На вопрос о различиях стихов и прозы многие, не задумываясь, ответят, что различаются они ритмом. Но ритм свойственен любой речи, хотя мы не всегда можем уловить его. Стихотворный ритм – порождение множества различных факторов: ударения, рифмовки, интонационных особенностей. Силлабо-тонический стих предполагает наличие определённого метра, определённого чередования сильных и слабых мест. Основных метров в силлабо-тонике 5, и все их прекрасно знают: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль. Не буду останавливаться на них подробно, поскольку это арифметика стихосложения. А расскажу я сначала вот о чём. Классический ямб характеризуется обязательным ударением на чётном слоге: __ / __ /. Однако строгая ритмическая заданность подчас лишает стих новых возможностей для выразительности. Вот почему в ритмике ямба допустим и считается обычным явлением пропуск ударных стоп. Так, например, 4- стопном ямбе обязательно ударение лишь на 8 слоге, другие чётные слоги могут быть безударными или представлять собой односложные слова: __ __ __ __ __ __ __ /. Такая ритмическая организация не противоречит правилам. Различают следующие вариации: 4-ударный ямб, 3-ударный ямб, 2-ударный ямб и 1-ударный ямб. Последняя разновидность стиха, если честно, встречается нечасто, а вот остальные стали нормой. Михаил Гаспаров в своём исследовании в качестве примера приводит стихотворение Андрея Белого «Ночью на кладбище», оно как раз и написано 2-ударным 4-стопным ямбом. Кладбищенский убогий сад И зеленеющие кочки. Над памятниками дрожат, Потрескивают огонечки. Над зарослями из дерев, Проплакавши колоколами, Храм яснится, оцепенев В ночь вырезанными крестами. Каков же результат? Если сравнивать с классическим 4-ударным ямбом, стихотворение приобретает большую лёгкость и при этом неторопливость, тогда как наличие всех обязательных ударений непременно задаст чёткий и довольно быстрый ритм. Согласитесь, в стихотворении про кладбище это не очень уместно. Дабы развеять сомнения, сравним стихотворение Белого со стихотворением Пушкина. Бог помочь вам, друзья мои, В заботах жизни, царской службы, И на пирах разгульной дружбы, И в сладких таинствах любви! Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли! А.С. Пушкин. 19 октября 1827. Довольно часто поэты используют и возможности, связанные с явным перебоем ритма. Я имею в виду случаи, когда при общей ямбической организации стиха слабое место в стопе заменяется сильным, проще говоря ямбическая стопа полностью заменяется хореической( /-- ) Это делается для того, чтобы особо выделить, подчеркнуть слово, чрезвычайно важное для поэта, несущее особый смысл. Такое слово само «вываливается» из контекста стихотворения, тем самым обращая на себя особое внимание. Это своеобразный ритмический курсив, пользоваться которым дано не каждому. Перебои ритма, наряду с мастерством, иллюстрируют и беспомощность поэта. На схемах перебой выглядит так: /__ __/ __/ __/ А теперь маленькая шутка Иннокентия Анненского. Перебой ритма (сонет) Как ни гулок, ни живуч - Ям - - б, утомлен и он, затих Средь мерцаний золотых, Уступив иным созвучьям. То-то вдруг по голым сучьям Прозы утра, град шутих, На листы веленьем щучьим За стихом поскачет стих. Узнаю вас, близкий рампе, Друг крылатый эпиграмм, Пэ - - она третьего размер. Вы играли уж при мер - - цаньи утра бледной лампе Танцы нежные Химер. |