1969 год,всего 43 года назад. Нью-Йорк.Сальвадор Дали,после раннего телефонного разговора,в прекрасном настроении,заигрывает с женой,имитируя кукушку .Но ,,кукует,, не обычное ,,ку-ку,, а ,,пу-бол,, , ,,пу-бол,, ... Пубол -средневековый замок/Baix Emporda,Cataluna,Espana/упоминающийся в документах с Х1 века,который только-что купил для,,querida Gala.,, благодарный муж. ,,Я привез туда /к руинам замка Пубол/ Гала с завязанными глазами и преподнес ей его,как мой подарок.Она меня поблагодарила... Через три месяца,возвращаясь из Нью-Йорка,посредине океана,в час вечернего чая,она взяла меня за руку и неожиданно сказала:,,Благодарю тебя еще раз.Я принимаю замок Пубол с одним единственным условием,что ты не явишься навестить меня,если я не приглашу тебя письменно.Это условие возбудимо мои мазохистские чувства и я пришел в восторг,Гала превращала замок в недоступный,такой,каким он не переставал быть никогда. ,, Теперь недоступный замок сеньоры Гала открыт для туристов.Сезон начинается 14 марта.В числе первых немногочисленных посетителей вхожу во внутренний дворик.Каков он,замок моей соотечественницы,странницы,как и я? Многовековую толстенную каменную стену обвивает куст вьющейся розы.Листья,листья,шипы ...и вдруг прямо на уровне глаз - раскрывающийся розовый бутон,единственный.Одинокий. Если правда,что душа перевоплощается и материализуется,может , розовый бутон- ни что иное,как душа Галы,тем более,что и могила ее находится прямо здесь,в подвале замка.Могильных плиты две,кто-то меня опередил и на одну из них поставил живые цветы -это могила Гала. Другая была предназначена для Сальвадора,он не хотел расставаться с Гала даже после смерти и мечтал держаться за руки через отверстие между могилами,но потом передумал или за него передумали,этого мы уже никогда не узнаем. Так,чтобы никто не увидел,я здороваюсь с розовым бутоном:,,Здравствуй,хозяйка,показывай свои хоромы,, Розовый бутон не отвечает. /Говорят,у Гала был плохой характер./ Поднимаюсь в гербовую комнату. Бросается в глаза княжеский трон.Здесь восседал,принимая журналистов, Дали .Гербовый зал расписан руками Дали и декорирован в его стиле.Этого нельзя описать,это нужно видеть.Уже немного знакомая с его искусством,меня оно не поражает,точнее,не шокирует так,как в начале знакомства. В огромном гербовом зале ,полном шедевров Дали, я замираю у обыкновенного окна.В оконной нише по обе стороны окна вделаны в стену каменные табуреты и рядом с окном,на стене портрет Гала,одиноко сидящей на одном из этих табуретов и смотрящей в это самое окно. Сколько часов провела она,сидя у окна,о чем думала,какие эпизоды всплывали в памяти пожилой женщины? Пусть она была эгоисткой,самовлюбленной и прожигающей жизнь женщиной, пусть была неблагодарной дочерью,плохой сестрой,никудышней матерью... Но не могу поверить, что никогда хоть в воспроминаниях не возвращалась она к своим истокам. Ведь сохранила же она свою детскую фотографию с двумя братьями и сестрой . Эта пожелтевшая от времени маленькая черно-белая фотография поколесила по миру,прежде чем навсегда остаться на стенке музея. Следующая комната- рояльный зал.Декорирован в красном тоне,служил местом отдыха: удобные красные диваны и кресла, красные портьеры,на стенках -акварели Дали,конечно. Лист металла,на котором изображены радиаторы отопления,прикрывающий настоящие радиаторы, ,настенные ковры 17 века, круглый столик/чуть не вырвалось ,,на курьих ножках,,/ на страусиных лапах. Две из них настоящие,засушенные ,и две -из гипса.Через стеклянную поверхность стола виден нижний этаж,и навечно замерший в грациозной позе белый конь.Он так живописен,что не могу назвать его чучелом. Рояль. .Говорят,ни Гала,ни Дали не были меломанами. На рояле играли молодые поклонники Гала.В этом же рояльном зале на стене есть изображение : Гала,как девочка,сидящая на полу и слушающая музыку,исполняемую на этом самом рояле молодым французским философом Мишелем Пасторе. Следующий зал -библиотека. Сначала удивилась,не увидев книг,но затем прочла в путеводителе,что были все-таки книги в библиотеке Гала,французских и русских классиков .Имена не упоминаются,поэтому о ее литературном вкусе судить не можем,известно одно,что было достаточно книг ее бывшего мужа,поэта Поля Элюара. Библиотека ,в числе некоторых других вещей перешла в наследство дочери Гала и Элюара -Сесилии. Музыкальный центр...В небольшой коллекции пластинок с надписями на французском языке -Вагнер,Моцарт,Чайковский, и на проигрывателе-пластинка на русском -,,Уральский народный хор,, Не привезла ведь эту пластинку в 1917 году Гала из России.Наверное,подарил кто-нибудь.Или попросила Гала одного из друзей,и тот сбился с ног,разыскивая по Москве именно эту пластинку. Что хотела воскресить в памяти,слушая народные уральские песни , ,,последная муза хх века,, ,Божественная Гала,, ,,госпожа замка ,,Пубол,,? Русская икона,навсегда поставленная в спальне Гала и обрамленная венком из желтых бессмертников. Благославила ли этой иконой дочку, влюбленную и рвущуюся из дома в неизвестность,ее мать ? Или много позже сама Гала,увидев русскую икону в антикварной лавке,приобрела ее,не спрашивая цену,или это подарок одного из друзей? Неизвестно...Известно лишь то,что икона стояла и стоит в ее спальне. ,,Матерь божья, спаси,сохрани,помоги !,, Обращалась ли Гала с этой молитвой к иконе ?,,Спаси...,, -кого? Гала? ,,Сохрани..,, -кого? Дочь? ,,Помоги..,, -кому ? Маме ? Дали? Братьям? Сестре?Человечеству? Посещение замка нашей соотечественницы разрушило во мне общепринятое мнение о ней. Я увидела не высокомерную светскую львицу,а одинокую,забытую самыми родными людьми,женщину, наверное ,заслужившую этого забытья.В молодые годы, стесняясь своего происхождения,своей бедности,провинциальности,она отреклась от прошлого,начав свою биографию со знакомства с талантливым Полем Элюаром. Ее не хотят считать ,, своей,, ни Франция,ни Испания,ни Америка,ни Россия,она чужая для всех,хотя ее знает весь мир и она была музой трех гениев. Говорят,она была развратницей,и подбирала бездомную чумазую молодежь на улице ,что приводило в ужас известного своей манией чистоты Дали. А может ,увидев бездомного тощего и грязного хиппи, она,пытаясь искупить свои прошлые грехи,давала возможность юной душе расправить крылья,дав ей бескорыстно горячий душ,еду и отдых.Или просто никогда не забывала о своей такой же ,безденежной и голодной юности. Ей приписывают бесчисленные пластические операции,всевозможные процедуры по омоложению...Но в ее туалетной комнате, среди немногих самых необходимых любой женщине вещей,я увидела всего 2/два/ флакона духов. И несколько засушенных колосков пшеницы.Не такой я представляла туалетную комнату капризной сеньоры,помешанной на сохранении своей красоты и молодости. Ее обвиняют в скупости,говорят,что она умерла на мешке с деньгами... Но ведь деньги не давались ей даром,она принимала самое активное участие в зарабатывании этих больших денег. Попробуйте продать за большие деньги какую-нибудь никому не нужную вещь,и вы узнаете,как это трудно,или даже невозможно. А Гала смогла.Ни на что не похожие картины никому неизвестного Дали начали продаваться в ее великой помощью. Многие не признанные при жизни гении ,творя бессмертные шедевры,умерли в нищете.Им не повезло,на их пути не встретилась Гала. Я держу в руках написанное ею собственноручно размашистым почерком на французском языке деловое письмо: ,, 19 марта 1952 год Нью Йорк Дорогой Гонсало ! Надеемся выехать 11 апреля,чтобы прибыть в Париж 18 или 19-го. Надеюсь,все складывается хорошо и ты проработал,,вопрос,, в сторону улучшения. Пожалуйста,попроси твоего друга фотографа господина Санс,чтобы приготовил нашу серию, по крайней мере,к нашему приезду. Как ты знаешь,Дали работает,чтобы утвердиться в одном из самых читаемых журналов. Кроме того,у меня много материала для фото,т.к.считаю,что достаточно трудно заполучить его. Обнимаю,до скорого.Ваша Гала Дали,, Подобных писем только в архиве семьи Дуран тридцать,а сколько их всего -никто не считал... Мне рассказывали мои коллеги по работе,что Дали иногда перебирал спиртного,обедая в ресторане и тогда Гала , не очень с ним церемонясь,в повышенном тоне заставляла его подниматься из-за стола:,,Работать !- кричала она ,,Ты должен работать !,, Общеизвестный факт : свою последнюю картину Дали написал через десять месяцев после смерти Гала. Последние шесть лет жизни он не писал ничего и некому было его заставить. В замке Пубол на одной из стен - немногочисленные фотографии из личного альбома Гала. Гала не улыбается на фото,на некоторых -смеется,или делает вид,что смеется ,а в основном -глубокая грусть в глазах ,в позе,в опущенных уголках рта.Какие причины для грусти были у этой избранницы судьбы? Неужели так тяжела эта ноша -быть любимой женщиной ГЕНИЯ ? Из дневника Дали:,,Самое главное на свете -это Гала и Дали.Потом идет один Дали.А на третьем месте -все остальные, разумеется снова включая нас двоих,, Подтверждение этим словам -увековеченная его непревзойденным искусством Гала. Покидая замок,бросаю монетку в бассейн,чтобы вернуться. 10.06. 2012 года исполнится 30 лет со дня смерти Гала Дали/Елены Дьяконовой-Деулиной/ |