Город мастеров Ещё совсем недавно центральные телеканалы обсуждали конфуз с российским «шансонье», изучавшим авторское право в тюремной камере: человек зарегистрировал собственное авторство на известный белогвардейский романс о поручике Голицыне. А не менее известная «православная» певица сетовала на то, что в этой гонке за авторством не успела его опередить! Чудовищный случай. Разве не пристойнее было бы сообщить народу имя настоящего автора, тем более, что профессионалам оно давно уже известно. Но привычка брать то, что «плохо лежит», не изжита, как оказалось, и в наших тверских палестинах. «...нельзя притвориться, что ты чемпион, прибежав семьдесят пятым» – читаем мы у Дмитрия Пригова. Как бы не так. Вот только парочка свежих примеров. Жанр материала «Человек-оркестр» Марии Спиридоновой («Тверская жизнь», 17 апреля т.г.) мне определить не удалось. Для интервью там неожиданно отсутствуют вопросы самого корреспондента, а «ответы» Александры Клюшиной, известной читателям «С.О.», столь пространны, что весь материал можно принять за продуманную саморекламу, случайно подписанную другим человеком. Но дело не только в форме. Среди многочисленных достоинств (которых у «человека-оркестра» А.Клюшиной действительно немало), в частности, утверждается, что А.Клюшина – «лауреат «Каблуковской радуги» 2008-2011 годов». У организатора «Каблуковской радуги» Владимира Львова от возмущения звенит голос: «Место Александры в 2008 г. только 115-е, в 2011г. – 51-е, а в 2009 и 2010 в «Каблуковской радуге» она не участвовала вообще». Термин «лауреат» – от латинского «увешанный лавром» – мы традиционно относим только к первой тройке победителей. Исключения редки: например, поляки – организаторы международного конкурса «Мир без войны и насилия» – выдали знаки лауреатов двум десяткам победителей из России, приглашённых в Польшу (и мы предъявляли эти знаки тверской общественности, рассказывая о конкурсе в зале областной библиотеки). Дотошные организаторы литературных конкурсов в Германии, в частности, международных «Лучшая книга 2011» и «Согласование времён 2011», в своей Интернет-информации о результатах конкурсов прямо называют лауреатами обладателей 1-3 мест и дипломантами – обладателей 4-6 мест из короткого списка победителей (именно шесть имён и включающих) – и всё это тоже нетрудно проверить. «Каблуковская радуга» к исключениям не относится. При моём 22-м месте трёхлетней давности мне вручили всего лишь грамоту – даже не диплом. То есть «даже не диплом» и тем более не звание лауреата относится и к 115-му, и к 51-му местам. Зачем человеку вводить в заблуждение общественность – загадка: все упомянутые в этом тексте примеры мы с А. Клюшиной не раз обсуждали. Да и «газета должна публиковать только проверенные факты», – возмущается В. Львов. С этим трудно не согласиться. Среди прочих авторских достижений упоминается в газетном тексте и ещё один «авторский» труд А. Клюшиной – советы на тему, как держать физическую форму, вышедшие в столичном издательстве довольно толстенькой книжицей при тираже 4000 экземпляров. Полезная книжка. Только вот текст там сугубо профессиональный и требует от автора специальных знаний из области медицины, диетологии, спорта и т.д. То есть таких знаний, какими выпускница культпросветучилища с дипломом режиссера народного театра если и обладает, то только как частное лицо, что вовсе не предполагает публикацию этих советов от первого лица. Всем нам, например, хорошо известно, что аспирин разжижает кровь. Но если мы в печатати посоветуем третьим лицам использовать аспирин, поставим под этими советами своё имя и потребуем выплаты авторского гонорара, ситуация, согласитесь, будет уже иной. Ссылок на имена тех, кто такими специальными знаниями обладает, в тексте вы не найдёте. Скромный перечень сайтов в списке использованной литературы не отменяет очевидного факта, что походя использован чужой труд. Страшно сказать, но после таких неочевидных, но заявленных «успехов» хочется поставить под сомнение и почти дописанный второй в судьбе «человека-оркестра» роман, и многое другое, о чём так красиво говорится в «интервью». И это при моём хорошем отношении к Александре Клюшиной. Что уж там говорить о недоброжелателях! Некогда сотрудник тверского обкома, а ныне предприниматель Виктор Павлов тоже вынес из общения со всемирной паутиной «авторский» сборник – «Жемчужины человеческих мыслей». Правда, под псевдонимом (Виктор Затонский), зато с гордостью и публично предъявил его посетителям «литературной среды» (это тоже у Владимира Львова). Заглянем внутрь: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», «Глаза боятся, а руки делают», «Гусь свинье не товарищ». И т.д. и т.п. – вся вошедшая в Интернет народная мудрость от А до Я, как вы понимаете. Но не только народная. Как вам такой поворот? «В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, правдивый и свободный русский язык... Нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». Автор (даже не составитель!) – Виктор Затонский! И таких – 374 страницы. Трепещите, готовящиеся сдавать ЕГЭ. Так о чём бишь я? Об очевидном. О том, что происходит на наших с вами глазах, чему мы либо рукоплещем как заслуженным успехам, либо не рукоплещем, но и не мешаем: названные лица (и далеко не только они) – наши хорошие знакомые... Но как же быть с моралью, господа? PS: Текст этот был предложен мной и.о. редактора «Тверской жизни», прочитан при мне и при мне же похвален – как за качество, так и за актуальность темы. На публикации я не настаивала, хотя призвать к большей точности впредь корреспондента, подписавшего материал без проверки сообщаемых в нём сведений, естественно, рассчитывала. Но единственной реакцией редакции оказался звонок не известной мне сотрудницы с «крутой» фамилией: она упорно называла этот журналистский текст письмом читателя, а в его содержании заподозрила только мои собственные «счёты» к А.Клюшиной. Более того: за стажем своей штатной работы не считая, видимо, нужным заглядывать в Закон о СМИ (Ст. 52: профессиональный статус журналиста распространяется как на штатных сотрудников редакций, так и на авторов, не связанных с редакцией СМИ договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами при выполнении ими поручений редакции), дама твердила, как заклининие, что я «не журналист», потому что не состою в штате ни в «Тверской жизни», ни в «Северо-Муйских огнях»! Попробую оправдать хотя бы прежнюю редакцию «Тверской жизни»: ещё лет пятнадцать назад она несколько лет признавала меня своим внештатником, а позднее оказалась единственной областной газетой, поддержавшей меня – вместе со столичным руководством Союза журналистов России и профессором Э. Гавриловым, учившим нас тонкостям понимания законов на юридических курсах для журналистов на журфаке в МГУ) – в судебной тяжбе с редактором тверской газеты «Караван». Но позиция «сам дурак» вместо признания ошибки своего корреспондента в теперешнем коллективе редакции – явно новое слово в отношениях редакции и общества! Итак, проблема морали не волнует в нынешней Твери как минимум одну редакцию. Вместо её обсуждения – заочный «ликбез» от незнакомки для чужого редактора!!! Мы в восхищении. Татьяна Михайлова |