Коридор - Пойдем-пойдем! Что ты стал? Быстрее! - Уже иду. - Итак, начинается самое интересное. - Что начинается? - Экскурсия, дорогой мой. Итак, прошу внимания… Нам как раз нужно к этой двери. - И что? - Сейчас я отодвину заслонку… Все, можешь смотреть вот сюда. - И что там? - Подойди, посмотри. Камера 1 Человек бегал с кисточкой, и, подпрыгивая, красил небо в черный цвет. Бормоча себе что-то под нос, он брал ведерко и одним движением выливал все вверх. Жидкость кляксой разливалась в небе, собиралась в капли и вязко стекала на землю, образуя лужи. Лужи, словно вдыхая воздух, время от времени вздувались беззвучно лопающимися пузырями. Человек бросал ведерко и кисточкой размазывал получившиеся лужи на земле и в небе. Он что-то говорил птицам, которые залетали в черные пятна, вымазываясь в жидкость. Их перья слипались, жидкость замазывала их глаза, и птицы кричали, пытаясь криком убрать заливающуюся в них массу. Кружась, они падали и разбивались, а человек подбегал к их телам и вешал их на дерево. Листы на дереве свернулись в черные иглы, и человеку было удобно нанизывать на эти иглы птиц. Потом он снова брал кисть и продолжал раскрашивать небо. Коридор - Все. Все! Хватит уже смотреть! Пойдем дальше. - А… А что это за черная гадость? - Это не гадость, это нефть. - Нефть? - Да, нефть! Сколько можно объяснять? И вообще, не отвлекайся. Вот, смори в эту дверь. Камера 2 Девушка сидела на кровати и читала книгу. На столе горела свеча. Свет нервно подергивался, создавая некую таинственную атмосферу. Девушка перевернула страницу. У нее на глазах заблестели слезы. Совсем чуть-чуть, отражением свечи. Она немного склонила голову набок и повернула книгу так, чтобы свет лучше падал на страницы. Смотря на ее лицо можно было заметить лишь далекие образы, царящие в ее душе, а ранее томящиеся на страницах книги. Девушка перевернула страницу. Коридор - А кто она? - Она – вампир. - Нет, я имею в виду… То есть, как вампир? - Самый обычный вампир. А ты думал они все с зубами по локоть, в гробах и в крови? - Честно говоря, да. - Не ты один такой. Это ж надо такое придумать! - Не знаю. Иногда легче поверить в страшных монстров. - Может, ты и прав. Ну что, пойдем дальше? Камера 3 На полу камеры лежал человек. Он лежал на животе и не двигался. Вокруг него копошились крысы. Коридор - Что это? - А, это не та дверь. Пойдем дальше. - Кто это был? - Да так… Труп. Знаешь, как противно его оттуда вытаскивать? Особенно сейчас! - Поэтому он там и лежит? - Да. Камера, ведь, никому не нужна. Ну ладно, забыли… Это - интересная дверь. Камера 4 Мужчина сидел на койке и смотрел на свои руки, лежащие на коленях ладонями вверх. Его пальцы дрожали. В его взгляде читалась ненависть. В его позе – напряженность. Он сидел и смотрел. Его взгляд неритмично прыгал с левой руки на правую и обратно. Ритмику этого созидания, казалось, никто не мог себе даже представить. Но вот он уже бьет руками по коленям. Видно, как он что-то кричит, потом вскакивает и падает на колени. Ударяется, на его лице появляется гримаса боли, он катается по полу все еще что-то крича, и остервенело ощупывая свое лицо. Потом, видимо, боль проходит. Он, скорчившись, лежит на полу и плачет. Мужчина сквозь слезы смотрит на руки. Коридор - Что с ним? - Он просто не хочет быть человеком. - Как? А зачем он смотрит на руки? - Он ненавидит себя за то, что он такой же, как и люди, и жаждет иметь что-то, что сделало бы его другим. Семь пальцев на руке, например. Или еще что-то. - Пойдем дальше? - Пойдем. Камера 5 На полу детской комнаты сидел маленький мальчик. Вокруг него было разбросано много маленьких алых кубиков. Мальчик встал, подошел к одному из кубиков, взял его и вернулся к уже частично выложенной фигуре. Он долго стоял и смотрел на нее, а потом положил кубик на правильное, по его мнению, место. Он посмотрел на результат и снова пошел за кубиком. Кубики были одинаковыми, но мальчик, казалось, выбирал именно подходящий только для данного места. Он брал кубики из дальних концов комнаты, и те, которые валялись рядом с ним только по понятной ему одному логике. Процесс повторялся снова и снова. Фигура обрастала новыми элементами, но в ней было тяжело узнать хоть что-то. Коридор - И что? - Ну, если ты будешь смотреть дальше, то увидишь, как мальчик построит большой красный куб… - Но ведь это же совсем не похоже на куб! - Да, это так. Можно понять, что получится куб только когда останется где-то полторы сотни кубиков. А до этого это всегда что-то непонятное. - А что будет потом, когда он построит куб? - Он его разрушит и снова раскидает по комнате все свои кубики. - Зачем? - Не знаю. Может, ради упоения властью, может силой, а может он чувствует себя творцом. - Зачем же рушить, если он – творец? - На постройку большого куба уходят все маленькие кубики. Ему просто не из чего больше творить. Но это просто мои догадки и я могу ошибаться. - Хорошо, а причем тут сила? - А знаешь, как приятно что-то разрушать? Ради этого не лень что-то и построить. Все, время идти дальше. Камера 6 По улице шли люди. Они все куда-то спешили. На них были надеты одинаковые плащи и лица. Нет, не маски. Обыкновенные лица. На каждом лице лишь одно проявление чувств – безразличие. Такое впечатление, что эти люди не видят куда идут. Наверное, если бы кто-то упал, остальные наступали бы на него с тем же самым выражением лица и шли дальше. А тот, кто упал, тоже не замечал бы людей, наступающих на него, и продолжал бы шевелить ногами в воздухе, пытаясь продолжить идти. Но этого не случится. Люди шли в ногу. Как конвейер. Наверное, там, куда они придут, их будут упаковывать в ящики. И закапывать. Коридор - А кто здесь сидит? - Живет. - Ну, так кто? - Четвертый прохожий. - В смысле? - Четвертый прохожий – настоящий. Все остальные его копии. - А откуда ты знаешь, что он – четвертый? - Четыре – его любимое число. А он не стал бы менять себя. - Почему? - Он не изменил свой мир. Посмотри еще раз. - Не нужно. Пойдем дальше. Камера 7 Море грязи достигало горизонта. Серый пар поднимался в воздух. За ним вслед тянулся черный мох, вытягиваясь в стебли травы. Полусгнившие деревья вылезали из земли и ветками-обрубками пытались ткнуть друг друга. Одно из деревьев зашевелилось, забилось в грязи и, трепыхаясь, все больше и больше погружалось в грязь. Дерево? Человек! Это действительно был человек, хотя нет ничего странного в ошибке. Так легко перепутать эти скрученные стволы с худым и грязным человеческим телом. А человек продолжал погружаться. Коридор - И что? Мы будем стоять, и смотреть, как он тонет? Ему нужно помочь! - Нет смысла. - Как это нет?! Ведь еще не поздно! - Нет. Он выберется без нас. - Откуда ты знаешь? - Он всегда прыгает в грязь, как только слышит чьи-то шаги. - Это бессмысленно! Зачем? - Чтобы его спасали и жалели. Ну что, будешь его спасать в этом болоте? - Пожалуй, нет. - Тогда идем дальше. Камера 8 Среди зала, освещенного свечами, под крышей, подпираемой колоннами сидел старец в просторных былых одеждах. Сидел неподвижно, немного прикрыв глаза. Толи в дреме, то ли под тяжестью лет. У его ног лежал свиток, перевязанный истертой ленточкой. Она чем-то напоминала старца. Что-то было общее у них, неуловимое... Коридор - Это человек, загадывающий загадку. Загадка – в свитке. - А он неплохо устроился. - Да нет. Не лучше остальных. - Почему? - Он боится. Каждую секунду он ждет того, кто войдет и разгадает его загадку. А у него она одна. И больше нет. Представляешь? Все, что у него есть это одна единственная загадка. Конечно, он боится! - Ты прав. Не лучше, чем остальные. А что там? Пойдем, посмотрим. Камера 9 Человек шел по улице, что-то бережно пряча в лодочках-ладонях. Он немного испуганно озирался по сторонам и после этого рефлекторным движением прижимал руки ближе к груди. Подул ветер, человек поежился и ускорил шаг. Он остановился на светофоре, пропуская машины. Он стоял и ждал. Свет горел красным. Коридор - И что этот человек прячет? - Раненую птицу. - Он очень добрый. Быть в этой камере, и придумать мир, в котором ты должен о ком-то заботиться. - Дело в том, что этот человек не живет здесь. - А кто тогда? - Другой человек, представляющий себя птицей. Пойдем… Камера 10 Заснеженные крыши домов. Легкий снег. Луна. На деревьях - огоньки гирлянд. В небе – огоньки звезд. Праздник. И что-то движется. Там, рядом с луной. Это же санки! Новогодние сани, запряженные тысячами непослушных детей! Они везут подарки девочке, которая верила в Праздник и хорошо себя вела весь год. Вот, непослушные дети с трудом дотянули тяжелые сани до крыши домика этой хорошей девочки. Деревья покачнулись. Наверное, от стона облегчения, вырвавшегося из тысяч детских глоток. И, правда! На звук выбежала девочка, захлопала счастливо в ладоши, и, расталкивая уставших детей, бросилась к саням. Там она долго выбирала себе подарок, кушая специально приготовленные для нее конфеты, а потом, презрительно смотря на непослушных детей, вернулась в дом. Коридор - Это… - Угу. А потом непослушные дети не хотят верить в Праздник, и говорят, что это – ерунда. - Они боятся. - Конечно. - И послушные дети – тоже. - Иначе – никак. Но у последних есть приз. - А кто здесь? Девочка? - Точно. Смотри, ты уже начал разбираться в здешних обитателях! Камера 11 На берегу моря сидел человек. Он задумчиво смотрел на волны. А они одна за другой выползали на песок и скатывались обратно. Оставляя после себя секунду белой пены и час зеленых водорослей. Одна за другой… Солнце не двигалось. Казалось, оно повисло в безоблачном небе. Но не в зените, а поближе к волнам. Закат… Человек не шевелился. Он сидел спиной, и невозможно было увидеть его лицо. Оставалось только гадать, почему он здесь. Коридор - Почему он здесь? - Он думает. - У моря очень хорошо думать. А о чем? - Он думает о том, поверят ли ему люди, если он пойдет по воде. - А он может ходить по воде? - Не знаю. Может, и может. Особенно, если люди поверят в него раньше, чем он наступит на воду. - А если он не сможет? - Люди все равно увидят то, во что они верят. Ну что? Дальше? Камера 12 Человек сидел в лесу. Он следил за муравейником, изредка ковыряя его палкой. Потом смотрел на то, как вокруг поврежденной части копошатся муравьи, как некоторые из них уползали куда-то в лес, вероятно за ветками. После этого он обходил муравейник, вглядываясь в то, что происходит на другой стороне. А иногда оставался на месте, копаясь все глубже. Он повторял свои действия снова и снова, становясь причиной краха муравьиного города… Коридор - Кажется, я знаю, что с этим человеком. - Неужели? - Он наслаждается властью над маленькими глупыми и беззащитными существами. Он чувствует себя богом! - Не богом. Дьяволом… Камера 13 Человек сидел на равнине, куски которой проваливались в черную бездну, как будто бы какой-то могущественный художник закрасил части пейзажа черными прямоугольниками… Человек сидел и резал землю. По его лицу было видно, что это единственное, ради чего он живет. Он крепко держался за нож, методично вгоняя его в землю… Коридор - Ну и кто это? - Просто псих. - А все те, предыдущие? - Те – нет. А этот – псих. - Почему? - Он не знает, зачем он это делает. Идем! Камера 14 В огромном зале, выложенном мрамором, среди колонн бродил человек. Зал был пуст. Человек был один. Он целеустремленно шел между колоннами, гордо подняв подбородок. Человек все шел и шел… Снова круг. Снова… Коридор - Зачем он ходит по кругу? - По квадрату. - Что по квадрату? - Он ходит не по кругу, а по квадрату. - Зачем? - Он ненавидит круги. За это он ходит не по кругу, а по квадрату. - Это глупо. - Отнюдь. Он хочет доказать, что основным символом замкнутости является, не круг, а квадрат. Если все воспримут это утверждение, то очень много понятий, связанных с циклом немного изменятся. Хотя, это изменение может повлечь за собой вообще появление новой философии. Так что все не так просто. - А кто там дальше? Камера 15 На выложенном досками полу в тесной комнатке на коленях стоял человек и бил себя по спине плетью. Когда плеть поднималась вверх, от света из окна она отбрасывала тень. И та в форме змея вонзалась в спину человеку. Хотя, нет… Показалось… Коридор - Самобичевание? Такое уже было когда-то. Я уже видел это. - Ты знаешь, тот человек не претендует на оригинальность. Боль себе и боль… Или ты предпочел бы увидеть какой-нибудь более изощренный способ? - Да нет. Что ты! - Тогда идем… Камера 16 Стена. У стены в ряд люди. На руках – цепи, на глазах – повязки. Перед ними люди. На плечах – погоны, а в руках – ружья. А за ними – люди. Бьют о кожу барабанов. Рядом с ними люди. Готовы махнуть рукой. Взмах! Коридор - Ай! И кто это был? - Угадай! - Барабанщик! - Нет. - Командир, солдат, приговоренный? - Нет. Тот человек находится по ту сторону стены. - И что? - И ничего. Он живет нормальной жизнью… Пойдем к той двери. Камера 17 Маленькая комнатка с голыми стенами. Кровать. И все. Никого нет. Пусто. Коридор - Там же пусто. - Посмотри еще раз. - Нет, ну там действительно никого нет! - Правда? А ну дай мне взглянуть… - Да. Ну что ж. Откроем дверь, посмотрим в чем дело… А! Заходи… - Точно! Здесь никого нет! - Теперь есть. Удачи! - Эй! Что ты делаешь?! Открой дверь! Пожалуйста, открой дверь, гад! - Нет. - Но за что?! Это ошибка! Я же не такой, как все эти!.. - А ты думаешь, все они были такими до того, как сюда попали? - Я… - Ты ошибаешься. Прощай! Вадим Корвин Гололобов, 2005 |