О некоторых аспектах употребления мата в литературе. Писалось об этом уже много и многими. Но всё больше про морально- этические стороны этого дела. Я же хотел бы подойти к вопросу с несколько иной стороны. Мат как часть родной речи Можно спорить о корнях мата (наследие ли это татаро-монголов или исконно славянское), но тот факт, что мат древен, никто не оспаривает. Наберите в поисковике «русский мат» - и там уйма исследований на данную тему. Это, безусловно, древнейшая и важная часть нашего языка. Следовательно, жил, живёт и жить будет – но вот КАК? Мат как особо экспрессивная форма слова Среди множества слов всегда есть особые группы, употребление которых обуславливалось именно некими ситуациями, когда другие слова – синонимичные или нет – не годились в силу разных причин. Мат всегда относился к словам особого, сакрального смысла, употребление которых диктовалось или важностью момента, или необходимостью особо экспрессивного выражения чувств. Даже ругань в русском языке можно разделить (с некоей условностью, конечно) на бытовую, цензурную и то, что раньше называли «чёрной бранью», куда входили в т. ч. слова, нынче не матерные; равно как и в нынешнюю ругань входят слова не ругательные ранее – скажем, «падло» (от падаль). Язык меняется! Ну, и ругань тоже: кто бы подумал, что словечко «трахнуть» за каких-нибудь пять лет прямо на моих глазах (точнее, ушах!) приобретёт совершенно неприличный смысл! Мат как часть литературы Те, кто изучал древнеславянский, или просто читал, скажем, былины (неадаптированные к современной речи), знает, что там довольно спокойно употреблялись слова, ныне считающиеся мало- а то и вовсе неприличными (зависит от интеллигентности читающего), например: «Ах ты, сука, блядь, блудова жена!...» и прочее. Но и в древности, и сейчас всегда был язык литературный, и бытовой. Былины всё же ближе к бытовому. Однако мат в литературе применяли, хотя раньше очень осторожно, не в пример нонешнему времени. Барков – всё ж не вполне литература, что-то вроде андеграунда тех веков... Особенности употребления мата в наши дни То, что происходит сейчас, можно определить словами В. В. Маяковского, слегка их переиначив: Слова у нас, до самого «чёрного», В привычку входят: сказал – и не ахнут; Взамен «падшей женщины» - « пизда подзаборная»; Вместо «Да ну тебя!» - «Пошёл на хуй!» ........................................... ........................................... Язык на глазах «матереет» стремительно, Из зоны рванувшись в широкие массы; И вот уж не «здОрово!», а «охуительно», Лепечет детёныш в начальных классах... Я могу совершенно точно утверждать, что сейчас, по сравнению с временами моего детства и юности, мат просто невероятно расширил ареал своего социального употребления. Я, как и многие, был довольно шпанистым в те года, и матерком беседовал народ – но уж никак не в общественных местах, и даже не среди относительно приличного чисто мужского или женского общества. Даже работая с уголовниками в геологоразведке, не слыхал такого постоянного «бля»канья, каковое слышу в беседах учеников средней школы, не говоря уж про колледжи... И на работе (на заводах проработал полжизни) тоже ТАК, как нынче, не матерились. А то, что я слыхал в последние годы в офисах приличных вроде бы фирм среди отнюдь не уборщиц, а спецов (особенно молодых) с высшим образованием – и при этом в общении совершенно без разграничения пола и возраста – вообще не лезет ни в какие ворота! Происходит ДЕВАЛЬВАЦИЯ МАТА! И ничего смешного и хорошего ни для языка, ни для самого мата в это нет. Исчезает ЭКСПРЕССИЯ выражений, сам смысл, суть мата как особой лексической группы речи. ЭТО ОБЕДНЯЕТ ЯЗЫК, обедняет, как ни странно, и культуру речи. В чём, как мне кажется, причины этого? Многие говорят: за годы сталинизма и чуть позже много народу сидело в лагерях, и лексика зоны пошла в народ. Это не вполне верно. Да, сидели; но мат был и до сталинизма, и после; однако он не был обыденной, бытовой формой речи, как в наши дни в обычном, не «зонном» обществе. Тем более среди интеллигенции. То есть и она материлась, и многие знали в этом деле толк! - но на уровне нормального общения вполне обходились без него. 1. В перестройку изменились социальные ценности, социальные ориентиры. Если раньше было престижно быть интеллигентным и культурным человеком, то теперь «сливки общества» - это новые русские, половина которых является обизнесменившейся уголовщиной. Деньги есть, фирмы есть, а вот культуры нет. Но это - «уважаемые господа», и стиль их общения друг с другом и с другими стали перенимать те, кто работал с ними, и/или хотел походить на них: людям вообще свойственно подражательство «кумирам». А они давно уж стали кумирами народа; в песнях, эстраде, фильмах, литературе и театре – да везде! - воспевались именно удачливые, отчаянные, такие родные и «свои в доску» БРАТКИ («Брат 1 и 2», Бумер», «Бригады» и т. д.). Ну, и начали материться – это же круто!!! 2. В перестройку изменились стандарты в образовании. Огромное количество балбесов, имеющих высшее специальное ( и часто прекрасные спецы в своём деле), но не имеющих начального культурного, не знающих – и НЕ ЛЮБЯЩИХ! - литературу, родной язык, историю (страны, науки, искусств) - следствие нововведений в системе образования. Они не могут грамотно писать! - так о какой культуре речи может идти речь?! ЯЗЫК ИХ БЕДЕН. И не может не быть бедным, если это уже третье поколение, которое практически не читает художественной литературы, которая только и способна дать эту самую культуру речи. Половина из них и рада бы говорить нормально, ДА СЛОВ НЕ ХВАТАЕТ!!! А «коренных» матюков сравнительно немного, запомнить легко, и применимы к чему угодно, благодаря гибкости и богатству форм русской грамматики – и исходя из контекста сообразишь, о чём речь. 3. В перестройку изменились стандарты в самой культуре! (и это – самое страшное). На гребне «демократических свобод» выползла всякая шушера во всех областях культуры. Да, раньше была цензура – но была и культура (да хоть и идеологизированная!), уровень которой поддерживали. А теперь можно всё, лишь бы деньги давало! А что даёт самые большие деньги? - порок и то, что запретно. Ну, мат был запретен? - щас заговорим, ребята!! да так заговорим... и в литературе, и на эстраде, и в театре, и везде. Ведь это же «правда жизни», верно? Вот и слушайте все – от младенцев до ветеранов «старой» культуры; от «зонных отморозков» до членов правительства на заседаниях и концертах по праздникам! Особенно страшна в этом деле всеобщего оболванивания и обескультуривания роль TV как самого массового СМИ. 4. В пост-перестроечной России мат почти утерял значение «запретной», сакральной лексики. Растущие поколения уже не воспринимают мат как нечто запретное, а как разновидность бытовой лексики. ОНА ИМ ПРИВЫЧНА – вот что плохо. Скоро на заборах хулиганы будут писать не то, что пока пишут, а «МИР»! Возможность обходиться без оного? Ну, прежде всего, обходились же раньше! И пока ещё язык не настолько изменился, чтобы мат перестал быть матом. Можно обойтись и без него, но... тезаурус обогащать надо, читать! И не детективы (кроме разве что Акунина), а классику – или хотя бы издания доперестроечные, тогда и культура речи была, и цензоры и корректоры в издательствах. А вообще это нетрудно! И я готов это подкрепить примерами. Тут один молодой поэт в комментах мне написал, что не может не материться, видя безобразия нашей жизни. Да, мы обычно материмся именно в минуты, когда хочется выругаться, уязвить, снять стрессовое состояние от обиды (действительной или мнимой – это уже другое дело). Что касается обид «гражданского» характера – на государство, на политиков – то приглашаю ко мне, выбрать гражданское или юмор (снизу на моей главной, "Список собственных циклов") . А относительно конкретных личностей – ниже приведу небольшой список ответов тем, кто ругался со мной по поводу моих пародий на хреновые номинации, бывшие раньше на сайте «СТИХИ.ру» . Честное слово, порой безукоризненной вежливостью можно «уесть» оппонента куда обиднее, чем самым крутым матюком, ибо нет уже в матюках «крутизны», к сожалению! |