НЕСКОЛЬКО ПСЕВДОУРОКОВ МИФОЛОГИИ Как-то само собой сложился у меня цикл псевдомифологических стихотворений то ли с сатирической, то ли с юмористической окраской. Восприятие их впрямую зависит от душевной настроенности читающего. Охотно соглашусь с теми, кто скажет, что прежде следует разобраться в наших буднях, а не забираться /хотя бы ради шутки/ в дебри прошлого. Но, подумалось мне, читатель / коль скоро таковой сыщется/, не будет в претензии к автору, лишний раз напомнившему о существовании, уверенно расположившихся на кончике нашего слуха, таких знакомых-незнакомых имён, как-то: Геракл, Авгиевы конюшни, ящик Пандоры, Танталовы муки и им подобных. Глядишь, на первый взгляд безобидное напоминание побудит иных обратиться к справочникам и словарям. АТТИЧЕСКАЯ СОЛЬ Есть способ досадить И паукам, и моли, Прислав из Аттики Бочонок крепкой соли. Чтоб избежать врагов Несметных кланы, Аттическую соль Просыпьте им на раны. Друзьям и недругам Обида будет общей, Коль соль из Аттики Проникнет кожи толщу. Аттическая философия известна со времён Сократа. Центром высшей духовной деятельности того времени были Афины /Аттика/, представителями которой являлись Аристотель, Платон, Аристипп, Зенон... Отсюда и пошло выражение «аттическая соль», означающее тонкую, подчас больно ранящую, остроумную шутку. РУСАЛКА И НИМФЫ Как вам понравится триада: Русалочка, наяда и дриада? Русалка, правда что, не нимфа, Но остальные две — фирмА. Я всех бы трёх себе присвоил, Но — глуп не будь — сумел усвоить, Что нимфы, хоть они и мифы Но безопасны не всегда. Нимфы /иносказательно/ — женщины лёгкого поведения. Но в мифологии древних они же — полубогини, олицетворяющие природу: водяные — наяды, на суше — дриады и ореады. Русалка /в народных поверьях/ — существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. МУЗЫ Не кончают музы вузы И не лепят музы вазы. Попадают музы в лузы, Где хранятся наши фразы. Чем изящнее и тоньше Выражаем наши мысли, Тем настойчивее музы В поисках второго смысла. Что хотел сказать поэт, Что таится в «па» танцора, Что пропел лихой дуэт, Добравшись до фа мажора? На что пьесой намекнул Драматический писатель, В чём историк погрешил, Назвав глупость благодатью? В темпе, будто на рысях, Проникают вглубь сознанья... Были б лучше на сносях Или писали б завещанье. Музы — девять дочерей Юпитера и Мнемозины / богини памяти/: Клио — муза истории, Евтерпа — лирического стихотворства, Талия — драмы и комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — нежных любовных песен, Полимния — гимна, Урания — астрономии, Калиопа — эпоса. Их считали девственницами, хотя сомнения в их добродетели существуют. В дебрях мифологии встречаются намёки на то, что у некоторых из них были дети. Но у муз есть ещё и другое наименование — пиэриды. Вследствие девятисуточного пребывания Мнемозины в «гостях» у Юпитера, в Пиэрии, где у них и родились перечисленные музы, девушкам дали прозвище, на сей раз по месту рождения, пиэрии. МЕЧТА О ЦИРЦЕЕ О том, что усилием тяжким, Беру я у женщины клянча, Не нахожу панацеи, Как Сервантесова кляча. Поэтому каждая прачка Мне мнится подобной Цирцее, И входит любовная скачка В мой план достижения цели. Когда над корытом склоняясь, Она изгибает свой стан, Я чувствую, что загибаюсь, И нервным поэтому стал. Цирцея /иносказательно/ — обворожительная, но опасная красавица. В гомеровской «Одиссее» — волшебница, превратившая спутников главного героя в свиней. /будет продолжение/ Борис Иоселевич |