Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Владимир Бровко
Объем: 36790 [ символов ]
Икона раздора ч.7
ч.7
 
Тихвинский период истории Старорусской иконы
 
Продолжаем изучение истории Старорусской иконы. И как мы узнали с предыдущей части, то по состоянию на 1572 г. икона была перенесена в поселение Тихвин и размещена во вновь созданном по указу царя Ивана Грозного Тихвинском Успенском Богородическом мужском монастыре в Успенском соборе, где для нее был сделан впоследствии и специальный придел.
 
Летописные источники указывают, что собор был построен московским мастером Фрязиным и новгородским строителем – «нарядчиком» Д.И. Сырковым.
 
Собор расположен в северо-восточной части обширного монастырского двора по оси «Святых ворот». Такое расположение Собора позволило организовать обширную соборную площадь перед его западной и южной сторонами. На эту площадь выходят самые значительные и нарядные здания.
 
Прообразом пятиглавой Успенской соборной церкви послужил Московский Успенский собор, определивший объемную и планировочную структуру здания как трехнефную, шестистолпную с четырехчастным делением фасадов по длинным сторонам, переходящим в килевидные завершения и позакомарные покрытия.
 
Но только этими внешними признаками и определяется сходство соборов.
В остальном же Тихвинский Успенский собор представляет собой самостоятельный памятник архитектуры начала XVI века, не имеющий повторений.
 
Отличие его от других подобных соборов, построенных одновременно (собор Преображения Хутынского монастыря в Новгороде, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Ярославского Спасо-Преображенского собора и др.) заключается в том, что он был одноэтажным, поземным, без горизонтальных членений фасадов, с невысокими, первоначально открытыми папертями.
 
Монастырские документы донесли до наших дней имена художников, работавших по росписи стен Успенского собора во второй половине XVII века: «…тихвинского посадского жильца Макея Петровича Фалилеева отец писал в монастыре стенное письмо с новгородскими иконниками и с Родионом Сергеевым для Соборной церкви».
 
В 1690 году артель тихвинских иконников во главе с Иваном Шемушским за один летний сезон расписала фресками стены, столбы, свод, портал Успенского собора.
 
В конце XVIII века монастырские власти произвели «поновление» стенного письма, в результате которого частично погибли старые фрески. Однако целые композиции этих росписей и отдельные фигуры сохранились до наших дней на северо-западной стене, в северо-восточном углу и на сводах.
 
Росписи поражают интенсивностью и нарядностью цвета, грандиозностью фигур. Частично остались нетронутыми и росписи наружных стен собора, выполненные в 1661 году мастерами Григорием Андреевым, Мироном Евдокимовым и другими иконописцами, работавшими во второй половине XVII века, в период расцвета тихвинского иконописного промысла.
 
Перестройки XVIII -первой четверти XIX вв. и растеска древних оконных проемов исказили объемно-пространственную композицию и силуэт первоначального облика здания.
 
Как выглядит в данное время Тихвинский Успенский Богородический мужской монастырь и Успенском соборе хорошо видно из нижеприведенных фотографий взятых автором на сайте «Православные монастыри и храмы северо-запада» (http://palmernw.ru/)
Старорусская икона Божией матери находясь в Тихвине еще больше привлекала прихожан в Успенском Богородическом мужском монастырь и поэтому монастырские власти откладывали ее возвращение.
 
Но были и объективные обстоятельства мешавшие возвращению. Скажем из-за войны со Швецией в 1611-1617 годах, когда Старая Русса подверглась разграблению. А вот сильно укрепленный Тихвинский монастырь устоял,
 
Шли годы, перерастая постепенно в века, Старорусская икона Божией Матери по прежнему находилась в Тихвине, но в Старой Руссе из уст в уста, передавалось память об утраченном чудотворном образе Божией Матери.
И может этому обстоятельству способствовал тот факт, что в местном соборе имелась небольшая копия, согласно преданию пришедшая из Тихвинского монастыря в 1640 году.
 
В 1787 г. в Старой Руссе местные власти перешли от воспоминаний к делу и отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении Старорусской иконы.
Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию Старорусской, которая и была принесена в собор Спасо - Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая 1788 г.»
 
Не договорившись напрямую с игуменами Тихвинского Успенского Богородического мужского монастыря о добровольном возвращении Старорусской иконы, рушане решили напрямую обратится за помощью к митрополита Новгородскому и Санкт-Петербургскому Амвросию (Подобедову), но вновь получили отказ.
 
Иеромонах Старорусского Спасо-Преображенского монастыря Сергий писал по этому поводу следующее: что митрополит Амвросий «с Евгением, епископом Старорусским, склонны были удовлетворить благочестивому желанию старорусских граждан, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим отказал выдать Икону присланным из Руссы депутатам, под предлогом опасения возмущения тихвинских граждан, не желавших отпустить чтимую святыню».
 
Отдать же икону в Старую Руссу, значит, по мнению тихвинского архимандрита архимандрит Иллариона (Кириллова):, «лишить Ея своего места, своего придела, и тем самым оказать несправедливость городу Тихвину и Обители Тихвинской, в которой оная Икона столь долгое время находится, так благолепно украшена, и благочестно почитается Матерь Божия, изображенная на оной...»
 
Сами Тихвинцы, тоже были с этим полностью согласны но выдвинули и новый довод в свою пользу « мол , - богатые, украшенные драгоценными камнями ризы на Старорусской святыне, которые были возложены на икону «прародителями нашими; когда усердие местности благолепно украсило ее, и когда наконец сооружен во имя ее престол, освященный благодатью Всевышнего».
 
Поэтому из Новгородской Духовной консистории от имени Его Императорского Величества 4 ноября 1850 года поступает указ Святейшего Синода «Об отказе Старорусским гражданам в возвращении в Старую Руссу из Тихвина Старорусской иконы».
В 1885 году была сделана новая попытка возвратить Старорусскую икону, когда сторону рушан принял сам как великий князь Владимир Александрович, главнокомандующий войсками Петербургского военного округа.
Именно он поддержал новое ходатайство в Синод настоятеля Старорусского Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Мардария о возвращении Старорусской иконы.
 
Да и сами старорусские граждане время даром не теряли и дважды обращались с просьбой к великому князю, после чего он 29 октября 1887 года он и отправил на имя обер-прокурора Святейшего Синода свой рескрипт, решивший, в конечном счете исход дела.
2 мая 1888 года Синод обратился к обер-прокурору за разрешение на перенесение Старорусской иконы монаршей милости.
 
Что и было утверждено высочайшей рукою уже через пять дней - 7 мая 1888 года.
 
Радости старорушан не было придела. По подписке они собрали большую сумму в 14500 рублей, необходимую для написания точной копии Старорусской святыни, чтобы она пребывала «навеки» в Тихвинской обители.
21 августа 1888 года архимандрит Мардарий, отслужив соборный молебен, отправился с монастырской братией в Тихвин за искомой святыней.
 
Но тут очевидно с подачи местного тихвинского церковного начальства была сделана попытка путем возмужания местного населения, воспрепятствовать возвращению иконы.
 
Народная молва твердила одно: икону возвращают за деньги.
Пытаясь опровергнуть эти слухи, архимандрит Евгений совершил роковую ошибку, заявляя тихвинцам, что митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор готов пойти на попятную.
 
Но, в конце-концов, народ успокоился и братия Тихвинского Большого монастыря и жители Тихвина пожелали проводить Старорусскую икону с большими почестями.
 
А теперь я хочу предложить читателю подлинное свидетельство очевидца описываемых мною событий составленное жителем Старой Руссы. мещ. Петром Андреевичем Беляниновым ( в сокращенном виде):
.
« 24 августа 1888 года, вместе с другими гражданами г. Старой Руссы, прибыл я на Старорусскую станцию Новгородской железной дороги для отправления в г. Тихвин. Поезд для нас был уже приготовлен, и все мы были приглашены в зало 1 класса на молебен.
Молебен был отслужен Самому Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, дабы Господь наш Иисус Христос благословил нас в путь и послал нам Своего Ангела Хранителя, мира наставника во всем пути нашем, и помочь нам возвратиться здравыми, чем Господь нас и благословил.
Молебен служил Отец Иоанн Добромыслов. Священник Свято-Духовской церкви, со своими певчими: молебное пение было до того трогательно, что многие из нас плакали. По окончании молебна о. Иоанном было сказано прочувственное напутственное слово и все мы прикладывались ко Кресту и были окроплены св. водою и затем сели в приготовленные вагоны.
При прощании отец Иоанн благословил меня освященною просфорою. Поезд тронулся, все отправляющиеся перекрестились, и некоторые проговорили вслух: “Пресвятая Богородице, спаси нас и благослови возвратиться здравыми в домы свои”.
На всех станциях железной дороги от г. Старой Руссы до Чудова я раздавал маршруты несения Иконы Старорусской Божией Матери, выданные от Настоятеля Старорусского монастыря о. архимандрита Мардария.
 
Со станции Чудово отправились пешком по Аракчеевской дороге. Не дошли мы только трех верст до реки Волхова, как пошел довольно порядочный дождь.
По прибытии же на берег Волхова мы, стоя под дождем, не менее полутора часов: ждали парома, который был на противоположном берегу; нас всех было не более ста человек, обоз с кухней, носилки и киот для Иконы Богоматери; дождавшись парома, мы сами перетянулись на нем чрез реку Волхов.
В село Грузине на ночлег прибыли в 8 часов, ночевали в гостинице и за ночлег заплатили. По утру, напившись чая, отправились в путь; это было 25 августа.
В этот день от Грузина отошли 47 верст; пройдя 29 верст за Оскуйскую церковь, остановились на ночлег в деревне. С ночлега 26 числа отправились мы до Ругуйской церкви, пройдя в этот день до ночлега 36 верст: затем на следующий день 27 числа, мы отправились от Ругуйской и Липинской церквей к г. Тихвину; идя дорогою и предвидя окончание пути, мы радовались.
 
С горы, за 5 верст до места, нашим взорам представился город Тихвин со своими окрестностями, святые храмы его, мужской и женский монастыри, где помещалась и наша Старорусская Чудотворная Икона Божией Матери.
Все мы, остановившись на этой горе, усердно помолились Царице Небесной, радуясь окончанию нашего путешествия. Придя на черту города, сели на землю отдохнуть и приготовиться, для кого как было нужно.
При входе в город Тихвин нам встретился довольно прилично одетый мужчина и спросил нас, куда идем?
Мы ему ответили, что идем из г. Старой Руссы в г. Тихвин за Иконою Царицы Небесной.
На это он сказал нам: “не дадим вам Иконы, да и Сама Она с вами не пойдет. Она вас ослепит”, и начал произносить на нас бранные слова. Чтобы утишить его, мы ему сказали: “Иди с Богом, что даст Божия Матерь, то и будет” и положились на Ее заступление.
 
Когда мы проходили городом, на нас смотрели из всех домов Тихвинские горожане. Дойдя до Святых ворот Тихвинского мужского монастыря и помолившись, вошли в ограду, а потом и в храм Тихвинской Божией Матери, и в храме этом, на левой стороне у столба увидели Образ Старорусской Божией Матери, нашей Заступницы неоцененной, пали пред Ним на колени и усердно молились о помиловании нас грешных, приложились к Ее Пречистому Образу, с умилением и слезами взывая к Ней:
“Пресвятая Богородице, спаси нас и сподоби нас, недостойных, поднять и нести в родной город Пречистый Образ Твой”. Потом поклонились Пречистому Образу Божией Матери Тихвинской, который некогда был несен по воздуху Ангелами Господними. Затем осмотрели всю внутренность святого храма и все находящиеся в нем святые иконы с их драгоценными украшениями, мы отправились на квартиру в дом Новожилова, в котором нас поместилось – внизу 30 человек и вверху 60 человек. Все эти люди содержались на счет г. Старой Руссы.
 
На второй день по прибытии нашем в г. Тихвин, в воскресенье 28 числа, мы пошли в монастырь помолиться Тихвинской Божией Матери.
Нам открыли золотую ризу на Пречистом Ее Образе, к которому мы приложились, а также и к другой бесценной Святыне – Ризе Христа Спасителя, часть которой находится в иконе Распятия Господня, на втором столпе, с южной стороны храма.
В этот день, с разрешения Высокопреосвященного Исидора, Митрополита Новгородского, был назначен крестный ход кругом г. Тихвина с Иконою Старорусской Божией Матери, прочими иконами, хоругвями и крестами.
После поздней литургии, по выносе из церкви гражданами г. Тихвина Иконы Старорусской Божией Матери, поднялся сильный вихрь, от которого на куполе собора оборвало штукатурку, которая с треском упала на кровлю храма; тем же вихрем сломало большое дерево в монастырской ограде и загородило дорогу, по которой должен был идти крестный ход.
Чтобы очистить путь, наши Старорусские граждане дерево это с дороги стащили в сторону и таким образом очистили путь.
 
По прибытии крестного хода на городскую площадь Икона Старорусской Божией Матери была поставлена на землю, на носилках, и пред Нею начали служить молебен с коленопреклонением и слезами.
Некоторые из молящихся плакали, громко взывая: “не оставь нас Матерь Божия, Царица Небесная”. Молебен был отслужен Тихвинским Архимандритом со всем священством с великим благоговением.
Во время служения молебна, неизвестно откуда прилетел белый голубь, сделал в воздухе над Иконою Богоматери несколько кругов и улетел за город, видевшие дивились этому чуду. По окончании молебна крестный ход двинулся по улицам кругом города и, обойдя город, возвратился в монастырь. Тихвинцы поставили Икону Царицы Небесной на прежнее ее место, все разошлись по своим домам, и мы возвратились на свою квартиру, на которой и ожидали два дня до 31 августа, т. е. до дня, в который было назначено поднятие Иконы Старорусской Божией Матери для несения в г. Старую Руссу.
……………….
30-го числа приехало из Руссы множество купечества и других граждан и наш Городской Голова В. М. Клейнмихель, и все с нетерпением ожидали следующего дня – дня поднятия Иконы Старорусской Божией Матери. Но вот, наконец, наступил давно ожидаемый нами радостный для нас день 31 августа.
С раннего утра нетерпеливо мы ждали того часа и той минуты, когда сподобимся поднять нашу Святую Икону. Раздался великий благовест к литургии; мы все были готовы в путь; по окончании литургии был отслужен молебен Царице Небесной, Заступнице нашей, и а. Архимандритом Тихвинского монастыря была произнесена весьма трогательная речь, которую он закончил сими словами: “Да протечет рекою благодать Божия от г. Тихвина до г. Новгорода и от Новгорода до г. Старой Руссы”.
 
По окончании своей речи о. Архимандрит подозвал к себе старорусского Городского Голову В. М. Клейнмихеля, благословил его освященною просфорою и сказал: “вручаю вам Святую Чудотворную Икону Старорусском Божией Матери”, и, взяв его под руку, подвел к Иконе.
Затем, обратившись ко всем нам, сказал: “Благословляю вас, граждане г. Старой Руссы, на поднятие Пречистого Образа Старорусской Божией Матери”.
Тогда мы, недостойные, сотворив на себе крестное знамение и став на возвышенное место, на котором стояла Святая Икона, осмелились прикоснуться к ней для поднятия. Силы наши были так слабы, что мы сомневались в возможности поднять Пречистый Образ, но к великой нашей радости Сама Матерь Божия своею чудодейственною силою и силою, невидимо предстоящих святых Архангелов и Ангелов, помогла нам грешным, и мы совершенно легко подняли с места Ее Пречистый Образ и понесли на главах своих.
 
При поднятии Святой Иконы находились: Старорусского Спасо-Преображенского монастыря Архимандрит Мардарий, Иеромонах Сергий, Иеродиакон Мартирий, Диакон Иоанн, послушники: Михаил Емельянов, Иоанн Васильев и Иоанн Ужинский, Тихвинского монастыря Иеромонах Парфений, наш Старорусский Городской Голова Василий Михайлович Клейнмихель, Петр Никитич Северов – Заместитель Городского Головы, Николай Михайлович Кузнецов – Член Городской Управы, депутаты, избранные от г. Старой Руссы восемь человек: П. Я. Зверев, А. И. Ванюков, А. С. Махов, С. П. Лядин, П. И. Пономарев, Н. А. Попов, Е. В. Архипов и П. А. Белякинов, купцы г. Старой Руссы: П. Д. Антонов, М. Е. Быков. И. С. Мельников, И. М. Птицын, А. Е. Вишняков, Ф. Н. Ванюков, В. Н. Потапов, И. Ф. Голиков, В. П. Шубин, К. А. Дъячков, В. Д. Дементьев, А. К. Раков, Н. И. Валов, П. П. Синеносов, К. И. Земсков, И. А. Земсков, В. И. Мелихов, купеческий сын М. Ф. Киселев, А. Т. Иванов, М. Т. Киселев, М. И. Хрыпов, В. Дитяткин, Н. А. Погребов, А. В. Калашников, В. В. Ботин, Мануиль Иванов, М. И. Сумряков и М. И. Протопопов, мещанское сословие и ремесленники, коих находилось в г. Тихвине при поднятии Иконы не менее 300 человек.
Во весь путь следования безотлучно находились при Иконе Божией Матери следующие старорусцы: С. М. Соловухин, М. И. Лепшев, И. Я. Романов, В. К. Золотое, В. Е. Данилов, А. П. Белянинов, В. А. Трубицын, В. П. Бровкин, И. Х. Харитонов, В. Я. Зверев, В. И. Выскрикинский, В. М. Яхонтов, Г. И. Гусев, И. П. Косолапов, И. Филимонов, Д. Матвеев, Ф. Пономарев, М. Москвин, П. Дмитриев, В. Ягунов, П. Степанов и В. И. Красильников.
 
Настала торжественная минута, которой мы дожидались с нетерпением.
Все мы несказанно радовались и радостью этою желали поделиться с близкими сердцу нашими родными и со всеми жителями г. Старой Руссы. Когда стали поднимать Пречистый Образ Богоматери, тогда запели “Достойно есть блажити Тя Богородицу”.
 
В эту минуту в храме раздался громкий плач и рыдания всего народа. Когда вынесли в монастырскую ограду Царицу Небесную, мы увидали войско, построившееся шпалерами, по обе стороны пути. Это было охранное войско, или почетный караул, который должен был сопровождать Св. Икону до Чудова.
Вынеся на главах Пречестный Образ за Святые Монастырские ворота, поставили Его на приготовленные носилки и пошли в путь. В это время Городской Голова В. М. Клейнмихель дал телеграмму в г. Старую Руссу о том, что Св. Икона поднята и понесена в путь. Шествие сопровождали два Архимандрита, все духовенство и множество народа г. Тихвина.
 
По прибытии за черту города шествие остановилось против находящейся там часовни. Здесь был прочитан указ Государя Императора и Святейшего Синода о перенесении Иконы из г. Тихвина в г. Старую Руссу, и отслужен напутственный молебен для нас, шествующих в путь. По окончании молебна Отцы Архимандриты Тихвинского и Старорусского Монастырей, поклонившись друг другу, поцеловались и, распрощавшись, оба заплакали.
Народ весь плакал и так громко было его рыдание и стон, что нет возможности передать и выразить.
С нашей стороны были слезы радости и умиления, со стороны же тихвинцев были непритворные слезы горя и печали. Рыдая, они взывали ко Всепетой Владычице: “Царица Небесная, не оставь нас, грешных; согрешили пред Тобою мы недостойные”.
………………….
Местные жители, проводив Святую Икону кто 5 верст, а кто и десять и помолившись Царице Небесной, возвратились обратно в г. Тихвин. Тогда мы, старорусцы, с великою радостью понесли Святую Икону на своих раменах.
В один момент составился из наших Старорусских граждан хор певчих любителей и сладкогласно запели: “К Богородице прилежно ныне притецем...”. “Пресвятая Богородице, спаси нас” и прочие стихиры.
В этот день мы точно не шли, а летели, не слыхали никакой устали в ногах. За несколько верст до Липинской церкви народ большими массами встречал несенную нами Святую Икону Царицы Небесной, а потом увидали мы приближающийся крестный ход со священством, и остановились для совершения молебна Царице Небесной. Все пришедшие на сретение подошли под Пречистый Образ Богоматери. Затем мы пошли к Липинской церкви, где и остановились. Икона была внесена в церковь и поставлена на приготовленном для Нее приличном месте, и отслужено всенощное.
Потом церковь была заперта, и к ней был на ночь поставлен караул кругом церкви, а мы отправились на ночлег.
……………………….
Подходя к селу Грузину, мы увидали громадное стечение народа и выстроившийся шпалерами 88-й пехотный Петровский полк с полковою музыкою, игравшею “Коль славен наш Господь в Сионе”. Музыка, пение певчих и торжественный колокольный звон, сливаясь в одно целое, наполняли воздух неслыханным торжественным, звуком, прямо входящим в душу каждого человека, и до того это было трогательно, что во всем теле ощущался какой-то невольный радостный трепет.
Народ весь подходил под Пречистый Образ Владычицы с умилением и слезами. Когда Святая Икона была внесена в Грузинский собор и поставлена на приготовленном для Нее приличном месте, духовенство начало служить молебны, и раздался великий благовест ко всенощной. Весь храм был освещен великолепно, пение певчих было стройное. После чтения Евангелия народ прикладывался к Пречистому Образу Царицы Небесной и был помазуем святым елеем. Всенощное бдение длилось до 10 часов, и по окончании храм был заперт, и мы отправились на ночлег.
…………………
На следующий день, 8 сентября, в 5 часов начали служить опять молебны, а в 8 часов литургию, после которой опять отправились в путь. Пройдя две версты, сначала слышали неистовый крик, потом собачий лай, и, наконец, увидели молодую женщину, держимую двумя здоровыми мужчинами. Молодая женщина эта была одержима нечистым духом. Когда она увидела Чудотворный Образ Божией Матери Старорусской, начала метаться и бросаться в разные стороны, но сила Божией Матери и державших людей удерживали бесноватую. Когда же приблизились к Святой Иконе Божией Матери и стали наклоняться, чтобы подойти под Чудотворную Икону, сила нечистого духа стала ослабевать, и крики бесноватой стали реже и тише.
Подвели ее под Святую Икону один раз, потом второй, третий, и так подводили до двенадцати раз. Затем она сама подошла под Пречистый Образ Богоматери и горячо со слезами и с сердечным умилением молилась, прося Матерь Божию о избавлении своем.
Потом слышим – кричат и стонут – вторая, третья, и так начали подводить бесноватых, которых в этот день было пятнадцать женщин. Всех их с великою силою подводили под Святую Чудотворную Икону; из них первые пять женщин были подведены под Святую Икону по двенадцати раз. Бесноватые пришли в себя и начали просить нас, чтобы опустили на землю Пречистый Образ Божией Матери и дозволили им приложиться к нему. Икона была остановлена, поставлена на землю и открыто стекло киота, и начали их подводить ко Пречистому Образу нашей Чудотворной Иконы.
Все они, встав на колени, взирали на Святую Икону с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистые руци Божией Матери и нози Предвечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа, прося о помиловании их от злого духа.
Подойдя под Чудотворный Образ Богоматери, больные женщины сами понесли его на раменах своих. Мы же и весь народ, видя такое чудо избавления, радовались о исцелении бесноватых и прославляли Царицу Небесную за оказанную страждущим скорую помощь.
 
Тут Подберезский крестный ход, по отслужении молебна, с священнослужителями возвратился обратно в Подберезье, а мы продолжали свой путь и вскоре встретили приближающийся к нам крестный ход из село Подъельской церкви, с которым вместе пришли в село Подъельское.
Здесь стечение народа было громадное, многие прибыли сюда из г. Новгорода и Старой Русс
Икона была внесена в храм и поставлена на приличном месте, для того приготовленном и украшенном зеленью, цветами и большими ветвями слив. По окончании молебнов последовало всенощное бдение с литиею и елеопомазанием.
В числе подходивших к помазанию елеем были и те бесноватые женщины, которые несли Пречистый Образ; все они, подойдя к Образу, лобызали его, потом, стоя на коленях, благодарили Царицу Небесную за помилование их и избавление от злого духа; после этого им подана была Святая Богоявленская вода, которую они пили. Одна из них стала икать, и так сильно, что как будто бы в ней поднимались все ее внутренности, не могла стоять на ногах и легла в церкви на пол.
 
На следующее утро, 9 сентября, начало молебнов было в 5 часов, в 8 часов благовест к обедне, по окончании которой продолжалось дальнейшее наше шествие с Иконою в сопровождении всего священства с крестным ходом и множеством народа. Пройдя немного, крестный ход возвратился в село Подъельскую церковь, а нашим взорам, спустя немного, предстала картина: сначала монастыри Святых угодников Варлаама Хутынскаго, Антония Римлянина и затем Великий Новгород.
 
Не доходя до Новгорода версты четыре, мы увидели приближающиеся к нам толпы народа и затем крестный ход, идущий от Свято-Духова женского монастыря. Во главе шел Преосвященнейший Владимир, Епископ Старорусский, с ним шли три архимандрита и все духовенство Великого Новгорода; за ними следовали гражданские власти г. Новгорода – губернатор, вице-губернатор и все высшее начальство; Городской Голова, члены Городской Управы и наши: Городской Голова В. М. Клейнмихель и члены городской. Управы: И. И. Носухин, Н. В. Худяков и Н. М. Кузнецов.
Когда все духовное и гражданское начальство приблизилось к нам, шествие остановилось, и был отслужен молебен Божией Матери самим Архипастырем Владимиром со всем духовенством, потом все духовенство и гражданские начальники, подойдя под Святую Икону Старорусской Божией Матери, понесли ее на раменах своих. В это время Пречистый Образ Божией Матери несли с левой стороны: Преосвященный Владимир, Епископ Старорусский, три архимандрита и все священники г. Новгорода, а с правой стороны несли: начальник губернии Мосолов, вице-губернатор, Новгородский Городской Голова и наш Старорусский Голова Клейнмихель и члены Управы: Носухин, Худяков и Кузнецов, гласные Новгородской Городской Думы и все высшее начальство г. Новгорода.
 
Шествие совершалось очень тихо по причине великого многотысячного стечения народа, прибывшего с разных сторон для поклонения Старорусской Святыне, Чудотворной Иконы Божией Матери. На городской черте против Свято-Духова женского монастыря был отслужен Преосвященным Владимиром молебен, и здесь Святую Икону встретило множество монахинь из Новгородских женских монастырей, – Свято-Духова, Зверина и Сыркова.
Затем был построен шпалерами 85-й пехотный Выборгский полк до самого Софийского собора, с их полковою музыкою игравшею “Коль Славен наш Господь в Сионе”, певчие пели из акафиста Пресвятой Богородице. Все это – музыка, певчие и колокольный звон, сливаясь в одно целое, представляло что-то неслыханное и невиданное в нашем мире.
 
На вступлении в город увидели, что вся площадь пред Софийским собором буквально была залита народом. Пред собором шествие остановилось, носилки были поставлены на землю. Икону Пресвятой Богородицы подняли с носилок и внесли в храм Святой Софии Премудрости Божией. Преосвященный Епископ Владимир и с ним все духовенство запели “Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу”. В собор Святую Икону поставили на приличном месте, приставили к ней три громадных подсвечника, зажгли сотни свечей, а также были освещены паникадила, люстры и все находящиеся в соборе свечи и лампады, и началось служение молебнов.
 
В 6 часов раздался благовест ко всенощному бдению, которое служил сам Епископ Владимир с городским духовенством и двумя диаконами. По прочтении Евангелия все молящиеся прикладывались к Пречистому Образу и были все помазаны св. елеем рукою самого Преосвященного Владимира, Епископа Старорусского. Всенощное окончилось в 10 часов. В этот день, когда Святую Икону Старорусской Божией Матери внесли в Софийский собор и поставили на приготовленное для ней место, мы, депутаты от г. Старой Руссы, ходившие в г. Тихвин за Св. Иконою, нашим городским головою В. М. Клейнмихелем были представлены Новгородскому Губернатору и другим властям, которые поздравили нас с благополучным принесением Иконы Старорусской Божией Матери и благодарили за понесенные нами труды и старания во время пути до г. Новгорода.
……………………….
В этот день, 14 сентября, нам следовало идти до села Коростыни. Крестный ход провожал Икону на расстоянии 5 верст. При входе в деревню Шимск оказалось, что вся она украшена флагами и поставлены две арки, убранные цветами и зеленью. Здесь проходя, по просьбе крестьян, служили молебны. Пришли к реке Шелони – границе нашего Старорусского уезда, чрез которую следовало переправляться на пароме.
Паром был украшен зеленью и посредине устроена арка, под которой и была поставлена Св. Икона Божией Матери. Во время переправы чрез реку о. архимандрит с прочим духовенством служил молебен Божией Матери. Народ же, следовавший за иконою Богородицы был в несколько приемов перевезен через реку Шелонь по железнодорожному мосту в вагонах железной дороги и в лодках. За рекою Шелонью Святую Икону встретили рота солдат квартирующего в г. Старой Руссе 86-го пех. Вильманстрандского полка под командою капитана Щербакова, крестный ход с духовенством из села Подгощской церкви и такое великое множество народа, что весь берег реки был буквально залит молящимся народом.
…………………..
На следующий день, 15 сентября, нам следовало пройти со Святою Иконою по маршруту только семь верст до села Буреги. Утром этого дня, после молебнов совершена была литургия, за которою горело множество свечей, люстры и лампады. По литургии и напутственном молебне, в сопровождении Коростынского крестного хода, пошли к селу Буреги. Между тем, крестный ход из села Буреги шел уже навстречу нам.
Число людей встречавших и провожавших было так велико, что даже дивно было смотреть. Подходим к селу Бурегам, и видим его разукрашенным флагами, а арки убранными цветами и зеленью. У церковной ограды была поставлена рота солдат шпалерами, которые и отдали честь Божией Матери вместе со своим ротным командиром г. Щербаковым.
Войдя в ограду, шествие остановилось, и Пречистый Образ внесли в церковь. Церковь была тотчас же освещена, пред Святою Иконою были поставлены три больших подсвечника, и на них горело множество свечей от приношений усердных и боголюбивых христиан. Затем духовенство служило молебны, продолжавшиеся до 6 часов вечера, а в 6 часов началось всенощное, во время которого, по прочтении Св. Евангелия, все молящиеся прикладывались к Пречистому Образу Пресвятой Богородицы, и были елеопомазаны.
 
На следующий день, 16 сентября, нам со Святою Иконою предстояло пройти 18 верст до Наговской церкви. По утру с 5 часов служились молебны. В семь часов началась литургия и окончилась в 9. По окончании обедни и напутственного молебна мы отправились в путь и на половине дороги издали увидели приближающийся к нам крестный ход из села Нагова.
В храме села Нагова сначала служились молебны по желанию православных христиан; мы же отправились в свою походную столовую пообедать в последний раз в это путешествие, в котором обедало самое меньшее триста человек, а случалось, что обедающих было по пяти и по шести сот человек.
После обеда в 6 часов началось всенощное бдение, церковь была переполнена молящимся народом, храм был освещен торжественно, все ликовало и радовалось ради принесения Иконы Божией Матери. По прочтению Евангелия народ прикладывался к Чудотворному Образу и был елеопомазан.
 
На следующее утро было 17 число сентября 1888 года. День великий, день особенно радостный для всех нас, день торжественного принесения Чудотворного Образа Царицы Небесной Божией Матери Старорусской в свой родной город Старую Руссу, в котором она не была более трех столетий и возвращалась ныне по неисповедимым судьбам Божиим и милостивым повелением Благочестивейшего Великого Государя нашего Императора Александра Александровича.
 
В пять часов Наговский храм был отворен, духовенство служило молебны Матери Божией. Народ большими массами приходил из г. Старой Руссы. Все мы дожидали великого крестного хода из всех церквей г. Старой Руссы. Наконец от г. Старой Руссы по всей дороге до самого села Нагова стала видна какая-то движущаяся черная полоса, – это было движение людей и с ним крестного хода из всех Старорусских церквей с хоругвями, крестами и святыми иконами во сретение Чудотворного Образа Старорусской Божией Матери. Приближаясь к селу Нагову, крестный ход остановился, – мы подняли Пречистый Образ Матери Божией и пошли навстречу ему; и потом вместе с ним направились в Старую Руссу.
 
При деревне Дубовицах шествие встретил Преосвященный Владимир, Епископ Старорусский, со множеством духовенства, Новгородский вице-губернатор Морголи, Старорусский уездный Предводитель Дворянства князь Васильчиков, уездный Исправник Строганов, городской голова В. М. Клейнмихель, члены городской управы: И. И. Носухин, П. В. Худяков, Г. М. Кузнецов, гласные городской думы: член Земской Управы и полицейское начальство, ремесленный голова Ф. С. Грачев, старшины всех цехов и их товарищи со значками, все городское купечество мещанское и ремесленное сословия и великое множество народа, которого было в г. Старой Руссе, по предложению очевидцев, не менее как до 50000 человек. От городской черты и до городской площади были построены шпалерами войска 86 пехотного Вильманстрандского полка и полковая музыка, игравшая: “Коль славен наш Господь в Сионе”.
 
На самой черте города была поставлена арка, украшенная зеленью и живыми цветами, на которой были следующие надписи: с одной стороны: “Прииди ныне во славе в Твой, Богородице, град и подаждь нам Твою милость”, а с другой стороны: “Все упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, сохрани нас под кровом Твоим”.
Музыка, пение певчих и любителей пения и звон колоколов сливались в одно целое. Весь город был украшен флагами и зеленью. Когда проходили по Александровскому мосту, были сняты фотографические виды с крестного хода.
Придя на городскую площадь, Чудотворную Икону Старорусской Божией Матери поставили на особое возвышенное место, устроенное против Александро-Невской церкви, и служили молебен с коленопреклонением, по окончании которого Преосвященным Епископом Владимиром было сказано весьма теплое прочувственное слово. Затем шествие направилось по Крестецкой и Троицкой улицам прямо в Спасо-Преображенский монастырь, внесли Святую Чудотворную Икону в храм и поставили на приготовленное место, и был отслужен благодарственный молебен с коленопреклонением. Все мы благодарили Матерь Божию, Царицу Небесную, что она сподобила нас принести ее Пречистый образ из г. Тихвина в свой родной город Старую Руссу.
 
Помолившись усердно Матери Божией, мы пошли на берег реки Полисть, где был приготовлен обед для богомольцев, пришедших в Старую Руссу со Святою Иконою; там все приготовленное было роздано народу, и все сидели и ели, славя Пречистую Богородицу. Число обедавших людей простиралось до 15000 человек. Затем и мы отправились по домам своим. В тот же день, по принесении Святой Иконы Божией Матери, от Старорусского Благотворительного Общества раздавалось богомольцам порции хлеба и по одной булке на каждого человека.
 
На второй день по принесении Иконы Божией Матери Старорусской, 18 сентября, совершено было обнесение частей мощей Святых угодников Божиих, принесенного Чудотворного образа Богоматери кругом Спасо-Преображенского Монастыря и незначительной части города. Обнесение это совершалось после поздней литургии и окончилось в два часа. По окончании обнесения все торжественное шествие и Преосвященный Владыка Владимир, Епископ Старорусский с братиею монастыря и прочим духовенством возвратились в монастырь, чем и окончилось духовное торжество перенесения Чудотворной Иконы Старорусской Божией Матери из г. Тихвина в г. Старую Руссу.
 
В этот день также на берегу реки Полисти был приготовлен обед для приходящих богомольцев, а в зале Городской Думы был приготовлен обед для высокопоставленных богомольцев, за которым присутствовали Преосвященный Владимир, Епископ Старорусский, три Архимандрита, придворный диакон Громов, Новгородский Вице-губернатор Моргали, семейства Генерал-Лейтенанта Бобрыкина – Сенатора Лерхе и почетнейшие граждане города Старой Руссы, а также и ходившие в г. Тихвин за Иконой депутаты от города Старой Руссы».
 
Так завершился трехсотлетний период нахождения Строрусской иконы Божией матери в Тихвине.
(конец ч.7)
Все фото и рисунки к статье находятся тут:
Дата публикации: 07.05.2011 00:21
Предыдущее: ХРОНИКИ ИЗ ИСТОРИИ НИБИРУАНЦЕВ ч.1Следующее: Икона раздора ч.8

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта