... Не так ты понял это.
Не зря, наверно, волшебство дается лишь поэтам,
И делается мир вокруг с их помощью светлее,
А ты, мил друг, какую-то городишь ахинею,
 
Знать не учась уроки - во придумано на славу!
Но это, брат, не волшебство, а чистая холява.
Ведь волшебство таинственным должно быть чрезвычайно,
А не учась уроки знать - какая ж в этом тайна?
 
Увидев, что урока суть ты знаешь без ученья,
Поймут все, что какой-нибудь колдун для развлеченья
Подсунул тебе зернышко - специальный талисман,
Вот тут-то и раскроется "таинственный" обман!
 
Пойми, мой друг, коль, не учась, пройдешь ученья путь,
То не постигнешь отродясь ученья нить и суть!
- И в чем же эти суть и нить? - Ну как бы объяснить...
Не в том, чтоб что-то выучить, а в том, чтобы учить!
 
Иначе б мы, рубя с плеча, всем зернышки раздали,
И все б все знали не уча. Но нужно ли? Едва ли.
Все стали б как андроиды... Прости, оговорился.
Поверь, овчинка стоит, чтобы каждый сам учился!
 
- Простите, мой король, мне это, право, непонятно.
Спасибо Вам за хлеб и соль, но мне пора обратно.
Коль Христофорыч наш Ефим узнает про отлучку,
Я буду палочкой учим, нас палочками учат.
 
- Но как вознаградить тебя за курочки спасенье?
- Избавить от учения нуднейшего мученья.
А коли в этом деле не можешь мне помочь,
Иной не ставлю цели и отправляюсь прочь.
 
Верши в подземном этаже ученые дела,
В которых пользы столько же, как в черном от бела.
Быть королем волшебности - какой же в этом прок,
Коль в малой сей потребности, и то помочь не смог?
 
Король ответил со смешком, хоть внутренне смутился:
- Чтоб ты холяву с волшебством не путать научился,
Держи, Алеша, зернышко. Пока оно с тобою
Тебе нашепчет на ушко задание любое.
 
Но помни, мальчик мой, что ты теперь за нас в ответе,
Все, что увидел под землей, храни в большом секрете!
Коли кому сболтнешь, случайно, или чтоб прославиться,
То нас невольно обречешь в печальный путь отправиться.
 
Алеша закричал тогда: - Спасибо, друг мой милый!
Секрет не выдам никогда, с собой снесу в могилу!
И в миг, когда луч солнца лег на мост и тротуар,
Тихонько, будто мотылек, вернулся в дортуар.
 
Наутро чудеса пошли одно другого хлеще:
Урок Алеша не учит, а как по тексту хлещет!
За голову хватаются его учителя,
А мальчик наслаждается и хвалит короля.
 
Алеша счастием полон, не учит и не тужит,
Но только вдруг заметил он - никто-то с ним не дружит.
И рады бы дружить, только о чем общаться с ним?
Ведь им - урок учить, а он безделием томим.
 
Но как ни блещет солнышко, а черный день настал -
Алеша свое зернышко однажды потерял,
Шел отвечать любой предмет, как обреченный к дыбе,
И на любой вопрос в ответ молчал подобно рыбе.
 
А век-то был суровый, и правила под стать,
За дерзости любого могли и отхлестать!
Раз отвечать не хочет Алеша ни гу-гу,
Учитель в соли мочит плетеную розгу.
 
- Ведь стал он лучший ученик, всей школы честь и слава!
Тут взял, и в одночасье сник, с чего бы это, право?
Наверно, лишь из дерзости, не мог же поглупеть?
Ну что ж, от этой мерзости прелестно учит плеть!
 
И снова чудеса пошли одно другого хлеще -
Что ни урок - Алеша влип, и снова его хлещут,
Он так привык от зернышка зависеть своего,
Что без него уж ни шажка, не может ничего!
 
Терпел, терпел Алеша, ни пить ни есть не мог,
Не вытерпел и рассказал, как есть, про городок.
Рассказывает, крестится, целует образа,
Но мало кому верится в такие чудеса.
 
И вновь его ругают, нет выхода совсем!
Но ночь очередная подкралася меж тем,
Алеша лег в кровати, глядь - из печи в стене
Король подземной братии на маленьком коне!
 
Алеша сразу в слезы: - Простите, виноват!
Король сказал серьезно: - Теперь-то понял, брат?
Как зернышка не стало, так ты и все... Того...
Теперь усвоил, малый, что значит волшебство?
 
- Совсем его что ль нету? - Да есть-то оно есть!
Но надо чудо это трудами приобресть!
Но конь мой бьет копытом, пора в далекий край.
Раз ты нас, братец, выдал, без нас теперь живай.
 
Коня он развернул уж, - Да, вот еще одно -
Нашел твое я зернышко, да вот, кстати, оно.
Бери, мой друг, коль надо. - И руку протянул,
Алеша тут лампаду скорее и задул:
 
- Езжай же, заклинаю, не искушай меня!
Дражайший дар, я знаю! Манит меня, маня!
Но быть рабом сориночки - какой же в этом прок?
- Утри, герой, слезиночки, ты выучил урок!
 
С утра начнешь без лени и прочие учить,
Ответишь помаленьку - не будут больше бить.
- Но как же вы, король-то, пойдете-то куда?
- Да уж для нас-то роль-то найдется завсегда!
 
Коль сон нейдет, давай-ка посижу с тобой немного,
Потешу тебя байкой перед трудною дорогой.
 
Часть Вторая
 
Ты знай, Алеша, неспроста к вам прибыл мой народец,
Вы выстроили город, да, ан город-то - уродец!
Кривые улочки везде, из дерева дома,
А мы из камня до небес воздвигнем терема!
 
Тут место-то волшебное, тут дух витает древний!
Нельзя тут дальше быть вашей уродливой деревне.
 
Царь Петр правильно решил - не выбрать места лучше!
Но слишком много Петр пил, а Змий - плохой попутчик.
Полвека переводят брус, а все не по уму,
Не зря, наверно, Яков Брюс предпочитал Москву.
 
Так что не надо, брат, грустить, что выжил нас отсюда,
Давно пора нам совершить божественное чудо,
Катрин хоть тоже девка - ой, но с ней, надеюсь, сладим,
Тут главное - вписаться в бой, а там процесс наладим.
 
Какой сейчас, Алеша, год? - 769-й.
- Через пол-века будут тут палаты как из злата!
- Не любо ль нынче-то взглянуть? - Ах нет, брат, все не то,
В пол-века, или больше чуть, вот сделаем тут что:
 
I
Есть улица у вас одна, Большая Луговая,
Адмиралтейский луг она зигзагом обвивает,
А мы хотим устроить там Рассеи центр самый,
Волшебный выдумали план, и действуем по плану:
 
Сперва закроем к Невской ход, мое такое мнение,
Тут нам Вален наш Деламот поможет без сомнения,
С другой, восточной, стороны построят Фельтен наш
С Валеном нашим Деламотом Малый Эрмитаж,
 
Адмиралтейский луг потом мы это... уничтожим,
С Георг Матвеич Фельтеном мы это точно сможем, -
Домов построит несколько естественной дугой,
И луг Адмиралтейский там исчезнет сам собой.
 
Продолжит несравненный план, что мне сейчас пророчится,
Наш зодчий Росси Карл, потомок Бренны, в плане творчества,
Дома Матвеича снесет, но сохранит дугу,
И чисто чудо вознесет, на бывшем-то лугу, -
 
Охватит площадь желто-белый сказочный фасад,
А назовут все это дело - Самый Главный Штаб.
 
II
Теперь не луг уж будет там, а чин по чину площадь,
А в центре вздумается нам увековечить лошадь,
На ней царь Петр и барельеф - моряк с волшебной пяткой,
А лошадь - с пяткой, как у дев, таинственной загадкой,
 
Но Росси план неверный зазря не утвердит,
И Николая Первого, царя, отговорит,
Хоть и забавного Петра отлил Растрелли Карло,
Для всерассейского центра он - маленькая карла.
 
Предложат обелиск из скал, как дар Рассеи трону,
Но дар Рассее будет мал, потребуют колонну,
Турнир всеобщий будет дан на самый лучший план,
И самый лучший план предложит наш де Монферан.
 
Такая будет там краса, что не могу сказать,
А сверху ангел в небеса перстом будет казать.
 
III
Где луг был, станет райский сад с названием - Дворцовая,
Но тут поверь, Алеша, брат, проблема встанет новая -
Как стиля два в один масштаб ввязать условной нитью,
Чтоб Эрмитаж и Главный Штаб в ансамбль объединить нам.
 
В барокко был Растрелли, вишь, построен Эрмитаж,
А Штаб клациссицистически устроил Росси наш,
Чтоб эти стили снова к гармонии привесть
Придется здесь Брюллову Гвардейский Штаб возвесть.
 
Шутя небес веление осуществит Брюллов:
Найдя сеченье золотое стилевых основ,
Штришком гармонизирует наш северный Версаль,
И это скомпозирует и завершит ансамбль.
 
IV
Но это лишь заначка, этим план не ограничится,
Количество задач наших лишь плавно увеличится:
 
На Заячьем у вас есть Петропавловская крепость,
Но выглядит она - как есть, немытость и нелепость,
Как вижу ее - не пойму - неужто там война?
Недаром под тюрьму переустроена она.
 
Ее, брат, надо будет обложить кругом гранитом,
Соорудить ей пристань из гранита, с парапетом,
А Невские ворота, что, коль плыть, почти не видны,
Снести, да вновь сложить, чтобы навеки и солидно,
 
Монетный двор для орденов построить Катерине,
А то чеканят орден в Катерининской куртине,
Где позже будет срамный пляж и девки без порток.
Монетный двор построит наш Антонио Порто.
 
Еще кой-что по мелочи - цейхгауз, то да се,
И с Петроградской крепостью, можно сказать, усе.
 
V
Потом - Адмиралтейский гласис до ума довесть,
Палаты там красивые и памятник возвесть,
А то недавно площадью местечко нарекли,
А завалящей лошадью украсить не смогли.
 
Но мы это устроим, наш полковник князь Голицын,
Знаток Джорджоне, друг Дидро и фаворит царицы,
Нам выслал из Парижа, обстоятельствам назло,
Этьен Мориса Фальконе и Мэри-Энн Колло.
 
На днях я приспособил к ним Гордеева Федота,
И над Петром, конем и змием уж кипит работа.
 
Через десяток лет, глядишь, отлить модель сумеют
(Ведь Фальконе в отливке нишиша не разумеет),
И вот когда на площади Петровской водрузят,
Тогда уж будет Площадь, а не гласис на сносях.
 
Потом, однако, эту площадь нарекут Сенатской,
Для этого, опять же, нам придется постараться, -
Начнем с того, что Петербург - правительственный град,
А где, скажи, мой милый друг, сидит у нас сенат?
 
Сенат сейчас сидит в своем Бестужевском дому,
Но мы тот дом к шутам снесем, устроим по уму -
Дома купчих и все, что в них, с землей сровняем быстро,
Взамен хоромы взгромоздив, достойные министров,
 
И вот тогда уже навек, смотреть не надо в воду,
Стать мировой известностью Сенату и Синоду.
 
VI
Тут, не сбавляя резвости, мы сделаем упор,
На том, чтобы на Невском возвести Гостинный двор,
И на Суконной, на Зеркальной да Перинной линии
Все заторгуют томно зеркалами да перинами,
 
VII
А чтоб не подложить свинью запросам корабелов,
Мы Новую Голландию перелицуем смело, -
Склады кирпичные там станут просто и сердито,
И Арка необычная из кирпича с гранитом,
 
VIII
А где сейчас у нас лежит Большой Царицын луг,
Военное святилище там создадим, мой друг,
Поставим монументы в нем Суворову с Румянцевым
И поле это назовем суровым Полем Марсовым.
 
IX
Как берег левый сделаем, спланируем на правом
Художеств Академию Шувалову во славу.
Кокоринов и Жан-Батист Вален наш Деламот
За четверть века выстроят, коль Фельтен подмогнет.
 
X
А в 77-м году, есть тут у наших мнение,
На Петербург ветра придут, а значит - наводнение,
И тут нам надо, братец мой, момент не упустить,
И в Летнем саде много перемен произвестить:
 
Разбитые фонтаны вдруг отстраивать не будем,
Раз так, не нужен виадук, разрушим и забудем,
Людским и Гроту та же участь, Лабиринту вслед,
Садовые ж, не мучась, сохраним на пару лет.
 
Чтоб тек вольней поток людской, не беспокоя встречный,
Сперва зароем Гаванец, а следом - Поперечный.
Дальнейше улучшая променад простого класса,
На берегу Лебяжьего соорудим террасу,
 
Ограду знаменитую, с гранитом, у Невы,
У Мойки - без гранита, не столь знатную, увы.
 
Кофейный домик сделаем, чуть позже - домик Чайный,
Украсим садик вазою красы необычайной,
Крылова, еще с талией, соорудит наш Клодт,
А что тут будет далее, уж не от нас придет.
 
XI
Потом, в преддверии правленья кратенького павловского
Сделаем проекты Инженерного-Михайловского,
Начертаем аж 13 за 12 лет их,
С почвою сравняем Летний дом Елизаветы,
 
И освещая солнцем дни, а факелами - ночи,
Трудом единовременным шести тысяч рабочих
В четыре лета и зимы тут замок возведем,
Опять же, нашей нет вины, что дальше будет в нем.
 
XII
Украсив невские брега причудливой красою,
Мы вокруг Невского луга еще чудней устроим.
Начнем с окраины самой, где на углу с Фонтанкой
Дворец построен над рекой Потемкину подарком.
 
С дворцом было 100 тысяч, брат, подарено ему,
На обустройство, мол, дворца по вкусу своему,
И он Растрелли высеченный дом разноэтажный
Сменит классицистическим, чтоб выглядел он важно,
 
Торжественно и чинно. Таков уж, брат, Потемкин.
И этом виде сей дворец останется потомкам.
План тот осуществит Старов, наш славный архитектор,
Художеств Академии грядущий адъюнкт-ректор.
 
Жуковский Александру тут внушит благие цели,
Здесь Пушкин с Николаем будут спорить о дуэли,
А как поблизости Аничков мост построен тут,
То и дворец Аничковым попросту нарекут.
 
XIII
Мост нами тоже будет перекроен, между прочим,
Он, для слона построенный, хотя пока и прочен,
Но все же деревянный он, а это, брат, не то.
Творим мы регулярный город каменных мостов,
 
Так что в ближайшее же время Жан-Рудольф Перроне
Семь каменных чудес нам поднесет, как на ладони:
Старо-Калинкин, Чернышев, Аничков и так далее,
Фонтанке сделают альков, ведущий в зазеркалие.
 
Но вскоре так забурлит вал цугов, карет и троек
Что вновь Аничков будет мал, и вновь переустроен, -
Гранитными опорами Бутацц его подпрет,
И конными скульптурами увековечит Клодт.
 
XIV
К востоку ж от моста сейчас стоит домишко сельский,
Его планируем мы слить княгине Белосельской,
Коли твой предок - Мясников, а Рюрик - предок мужа,
Домишко, дело ясное, лишь ради места нужен.
 
А место против царского Аничкова дворца
Конечно же потребует приличного творца,
И ей дворец построит там Тома наш де Томон,
Андреем Штакеншнейдером изменен будет он,
 
И гордо в вечность ступит всем напастям вопреки,
Ни торг его не сгубит, ни огонь, ни двойники.
 
XV
Вопрос с дворцами порешав, придет пора, мой друг,
Облагородить Невского важнейший сад и луг,
Что за Аничковым лежит до улицы Садовой
А с Невского на юг бежит до самой Чернышевой.
 
И вроде сад себе как сад, в нем и фонтан и пруд,
Но вроде бы чего-то как бы не хватает тут.
 
И как всегда в начале дел великих и хороших
Лежит малюсенький задел, былинка или мошка, -
Так и в саду, из древа сам, и древом окружен,
Ютится Итальянский театральный павильон.
 
После побед над Польшею австрийско-русско-прусских
Сюда свезут библиотеку Табашей-Залуских.
Потом мы, как обычно, подключим волшебный фактор,
И в камне воплотим библиотеку и театр:
 
Сначала в Петербург приедут Кавос и Казасси
И закипят тут театрально-оперные страсти,
Наш павильончик маленький для Мельпомены бренной
В театр переделает Викентий Францыч Бренна.
 
Тем временем, чтоб было где хранить библиотеку,
То бишь для бренных Клио, Каллиопы и Эвтерпы,
Построит подкупающее плавностью углов
Приятственное здание Егор наш Соколов.
 
Затем, чтоб ход процесса невзначай не заморозить,
К нему проявит интерес наш Карл Иваныч Росси,
И нарисует план, как изменить театр Бренны,
Библиотеку, садик и строение Вселенной.
 
Другой подобный план создаст наш Антуан Модюи,
Но план Карла Иваныча модюев переплюнет,
И здесь, как только план будет подписан и принят,
Через четыре пятилетки будет город-сад.
 
Сперва Аничков от земель, театру уделенных,
Отделят воины Пименова в Росси павильонах,
А чтобы с запада закрыть театра мироздание
Пристроит Росси новый корпус к Соколова зданию.
 
Чтоб подтвердить его библиотечно-мудрый статус,
Фасад украсят Эврипид, Вергилий, Гиппократус,
Почат в тени Миневры Демосфен и Цицерон,
Да с ними Геродот, Эвклид, Тацит, Гомер, Платон.
 
В сем обрамлении неярком, словно сердце мира,
Блеснет бриллиантом солнце петербургского ампира,
Чей лучезарно-гордый, но не надменный вид
Лик этой части города навеки изменит, -
 
Потом представить Питер уже будет невозможно
Без бравурной шестиколонной галереи-лоджии,
Без муз, гостей встречающих, на аттике кумира,
И гениев, венчающих торжественную лиру.
 
Екатерины строгий внук оценит Росси дар
И наречит в честь Лаллы-Рук и зданье и театр.
Что мы сейчас зовем Театр комедий и трагедий,
Александринкою потомки будут помнить веки.
 
Перед театром Федоров устроит милый садик,
А Карл Иваныч Росси возведет театра сзади,
Имея 220 метров из конца в конец,
Законченной гармонии чистейший образец, -
 
Здесь будет чудо-улица с названьем Театральная,
Вся будет как зеркальная, а в дождь и зазеркальная,
Что в ширину, что в высоту - 22 метра ровно,
И вторить будут тут друг другу белые колонны.
 
А Театральной улицей, которой, между прочим,
Названье Росси-зодчего мы в будущем пророчим,
Мы выйдем прямо к улице и мосту Чернышева,
О Чернышеве б тут хотел домолвить я два слова:
 
Он начал, как денщик Петра, но в битвах отличился,
Командовать и управлять с усердием учился,
И вот тебе блистательный усердия пример -
Он кончил как сенатор, генерал и кавалер!
 
Так значит вот, по плану все того же Карла Росси
У моста Чернышева мы организуем площадь,
А позже Ломоносова ее украсим бюстом,
Что тоже генералом был, науки и искусства.
 
А завершим Алекстандринки чудо-композицию
На "Никольсе и Плинке" отлитой императрицею
Стоящею со скипетром, без строгости, но статно,
Между Аничковым, библиотекой и театром.
 
У ног Екатерины расположатся красиво
Суворов назидательно, Потемкин чуть игриво,
Перун кагульских берегов, Потемкину пеняя,
Державин, вместе с Дашковой небесных муз пленяя,
Орлов с Чичаговым, шутя про Выборг и про Чесму,
А Безбородко и Бецкой - про выбор дев прелестных.
 
XVI
И снова на Васильевский. Где нынче место пусто,
Там будет высочайшее творение искусства.
Зовется место Стрелкою, пустое, словно блин.
Мы Джакомо Кваренги подключить сюда хотим.
 
Начнем тихонько, исподволь, чтоб чуда не спугнуть, -
Построим Академию, от Стрелки влево чуть,
А чуть от Стрелки вправо, чуду делая оклад,
Построен будет северный пакгауз, то есть склад.
 
Потом приступим, помолясь, к самому, значит, чуду,
Кваренги тут не справится, винить его не буду,
Тут нужен тот, кто зазвучит с пространством в унисон,
И словно с неба к нам сбежит Тома наш де Томон.
 
Построит Биржи здание, и, гордой стати полны,
Возвигнет по краям его Ростральные колонны,
И волны, омывающие плавный спуск к реке,
С гуляющими будут говорить накоротке.
 
В пейзаже наводненья ток изменит пару линий,
Но что нарушит паводок, восстановит Лукини.
 
XVII
А следующим заданием, без диспутов и споров,
У нас будет создание Казанского собора.
Где церковь Богородицы Святейшей Рождества,
Воздвигнем воплощение Рассеи торжества.
 
Заведовать всем этим будет зодчий Воронихин,
И он тут не потерпит никакой неразберихи -
На Запад вход будет смотреть, а на Восток алтарь,
А колоннада - Невскую украсит магистраль.
 
Здесь двухголового орла вовек пребудет слава,
Сюда свезут фельдмаршала из прусского Брунцлау,
И воздадут тут честь и дань скульптурной русской школе
Кутузов, вдаль простерший длань, с горюющим де Толли.
 
XVIII
Еще, против Адмиралтейских верфей и хранилища
Через четыре года будет горное училище,
И Воронихин, тот же наш неутомимый зодчий,
Воздвигнуть для училища изящный дом захочет.
 
Но самым главным чудом в этом каменном дворце
Два барельефа будут и скульптуры на крыльце.
Училище же горное, чтоб намекнуть на это,
С горами и землей их будут связаны сюжеты:
 
Скульптура первая - Геракл сражается с Антеем.
Антей-то, как известно, сын земной богини Геи,
На Матери-Земле стоя, он был непобедим,
Но вверх Геракл его поднял, и так покончил с ним.
 
Вторая статуя - Плутон уносит Персефону,
Сокровища подземных вод принадлежат Плутону,
А Персефона, плачущая над своей судьбой, -
Богиня царства мертвых, что тоже под землей.
 
Сюжеты ж барельефов повествуют о Вулкане,
Нет нужды, верно, объяснять про связь его с горами?
На первом он беседует с Венерой-озорницей,
И Аполлону на втором вручает колесницу.
 
XIX
На бреге том возгромоздя дворец земли и гор,
Мы замок вод сметем шутя - Адмиралтейскй двор,
Оставим только шпиля в струнку вытянутый волос,
Что по проекту Коробова выполнил ван Болос.
 
А верфь и крепость нам там будут боле ни к чему
Ведь город вырос, надо соответствовать тому,
Взамен морально умерших фортификаций старых
Тут камнем славу дел морских запечатлит Захаров:
 
Вот Петр флот свой создает, усталости не зная,
Вот нимфа шар земной несет, в дорогу вдохновляя,
Исида вот с Уранией, что от стихий спасут,
Ну и Фемида, что авось вознаградит за труд.
 
Потом еще тут будет сад, где разместятся строго
Жуковский, Глинка, Лермонтов, Верблюд, Пржевальский, Гоголь.
А Гешвенд, Мерц и Бенуа, тасуя рой проектов,
Фонтан огромный выстроят на стыке 3-х проспектов.
 
XX
Адмиралтейством городу придав морской мотив,
Изменим облик набережной, что насупротив:
Воздвигнем сфинксов, коим три с полтиной тыщи лет,
И пристань им диковинную высечем вослед.
 
Туда, где, рядом с Меншиковским, ныне плац кадет,
Мы памятник перенесем Румянцева побед,
Там сад уютный разобьем, чтоб граждане гуляли,
А сад решеткой обнесем, отлитой у Сан-Галли.
 
XXI
Потом два эти берега соединим мостом, -
Там, где сейчас Исакиевский наплавной понтон,
Построим новый Невский мост, красивый как жар-птица,
И будут два крыла его, вздымаясь, расходиться.
 
Потом крылами украшать заката огнь багровый
Начнут Литейный, Троицкий и, наконец, Дворцовый...
Доставив их из гордых снов, поставим столько тут,
Что званье города мостов прославит Петербург!
 
XXII
А где для памяти Петра и его славы бренной
Потеют Чевакинский и Антон Ринальди с Бренной,
В конце концов Луи Огюст Рикар де Монферан
Построит несравненный Исаакиевский храм.
 
Расстроит многих в городе умеренных высот,
Как храм построен горд и преднамеренно высок.
Поймут со временем они - он нужен граду, точно
Как кругу - ось, холсту - последний штрих, а тексту - точка.
 
Лишь после этой акции смогу сказать без страха
Ущерба репутации волшебного монарха,
Что это-таки город, тот самый Петербург,
Который мне вложил в мозги и душу Демиург.
 
Ну а теперь, мой сонный брат, позволь с тобой проститься,
Морфей уж изготовил мак, чтоб дать тебе напиться,
А завтра все, что ты, герой, услышал от меня,
Начнет сбываться. - И король направил в печь коня.
 
***
 
И в этот миг чудесности алешиного детства
Вернулось древней местности чудесное наследство,
Небес дорога млечная в каменьях тут застыла,
И воцарилось вечное, где временное было.
Дата публикации: 18.01.2013 12:44
Следующее: О том, как в Петербурге 200 лет был штаб российских крыс.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Надежда Рассохина
Я ЛЕТАЮ
Ирина Лунева
Раньше чинили (по мотивам притчи)
Ирина Азарова
Проснуться и увидеть новый день
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта