Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: Владимир Бровко
Объем: 23971 [ символов ]
Александр Пушкин и Фаддей Булгарин ч.2
Ф.Булгарин после увольнения из армии, не смотря на боевые заслуги, находясь в крайне стесненных жизненных обстоятельствах, в виду отсутствия всяческих средств к жизни в Санкт-Петербурге вначале перебрался в Варшаву, а затем в Париж, где надышавшись воздухом свободной Франции, и вспомнив, что он поляк, вступил во французскую армию Наполеона Бонапарта!
 
Польский легионер
 
Верне в состав Польского легиона, наемных войск Франции. После чего участвовал в походе французской армии в Испанию. О посещении этой страны Ф. Булгарин, потом оставил потомкам подробную книгу.
 
История же Польских легионов во Франции, а их было в разные исторические периоды несколько, впервые началась в 1797г. Но комплектовались легионы на идейной основе! Как добровольческие польские воинские формирования, создававшиеся в целях борьбы за восстановление независимости Польши.
 
В 1806—1807г.г. Наполеон Бонапарт создал 2 северных легиона (8 тыс. человек) под командованием генерала Ю. Зайончека и Г. Володкевича.
 
Всего в 1797—1807 через Легионы прошло около 35 тыс. человек, часть которых составила костяк польской армии герцогства Варшавского (1807—1814), а часть осталась на французской службе (около 8 тыс. человек) в т. н. Польско-итальянском легионе.
 
В 1812 г. Ф. Булгарин в составе Армии Герцогства Варшавского участвовал в походе французской армии в Россию. Легион в то время входил в корпусе маршала Удино, действовавшего в Литве и Белоруссии против графа Витгенштейна.
 
В ходе российской кампании Ф. Булгарин за боевые заслуги был награждён высшей наградой Франции орденом Почётного легиона, получил чин капитана.
 
В 1814 г. во Франции был взят в плен и отправлен в Пруссию, откуда, после размена пленных, вернулся в Варшаву
 
Этот факт историками недостаточно исследован и во все времена использовался противнками Ф. Булгарина для его дискредитации в русском дворянском обществе.
 
Обвинения основывались на то, что поскольку Ф. Булгарин, будучи дворянином и подданным Российской империи принимал участие в войсках противника, против русских войск, но за это небыл, привлечен ни к какой ответственности.
 
О причине реабилитации Ф. Булгарина в России историками и историографами не приведено в их трудах никаких данных. Возможно, была амнистия?
 
Автору удалось разыскать воспоминания очевидцев разговора императора Александра I c Ф. Булгариным. « В Грузине Булгарин был в августе 1824 г., по-видимому, в связи с хлопотами о разрешении издавать газету «Северная пчела».
 
По слухам, ходившим среди петербургских литераторов, Александр I. «не так-то милостиво принял Фаддея.
 
Он сделал ему неожиданный вопрос: для чего в 1812 или 1813 году служил он против России?
 
— «Малешенек после батюшки остался», — отвечал Фаддей с лицемерною харею.
 
"Вот как худо оставаться без родителей, — сказал император, обратясь к какому-то мальчику,— попадешь в дурное сообщество и забудешь самые священные обязанности!"» (письмо А.Е. Измайлова к П.Л. Яковлеву от 5 ноября 1824 // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1978. Т. 8. С. 161 — 162; автор письма пересказывал слышанное им от // С 441 П.П. Свиньина)
 
Но это было позже, а вернувшись с заграницы в 1816 г. Ф. Булгарин возвращается в Санкт-Петербург, но не найдя применения своим силам и талантам затем переехал в г.Вильно.
 
Там управлял близлежащим имением своего дяди и тут начал публиковаться, в основном анонимно, на польском языке, в виленских периодических изданиях «Dziennik Wileński», «Tygodnik Wileński», «Wiadomości Brukowe».
 
Интенсивно общался с местными либеральными польскими литераторами и преподавателями Виленского университета, входившими в Товарищество шубравцев («бездельников»; 1817—1822).
 
В январе 1819 г. Ф. Булгарин стал даже его почётным членом; после отъезда из Вильно поддерживал с шубравцами тесные контакты.
 
В 1819 г. Булгарин окончательно селится в Санкт-Петербурге, где заводит связи в столичных литературных кругах. Тут он познакомится с Н. М. Карамзиным (1819), Н. И. Гречем (1820), К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым и Н. А. Бестужевым, В. К. Кюхельбекером, А. С. Грибоедовым, А. О. Корниловичем с которыми у него устанавливаются дружеские и деловые отношения.
 
В Санкт-Петербурге развернулась его официальная литературная и издательская деятельность.
 
В 1819—1820 гг. анонимно или под криптонимом публикует стихи, очерки, воспоминания в петербургской газете на польском языке «Ruski inwalid czyli wiadomości wojenne» (польская версия «Русского инвалида»; (1817—1821) .
 
В 1820 г. появляются первые публикации Булгарина на русском языке (обозрение польской словесности в «Сыне отечества»), вступает в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».
 
На первых порах активно пропагандирует польскую культуру, пишет статьи по истории и литературе Польши, переводит польских авторов. Печатает "Краткое обозрение польской словесности" и "Избранные оды Горация",
 
Участвует в выпусках альманаха «Полярная звезда». Писал статьи, военные рассказы, путевые записки, очерки, сказки, исторические повести и романы.
 
Вершина литературной карьеры Булгарина — роман «Иван Выжигин» (Санкт-Петербург, 1828) который стал первым в России бестселлером (всего было продано более десяти тысяч экземпляров).
 
Роман «Иван Выжигин» был настолько популярен, что, по желанию читателей, Фаддей Венедиктович написал его продолжение «Пётр Иванович Выжигин» (Санкт-Петербург, 1831).
 
Именно завистью к своему успеху у читающей публики он объяснял злобу со стороны собратьев по перу, таких как Пушкин, Лермонтов и других.
 
Вот примеры такой конструктивной критики. По выражению В.Г.Белинского «успех… только минутный», так как при своем появлении в некоторой мере отвечали потребности русского общества в повестях и романах из русской жизни.
 
А.С. Пушкин заметил: "Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию: и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных".
 
Но была и еще одна причина «ненавидеть» Ф.Булгарина отдельными представителями «золотой»дворянской молодежи, к коим можно смело причислить молодого А.Пушкина и не менее юного и дерзкого М.Лермонтова, был факт службы Ф.Булганина попеременно в двух войсках, враждебных друг другу, не только в военном плане, а и идеологически, должен был и являлся в глазах русских дворян позорящим Ф.Булгарина на всю его жизнь.
 
И Ф. Булгарину пришлось, до конца своей жизни, вести свою последнюю и главную войну – литературную.
 
Ф.Булгарина о своих литературных противниках отзывался так :
 
«Не знаю никаких партий, ни личностей в литературе, я без робости иду по избранному мною пути, принимая охотно и с благодарностью советы и замечания и смеясь от чистого сердца эпиграммам, хотя бы они были написаны лично для меня»
 
Второй важной, но уже боле скрытой причиной нападок на Ф. Булгарина было, то, что с его появлением в Санкт-Петербурге, он заявил о себе как новатор журналист, удачливый в делах и финансовых оборотах, от реализации своей печатной продукции.
 
Ф. Булгарин привлекал читателей и в целом образованное часть российского общества, тем, что уже с самого начала литературной карьеры ориентировал свои труды на массового читателя и коммерческий подход к литературе.
 
Такой подход был для того времени новацией, но большинством литераторов из дворян воспринимался негативно.
 
Сами же статьи и др. работы Ф. Булгарина в отличии от других литераторов отличались занимательностью материалов, нравоописательностью и полемической заостренностью.
 
Вот пример заслуженной оценки: Александр Бестужев-Марлинский в статье «Взгляд на старую и новую словесность в России» (1823) отзывался о нём так:
 
Булгарин, литератор польский, пишет на языке нашем с особенной занимательностью.
 
Он глядит на предметы с совершенно новой стороны, излагает мысли свои с какой-то военной искренностью и правдой, без пестроты, без игры слов.
 
Обладая вкусом разборчивым и оригинальным, который не увлекается даже пылкой молодостью чувств, поражая незаимствованными формами слога, он, конечно, станет в ряд светских наших писателей.
 
Как литературный критик Б. выступал против А.С.Пушкина, Н.В.гоголя, В.Г.Белинского и реалистического направления 30-40-х годов, которое он назвал в одной из своих полемических статей натуральной школой («Северная пчела», 1846, № 22, с. 86).
 
И они как мы видим, отвечали ему своими нападками!
 
Издательская деятельность:
 
В 1822 г. Ф. Булгарин начал издавать петербургские журналы:
 
«Северный архив» (1922г.)
 
«Литературные листки» (1823г.)
 
Альманах «Полярная звезда» (1823-1825г.г.)
 
Автобиографическая книга « Воспоминание об Испании» 1824г.
 
Ф.Булгарину так же принадлежит слава первого издателя русского театрального альманаха «Русская Талия» (1824г.)
 
В этом альманахе был впервые опубликованы отрывки из «Горе от ума» Ф.Грибоедова, а затем Грибоедов полностью доверил эту работу Булгарину «Горе мое поручаю Болгарину. Верный друг Грибоедов. 5 июня 1825г.»
 
Литературная карьера Ф.Булгарина как мы видим, развивалась стабильно и успешно.
 
Наибольшую я бы сказал всероссийскую известность он приобрел как издатель полуофициальной газеты «Северная пчела". Газета сначала выходила три раза в неделю, а потом и ежедневно! Что для того времени было большим успехом.
 
И что особенно важно, с позиций дня сегодняшнего Ф. Булгарин первым стал размещать в своих издания рекламу. Делалось это в форме помещения различных фельетонов, описывая которые редакция рекламировало то или иное торговое заведение или ресторан! Получая за это «немалые деньги»!
 
В 1822—1829 гг. издаёт журнал «Северный архив» (с 1825 г. совместно с Н. И. Гречем) и выпускаемые в качестве приложения к нему «Литературные листки» (1823—1824), в 1825—1839 гг. соредактор и соиздатель Греча по журналу «Сын отечества», с 1829 г. объединённого с «Северным архивом» и выходящего под названием «Сын отечества и Северный архив».
 
Основным девизом Ф. Булгарина были слова : «Лучше писать, что немецкий сапожник расквасил себе рыло, чем догадки и рассуждения о судьбах царств!»
 
Тиражи «Северной пчелы» доходили до 10 000 экземпляров, а годовая подписка на составляла 50 рублей! Особой популярностью газета пользовалась у чиновников. Один из современиков Булгарина писал: « что провинциальные чиновники ничего не читают кроме « Северной пчелы», в которую веруют как в Священное писание».
 
Так же литературные противники Ф. Булгарина (других у Ф. Булгарина не было, ибо он не гулял и не соблазнял чужих жен и невест как А.Пушкин, а навоевавшись, не участвовал в движении декабристов и был, как бы было уместно сказать примерным и законопослушным гражданином) неофициально утверждали, что после поражения декабристов в 1825г., с созданием императором Николаем I так называемого «III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии» Ф. Булгарин стал сотрудничать со служащими этой тайной политической полиции, намекали на то, что Ф. Булгарин стал « осведомителем».
 
Но довести факт сотрудничества Ф. Булгарина с тайной полицией, не удалось ни него современникам, ни другим историкам, в том числе и в советское время, когда эти архивы впервые были открыты.
 
В заслугу Ф. Булгарина можно отнести и тот факт, что он стал первым русским писателем-фантастом. Опередив в этом наверно самого Жуль Верна. Читатель сам сможет, убедиться, ознакомившись со списком самых известных работ Ф. Булгарина.
 
Произведенияке (1824)
 
Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в ХХIX веке
 
Фантастически-утопический очерк Булгарина "Правдоподобные небылицы, или Странствования по свету в двадцать девятом веке" (1824) считается первым в русской литературе описанием путешествия во времени.
 
Невероятные небылицы, или Путешествие к средоточию Земли (1825)
 
Громкую славу и коммерческий успех принес Б. его нравоописательный, авантюрный роман "Иван Иванович Выжигин" (1828) В 1829 году издал роман Иван Иванович Выжигин, являющийся первым в русской литературе романом, послужившим также предшественником "Мёртвых душ", "Двенадцати стульев" и других т.н. плутовских романов.
 
"Петр Иванович Выжигин" (4 ч., Спб., 1831);
 
Сцена из частной жизни в 2028 году (1828) Вот бы найти и почитать!
 
Эстерка (исторический роман; 1828)
 
Мазепа (исторический роман; 1834)
 
Дмитрий Самозванец (исторический роман; 1830)
 
Романы Б. «Дмитрий Самозванец» (1830), «Мазепа» (ч. 1-2, 1833-1834) по мнению соотечественников, носят псевдоисторический характер и изобилуют мелодраматическими эффектами.
 
Но хочется спросить: «А как сейчас пишут сегодняшние писатели? И не считается ли псевдоисторизм в погоне за сенсацией и мелодраматические эффектами ключами к успеху современных литераторов?
 
Воздушный шар Архипа Фаддеича, или Утешение в горестях (1830)
 
Дух-фон Визина на нижегородской ярмарке (1834)
 
Где раки зимуют (1836)
 
Отрывок из статистических и этнографических записок, ведённых глухо-немо-слепым путешественником во время пребывания его в безымённом городе, лежащем в неоткрытой поныне стране (1836)
 
Разговор в царстве мёртвых (1836)
 
Похождения Митрофанушки на Луне (1837)
 
Издал под своим именем сочинение Дерптского профессора Н. А. Иванова: "Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях" (6 ч., Спб., 1837),
 
Памятные записки Чухина (1841)
 
Беглая мысль (1842)
 
Метемпсихоза, или Душепревращение (1842)
 
Путешествие к антиподам на Целебный остров (1842)
 
Письмо жителя кометы Белы к жителям Земли (1843)
 
Письмо жителя кометы Белы к тому же самому жителю Земли (1843)
 
Предок и потомки (сатирическая повесть; 1843)
 
Первые сибирские воздухоплаватели (1845)
 
В целом можно сказать, что Ф. Булгарин. был автором многочисленных сочинений ( всего 173 тома, к-рые были им "написаны и изданы.
 
Одновременно с литературными занятиями, Булгарин. Служил с 1826г по 1831г.г. сначала в министерстве народного просвещения, потом –с 1844 получает должность члена-корреспондента специальной комиссии конозаводчества, с которой увольняется в генеральском чине – действительно статского советника!
 
Литературная его деятельность прекратилась в начале 1857 г., а умер он 1 сентября 1859 г. на своей даче "Карлово", близ Дерпта. Полное собрание его сочинений вышло в 7 частях в Спб.,
 
839 - 44. Биография, написанная его многолетним сотрудником Н. Гречем - в "Русской Старине"1871 г.
 
О себе на конец жизни Ф. Булгарин сказал так :"Могу сказать, в глаза зависти и литературной вражде, что все грамотные люди в России знают о моем существовании! Много сказано, но это сущая, правда!» Но кто же перекрыл славу Ф. Булгарина как писателя и журналиста в русской литературе? Этого человека звали В. Г. Белинский
 
Краткая справка: В.Г. Белинский 30.5(11.6).1811, Свеаборг, - 26. 5(7.6). 1848, Петербург. Русский литературный критик, публицист.
 
Отец Белинского. - флотский лекарь, затем уездный врач.
 
В 1816 семья переехала в г. Чембар (ныне г. Белинский) Пензенской губернии.
 
В 1822-24 Б. учился в Чембарском уездном училище, в 1825-28 в Пензенской гимназии (не окончил).
 
В 1829 поступил на словесное отделение Московского университета. Участвовал в студенческом литературном "Обществе 11 нумера", читал здесь свою антикрепостническую романтическую драму "Дмитрий Калинин", чем навлек на себя гонения.
 
В 1832 был исключен из университета.
 
В 1831 заявил впервые о себе как критик. В журнале "Листок" Б. опубликовал стихи "Русская быль" и рецензию на "Бориса Годунова" А. С. Пушкина.
 
Писал он и о Ф. Булгарине, что тот « не имея фантазии, вовсе чуждый дара творчества.. заменил целью художество, сатирою- верность действия, карикатурою характеры и образы».
 
И если до 1917 года мало считались с мнением В.Белиского, то после прихода коммунистов к власти имя В. Белинского было взято на вооружение советской пропагандой.
 
И раз В. Белинский писал, что это плохо, значит это плохо.
 
А Ф.Булгарин еще и с великим А. Пушкиным конфликтовал, так тем более гад и стукач! И все книги и память о Ф. Булгарине была спрятана в спецхраны! До 1991года!
 
Напомню, что в СССР с конца 1970г. существовала проблема с выпуском художественной литературы. И вот в это время издательство «Художественная литература» издает произведения Виссариона Белинского в девяти томах тиражом в 100 тыс. экземпляров! Каждый том его критических произведений выходил в объеме 900—1000 стр. .
 
Эта работа не место для рассказа обо всех думах и мыслях В. Белинского, но несколько объективных штрихов о его деятельности, образе жизни и прогнозах о судьбе рецензуемых произведений, и предсказаний будущего того или иного автора, не помешают читателю понять отношение Белинского к критике. Из воспоминаний молодого М.Бакунина о молодом В.Былинском? Для тех, кто не знает кто такой М. Бакунин справка
 
Михаи́л Алексндрович Бакнин (30 мая (18 мая) 1814 года, село Прямухино Новоторжокского уезда Тверской губернии, Российская Империя — (1 июля (19 июня) 1876 года, Берн, Швейцария) — русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества.
 
«Бакунин признался Белинскому, что в молодые годы был подвержен плотской слабости и занимался онанизмом.
 
Белинский не стерпел и доказал Бакунину, что превзошел его даже в нравственном падении: " Итак, узнай то, что я так упорно ото всех скрывал, вследствие ложного стыда и ложного самолюбия - я был онанистом и не очень давно перестал им быть - года полтора или два». Время по - своему расставляет исторические персонажи. Виссарион Белинский предсказывал Петру Павловичу Ершову бесславный конец!
 
Справка: (1815 - 1869), уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии.
 
Печатал стихотворения в "Библиотеке для Чтения" Сенковского и в "Современнике" Плетнева .
 
Известность доставила Ершову сказка "Конек-Горбунок", написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 т. "Библиотеки для Чтения" 1834 г., с похвальным отзывом Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин , читавший ее в рукописи. "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить", - сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым - говорил он - Ершов "обращается как с своим крепостным мужиком".
 
Вслед затем она вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7 изданий;
 
А В. Белинский пишет: « что его сказку " Конек - Горбунок " забудут вскоре после издания, зато другие произведения будут помнить десятилетия». И что же сказку Ершова дети читают с интересом и сейчас!
 
Особо стоит оношение В. Белинского к писателям украинцам, так и вообще к украинскому народу. Раскроем «Статьи о народной поэзии». Читаем:
 
В. Белинский не признавал украинцев как народ, последними словами поносил казаков, Тараса Шевченко.
 
«Что же касается до малороссиян, то смешно и думать, чтоб из их, впрочем, прекрасной, народной поэзии могло теперь что-нибудь развиться: из нее не только ничего не может развиться, но и сама она остановилась еще со времен Петра Великого; двинуть ее возможно только тогда, когда лучшая, благороднейшая часть ее малороссийского населения оставит французскую кадриль и снова примется плясать тропака и гопака, фрак и сюртук переменит на жупан и свитку, выбреет голову, отпустит оселедец, — словом, из состояния цивилизации, образованности и человечности (приобретением которых Малороссия обязана соединению с Россией) снова обратится к прежнему варварству и невежеству...
 
Племя может иметь только народные песни, но не может иметь поэтов, а тем менее великих поэтов: великие поэты являются только у великих наций».
 
«Содержание «Тараса Бульбы» взято из сферы народной жизни,.. вся повесть, исключая разговоров действующих лиц, написана литературным языком, каким никогда не может быть язык малороссийский, сделавшийся теперь провинциальным и простонародным наречием».
 
В каждом томе современные русские составители вместили подробный комментарий. На эти украиноненавистнические высказывания Белинского на ст. 605 четвертого тома даются следующие пояснения:
 
«Обстоятельства, непосредственно связанные с бескомпромиссной борьбой критика против доктрины «официальной народности», обусловили чересчур категорическое отношение Белинского к украинскому языку и литературе. К тому же малая изученность этой проблемы в теоретическом плане лишила критика возможности опереться на авторитетные исследования».
 
А вот рецензия Белинского в 1841 г. на работу украинского поэта и писателя Е.Гребинка: «Малороссийский язык действительно существовал во времена самобытности Малороссии и существует теперь — в памятниках народной поэзии тех славных времен. Но еще не значит, чтоб у малороссиян была литература: народная поэзия еще не составляет литературы»;
 
«Теперь чистый малороссийский язык находится преимущественно в одних книгах. Следовательно, мы имеем полное право сказать, что теперь уже нет малороссийского языка, а есть областное малороссийское наречие..
 
А малороссийское наречие одно и то же для всех сословий — крестьянское. Поэтому наши малороссийские литераторы и поэты пишут повести всегда из простого быта и знакомят нас только с Марусями, Одарками, Прокипами, Кандзюбами, Стецьками и тому подобными лицами...
 
Жалко видеть, когда и маленькое дарование попусту тратит свои силы... Хороша литература, которая только и дышит, что простоватостию крестьянского языка и дубоватостию крестьянского ума!»
 
Далее, рецензия Белинского на труд Николая Маркевича «История Малороссии», т.5, :
 
«Малороссия никогда не была государством, следовательно, и истории, в строгом значении этого слова, не имела... Малороссияне всегда были племенем и никогда не были народом, а тем менее — государством. Казаки знали в жизни только два рода наслаждения: резню и горилку».
 
Письмо к критику Анненкову (т.9, стр. 689):
 
«Наводил я справки о Шевченке и убедился окончательно, что вне религии вера есть никуда негодная вещь.
 
Вы помните, что верующий друг мой (Бакунин. — Г.М.) говорил мне, что он верит, что Шевченко — человек достойный и прекрасный.
 
Вера делает чудеса, творит людей из ослов и дубин, стало быть, она может и из Шевченки сделать, пожалуй, мученика свободы.
 
Но здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а сверх того, горького пьяницу, любителя горилки по патриотизму хохлацкому.
 
Этот хохлацкий радикал написал два пасквиля — один на государя императора, другой — на государыню императрицу.
 
Я не читал этих пасквилей, и никто из моих знакомых их не читал (что, между прочим, доказывает, что они нисколько не злы, а только плоски и глупы), но уверен, что пасквиль на императрицу должен быть возмутительно гадок по причине, о которой я уже говорил. Шевченку послали на Кавказ солдатом.
 
Мне не жаль его, будь я его судьей, я сделал бы не меньше. Я питаю личную вражду к такого рода либералам...»
 
Критик не читал произведений Шевченко! Потому что не умел читать на «малороссийском наречии».
 
Но утверждал, что Шевченко «осел, дурак и пошлец». Одним словом, ценный кадр для советского агитпропа «критика» их критики тоже не читали осуждаемых работ, опальных писателей.
 
И в заключение еще одна «рецензия « В. Белинского уже о М. Лермонтове. (т.9, стр. 476): «Вот тебе несколько новостей: М. Лермонтов убит наповал, на дуэли. Оно и хорошо: был человеком беспокойным и писал хоть хорошо, но... безнравственно». «Оно и хорошо», что убили великого русского поэта, злорадствовал В. Белинский. Это «критик» рецензировал произведения, не читая их и признан великим критиком!
 
И как же можно после этого верить его оценкам, данным 150 лет спустя, в том числе и о работах Фаддея Булгарина?.
 
(конец 2 части)
Дата публикации: 01.02.2011 18:54
Предыдущее: Александр Пушкин и Фаддей Булгарин (сравнительное жизнеописание) ч.1Следующее: Александр Пушкин и Фаддей Булгарин гл.3

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта