Знать свои корни «Ты зелёный листок на дереве жизни, а не мёртвое свидетельство о рождении. И давайте вспоминать, иначе мы просто так и не поймем, кто же такие мы...». Борис Васильев. Глава 1. Зачем надо знать свои корни? А разве неинтересно? У меня, например, вызывает душевный трепет такая простая схема: Вот - я. У меня двое родителей - отец и мать. У моего отца и моей матери тоже имелись свои родители. Стало быть, у меня были два дедушки и две бабушки. Продолжая эти нехитрые рассуждения, имею по восходящим линиям родословной по 4 прадедушек и прабабушек, по 8 прапрадедушек и прапрабабушек, по 16 прапрапра -, по 32 прапрапрапра-, по 64, по 128 и т.д. и т.д. - прямых предков мужского и женского пола. Вот сколько народу принимало участие в сотворении меня! Сколько ниточек протянулось ко мне из гигантского клубка отшумевших и оставшихся навсегда в прошлом жизней! Жизнь конкретного человека - моя, твоя, каждого - уникальна. Бесчисленное множество человеческих жизней закончилось, не оставив продолжения в нашем времени, а вот мне и каждому из людей, живущих сейчас, судьба предоставила возможность оказаться на кончиках длиннейших, незримых нитей, тянущихся к нашим общим, образно говоря, прародителям Адаму и Еве, а если мы оставим после себя потомство, то эти нити потянутся в будущее! Все мы, земляне, родственники. На самом деле энное число предков мужского и женского пола для одного человека необязательно должно подчиняться прогрессии 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т. д. Если бы это было так, то род человеческий в прошедших временах численно должен был бы превосходить нынешнее население Земли, а он был малочисленнее и восходил, говоря ненаучным языком, к одной единственной паре, сотворенной Богом. После Адама и Евы все следующие супружеские пары были сначала братьями и сестрами по крови. Постепенно крона человеческого древа разрослась до гигантских размеров, но и в этой кроне отдельные ветви срастались, давая общее начало для многих последующих пар. Другими словами, супружеские пары могут оказаться родственниками в каком-нибудь «надцатом» колене. Поясню этот факт на примере родословной нашего Пушкина. Все знают, что матерью поэта была Надежда Осиповна Ганнибал, которая вела свой род по отцовской линии от «арапа Петра Великого», прибывшего в Россию из Африки. Но не все знают, что она ко всему этому приходилась троюродной племянницей собственному мужу Сергею Львовичу Пушкину, и её дети, в том числе и наш поэт, были не только её детьми, но приходились ей ещё и четвероюродными братьями и сестрой. Почему так получилось? Да потому, что мать Надежды Осиповны - Мария Алексеевна, в девичестве Пушкина, в замужестве Ганнибал - была из рода Пушкиных и была троюродной сестрой отца поэта - Сергея Львовича. Представляете? Отец и бабушка поэта были, хоть и троюродными, но братом и сестрой! И, несмотря на своё «арапское» происхождение, Надежда Осиповна, так же как и её муж, имела общего предка в лице Григория Пушки, жившего во времена Ивана Грозного. Переплетение родственных линий могло породнить, казалось бы, совсем далёких, не связанных между собой национальностью, языком и культурой людей. Хотите пример? Пожалуйста! Два великих поэта - наш Лермонтов и английский Байрон - оказались очень дальними родственниками по линии Лермонтовых. У них был общий предок - шотландец Лермант. Отец нашего поэта, обедневший дворянин, русский, имевший несколько поколений русских предков, унаследовал от шотландца лишь фамилию. Следовательно, родословие отца поэта шло от шотландца по мужской линии. Что касается английского поэта Байрона, то в его случае родство от шотландца велось по женской линии. В XVII-м веке одна девица из рода Лермантов вышла замуж за сэра Гордона. Через 150 лет ещё одна девица, но уже из рода Гордонов вышла замуж за Байрона. От этого брака родился поэт Байрон, и произошло это за 26 лет до рождения в Москве у Красных ворот нашего Лермонтова, который, став поэтом, боготворил байроновскую лиру и в своих ранних стихах подражал своему очень далекому родственнику, а спустя некоторое время как бы отрёкся от него в своём стихотворении «Нет, я не Байрон, я - другой». И, слава Богу, что другой, добавим от себя, ибо Лермонтов - творение русской культуры. А если посмотреть на родословие князей, царей, императоров, то родственные связи там были более чем распространённым явлением. Австрийскую императрицу Марию-Терезию современники называли «тёщей всей Европы», потому что её многочисленные дочери стали королевами главнейших европейских государств, а значит, потомки этих дочерей в лице Марии-Терезии имели общую бабушку. Мы, россияне, считаем некоторых русских царей из династии Романовых немцами по крови, потому что они-де появились на свет от матерей-немок и сами потом женились на немецких принцессах, но бывало и так, что и российские царевны, выходя замуж за европейских принцев, становились матерями и давали продолжение королевским династиям. Правда, русская кровь попадала в жилы европейских монархов гораздо реже. А чаще всё-таки было наоборот. Например, через гессенских принцесс оказались в довольно близком родстве русский император Николай Второй, немецкий кайзер Вильгельм Второй и английский король Георг, и между собой они общались по-родственному - кузен Никки, кузен Вилли, кузен Джорджи. Причём английский Георг и наш Николай даже внешне до чрезвычайности походили друг на друга, Вообще вопрос о национальной принадлежности каждого из нас может решаться с учётом национальности лишь ближайших родственников - отца, матери да дедушек и бабушек. При становлении Руси и в последующие времена в жилах россиян было намешано столько различной крови, что, к примеру, один россиянин в своём лице имел монгольские черты (Ленин), а другой - африканские (Пушкин), и все мы очень разные. А что же нас роднит? А роднит нас родной язык да общая культура. Вот еще пример из истории. Дочь Петра Первого, русская императрица Елизавета Петровна (по матери немка, кстати сказать) за неимением законных детей назначила наследником русского престола сына своей старшей сестры Анны Петровны и, стало быть, своего родного племянника. Племянника звали Карл-Ульрихт-Петр. Родился он в голштинском герцогстве, по-русски не говорил, был лютеранином, но всё ж таки в его жилах частично текла кровь Романовых - он был как-никак внуком Петра Первого. Кто он был по национальности? Отец - герцог голштинский. Мать - Анна Петровна Романова, по отцу русская, по матери вроде бы немка (её мать - Екатерина Первая, в девичестве Марта Скавронская). Следовательно, внук Петра Первого по крови был больше немец, чем русский. Карл-Ульрихт- Петр стал императором Петром Третьим. Но до того как он стал им, его женили на немецкой принцессе Софье-Августе-Фредерике Ангальт-Цербской, ставшей впоследствии после дворцового переворота русской императрицей Екатериной Второй. Считается, что в её жилах нет ни капли русской крови, но через супруга Петра Третьего она была причислена к дому Романовых. На самом деле династия Романовых по мужской линии пресеклась на Петре Втором. Пётр Второй - тоже внук Петра Первого. Его отец - сын Петра Первого, царевич Алексей, русский и по отцу, и по матери (мать Алексея - первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина). Пётр Второй без сомнения является Романовым, но в отличие от деда и отца он наполовину русский, наполовину немец, поскольку отец его Алексей был женат на кронпринцессе Шарлотте- Христине- Софии Брауншвейг- Вольфенбиттельской (уф! ) Романовы произошли не от княжеского рода Рюриковичей, а от старинного боярского рода Кошкиных-Захарьиных-Юрьевых. В роду Романовых были попытки заполучить княжескую кровь., хотя, по правде говоря, дворцовое окружение Романовых заботилось не столько наличием рюриковой крови в наследниках трона, сколько собственными интересами и влиянием на будущего монарха. В частности, именно Петра Второго, по замыслу светлейшего князя Меньшикова, чуть не женили на княжне Долгорукой из рода Рюриковичей, да ранняя смерть юного императора помешала этому браку. Как известно, династия Рюриковичей пресеклась со смертью Ивана Грозного и смертями его сыновей (царевича Ивана он убил самолично в пылу гнева; царь Фёдор Иоанович был немощен и не оставил наследников престола; малолетнего царевича Дмитрия убили в Угличе при Годунове). Но вот что интересно: Пётр Третий и Екатерина Вторая, принятые в дом Романовых, в своих жилах несли буквально частичку рюриковой крови! В каком-то восходящем колене они имели общую n-прабабушку, дочь Ярослава Мудрого Анну, ставшую женой французского короля Генриха Первого. Кроме того, дотошные историки обнаружили, что столь несхожие личности, как Петр Третий и Екатерина Вторая, оказались по одной из линий троюродными, по другой - четвероюродными братом и сестрой! После Екатерины Второй следующим русским императором стал её сын Павел Первый Романов. Придворная сплетня донесла, что он был рождён Екатериной, ещё не ставшей императрицей, якобы не от законного супруга Петра Третьего (с частицами крови Романовых), а от русского её фаворита Салтыкова, на которого, говорят, Павел был чрезвычайно похож. Если это действительно так (это только слухи и не подтверждено ничем доказательным), то Павел Первый по факту рождения не Романов, но зато наполовину русский. Вот как причудливо формировались родословные русских царей. Но разве у простых российских граждан не случались подобные казусы в родословии? Не секрет, что в помещичьем быту внебрачные связи господ и крепостной дворни были весьма распространенным явлением. Например, среди жителей псковских деревень до сих пор встречаются смуглые толстогубые люди, имеющие черты африканского происхождения - не волнуйтесь, не от Пушкина Александра Сергеевича, хотя было дело, и он, находясь в ссылке в Михайловском, «неосторожно обрюхатил» крепостную девушку Ольгу Калашникову (родившийся мальчик вскоре умер). К появлению на свет на Псковщине многих крепостных арапчат имел отношение двоюродный дедушка поэта - Петр Абрамович Ганнибал. Судьба иного человека могла обернуться так, что таким вот житейским способом он мог вдруг обрести царские корни. Вспоминаю курьёзный случай в бытность мою в Таганроге, куда меня занес родственный визит к тётушке моего мужа. Во время прогулки по городу в сопровождении местного жителя я увидела у подножия памятника Петру Первому неказистый венок из искусственных цветов с надписью на ленте: «Дорогому дедушке от его далекого правнука». Сильно удивившись, я обратилась к спутнику за разъяснением. Спутник, сердито скосоротившись, поведал: «Да есть тут один ненормальный, который считает себя каким-то там правнуком Петра Первого. Будто бы Петр Первый, когда был в этих местах, успел «наследить», в результате чего и пошел род этого ненормального. Мы посмеялись. Но с другой стороны, почему бы и нет? Ведь могло бы так произойти? Вполне. Большинству смертных до царских корней далеко. Да и вообще если предки простые неграмотные труженики и никаких документов не сохранилось, то как быть с корнями? Изучая историю страны, мы беспечно равнодушны к истории собственной семьи, с трудом помним имена своих дедушек и бабушек, не говоря уж о более давних предках. Мы ужасно нелюбопытны и не храним в своей памяти семейные предания, не стараемся передать их своим потомкам. Можно изучать историю страны по книгам, а можно изучать её по истории своего рода, что гораздо интереснее, поскольку обнаруживается и некая собственная причастность к тем или иным историческим событиям и процессам. Это ведь только на первый взгляд мы просто живём. На самом деле мы живём в историческом времени, в определённую историческую эпоху и участвуем в общем историческом процессе, который наши потомки будут исследовать и оценивать. Взрослея, я задалась целью собрать хотя бы крупицы знания о моих предках. Плохие ли они были или хорошие, но они мои предки. Я попросила моего отца написать родословную Кузьминых. Отец «зажегся», много работал, собирал материалы о наших родственниках - кто чем занимался и как жил. Но поскольку жизнь большинства Кузьминых проходила на Урале, отец увлёкся историей Урала вообще. Роясь в книжных запасах музеев и библиотек, он добыл много интересных сведений, но ушёл далеко в сторону и подробных записок о родне не оставил. И, тем не менее, он успел составить драгоценную для меня схему. Благодаря этой схеме я могу теперь привести имена, даты жизни моих предков, начиная с прапрадедушек и прапрабабушек. И я тороплюсь оставить эти сведения на бумаге для моих потомков в надежде, что «рукописи не горят», и очень хочу, чтобы потомки заинтересовались моими записями, не потеряли их, не выкинули их из своей памяти как ненужный хлам, а передавали бы их, как эстафету, из рода в род. Только помня о своих предках, зная их имена, мы воскрешаем их в нашей теперешней жизни! Среди Кузьминых на обозримом витке времени не было ни царей, ни гениев, ни вообще, образно говоря, золотых самородков. На языке золотодобытчиков (это я знаю со слов моего отца, вволю поковырявшегося в уральской земле в добывании золота) всё, что не золото - зовётся пустой породой. Что же из этого следует? Значит ли это, что мы, Кузьмины, пустая порода? Не согласна! Пустая порода в золотодобыче - это песок, глина, камень, это строительный материал, необходимый для созидательной работы. В общем круговороте жизни никакая порода не может быть пустой. «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» Но главное надо помнить, что жизнь каждого человека - уникальное явление! Пусть наши предки не оставили заметного следа в обществе (не всем же Божьей волею становиться гениями, как Пушкин, например!). След наших предков - это мы. Нашими жизнями мы обязаны им. Да и не для того надо знать свои корни, чтобы только выяснить знатное или незнатное свое происхождение. Мы - наследники прошедших времён. Мы несём гены, наследуем черты внешности и характера наших предков, наследуем даже некоторые привычки и болезни. Знать свои корни полезно для собственного самопознания - «И в кого это я уродился такой?». Знать свои корни необходимо из чувства благодарности к своим предкам. И пусть они живут в нашей памяти, эти простые люди, ничем заметно не проявившие себя в официальной истории страны! Всё равно для нас, их потомков, они являются в каком-то смысле историческими личностями. Совсем недавно закончился не только XX-ый век, закончилось, страшно сказать, второе тысячелетие от Рождества Христова. Становление Руси из славянских племен произошло в конце первого тысячелетия. За вторую тысячу лет Древняя Русь разрушилась, воссоздалась в новом облике Московского царства, которое в последующие времена разрослось до размеров огромной империи, вместившей множество других этносов. Сейчас мы переживаем трудное время, когда наше великое в недавнем прошлом государство зашло в стадию саморазрушения. XX-ый век в истории нашей страны был очень кровавым, ломающим судьбы и жизни миллионов наших соотечественников. Род Кузьминых не сломался, не исчез и, хочется верить, ему предстоит жить и расти в следующем веке в преображенном государстве, в котором каждому представителю этого рода найдётся своё место. А мы, нынешнее старшее поколение Кузьминых, сформировавшееся в XX-м веке, перейдём в разряд предков и в каком-то смысле в разряд исторических личностей. Я надеюсь, что будущие Кузьмины прочтут мои записки с особым интересом, ибо то, о чем я поведаю, они не найдут больше ни в каком документе и ни в какой книге. Пусть история рода Кузьминых начинается в моих записках «не от Рюрика». Так уж получилось, что следы наших далёких предков затерялись в сравнительно недавнем прошлом. Но что мешает нам начать историю Кузьминых с любой точки отсчёта времени, например, с 1779 года, года появления на свет Кузьмина Николая Александровича? Прошло чуть более двухсот лет - не такой уж короткий период времени: два века и пять поколений Кузьминых. В настоящее время живут представители пятого, шестого и уже седьмого и восьмого поколения. Задаю вопрос: почему родословную Кузьминых я начинаю с одного из моих восьми прапрадедов - Кузьмина Николая Александровича? Отвечаю: потому что он Кузьмин и потому что в схеме, составленной моим отцом, этот предок значится под номером 1. Называя имя прапрадеда, я воскрешаю его в своих записках и в памяти его потомков. |