Один день в местах не столь отдалённых, или «Каблуки» не мешало бы слегка отремонтировать Публикация рецензии В. Кириченко на альманах «Каблуковской радуги» (в просторечии «Каблуков») в «Северо-Муйских огнях» немало поспособствовала расширению круга участников этого поэтического конкурса под Тверью: в альманахе 2011 года есть уже новые имена из поэтов-иностранцев. Всего же в этом году было 190 участников, и неплохими местами погли бы похвастать известные читателям журнала 34-летний автор единственный книжки стихов Игорь Столяров из Нелидова (46-е место) и член Союза писателей России Максим Орлов из Братска (52-е место). Неплохими по сравнению с другими известными нам по «С.О.» именами – например, Валентины Назаровой из Твери, занявшей 136-е место. Жаль, но информация о рейтинге того или иного участника, как всегда, была обнародована только в виде списка на школьной стене, а в альманахе 2011 года, как это было и с прежними альманахами, отсутствует. Появилась, правда, некая «группа А» из лучших 50 участников, но и в этом списке вы не найдёте выставленных им жюри баллов. Зато «представительство участников», т.е. список городов и населённых пунктов, из которых они приехали, дано аж на двух страницах: 37 участников из Твери плюс 60 из Тверской области – при одном, к примеру, приехавшем из Санкт-Петербурга... не знаю, стоит ли эта информация такой скрупулёзной обработки. Вообще места в списке всегда вызывают вопросы. В этот раз приятно было обнаружить на 67-м месте скромного Константина Сагалаева из Твери, только что выпустившего – тиражом 100 экз. – свою первую книжку «Ветка полыни». Силы уходят, как влага в пустыне... Время тревогой наполнило взгляд. Стала желанною ветка полыни – Горечи яркой неброский наряд. Четыре десятка стихотворений, написанных за четверть века и преимущественно в миноре (печаль, как считают неглупые люди, – это признак мудрости), вошло в этот сборничек учителя (или бывшего учителя?) по профессии К. Сагалаева. «Думается, что книга найдёт своего читателя, которому дороги любовь к Родине, патриотизм и высокие нравственные ценности русского народа», – читаем мы в аннотации к книжке. И соглашаемся не без радости: автор – наш человек. А вот 143-е место Михаила Иванова из Зубцова и 62-е место Надежды Веселовой из Старицы способны изумить. Первый, замечательный поэт, вёл такой же замечательный мастер-класс пару лет тому назад, вторую ожидали в качестве руководителя мастер-класса в этом году, но почему-то не дождались. Или не «почему-то», а именно поэтому? Некомфортно, наверное, учить других с таким незавидным собственным местом среди участников. Да и надо ли это Надежде: вместе с Александром Бойниковым (тоже знакомым читателям «С.О.») она входит в жюри нескольких (! – Т.М.) поэтических конкурсов как минимум областного масштаба (всего членов СП среди поэтов в Тверской области не менее трёх десятков). И даже, кажется, в Союз православных поэтов. Последнее, если Интернет со мной не пошутил, может порядком удивить. Вот полный текст стихотворения «Аритмия моих запястий» из альманаха «Каблуков» 2011 года: Аритмия моих запястий нежно-нежно – к твоим губам... Это наше с тобой причастье. Что до них... тем, пяти хлебам, если губы хотят иного каждой капелькой жизни в них, если в них вызревает слово – то, насущное, для двоих... если каждый глоточек боли выпивается пополам, если крестик на шее – нолик, если страшно колоколам растревожить и опрокинуть тишину неземную ниц... Мне тебя никогда не минуть... мы с тобою из парных птиц. Нда, «если крестик на шее – нолик, если страшно колоколам», тут уж, конечно, путь только один – в руководство, причём непременно православными поэтами. Достаточно символично на фоне двузначного места Надежды смотрится (уже не в первый раз, а недавно неожиданно начал «творить» и её муж!) 4-е место тверской медсестры Юлии Кушиной. На других поэтических конкурсах победителей предыдущего года нередко вводят как в жюри конкурса очередного, так и в состав ведущих мастер-классы. Жаль, что эта естественная на первый взгляд традиция не прижилась на «Каблуках»: было бы крайне интересно услышать слово поэтессы про творчество с его непременными муками, про поэтический инструментарий соперников... – да мало ли про что ещё, если это имеет отношение к поэзии. А вот Борис Кутенков из Москвы – выпускник Литинститута, победитель тьмы тьмущей подобных «Каблукам» конкурсов, – готовится поступать в аспирантуру. И в качестве критика известен России ничуть не меньше, чем поэта. Борис привёз на «Каблуки» свою вторую книжку «Жили-боли» (это не опечатка, читатель. – Т.М.), предисловие к которому написано самим Львом Аннинским (с устрашающим, правда, названием « Блаженство увечья»), а в оформлении использованы печатные комплименты Борису со стороны Евгения Рейна и Бахыта Кенжеева, Кирилла Ковальджи и Олеси Николаевой... Место Бориса на «Каблуках» 2011 года – 49-е! «Мне не с кем говорить в моей стране...», – читаем мы в новом сборнике Бориса... и понимаем его не только как коллеги по перу. Тираж «Жили-боли» – просто шикарный, столичный – целых тысяча экземпляров. Бывший участник «Каблуков» Виктор Жеребин из Мытищ таких тиражей себе позволить не может, зато его только что вышедшая и как раз подоспевшая к «Каблукам» книга «Разглядеть за туманом» (300 экз., 374 страницы) удивит не только статистиков. По счёту она 15-я, при этом предыдущий сборник стихов был выпущен только в прошлом году. Возможно, не отгремели ещё и последние поздравления: книга «Открытый мир» принесла Виктору памятную медаль имени Грибоедова от коллег по Союзу писателей. Ну как тут не вспомнить, как в прошлом году, сославшись на анонимное «мнение жюри», ему отказывали даже в дневном выступлении в каблуковском яблоневом саду... В форме Виктор свободен до небрежности: может «зарифмовать», например, парочку глаголов (что тут же и будет замечено критиками, особенно начинающими) или использовать неточную рифму. Но любовная лирика Виктора красива и беспощадна в слове, а в его собственном исполнении со сцены этот эффект многократно усилен. Но вот фрагмент из последнего (кто сказал, что поэты – неважные патриоты?): Как лязгают траки! Тренинг под номером – 6. Как лязгают траки! Какие там, к чёрту, ромашки! И вот удивительно, вовсе не хочется есть... Эй, крикни с брони, – Вам «бронник» не давит тельняшки? По счёту какое мы видим в итоге кино? Кавказский, наш, пленник или «Девятая рота»? «Спецназ», «Офицеры»? – понять я хочу лишь одно: Крестовый поход или вечная, с детства, работа? Укусят, и мы огрызнёмся и вновь отойдём. Я в старый отцовский скоро упрусь сапогами Тот бруствор, из детства, ещё не замытый дождём И пахнущий горько полвека чужими телами. Скромное обаяние небольших тиражей (книга «Cancer и другие истории» вышла в 2009 г. тиражом 300 экз.) продемонстрировал и приехавший на «Каблуки» в качестве гостя Михаил Петров. Сибирякам автор известен по своей работе в Омске в газете и на телевидении. Тверякам, помимо того, что давно уже живёт в Твери и почти 30 лет член Союза писателей, по основанному им и продержавшемуся целое десятилетие журналу «Русская провинция» – замечательному не только по содержанию, но и по внешнему виду (журнал густо иллюстрировался профессиональными художниками). Сейчас Михаил Григорьевич снова на коне: у частного тверского издателя нашлись деньги на новую журнал-газету, и майский номер «Стези», выпущенный в духе «Русской провинции» (т.е. литература и живопись будут поделены в ней примерно пополам), заставил призадуматься тверских газетчиков и примкнувших к ним, кто на более простенькие (мягко говоря) «литературные» газетки получает денежку из бюджета. В принципе финансовая сторона вопроса – не моя тема. Если бы не мастер-классы на «Каблуках»: на один из них меня, можно сказать, пригласили, на второй, наверное, точнее будет сказать «пустили». И хотя «отдувался» (неважно, что пока ещё только нащупывая свой голос на этом методико-педагогическом мероприятии: опыт – дело наживное) на первом из них студент Литинститута Владимир Коркунов, был и некий человеческий «довесок» из четырёх (!) человек – те немногие, кто захотел послушать в качестве ведущего Ивана Демидова, практически второе по важности лицо как на самих «Каблуках», так и в печатной популяризации в Твери этого «проекта». И лучше бы Иван Владимирович не настаивал на том, что «западный мир ориентирован на гранты потому, чтобы убрать Россию из игры... Вот почему я примкнул ко Львову и мы единое целое». В любом случае В. Коркунова есть за что благодарить: он несколько лет «подгонял» на «Каблуки» талантливых иногородних поэтов (что, кстати, останется, если «свежая кровь» вдруг иссякнет?). А вот «мастер-класс» Анатолия Устьянцева – поэта безусловно замечательного! – хочется написать только в скобках. Медлительные и совершенно излишние рассуждения о своей внучке, о своих ПТУшниках, чтение стихов не приехавших участников съеели время раньше, чем присутствовавшие «семинаристы» успели вкусить только им предназначенной помощи. О реакции на своё (прочитанное по просьбе присутствовавших) стихотворение из новой книжки я просто вспомнить не могу без улыбки: «В виде самоиронии подаётся глубинное превосходство автора над другими, но глубоко запрятанное чувство (какое? – Т.М.) показывается само». Такой вот «литературоведческий» разбор. Или разборка? О том, что занятость в каблуковских мастер-классах и жюри оплачивается, известно каждому новичку. В прошлом году, например, Владимир Львов требовал от членов жюри пройти в кассу публично – прямо в школьных классах, где эти самые члены жюри вели свои мастер-классы. И маловероятно, что ситуация вдруг изменилась теперь, когда расходы на «Каблуки» давно уже закладываются в областной бюджет, да и новым главой района стал бывший глава Каблуковской администрации. Заметим даже, что конкурсные работы на «Каблуки» принимаются пока от всех желающих. В отличие, скажем, от «Берновской осени» – другого литературного конкурса на тверской земле, финансируемого на деньги налогоплательщиков. Впрочем, вернёмся к нашим литературным баранам. Приятно было увидеть на конкурсе Сергея Крылова из Москвы: известного барда, чью известную песню Тверское содружество писателей и газета «Рифма» так неудачно приписали в своё время супруге Ивана Демидова (читатель «Северо-Муйских огней» знаком с проблемой по моим публикациям «Плагиат – он и в Африке плагиат» и «Награда за плагиат»). Но, как сказал (хотя и по другому поводу) Борис Кутенков, «слова Ваших стихов уже использовали другие поэты». Приглашение известного стличного мэтра в качестве руководителя жюри в номинации «Бардовская песня» местный люд воспринял как естественное желание провинившихся погасить разгоревшийся скандал. Ура-ура! Доброе имя Твери хотя бы отчасти, но восстановлено, будем ждать новых сюрпризов от пылкого львовского окружения. Время до новых «Каблуков» ещё есть. Татьяна Михайлова |