К 80 - летию со дня рождения ответственного секретаря Тульского регионального отделения Союза писателей России Имя Виктора Фёдоровича Пахомова, пожалуй, одно из самых значимых не только в тульской литературе, но и в современном российском литературном обществе. Мы вправе задать вопрос: откуда в поэте, выходце из крестьянской семьи, такое высокое человеческое начало? А ответ, на мой взгляд, прост. Именно его крестьянские корни и дают Виктору Фёдоровичу житейскую мудрость, свойственную людям его поколения. Хлебнув лиха через край в детстве, ребёнком опалив свои крылья в огненных годах войны при оккупации, он навсегда закалился в этих невзгодах, не забывая о пережитых страданиях. И помогли ему в этом и крепкий деревенский стержень, и воспитание, и нравственный потенциал, заложенный родителями. Первый опыт писательского труда он приобрёл ещё в детстве, когда писал неокрепшими руками письма отцу на фронт под диктовку матери. До сих пор в его памяти свежи воспоминания военной поры…Восьмилетним мальчиком он вместе с родными и односельчанами смотрит на пожарище родного дома, который подожгли фашисты при отступлении, видит заломленные от горя и отчаяния руки матери и ощущает запах горелого хлеба. Из памяти не вычеркнешь дни обороны Тулы, когда такие, как он, малыши, вместе с взрослыми рыли окопы, получая в награду еду один раз в день. Всё это Виктор Федорович запечатлел в стихах: "По израненной бедной стране", "Горелый хлеб", "Под осени тягостный ропот": "Под осени тягостный ропот, Раз в день получая еду, Мы рыли под Тулой окопы В святом сорок первом году. С лицом утомлённым, небритым Мне врезался в память боец, Что так изумился: "А ты-то, А ты-то, зачем здесь, малец?" Наша память избирательна, и, к счастью, из неё пусть не конца выпадают, но со временем теряют остроту горькие минуты. Так и у Виктора Фёдоровича постепенно уходили картины войны. Нужно было жить, помогать матери. Отец его ещё в 1943 году погиб на фронте. Жизнь поэта не была лёгкой, послевоенное трудное время требовало сил, и физических, и духовных, на подъём и восстановление страны. Как и все настоящие мужчины, Виктор Фёдорович отслужил в армии. Обладая кроме поэтического таланта и талантом художника, окончил художественное училище имени 1905 года и работал учителем рисования и черчения в средней школе. Затем окончил заочное отделение художественно - графического факультета Московского государственного педагогического института. Работая в дальнейшем на должностях: директора школы, ответственного секретаря районной газеты, руководителя литобъединения, Пахомов находил время для выражения поэтических чувств. Его неутомимая жажда знать, творить, психологическая прозорливость, природный душевный такт находили воплощение в лирике. Первый сборник стихотворений "Моё село" вышел в 1974 году, а в 1975 его приняли в Союз писателей СССР. Пахомов называет наиболее важные вопросы современности и сам отвечает на них. Отвечает весомо, исчерпывающе. Ему свойственна доверительность интонации, эмоциональная открытость, я бы сказала, выворачивание души наизнанку. Всё это возбуждает ответные чувства. Ну, как скажите на милость, не ответить взаимностью поэту на такие трепетные строки: "Треклятое чувство измены Сковало, пронзило, ожгло. Обрушились своды и стены, И прахом всё заволокло…" Душа поэта открыта чувству любви, ищет её, не страшась ошибиться, не боясь платы за любовь – раскаяния. Прощением он хочет преодолеть мучение души, проходит испытание искренностью. Она и помогает ему найти свой путь: "Я потеряю стыд и честь, В беспамятстве порву все жилы. Судьба, оставь всё так, как есть, Не отлучай меня от милой…" Разве это не поступок мужчины - признать вину, покаяться и заново заслужить доверие? Потому-то и верим ему, что в образе своих героев, в их характерах и поступках он использует свой поэтический и жизненный опыт, тонкую интуицию и проницательность. Всю неистраченную нежность, возвышенность души и любовь к женщине он переносит на образ Родины. Родина, мать и любимая! - неразделимы. Понимая, что, не перестроив душу, нельзя вернуть чувство родственной близости с природой, Родиной, Пахомов внутренне примиряется с внешним миром и с самим собой, преподавая нам уроки человеческого участия. Проникновенны его слова о матери. Чувство потери, одиночества и боли проходят красной нитью через его творчество. "Отче мой, обращаюсь к тебе: Сам собой я наказан жестоко. Передай своей верной рабе, Как мне здесь без неё одиноко…" Из поэзии Пахомова видно, что именно мать сберегла, сохранила и передала привязанность к родному крову, явила миру пример душевной стойкости и чистоты. Вошедшая навеки в его душу деревенская жизнь, овеществлённая в описании быта, в интерьере деревенской избы, песнях сделала его знатоком тяжёлого крестьянского существования во все века в России. Он воспевает Россию не только весеннюю, соловьиную, но и страдающую, несущую потери, суровую, растоптанную, трудовую. «Как муки сновидений, Сводящие с ума, Покинутых селений Забитые дома…» С болью восклицает он, глядя на разруху, понимая, что разруха, как стихийное бедствие сметает на пути созданное предшествующими поколениями. Гораздо страшнее разруха в наших умах и сознании, когда такие нравственные ценности как патриотизм, любовь к Родине и своим предкам заменена количеством жёлтого металла. От этого перехватывает дыхание, но поэт не хочет видеть тупика. Решения не приходят со стороны, для достижения цели нужен труд, дело, переосмысление действительности. И он, как мудрец, мужчина и поэт подставляя грудь свежему ветру и метели, преодолевает их в упорном единоборстве. Особенно сила его духа видна в строках стихотворения «О гвоздях»: «Мы те же гвозди! И из тех, Что не ломаются, не гнутся, Всегда собою остаются, Не поддаются, как на грех… И не уходим мы в запас, Как этот гость веков матёрый. И всем на свете гвоздодёрам Не вырвать из эпохи нас!» И в перехвате дыхания эпохи, как и в своём собственном дыхании, Пахомов не видит причины для отчаяния. В его стихах чёткое философское понимание мировых явлений и ощущение извечности на Руси, бессмертия своего народа. Лирический герой поэта важен ему, но не менее важен ему и образ эпохи. Очутившись в непростое время переходного периода становления другого строя общества, непонятного, агрессивного, время ломки привычных идеалов, он не растерялся, не впал в отчаяние, а, как и все люди его поколения, устоял. Обладая врождённой интеллигентностью, Виктор Фёдорович не остаётся безучастным к происходящим спорам и дискуссиям, не отвечает на выпады недоброжелателей, а отвечает им своими творениями, в которых каждое слово – правда жизни. Он честно служит литературе. Поэзия Пахомова созвучна времени. Сам из народа, он пользуется народным языком, исповедуется, переживает, раскаивается, при этом не боится вещать правду. «Я убит под Моздоком Пулей снайперской в темя, Где чеченским оброком Обложило нас время…» Только сострадающий поэт может воплотиться в душу убитого боевиками воина. Это стихотворение звучит набатом и перекликается со знаменитым стихотворением А.Твардовского «Я убит подо Ржевом». Нужно отметить, что вся патриотическая лирика Пахомова искрит душевной болью и призывает не забывать уроки прошлого. В будущем он видит продолжение настоящего, недоумевая, почему отвергается историческое прошлое. Тематика стихотворений Виктора Пахомова разнообразна, но в его творчестве преобладают философские мысли, вопросы морали, сосредоточенность и вдумчивость, которые отличают только его поэзию. Поэзия его – вместилище множества судеб от простой крестьянской женщины, родственника, соседа по дому, друга - поэта до святого Сергия Радонежского. Поэта заботит чистота русского языка, поэтому в его стихах не встретишь модных неологизмов, а наоборот, ему более привычны истинно русские названия и обороты речи. Даже один из сборников он назвал редко употребляемым словом «Окаём», что означает «пространство, которое можно окинуть взглядом, горизонт, кругозор». Пространство души мастера перешагнуло за его собственный горизонт видения событий. Взгляд поэта давно устремлён сквозь время, ибо он понимает, что жизнь нельзя просто принимать или не принимать, её нужно делать, строить и тогда не будет ничего дороже этой жизни. Несмотря на сдержанные чувства в лирике Пахомова, доброта и правдивость его слов возвышаются над рутиной, выдавая профессионализм, интеллигентность и мастерство художника слова. А его юношеский романтизм и музыкальность стихов нашли выражение в зрелости Мудреца. «Всё выдержим, всё сдюжим, всё снесём – Известны нам из прошлого примеры. Всё возродим, поднимем и спасём, В себя бы лишь не утерять нам веры!» И как же не верить этим словам?! Конечно, в этом эссе не нашли отражение многие мои мысли о философе, мыслителе, отличном поэте и ответственном секретаре тульской региональной организации Союза писателей России Викторе Фёдоровиче Пахомове, поскольку его творчество требует серьёзных исследований и кропотливости изучения. Но твёрдо уверена в одном: своим талантом он давно завоевал своё место под солнцем. Ольга Бугримова Член независимого литературного клуба "Московский Парнас"и тульского литературного объединения "Пегас" |