Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Лавров Дмитрий
Объем: 8127 [ символов ]
О мате в русском языке
О некоторых аспектах употребления мата в литературе.
 
Писалось об этом уже много и многими. Но всё больше про морально- этические стороны этого дела. Я же хотел бы подойти к вопросу с несколько иной стороны.
 
Мат как часть родной речи
Можно спорить о корнях мата (наследие ли это татаро-монголов или исконно славянское), но тот факт, что мат древен, никто не оспаривает. Наберите в поисковике «русский мат» - и там уйма исследований на данную тему. Это, безусловно, древнейшая и важная часть нашего языка. Следовательно, жил, живёт и жить будет – но вот КАК?
Мат как особо экспрессивная форма слова
Среди множества слов всегда есть особые группы, употребление которых обуславливалось именно некими ситуациями, когда другие слова – синонимичные или нет – не годились в силу разных причин. Мат всегда относился к словам особого, сакрального смысла, употребление которых диктовалось или важностью момента, или необходимостью особо экспрессивного выражения чувств. Даже ругань в русском языке можно разделить (с некоей условностью, конечно) на бытовую, цензурную и то, что раньше называли «чёрной бранью», куда входили в т. ч. слова, нынче не матерные; равно как и в нынешнюю ругань входят слова не ругательные ранее – скажем, «падло» (от падаль). Язык меняется! Ну, и ругань тоже: кто бы подумал, что словечко «трахнуть» за каких-нибудь пять лет прямо на моих глазах (точнее, ушах!) приобретёт совершенно неприличный смысл!
Мат как часть литературы
Те, кто изучал древнеславянский, или просто читал, скажем, былины (неадаптированные к современной речи), знает, что там довольно спокойно употреблялись слова, ныне считающиеся мало- а то и вовсе неприличными (зависит от интеллигентности читающего), например: «Ах ты, сука, блядь, блудова жена!...» и прочее. Но и в древности, и сейчас всегда был язык литературный, и бытовой. Былины всё же ближе к бытовому. Однако мат в литературе применяли, хотя раньше очень осторожно, не в пример нонешнему времени. Барков – всё ж не вполне литература, что-то вроде андеграунда тех веков...
 
Особенности употребления мата в наши дни
То, что происходит сейчас, можно определить словами В. В. Маяковского, слегка их переиначив:
 
Слова у нас, до самого «чёрного»,
В привычку входят: сказал – и не ахнут;
Взамен «падшей женщины» - « пизда подзаборная»;
Вместо «Да ну тебя!» - «Пошёл на хуй!»
........................................... ...........................................
Язык на глазах «матереет» стремительно,
Из зоны рванувшись в широкие массы;
И вот уж не «здОрово!», а «охуительно»,
Лепечет детёныш в начальных классах...
 
Я могу совершенно точно утверждать, что сейчас, по сравнению с временами моего детства и юности, мат просто невероятно расширил ареал своего социального употребления. Я, как и многие, был довольно шпанистым в те года, и матерком беседовал народ – но уж никак не в общественных местах, и даже не среди относительно приличного чисто мужского или женского общества. Даже работая с уголовниками в геологоразведке, не слыхал такого постоянного «бля»канья, каковое слышу в беседах учеников средней школы, не говоря уж про колледжи... И на работе (на заводах проработал полжизни) тоже ТАК, как нынче, не матерились. А то, что я слыхал в последние годы в офисах приличных вроде бы фирм среди отнюдь не уборщиц, а спецов (особенно молодых) с высшим образованием – и при этом в общении совершенно без разграничения пола и возраста – вообще не лезет ни в какие ворота!
 
Происходит ДЕВАЛЬВАЦИЯ МАТА!
И ничего смешного и хорошего ни для языка, ни для самого мата в это нет. Исчезает ЭКСПРЕССИЯ выражений, сам смысл, суть мата как особой лексической группы речи. ЭТО ОБЕДНЯЕТ ЯЗЫК, обедняет, как ни странно, и культуру речи. В чём, как мне кажется, причины этого?
Многие говорят: за годы сталинизма и чуть позже много народу сидело в лагерях, и лексика зоны пошла в народ. Это не вполне верно. Да, сидели; но мат был и до сталинизма, и после; однако он не был обыденной, бытовой формой речи, как в наши дни в обычном, не «зонном» обществе. Тем более среди интеллигенции. То есть и она материлась, и многие знали в этом деле толк! - но на уровне нормального общения вполне обходились без него.
1. В перестройку изменились социальные ценности, социальные ориентиры.
Если раньше было престижно быть интеллигентным и культурным человеком, то теперь «сливки общества» - это новые русские, половина которых является обизнесменившейся уголовщиной. Деньги есть, фирмы есть, а вот культуры нет. Но это - «уважаемые господа», и стиль их общения друг с другом и с другими стали перенимать те, кто работал с ними, и/или хотел походить на них: людям вообще свойственно подражательство «кумирам». А они давно уж стали кумирами народа; в песнях, эстраде, фильмах, литературе и театре – да везде! - воспевались именно удачливые, отчаянные, такие родные и «свои в доску» БРАТКИ («Брат 1 и 2», Бумер», «Бригады» и т. д.). Ну, и начали материться – это же круто!!!
2. В перестройку изменились стандарты в образовании.
Огромное количество балбесов, имеющих высшее специальное ( и часто прекрасные спецы в своём деле), но не имеющих начального культурного, не знающих – и НЕ ЛЮБЯЩИХ! - литературу, родной язык, историю (страны, науки, искусств) - следствие нововведений в системе образования. Они не могут грамотно писать! - так о какой культуре речи может идти речь?! ЯЗЫК ИХ БЕДЕН. И не может не быть бедным, если это уже третье поколение, которое практически не читает художественной литературы, которая только и способна дать эту самую культуру речи. Половина из них и рада бы говорить нормально, ДА СЛОВ НЕ ХВАТАЕТ!!! А «коренных» матюков сравнительно немного, запомнить легко, и применимы к чему угодно, благодаря гибкости и богатству форм русской грамматики – и исходя из контекста сообразишь, о чём речь.
3. В перестройку изменились стандарты в самой культуре! (и это – самое страшное).
На гребне «демократических свобод» выползла всякая шушера во всех областях культуры. Да, раньше была цензура – но была и культура (да хоть и идеологизированная!), уровень которой поддерживали. А теперь можно всё, лишь бы деньги давало! А что даёт самые большие деньги? - порок и то, что запретно. Ну, мат был запретен? - щас заговорим, ребята!! да так заговорим... и в литературе, и на эстраде, и в театре, и везде. Ведь это же «правда жизни», верно? Вот и слушайте все – от младенцев до ветеранов «старой» культуры; от «зонных отморозков» до членов правительства на заседаниях и концертах по праздникам! Особенно страшна в этом деле всеобщего оболванивания и обескультуривания роль TV как самого массового СМИ.
4. В пост-перестроечной России мат почти утерял значение «запретной», сакральной лексики.
Растущие поколения уже не воспринимают мат как нечто запретное, а как разновидность бытовой лексики. ОНА ИМ ПРИВЫЧНА – вот что плохо. Скоро на заборах хулиганы будут писать не то, что пока пишут, а «МИР»!
 
Возможность обходиться без оного?
Ну, прежде всего, обходились же раньше! И пока ещё язык не настолько изменился, чтобы мат перестал быть матом. Можно обойтись и без него, но... тезаурус обогащать надо, читать! И не детективы (кроме разве что Акунина), а классику – или хотя бы издания доперестроечные, тогда и культура речи была, и цензоры и корректоры в издательствах. А вообще это нетрудно! И я готов это подкрепить примерами.
Тут один молодой поэт в комментах мне написал, что не может не материться, видя безобразия нашей жизни. Да, мы обычно материмся именно в минуты, когда хочется выругаться, уязвить, снять стрессовое состояние от обиды (действительной или мнимой – это уже другое дело). Что касается обид «гражданского» характера – на государство, на политиков – то приглашаю ко мне, выбрать гражданское или юмор (снизу на моей главной, "Список собственных циклов") . А относительно конкретных личностей – ниже приведу небольшой список ответов тем, кто ругался со мной по поводу моих пародий на хреновые номинации, бывшие раньше на сайте «СТИХИ.ру» .
Честное слово, порой безукоризненной вежливостью можно «уесть» оппонента куда обиднее, чем самым крутым матюком, ибо нет уже в матюках «крутизны», к сожалению!
Дата публикации: 13.02.2011 16:11
Предыдущее: Многополярный мир и РоссияСледующее: Эпоха леммингов

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта